Разработка урока по литературе

Тема урока: «Разделительные ь и ъ» Цели урока: создание условий для повторения правил написания разделительных ь и ъ; формирования навыков правописания разделительных ь и ъ. Оборудование: карточки, презентация Ход урока: I.                   Целеполагание. -Прочитайте правильно слова из словаря учебника на буквы а, б, д. -Чем мы будем заниматься на уроке? Запись темы урока. -Когда в словах пишется Ъ? (после присатвки на согласную перед гласными е , ё , ю, я. -Когда пишется ь? (в корне слова и в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература 5 класс

Тема: М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Тип: урок формирования знаний.

Вид: урок-конференция.

Цели: познакомить учащихся с произведениями русских поэтов и писателей о героическом прошлом нашей страны на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», развивать умения анализировать текст, делать выводы и аргументировать свою точку зрения, способствовать пробуждению интереса к отечественной истории и русской поэзии.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, портреты героев Отечественной войны 1812 года, карта Бородинского сражения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

-Ребята, мы с вами начинаем изучать произведения об Отечественной войне 1812 года, о героическом прошлом России, о подвиге русского народа, который воспели в своем творчестве русские поэты и писатели.

На уроке мы обратимся к стихотворению уже известного вам поэта, которого называли «светилом русской поэзии». Он родился в Москве, но рано потерял мать и детство провел в имении бабушки в Пензенской губернии. Получил прекрасное домашнее образование, а затем обучался в Московском университетском Благородном пансионе, Московском университете, позднее - в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, откуда был в 1834 году выпущен корнетом лейб-гвардии гусарского полка.

Уже в раннем возрасте пишет стихи и поэмы, но печататься не стремится. Первым произведением, опубликованным в 1834 году, как считается, без его согласия, стала поэма «Хаджи Абрек». Слава пришла к нему в одночасье, в день смерти А.С.Пушкина, на гибель которого он откликнулся гневным и пронизанным болью стихотворением «Смерть поэта». В нем обвинил высшие слои аристократии в травле и гибели поэта. Стихотворение широко распространилось в списках и обеспечило славу наследника Пушкина.

-Кто из вас догадался, как звали этого поэта?

-Как популярность стихотворения «Смерть поэта» отразилась на судьбе М.Ю.Лермонтова?

-Сколько длилась ссылка М.Ю.Лермонтова на Кавказ и что способствовало ее окончанию?

  1. Изучение нового материала. Работа с текстом.

В 1837 году, уезжая на Кавказ, М.Ю.Лермонтов впервые решился опубликовать свое произведение. Это было приуроченное к двадцатипятилетней годовщине Бородинского сражения стихотворение «Бородино», с которым мы сегодня познакомимся.

Тема героизма русских воинов в Отечественной войне 1812 года волновала М.Ю.Лермонтова еще в юности. В 1831 году было написано стихотворение «Поле Бородина». Основные образы, нарисованные в этом стихотворении, впоследствии были использованы в «Бородине». Стихотворение строится в виде диалога старого и молодого солдата.

  1. Чтение стихотворении «Бородино» учителем. Анализ стихотворения.

  2. -Какова композиция стихотворении? Завязка (И вот нашли большое поле,/есть разгуляться где на воле), кульминация (Ну ж был денек!)

  3. Развязка (Вот затрещали барабаны-/ И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны,/ Товарищей считать).

  4. Сообщение учащихся о Бородинском сражении.

Бородинское сражение - одна из главных битв Отечественной войны 1812 года между Россией и Францией. Перейдя границу России с огромной армией, Наполеон рассчитывал быстро разгромить русских в приграничном сражении и принудить Россию к капитуляции.

Разгадавший его планы военный министр России генерал М.К.Барклай-де-Толли стал избегать приграничного сражения и организованно отводить русскую армию, заманивая Наполеона все дальше и дальше в глубь российской территории. Но отступление русской армии вызывало ропот многих офицеров, не довольных тем, что Барклай-де-Толли без боя отдает французам русские земли. Его обвиняли в измене, требовали назначения другого главнокомандующего, который даст решительный отпор врагу. Под давлением общества главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов. Он решил дать Наполеону сражение у деревни Бородино. Целью его было защитить Москву. Наполеон же надеялся уничтожить русскую армию и принудить Россию к капитуляции.

На Бородинском поле были построены земляные укрепления - редуты и люнеты. Сражение началось 26 августа (9 сентября) 1812 года. Французы предпринимали ожесточенные атаки, но встречали решительный отпор русской армии. И хотя длительного сопротивления русская армия отошла от своих позиций, она не была разгромлена. Но, получив сведения о потерях, Кутузов отказался от мысли возобновить сражение и приказал отступать. Но и Наполеон вынужден был отвести свою армию на исходные позиции. Уничтожить русскую армию ему не удалось.

  1. Беседа по содержанию стихотворения и доклада.

Итак, мы прочитали стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» и заслушали сообщение о Бородинском сражении.

-Кто же победил в нем, по мнению автора, и какова ваша точка зрения? (В Бородинском сражении победила русская армия. Защитники нашего Отечества сражались отчаянно, продемонстрировав стойкость, мужество и беспримерный героизм. Битва под Бородино - начало гибели армии Наолеона, дух французов сломлен).

-Можно ли считать отступление русской армии свидетельством ее поражения? Обоснуйте ответ. (Отступление русской армии - это не поражение. Русские солдаты и офицеры измучены, они устали физически:

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Потери со стороны русских войск были огромны, но все умирали, как истинные герои, как защитники Русской земли.)

  1. Словарная работа.

-Прочитайте внимательно сноски, в которых дается объяснение непонятных слов и терминов. А также посмотрите в словаре определение таких понятий, как строфа, монолог и диалог

Строфа -

Монолог -

Диалог -

- Сколько всего строф в стихотворении? (четырнадцать)

- Найдите в стихотворении диалог и монолог героев. Какая строфа в стихотворении повторяется дважды почти без изменений?

- Как вы думаете, с какой целью это было сделано автором? (В этой строфе выражена главная идея стихотворения - идея противопоставления поколений: героического поколения отцов и дремлющего в бездействии молодого поколения, к которому принадлежал и сам М. Ю.Лермонтов).

- Как вы думаете, почему М.Ю.Лермонтов, сам принадлежащий к молодому поколению, не пытается от лица молодого поколения спорить со старым солдатом, заявившим: «Да, были люди в наше время,/ Не то что нынешнее племя:/ Богатыри - не вы!»? (Поэт не спорит со старым солдатом, потому что сам тяжело переживает беспомощность и пустоту существования своего поколения).

  1. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились с патриотическим стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино». Главная тема стихотворения - тема защиты Родины от захватчиков, но, кроме того, поэт в этом стихотворении размышляет о судьбах и роли своего поколения.

  1. Рефлексия:

-Оцените свою работу на уроке. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Бородино», выучить отрывок наизусть.



© 2010-2022