- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочие материалы к урокам. Б. Васильев В списках не значился
Рабочие материалы к урокам. Б. Васильев В списках не значился
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Репина Е.К. |
Дата | 16.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Роман Бориса Васильева «В списках не значился»
Рабочие материалы к урокам.
Этот материал можно применять к разным типам урока -
1) урок - семинар по роману,
2) урок - исследование текста и др.
Аналитическая работа с текстом романа (урок - исследование) может предполагать применение технологии развития критического мышления и технологии «толстых» и «тонких» вопросов, с помощью приёма таблицы. Это может быть сдвоенный урок по роману ( тогда ученики в классе на уроке получают таблицы, заготовленные учителем вместе с учениками-специалистами, с учениками-консультантами и тексты отдельных глав).
Если проводится урок - семинар, то таблицы нужно раздать учащимся для домашней подготовки к семинару.
Спланировать уроки можно по-разному.
Приём таблицы
«Тонкие» вопросы - те, на которые можно дать однозначный ответ, «толстые» не предполагают однозначного ответа ( это ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ).
Как правило, тонкие вопросы задают слабые учащиеся, а трудные - те, кто научился анализировать тексты произведений и обладает навыками КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Нужны терпение и выдержка, чтобы научить задавать «толстые» вопросы, то есть находить проблемы произведения.
Глава 1-3 романа (выполняют 1-2 ученика или весь класс - по усмотрению преподавателя)
Тонкие вопросы
Толстые вопросы (проблемные)
1. Как… (звали главного героя романа)?
1.Как вы объясните,...(почему именно Николаю генерал предложил остаться в училище)?
2.Что… (вручал начальник училища при поздравлении с окончанием училища)?
2. О каких чертах характера ….(свидетельствует ответ Плужникова генералу на предложение остаться в училище)?
3.Кого …(пригласил Николай на бал)?
3.Что …(.волновало Плужникова перед балом в училище)?
4. Почему…(он пригласил Зою)?
4.Какое значение …(имело это приглашение для Плужникова)?
5.Что…(полагалось каждому выпускнику после окончания училища)?
5.Как провёл ….(Плужников всего один день в родном доме)?
6.Почему…( не выдали проездные документы Коле)?
6.Какое влияние…(оказала встреча с матерью и сестрой на Николая)?
7.На какой…(странной должности остался Николай в училище)?
7.Что ценили… (начальники училища в Николае)?
8.Что… (предложил генерал Николаю в училище)?
8.За какие черты характера…(генерал предложил остаться Николю в училище)?
9.Когда… (родился Плужников)?
9.Какое влияние …(оказала гибель отца на сыны)?
10.Что… (ответил Плужников на предложение генерала)?
10.Чем можно объснить…(такое стремление Плужникова)?
Ответы на вопросы
1.Николай Петрович Плужников
2.Удостоверение личности командира РККА и увесистый ТТ (пистолет).
3.Библиотекаршу Зою.
4. «не было девушки у него».
5.Полагался ОТПУСК.
6. «Вот мы и просим вас, товарищ Плужников, помочь с имуществом разобраться»
7. « …остался в училище на странной должности «куда пошлют».
8. «остаться при училище командиром учебного взвода».
9 «Я родился двенадцатого апреля тысяча девятьсот двадцать второго года».
10 «…пожалуйста, направьте меня в часть в любую и на любую должность».
Проблемы произведения:
1.Проблема подвига.
2. Проблема мужества.
3.Проблема стойкости.
4. Проблема чести и достоинства русского солдата.
5.Проблема героизма.
Материал произведения можно использовать в качестве аргументов при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
Советы - как написать абзац сочинения о проблеме текста на ЕГЭ по русскому языку
Подвиг...Каждый ли человек способен совершить его?
Эта серьёзная проблема волнует Бориса Васильева в романе «В списках не значился» Автор обращает наше внимание на события, рассказывающие о защите Брестской крепости. Показывая жизнь молодого лейтенанта Плужникова, писатель изображает, как юноша становится героем, а всё поведение Николая в крепости - настоящим подвигом. Продолжить…
Мужество…Когда оно проявляется в жизни? Автор романа «В списках не значился» приглашает читателей обсудить эту значимую проблему. Борис Васильев рассказывает о мужестве советских людей, защищавших Брестскую крепость с первого дня Великой Отечественной войны. Продолжить…
Стойкость… Синонимов к этому слову существует довольно много: непоколебимость, непреклонность, упорство, выносливость, твёрдость духа, надёжность , выдержка, устойчивость. Именно эти качества защитников Брестской крепости показывает Борис Васильев в романе «В списках не значился». Продолжить…
Испытание героя любовью.
Николай Плужников и Мирра
Повествуя о жизни девятнадцатилетнего лейтенанта, Борис Васильев показывает нам, как юноша становится настоящим героем.
Какое значение имеет любовная линия произведения?
Борис Васильев подчёркивает, что человек рождён для жизни, СЧАСТЬЯ и ЛЮБВИ.И война ничего не может изменить.
Мирра задаётся вопросом: «А разве мы ВИНОВАТЫ , что ВРЕМЯ такое, , разве мы ВИНОВАТЫ?»
«Ах, девка, девка, не ко времени сердечко твоё вздрогнуло».
«Сердцу ,как говорится, не прикажешь».
ЛЮБОВЬ помогает Николаю бороться с врагом, придаёт силы.
Когда Мирра пела песню «Очарованные глазки», Николай с трудом удержался, чтобы не застонать.