Урок литературы в 10 классе по теме «Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Урок проводится в 10 классе. Это второй урок в системе уроков  по творчеству А.И. Куприна. Урок рассчитан на класс с высоким уровнем подготовки, но возможен и в любом классе с некоторой корректировкой. Приём "аналитическая работа с текстом", применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" активизируют познавательную деятельность учащихся на уроке и позволяют реализовать учебные цели и задачи. Буду рада, если материал урока заинтересует учителей литературы. 
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 10 классе по теме «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Автор Кудовба Галина Павловна, учитель русского языка и литературы КГУ «Самарская средняя школа №1» Кокпектинского района Восточно-Казахстанской области.

Цель:

1) исследование мастерства А. Куприна в изображении мира человеческих чувств, определение автором значения такого чувства, как любовь, в жизни человека;

2) развитие навыков аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания, культуры связной устной речи, навыков выразительного чтения;

3) создание условий для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формирование ценностного отношения к поставленной проблеме;

4) воспитание понятия о любви как великой и вечной духовной ценности человека, о ее влиянии на жизнь человека.

Задачи:

Ученики:

1) совершенствуют навыки анализа художественного текста;

2) выделяют главные, существенные моменты в развитии действия, определяют их роль в раскрытии темы и идеи произведения;

3) работают над семантикой слова в контексте произведения, определяют роль художественной детали;

4) соотносят свои рассуждения по предложенной теме с текстом произведения;

5) формулируют самостоятельные выводы по результатам анализа;

6) вырабатывают собственное отношение к событиям и героям рассказа, приводя аргументы из текста и из жизни.

Оборудование: текст рассказа «Гранатовый браслет», соната Бетховена № 2, фрагменты художественного фильма «Гранатовый браслет», эпиграф: "Да нет…скажите… неужели в самом деле вы никогда не любили настоящей любовью,
которая…ну, которая…словом…святой, чистой, вечной любовью…неземной … Неужели не любили?".

А. Куприн. "Гранатовый браслет".

"Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире".
А. Куприн. "Гранатовый браслет"

Технология: развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо.

Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение, составление дискуссионных вопросов, дискуссионной карты, приём «расхождение по углам», дискуссионная атака.

Ход урока:

  1. Организационный этап (класс поделён на 3 группы). Сообщение темы и цели урока.

  2. Вступительное слово учителя:

Любовь, любовь, - гласит преданье,

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец.

(Ф. Тютчев)

Вечная тема любви всегда волновала и будет волновать сердца людей, но тайны её способны разгадать немногие. Среди них - замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн, произведения которого несут в себе не только тихую грусть, но и веру в духовное совершенство человека. Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным рассказом А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

  1. Составление ассоциативного ряда к слову «Любовь».

  2. Аналитическая работа с текстом.

№\п

Вопросы для обсуждения

Предполагаемые ответы учащихся

1.

Как вы считаете, этот рассказ чистый вымысел, или Куприн сумел найти в реальной жизни сюжет, отвечающий авторской идее?

Писатель старался находить в реальной жизни сюжеты и образы для своих произведений. В основу рассказа положены факты из семейной хроники князей Туган - Барановских. В октябре 1910 года Куприн сообщил об этом своему другу, критику и историку литературы Ф.Д. Батюшкову: «Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника Желткова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д.Н. теперь губернатор в Вильне)».

2.

Где происходит действие? Какие картины природы описывает автор, как они влияют на настроение княгини Веры Николаевны?

Действие происходит в морском курортном городе. Куприн показывает середину августа, когда «вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Чёрного моря». Дождь. Ураганный ветер, густой туман гонят обитателей курорта, печально выглядят «оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголённостью». Но к началу сентября «наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». Покой, наступивший в природе, передаётся и Вере Николаевне: она «очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению».

3.

Как княгиня воспринимает день своих именин?

«По милым, отдалённым воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего-то счастливо-чудесного».

