Урок по русскому языку на тему Фразеологизмы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку на тему ФразеологизмыРазработка урока по теме: «Фразеологизмы».


Тип урока - комбинированный.

Форма урока - урок-путешествие.

Задачи урока:

1. Познавательные: научить узнавать в речи фразеологизмы, умело их использовать, выяснить, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи.

2. Развивающие: развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся через различные способы деятельности; развивать способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты.

3. Воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование урока: мультимедийная аппаратура, иллюстрации, карточки для индивидуальной работы.


Ход урока.


Этап

занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организа-ционный этап.

1. Приветствие.

2. Слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок, урок-приключение, полное опасностей и неожиданностей, урок-путешествие к Земле Знаний. На доске сказочная карта, на ней указан наш маршрут. Отправимся мы в путь на фрегате «Победа» к берегам загадочной и прекрасной страны название которой вы угадаете ели выполните следующее задание

Из приведенного ряда зачеркните слова, объединенные сферой употребления. Объясните свой выбор.

телек, тусовка, повесить нос, водила; /жаргонизмы

концы в воду, бурак, хата, мшара; /диалектизмы

ботфорты, отлегло на сердце, лапотник, лучина; /устаревшие слова

спутник, Интернет, ноутбук, наступать на пятки; /неологизмы

скальпель, шито-крыто, карбюратор, зубило /профессионализмы

- Что у нас на доске осталось незачеркнутым? /фразеологизмы

Итак мы с вами отправимся в страну «Фразеологию», населенной фразеологизмами. Известный русский лингвист А.И.Ершов назвал их «самородками и самоцветами родного языка».

Цель нашего путешествия: научиться узнавать в речи фразеологизмы, понять, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи, умело их использовать, в очередной раз восхититься чудесными возможностями русского языка.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

Готовы? Тогда в путь.

Учащиеся приветствуют учителя, делают записи в тетрадях.


Учащиеся по очереди выходят к доске и вычеркивают ненужное

II.Основной этап.

1.остров «Вопросиков»




2. остров «Сказок»



3. остров «Карточек»




4 море «Творчества»





5 полуостров «Театр»



6. Остров «Зоологов»





7 Остров «Картинок»

8 Остров «Всезнаек»






Подведение итогов урока


Выставление оценок за урок



Домашнее задание

Первый остров, на который мы попадем, это остров «Вопросиков» вам необходимо отвечать на вопросы за каждый верный ответ вы получаете фишки, а к концу урока мы не только прибудем в страну «Фразеологию», но и узнаем кто является ее самым почетным жителем.

- Что называется фразеологизмами?

/устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению/

- По происхождению фразеологизмы бывают какие?

/исконно русские и заимствованные/

-Назовите источники фразеологизмов.

/исконно рус.: басни, пословицы и поговорки, художественные произведения,

заимств.: церковно-славянская литература, мифы разных народов/

- В каких словарях даётся значение фразеологимов?

На дом вам было задано узнать историю происхождения одного фразеологизма.

Узнавание фразеологизмов на слух. Коллективная работа с записью у доски.

Вам сейчас будет представлена хорошо знакомая сказка в пересказе ученицы и вам необходимо будет записать фразеологизмы, которые она употребляет в своем рассказе.

- Можно ли в предложении употребить только часть сочетания слов?

Вывод: Фразеологизмы - это устойчивые неделимые сочетания слов

Перед вами на столах лежат карточки ваша задача кто быстрее подберет к словам фразеологизмы, близкие по смыслу. Соединить стрелками.

неожиданно мухи не обидит

невпопад, некстати как в воду опущенный

стремительно как снег на голову

удручённый, грустный ни к селу ни к городу

кроткий, добрый сломя голову

Проверка

Составляют 1 предложение и разберите их

Вывод: Фразеологизмы можно заменить словами, близкими по смыслу и фразеологизм является одним членом предложения.

Творческий диктант.

- В русском языке очень много фразеологизмов, в состав которых входят слова: рука, нога, сердце, голова, нос, уши, глаз, зуб, язык. Я буду диктовать начало фразеологизма, вы покажите карточку с изображением подходящего слова и записываете полученный фразеологизм.

Взять голыми … (руками) /без особого труда

Как снег на … (голову) / внезапно

Зарубить себе на … (носу) /хорошо запомнить

Пропустить мимо … (ушей) / не запомнить, не услышать

Скалить … (зубы) / смеяться

Тянуть за … (язык) /выспрашивать

Держать … (ухо) востро / быть начеку

Водить за … (нос) / обманывать

Пускать пыль в … (глаза) / обманывать, создавать видимость

А сейчас мы немного отдохнем. Каждый из вас сможет побывать в роли актера «немого жанра».

По очереди ученик подходит к столу, берет карточку с написанным фразеологизмом, читает его про себя, а затем изображает написанное. Задача остальных учащихся - зрителей - назвать фразеологизм, объяснить его значение.

Приложение

Иногда для характеристики человека используют фразеологические обороты, отражающие какие-либо качества, черты характера, сравнивая с животными.

Например, говорят, труслив как заяц.

Закончите предложение, подобрав к нему картинку с изображение животного.

Болтлив как … сорока

Надут как … индюк

Изворотлив как … уж

Здоров как … бык

Упрям как … осел

Нем как … рыба

работает как … лошадь

Вывод: Фразеологизмы можно использовать для характеристики человека, чтобы подчеркнуть его те или иные

По картинкам определить что за фразеологизм зашифрован (Призентация)

КАРТОЧКА - ТЕСТ

О каком человеке так говорят:

  1. Он выйдет сухим из воды:

  • ловкий

  • робкий

  1. Он звёзд с неба не хватает:

  • умный

  • глупый

  1. У него денег куры не клюют:

  • богатый

  • бедный

  1. У него семь пятниц на неделе:

  • надёжный

  • рассеянный

  1. У него зимой снега не выпросишь:

  • щедрый

  • жадный

  1. У него душа нараспашку:

  • наивный

  • скрытный

  1. Он водит всех за нос:

  • показывает людям дорогу

  • обманывает людей

Наконец мы с вами добрались до страны фразеологии и я предлагаю вам оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

Работал засучив рукава-

Работал в поте лица -

Поломал голову-

Знаю как дважды два -

А сейчас самое время подсчитать свои фишки и определить кто у нас является почетным жителем страны «Фразеологии»

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.

Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!

Домашнее задание.

НА ВЫБОР

1) Сделать свою книжку фразеологизмов, с иллюстрациями.

2). Выписать 5 фразеологизмов из произведений художественной литературы, подобрать к выписанным фразеологизмам синонимы и антонимы.





Учащиеся рассказывают д/з затем запись в тетради числа и темы

Ученики записывают текст в тетради, один ученик работает у доски.


Учащиеся работают самостоятельно на карточках.


Запись предложения в тетрадь и разбор комментированный в тетради.


Учащиеся показывают карточку и записывают фразеологизмы.




По очереди вытягивают задание и инсценируют его.


По желанию выходят к доске и напротив нужного фразеологизма ставят карточку




Разгадывают фразеологизмы и получают фишки

Выполняют тест с самопроверкой






Учащиеся оценивают свою деятельность


Считают фишки и получают отметки



Записывают домашнее задание



© 2010-2022