Рабочие материалы к урокам. Б. Васильев В списках не значился

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Роман Бориса Васильева «В списках не значился»

Рабочие материалы к урокам.



Этот материал можно применять к разным типам урока -

1) урок - семинар по роману,

2) урок - исследование текста и др.



Аналитическая работа с текстом романа (урок - исследование) может предполагать применение технологии развития критического мышления и технологии «толстых» и «тонких» вопросов, с помощью приёма таблицы. Это может быть сдвоенный урок по роману ( тогда ученики в классе на уроке получают таблицы, заготовленные учителем вместе с учениками-специалистами, с учениками-консультантами и тексты отдельных глав).

Если проводится урок - семинар, то таблицы нужно раздать учащимся для домашней подготовки к семинару.

Спланировать уроки можно по-разному.

Приём таблицы

«Тонкие» вопросы - те, на которые можно дать однозначный ответ, «толстые» не предполагают однозначного ответа ( это ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ).

Как правило, тонкие вопросы задают слабые учащиеся, а трудные - те, кто научился анализировать тексты произведений и обладает навыками КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Нужны терпение и выдержка, чтобы научить задавать «толстые» вопросы, то есть находить проблемы произведения.

Глава 1-3 романа (выполняют 1-2 ученика или весь класс - по усмотрению преподавателя)

Тонкие вопросы

Толстые вопросы (проблемные)

1. Как… (звали главного героя романа)?

1.Как вы объясните,...(почему именно Николаю генерал предложил остаться в училище)?

2.Что… (вручал начальник училища при поздравлении с окончанием училища)?

2. О каких чертах характера ….(свидетельствует ответ Плужникова генералу на предложение остаться в училище)?

3.Кого …(пригласил Николай на бал)?

3.Что …(.волновало Плужникова перед балом в училище)?

4. Почему…(он пригласил Зою)?

4.Какое значение …(имело это приглашение для Плужникова)?

5.Что…(полагалось каждому выпускнику после окончания училища)?

5.Как провёл ….(Плужников всего один день в родном доме)?

6.Почему…( не выдали проездные документы Коле)?

6.Какое влияние…(оказала встреча с матерью и сестрой на Николая)?

7.На какой…(странной должности остался Николай в училище)?

7.Что ценили… (начальники училища в Николае)?

8.Что… (предложил генерал Николаю в училище)?

8.За какие черты характера…(генерал предложил остаться Николю в училище)?

9.Когда… (родился Плужников)?

9.Какое влияние …(оказала гибель отца на сыны)?

10.Что… (ответил Плужников на предложение генерала)?

10.Чем можно объснить…(такое стремление Плужникова)?

Ответы на вопросы

1.Николай Петрович Плужников

2.Удостоверение личности командира РККА и увесистый ТТ (пистолет).

3.Библиотекаршу Зою.

4. «не было девушки у него».

5.Полагался ОТПУСК.

6. «Вот мы и просим вас, товарищ Плужников, помочь с имуществом разобраться»

7. « …остался в училище на странной должности «куда пошлют».

8. «остаться при училище командиром учебного взвода».

9 «Я родился двенадцатого апреля тысяча девятьсот двадцать второго года».

10 «…пожалуйста, направьте меня в часть в любую и на любую должность».



Проблемы произведения:

1.Проблема подвига.

2. Проблема мужества.

3.Проблема стойкости.

4. Проблема чести и достоинства русского солдата.

5.Проблема героизма.



Материал произведения можно использовать в качестве аргументов при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.



Советы - как написать абзац сочинения о проблеме текста на ЕГЭ по русскому языку



Подвиг...Каждый ли человек способен совершить его?

Эта серьёзная проблема волнует Бориса Васильева в романе «В списках не значился» Автор обращает наше внимание на события, рассказывающие о защите Брестской крепости. Показывая жизнь молодого лейтенанта Плужникова, писатель изображает, как юноша становится героем, а всё поведение Николая в крепости - настоящим подвигом. Продолжить…

Мужество…Когда оно проявляется в жизни? Автор романа «В списках не значился» приглашает читателей обсудить эту значимую проблему. Борис Васильев рассказывает о мужестве советских людей, защищавших Брестскую крепость с первого дня Великой Отечественной войны. Продолжить…



Стойкость… Синонимов к этому слову существует довольно много: непоколебимость, непреклонность, упорство, выносливость, твёрдость духа, надёжность , выдержка, устойчивость. Именно эти качества защитников Брестской крепости показывает Борис Васильев в романе «В списках не значился». Продолжить…



Испытание героя любовью.

Николай Плужников и Мирра



Повествуя о жизни девятнадцатилетнего лейтенанта, Борис Васильев показывает нам, как юноша становится настоящим героем.

Какое значение имеет любовная линия произведения?

Борис Васильев подчёркивает, что человек рождён для жизни, СЧАСТЬЯ и ЛЮБВИ.И война ничего не может изменить.

Мирра задаётся вопросом: «А разве мы ВИНОВАТЫ , что ВРЕМЯ такое, , разве мы ВИНОВАТЫ?»



«Ах, девка, девка, не ко времени сердечко твоё вздрогнуло».



«Сердцу ,как говорится, не прикажешь».

ЛЮБОВЬ помогает Николаю бороться с врагом, придаёт силы.



Когда Мирра пела песню «Очарованные глазки», Николай с трудом удержался, чтобы не застонать.



В минуты отчаяния Николая Мирра говорит ему: «Как же ты можешь бросить меня? Ты - Красная Армия. Ты - моя Красная Армия.»

© 2010-2022