4.

Как Вера Николаевна относится к мужу?

«Прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».

5.

Как характеризует княгиню её портрет?

С высокой и гибкой фигурой, холодным и гордым лицом, она «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».

6.

Была ли она способна на пылкую, страстную любовь?

Возможно, в юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, недаром Куприн упоминает о прежней страстной любви к мужу. Но «время лечит», в том числе и от пылких порывов. Теперь эта женщина уже не пустит так просто кого-нибудь в свою душу. Куприн не осуждает героиню, только констатирует изменения в её характере, происшедшие с течением времени. Да и кто из нас с возрастом не утрачивает непосредственности и глубины чувств! Но есть люди, для которых любовь в любом возрасти - святое и страстное откровение. Они сумели сохранить свою душу для великой стихии. Встреча с ними - счастливо-чудесный миг в жизни женщины.

7.

Какое событие нарушает спокойный ход именин? Прочитайте описание браслета. Что почувствовала княгиня, когда его увидела?

В плохо отшлифованных гранатах перед огнём лампочки загораются «прелестные густо-красные живые огни». Браслет предвещает будущую трагедию. ( «Точно кровь!»- подумала с неожиданной тревогой Вера».)

8.

О чём подумала Вера Николаевна, когда увидела письмо?

«Ах, это - тот!» - с неудовольствием подумала Вера». Видимо, это не первое письмо, которое получает княгиня от своего почитателя.

9.

Зачитайте письмо. Какие свойства имеет зелёный гранат? Какие чувства испытывает Г.С.Ж. ?

Редкий сорт граната - зелёный - «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти». Заметим, что у Г.С.Ж. теперь нет талисмана - и ничто теперь не защитит несчастного влюблённого от гибели. Чувства Г.С.Ж. необычайно возвышенны - «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Они сродни чувствам Хвощинского - героя рассказа И.А. Бунина «Грамматика любви». «Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите». Это жертвенная, в какой-то мере даже безумная любовь. Г.С.Ж. предан возлюбленной до смерти и «после смерти покорный слуга». Но он несчастен, это подтверждает и Вера: «… теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним».

10.

Что входит в домашний юмористический альбом князя Шеина?

В этот альбом помещена история «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». Из иронического рассказа Василия Львовича мы узнаём, как Вера, не будучи ещё замужем, получила первое письмо «с целующими голубками на заголовке» и показала его родителям и жениху. Князь Шеин издевается над чувствами Г.С.Ж. Для Шеина настоящая любовь ничего не значит, она - удел сумасшедших. И снова в рассказе князя - упоминание о смерти влюблённого…

11.

Какова история генерала Аносова и почему она даётся так подробно? В чём драма этого человека?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. «Люди в наше время разучились любить, - говорит генерал. - Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел». Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин - «желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной… К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить своё гнездо». У мужчин другие мотивы - «усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах… от долгов, от бесцеремонных товарищей… Чувствуешь,что семьёй жить выгоднее, здоровее и экономнее… думаешь: вот пойдут детишки, - я-то умру, а часть меня всё-таки останется на свете… бывают иногда и мысли о приданом». Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале 20 века, мало отличаются от устремлений наших современников. Устами своего героя Куприн восклицает : « А где-же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»?... Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». По мнению писателя, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться.» Такую любовь Куприн пытался найти в реальной жизни и воспевал её в своём рассказе. Писатель уверен, что «почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм… Для неё …любовь заключает весь смысл жизни - всю вселенную. Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины…неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью.» Каждая женщина мечтает о любви «единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной». Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, почти невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

12.

Какие мысли навеял вам рассказ?

Как глубоки и верны мысли автора о любви! Как тонко понимает он её природу! Рассказ «Гранатовый браслет» - это учебник жизни, источник мудрости и нравственной чистоты. Сущность великого чувства открывается нам во всей полноте. Мы снова и снова думаем о вечном, непреходящем, о том, что волнует людей во все времена.

