Урок по русскому языку для 7 классса по теме «Употребление предлогов»

Практическая деятельность предполагает распределение предлогов по значению выражаемых ими отношений в четыре колонки таблицы. В конце урока выставляют оценки соответственно разбалловке. Выдержка из текста: 1 группа: Долгова Сабина и Широкобокова Кира рассказывают о целевых предлогах. Примеры записываются на доске и в тетрадях учащихся. 2 группа: Борисова Юлия и Доновская Диана рассказывают о временных предлогах. 3 группа: Смирнова Екатерина и Пиркова рассказывают о причинных предлогов. 4 группа:...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 7 «Б» классе

Учитель: Тумасова Т.А.

Тема: «Употребление предлогов».

Цели: 1. Образовательные:

познакомить учащихся с нормами употребления предлогов;

совершенствовать речь учащихся через создание УВ (устное высказывание);

совершенствовать навыки работы в группах;

научить обрабатывать информацию, полученную из учебной и научной литературы при создании мини-проектов.

2. Развивающие:

развивать навыки говорения, письма, слушания;

развивать навыки самоконтроля, рефлексии.

3. Воспитательные:

расширять кругозор учащихся;

прививать любовь к художественной литературе.

Ход урока.

Организационный момент.

Запишите в тетрадь: число, классная работа. На этом уроке мы продолжим изучение служебной части речи - предлога. Тема: Употребление предлогов. У каждого из вас на парте лежит оценочный лист. Некоторые этапы работы вы будете оценивать сами и заносить баллы в оценочный лист. Подпишите эти листы и пока отложите. Итак, тема урока - употребление предлогов. Как вы думаете, какую цель мы должны поставить на этом уроке?

Слайд №1: Познакомиться с нормами употребления предлогов.

Уметь правильно использовать предлоги в речи.

Повторение пройденного и актуализация знаний.

Давайте повторим и закрепим полученные на предыдущем уроке знания о предлоге. Составьте устное высказывании по началу фразы (УВ):

Слайд №2: Предлог - это…

Он служит для…

Может употребляться с …

Никогда не используется с…

Групповая проектная деятельность.

При употреблении предлогов возникает ряд вопросов, связанных с их отношениями. Сегодня мы попытаемся их разрешить. Для этого некоторые из вас собирали информацию о предлогах и проводили небольшие исследования. А результатом работы стали мини-проекты.

1 группа: Долгова Сабина и Широкобокова Кира рассказывают о целевых предлогах. Примеры записываются на доске и в тетрадях учащихся.

2 группа: Борисова Юлия и Доновская Диана рассказывают о временных предлогах.

3 группа: Смирнова Екатерина и Пиркова рассказывают о причинных предлогов.

4 группа: Мартиросян Максим и Красникова Ирина о пространственных предлогах.

Практическая деятельность.

- Что нового о предлогах вы узнали из мини-проектов?

- Прочитайте словосочетания и распределите предлоги по значению отношений, которые они выражают. Выпишите соответствующие словосочетаниям цифры в 4 колонки: временные, пространственные, причинные, целевые.

Слайд №3:

1. Выйти на работу.

2. Приехать в 5 часов

3. Выглянуть из окна.

4. Вернуться через 10 минут.

5. Папка для документов.

6. Пропустить по болезни.

7. Заснуть под утро.

8. Задержаться из-за непогоды.

9. Расти благодаря дождям.

10.Поехать в Крым.

- Проверим, что у вас получилось.

Слайд №4.

временные

пространственные

причинные

целевые

2

3

6

1

4

10

8

5

7

9

- Посчитайте количество правильных и неправильных ответов и занесите баллы за первое задание в оценочный лист.

Здоровьесберегающие технологии.

Упражнение для глаз. Плакат на доске.

Практическая деятельность.

- Последнее словосочетание в предыдущем задании «Поехать в Крым». В каком падеже в данном словосочетании употребляется существительное с предлогом?

- С каким еще падежом может употребляться данный предлог?

- Какой синонимичный предлог также употребляется с существительным в винительном и предложном падежах? (НА).

- Давайте разберемся, когда нужно употреблять предлог В и когда предлог НА? Внимание на слайд № 5.

Поехать в Москву.

Вернуться из Москвы.

Жить на Дальнем Востоке.

Привезти с Дальнего Востока.

Вывод: предлог В тесно связан с предлогом ИЗ, а предлог НА тесно связан с предлогом С.

Задание №2 выполняется на доске и в тетрадях. Слайд №6.

Какой предлог нужно употребить:

1.работать (фабрика).

2.лежать (больница).

3.учиться (лицей).

4.поехать (Урал).

5.жить (Сибирь).

Давайте проверим:

Слайд №7:

Работать на фабрике (с фабрики)

Лежать в больнице (из больницы)

Учиться в лицее (из лицея)

Поехать на Урал (с Урала)

Жить в Сибири (из Сибири).

- посчитайте количество правильных ответов и занесите в оценочный лист баллы за задание №2.

Предупреждение речевых ошибок. Культура речи.

- Ребята, я хочу обратить ваше внимание на трудности, которые могут возникнуть при употреблении некоторых предлогов в речи. Обратите внимание на эти предложения:

Слайд №8.

  1. В нашем лесу благодаря сильным дождям появилось много грибов.

  2. Полет был отменен благодаря сильным ливням.

  3. Для улучшения здоровья мы должны заниматься спортом и принимать витамины.

  4. В аптеке я купил таблетки для головной боли.

- почему 2 и 4 предложения подчеркнуты?

(неуместное употребление предлогов БЛАГОДАРЯ и ДЛЯ).

- а какими предлогами их нужно заменить?

(ИЗ-ЗА и ОТ).

Синтаксический разбор предложения №1.

Тест.

Задание №3. Слайд №9.

1.Значение предлога (вышло из-за туч):

а) временное;

б)пространственное;

в)причинное

2.В каком предложении слово ВПЕРЕДИ является предлогом:

а) Барабанщики шли впереди

б) Барабанщики шли впереди отряда.

3.Предлог - это:

а)главный член предложения;

б)второстепенный;

в)не является членом предложения.

4. Какое слово употребляется с предлогом:

а)(во)шёл

б)(во)двор

проверьте задание №3 и заполните оценочный лист.

Итоги урока.

Итак, урок подходит к концу. Давайте подводить итоги. Вернемся к целям, которые мы поставили в начале урока. Достигли мы их?

Слайд №10. выберите любое начало фразы и продолжите ее:

-Сегодня я узнал…

-Было трудно…

-Я научился…

Посчитайте количество баллов, полученных вами за выполнение трех заданий и выставьте себе оценки в оценочный лист соответственно разбалловке. Слайд №11.

10 + 5 + 4 = 19

«5» 19 -17 баллов

«4» 16 - 13 баллов

«3» 12 - 7 баллов

«2» менее 7 баллов

Домашнее задание:

Упражнение 295.


© 2010-2022