Урок-закрепление изученного материала по теме «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» «А ларчик просто открывался…»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-закрепление изученного материала по теме «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения»

«А ларчик просто открывался…»

Цели урока: закрепить знания учащихся о крылатых выражениях, пословицах, поговорках и фразеологизмах, способствовать развитию навыков познавательной активности и культуры умственного труда учащихся.

Оборудование: жетоны, ноутбук, проектор.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя. Объяснение правил игры.

  2. Конкурс 1.

  3. Конкурс 2.

  4. Конкурс 3.

  5. Конкурс 4.

  6. Конкурс 5.

  7. Конкурс 6.

  8. Конкурс 7.

  9. Подведение итогов.

  10. Выставление оценок.

  11. Объяснение домашнего задания.

Ход урока

Вступительное слово учителя (СУ): Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит закрепить изученный материал по теме «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения». Проходить урок будет в форме игры, которая называется «А ларчик просто открывался…» (Слайд 1)

Название игры выбрано не случайно. Вспомните, откуда эти слова?

Ответ ученика (ОУ): Это слова из басни И.А. Крылова «Ларчик», в которой «механик и мудрец» безуспешно пытался открыть незапертый ларчик. (Слайд 2, 3)

СУ: Верно. Сегодня можно говорить о том, что это выражение стало крылатым. Употребляется же оно в нашей речи тогда, когда мы говорим о найденном простом решении, поначалу казавшемся сложным. Надеюсь, что мы с вами без каких бы то ни было трудностей сможем открыть ларец с богатствами, главную ценность среди которых будут иметь новые приобретенные знания. (Слайд 4)

Каждый из вас за правильный ответ будет получать жетон, количество которых мы подсчитаем в конце урока. Победит в игре тот, кто больше их наберет. В конце урока счетная комиссия объявит нам результаты.

Прежде чем мы приступим к игре, вспомните определения понятий «фразеологизм» и «крылатые выражения». (Слайд 5, 6) Вспомните и назовите существующие источники крылатых выражений. (Слайд 7)

Конкурс 1. (Слайд 8)

СУ: Ребята, сейчас я буду называть вам фразы известных людей. Если вы определите автора крылатого выражения правильно, то на экране появится его портрет.

  1. А Васька слушает да ест. И.А. Крылов (Слайд 9)

  2. И всё-таки она вертится! Галилео Галилей (Слайд 10)

  3. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. И.А. Крылов (Слайд 11)

  4. Борзыми щенками брать. Н.В. Гоголь (Слайд 12)

  5. А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! М.Ю. Лермонтов (Слайд 13)

  6. И ты, Брут? Юлий Цезарь (Слайд 14)

  7. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. С.А. Есенин (Слайд 15)

  8. Гадкий утенок. Ганс Христиан Андерсен (Слайд 16)

  9. Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. А.С. Пушкин (Слайд 17)

  10. Быть или не быть - вот в чем вопрос. У. Шекспир (Слайд 18)

Конкурс 2. (Слайд 19)

СУ: На уроках мы говорили, что некоторые выражения пришли к нам из библии (Слайд 20) и до сих пор используются в речи. Прочитайте крылатое выражение на экране и объясните его.

Допотопные времена. Очень давние времена, до всемирного потопа. (Слайд 21)

Взявшие меч - мечом погибнут. Употребляется для обозначения неотвратимости наказания за какие-либо противоправные, насильственные действия. (Слайд 22)

Блудный сын. Употребляется по отношению к сыну, вышедшему из повиновения отцу, а также характеризует человека как беспутного, нравственно нестойкого. Чаще всего используется применительно к раскаявшемуся в своих заблуждениях человеку. (Слайд 23)

Иерихонская труба. Выражение связано с библейским мифом о том, как евреи на пути из египетского плена в Палестину осадили город Иерихон, обнесенный очень прочными стенами. Шесть дней утром и вечером по приказу израильских священников воины трубили в священные трубы, обходя город. На седьмой день стены не выдержали и рухнули, Иерихон был взят. "Иерихонской трубой" теперь называют ужасно громкий по силе и неприятный по тону голос. (Слайд 24)

Конкурс 3. (Слайд 25)

Ребята, следующий конкурс называется «Найди имя собственное». Перед вами в одном столбике экрана находится слово, а во втором имя собственное. Соотнесите их правильно. (Слайд 26)

Ответ: Доктор Айболит, Аника-воин, Анютины глазки, Демьянова уха, Сирота казанская, верста коломенская, мамаево побоище, шапка Мономаха, Тришкин кафтан, филькина грамота, Юрьев день, азбука Морзе.

Конкурс 4 (Слайд 27)

СУ: Чтобы справиться со следующим заданием, вам предстоит узнать слова по описаниям устойчивых выражений, в которых они встречаются. Если слово отгадано верно, то изображение этого предмета появится на экране.

1. Ее не со всеми можно приготовить, те, кто пренебрегает ею, ослабевают, но иногда её просят неодушевленные предметы. (Каша) (Слайд 28)

2. Находчивые люди умеют поддерживать беседу, не пользуясь им, у людей малоимущих он обычно меньше, чем необходимые вещи, а некоторых людей, испытывающих напрасные ожидания, приходится призывать к более открытому пользованию им.

(Карман - лезть за словом в карман, не по карману, держи карман шире) (Слайд 29)

Конкурс 5 (Слайд 30)

СУ: Много крылатых выражение пришло к нам и из мультипликационных фильмов. Посмотрите на кадры из некоторых мультфильмов на экране. Назовите крылатые выражения из этих мультфильмов.

«Ишь ты, масленица!» (Слайд 31)

Ишь ты, масленица!

«Дом для Домовёнка» (Слайд 32)

Нафаня, сундучок украли!

«Каникулы в Простоквашино» (Слайд 33)

А я еще и на машинке умею…

А мы уже помирились, кода машину дяди Федора из сугроба вытаскивали.

«Ну, погоди! (Слайд 34)

Ну, Заяц, погоди!

- Заяц, ты меня слышишь?

- Да, слышу, слышу…

«Волк и теленок (Слайд 35) Ну, вот, а то всё мама да мама…

Конкурс 6 (Слайд 36)

СУ: На экране представлены изображения некоторых фразеологизмов, определите, о каких из них идет речь.

Слайд 37. Вверх тормашками. Волосы дыбом встали.

Слайд 38. Выводить на чистую воду. Сирота казанская.

Слайд 39. Верста коломенская. Тёртый калач.

Слайд 40. Точить лясы. Шиворот навыворот.

Слайд 41. Между молотом и наковальней. Сидеть сложа руки.

Конкурс 7 (Слайд 42)

СУ: В какой из приведенных пар фразеологизмов, представленных на экране, отношения иные, чем в остальных? Объясните. (Слайд 43)

Тертый калач - стреляный воробей; два сапога пара - одного поля ягоды; ни рыба - ни мясо - ни богу свечка ни черту кочерга; сесть на мель - сесть в калошу; протянуть ноги - приказать долго жить; что есть духу - во все лопатки; после дождичка в четверг - когда рак на горе свистнет.

Все пары фразеологизмов синонимы. Исключение составляют сесть на мель - сесть в калошу. Сесть на мель означает попасть в трудное положение, а сесть в калошу - поставить себя в неловкое глупое или смешное положение.

Подведение итогов

А сейчас, ребята, подсчитайте количество жетонов, которые вы заработали. Определим победителя. Свою работу начнет счетная комиссия (комиссия выводит результаты на экран).

Выставление оценок

Домашнее задание

Составьте кроссворд на тему «Фразеологизмы». (Слайд 44)



5

© 2010-2022