13.

Как ведёт себя Желтков во время встречи с князем Шеиным и братом княгини?

Князь Шеин и брат княгини решают найти Желткова и вернуть ему браслет, дабы сохранить доброе имя Веры и её мужа. Облик телеграфиста необычен: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине». Он очень взволнован, глядит на Василия Львовича умоляющими глазами. Семь лет «безнадёжной и вежливой любви» прошли, но заглушить чувство нельзя. Желтков видит единственный выход - смерть. «Громадная трагедия души» разрешается самоубийством.

14.

О чём думает Вера, узнав о гибели Желткова?

Она предчувствовала трагический исход. Что это было - любовь или сумасшествие?

15.

Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? Кажется ли он изначально мёртвым человеком?

Желтков признаёт, что «неудобным клином врезался» в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь - не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он - мёртвый человек.

16.

Какова судьба гранатового браслета? Что чувствует княгиня при последнем свидании с Желтковым?

Несчастный влюблённый просил повесить браслет - символ святой любви - на икону. Губы мёртвого героя «улыбались блаженно и безмятежно, как будто он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». И Вера поняла, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё». Желтков уже после смерти получает высшую награду: Вера «поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем». И всё-таки дружеским поцелуем! Нет, даже после самопожертвования Желткова княгиня не полюбила своего почитателя. Сердце не прикажешь…

17.

Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? Какие чувства навевает она княгине?

Соната №2 Бетховена - «исключительное, единственное по глубине произведение». (Звучит отрывок из этого сочинения) Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: «Да святится имя Твоё». В этих нежных звуках - жизнь, которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Последние воспоминания влюблённого овеяны сладкой грустью. «Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь?» Мгновение счастья для Желткова становится вечностью.

18.

Простил ли Желтков княгиню?

Вера чувствует, что влюблённый простил её. Не мог не простить, ибо в скорбный час расставания, на пороге смерти, пел славу своей богине.

19.

А вы бы простили человека, которого страстно любили и который не ответил вам взаимностью?

Ответы учащихся

20.

Какой видит писатель истинную любовь?

Истинная любовь, по мнению Куприна, - основа всего земного. Это святая трагедия в жизни человека. Любовь сильнее смерти и возвышает человека над миром несправедливости и злобы.

  1. Каждая группа составляет по одному дискуссионному вопросу для другой группы. (Например: 1) Могла бы Вера Николаевна поступить иначе: ответить Желткову взаимностью, пусть не полюбить, но завязать переписку, попытаться объяснить, что отношения между ними невозможны. 2) Можно ли оправдать самоубийство Желткова. 3) Вера Николаевна плачет, слушая сонату Бетховена. О ком или о чём она плачет? 4) Счастлива ли Вера Николаевна? И др.)

  2. Общий дискуссионный вопрос. (Например: Было бы лучше, если бы о любви Г.С. Ж. никто не знал?)

  3. Составление дискуссионной карты по дискуссионному вопросу (письменно в тетрадях): «Да» (утверждение) - «Нет» (отрицание)

  4. Расхождение по углам: «Да» - собираются в одну группу; «Нет» - в другую группу.

  5. Дебаты ( дискуссионная атака). Учащиеся каждой группы отстаивают свою позицию, приводя доказательства, аргументируя.

  6. Завершить составление ассоциативного ряда к слову «Любовь»: бескорыстная, самоотверженная. трагедия, величайшая тайна, откровение, всепрощающая, скромная и т.д.

  7. Вывод по уроку. Куприн ищет в реальной жизни людей, исполненных святым чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. «Гранатовый браслет» - гимн любви, гимн возвышенному первозданному чувству. Вечная тема любви всегда волновала и будет волновать сердца людей, но тайны её способны разгадать немногие. Среди них - замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн, произведения которого несут в себе не только тихую грусть, но и веру в духовное совершенство человека.



© 2010-2022