Урок литературы в 5 классе «Великая сила любви и дружбы в сказке Г. -Х. Андерсена «Снежная королева»

Урок литературы в 5 классе по сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежна королева». На изучение данного произведения по программе отводится 2 урока. Данный урок является первым уроком.На уроке обучающиеся расширят и углубят свои знания о сказочнике Гансе Христиане Андерсене, будут развивать умение анализировать прочитанное,  обобщать и оценивать материал изученный литературный материал; развивать  речь, память, мышление. Урок совмещает разные виды работы: коллективная, индивидуальная, работа в пар...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе

Великая сила любви и дружбы в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»

Цели урока: расширение знаний обучающихся о жизни и творчестве Г. -Х.Андерсена,

работа над навыком отбора художественного материала, необходимого для раскрытия идеи произведения.

Задачи

Образовательные:
Научить выделять главное в художественном произведении, обобщать, делать выводы и анализировать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания,.

Развивающие:
Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

Воспитательные:
Воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в парах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.

Оборудование: портрет писателя, сборник сказок, иллюстрации к сказке «Снежная королева», мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодня мы с вами окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказок. Сказки живут с человеком с самого рождения. Они учат нас сопереживать героям, осуждать зло и восхищаться добротой.

  1. Мотивация учебной деятельности

Давайте поиграем с вами в игру и попробуем угадать сказки по словам

  1. Цветок, маленькая девочка, две жабы, крот, ласточка (Дюймовочка).

  2. Шторм, корабль, бабушка, принц (Русалочка).

  3. Коробка, кораблик, танцовщица, тролль (Стойкий оловянный солдатик).

  4. Кровать, 12 тюфяков, горошина (Принцесса на горошине).

  5. Солдат, ведьма, старое дерево, собака, принцесса (Огниво).

- Скажите, перу какого писателя принадлежат эти сказки?

- Вот и сегодня на уроке мы с вами будем говорить об замечательном писателе Г.-Х. Андерсене и об одной его сказке. Предлагаю вам самим догадаться, как она называется, по ключевым словам.

Девочка и мальчик, маленькая разбойница, принц и принцесса (Снежная королева).

Совершенно верно. Мы отправимся в сказку Г. Х. Андерсена "Снежная королева". Но прежде нужно вспомнить, а что такое сказка.

Сказка - это вымышленный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Сказки бывают народные и авторские (литературные). Над какой сказкой мы с вами будем работать? (над литературной).

  1. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово о творчестве Г. Х. Андерсена.

Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Появился будущий сказочник в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Маленький мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но слушал их только старый кот по имени Карл. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли.

Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам.

В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлек не актерский талант, а писательский дар Андерсена.

В 1835 году издает три сборника своих произведений "Сказки, рассказанные для детей". Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве.

Потом выходят самые чудесные сказки: "Стойкий оловянный солдатик", "Соловей", "Гадкий утенок", "Дюймовочка", "Свинопас". Всего Андерсен написал 170 сказок.

Всю жизнь Ганс Христиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Датчане свято берегут память о славном сказочнике. В столице государства, городе Копенгагене, есть памятник Г.Х.Андерсену.

  1. Работа с текстом учебника с.

Работа в парах. Задание: прочитать текст и составить по 2 вопроса к нему. Вопросы задают другу другу и отвечают друг другу.

Подведение итогов. Все ли справились? Какие вопросы оказались трудными?


  1. - Вы уже знакомы со сказкой «Снежная королева», многие смотрели мультфильм и художественный фильм. Скажите о каких качествах человека говорится в сказке, применительно к Каю и Герде?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- На предстоящих уроках поговорим о сказке «Снежная королева», о великой силе любви и дружбы.

Запись темы. Формулировка целей и задач.

Работа со словарем Ожегова над определением понятий любовь, дружба.

  1. Выразительное чтение отрывков из сказки.

«Кай и Герда не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра…»

Вопросы по прочитанному отрывку:

- Какие отношения связывали мальчика и девочку?

(они дружили и любили друг друга как брат и сестра, они очень хорошо относились к друг другу…)

- Что мы можем сказать о чертах их характеров?

( они были добрыми, отзывчивыми, умели дружить…)

- Где жили Кай и Герда? Что мы можем сказать об их семьях?

( Они жиле в бедных домах под крышей, они были из бедных семей)

- Но несмотря, ни на что у них было счастливое детство, со своими секретными играми, придуманными сказками. Где они любили играть?

(На скамеечке под розами)

.

  1. Физкультминутка.

  2. Чтение следующего отрывка

«- Ай! - воскликнул вдруг мальчик. - Меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! - мальчик мигал, стараясь освободиться от соринки. - Должно быть, сама выскочила, - сказал он наконец. …»

Вопросы по прочитанному отрывку:

- Какой момент изображен перед нами?

(Момент, когда Каю в глаз и сердце попал осколок волшебного зеркала)

- А что же это за зеркало, что в нем волшебного, откуда оно взялось во дворе Кая и Герды?

(История зеркала и тролля)

- Чем опасно то, что зеркало попало Каю и в глаз, и в сердце?

( он теперь видит в людях только дурное, и сердце его наполовину заморозилось)

-Как изменилось поведение Кая?

( он стал злым, всех передразнивал, но больше всего он обижал Герду)

- Какой дурной поступок он совершил самым первым?

(Обидел герду и сорвал розы)

-Эти розы были друзьями Кая и Герды, когда они дружили, они любили с ними играть и даже целовали их, но как только Кай изменился, он сломал обе розы и впервые обидел Герду. Подумайте, символом чего являются роза в этой сказке?

(символом безграничной любви и дружбы, а так же всего прекрасного)

  1. Чтение следующего отрывка.

«Это была Снежная королева. Она подхватила его, и они взвились и сели на черную тучу. Буря плакала и стонала, - казалось, она поет старинные песни. Кай и Снежная Королева летели над лесами и озерами, над морями и сушей. Под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, пролетали с криком черные вороны, а над ними сиял большой ясный месяц. Кай смотрел на него всю долгую-долгую зимнюю ночь, а днем заснул у ног Снежной королевы».

Вопросы по прочитанному отрывку:

- Почему Снежная королева выбрала Кая, а не Герду?

(потому, что Кай уже стал плохим мальчиком, он никого не любил)

- Связано ли это с тем, что Кай стал жертвой осколков волшебного зеркала?

(Да, он стал таким из-за зеркала)

- А что случилось с сердцем Кая при встрече со Снежной Королевой?

( Его сердце замерзло полностью)

-Когда Кай первый раз увидел Снежную Королеву? Как он отреагировал?

(когда большая снежинка упала к нему на окно, он испугался)

- Какой показалась Каю Снежная Королева во второй раз?

(Очень красивой и умной)

-О чем это говорит? Почему Кай, уже не испугался, а даже потянулся к Снежной Королеве?

(Он стал ближе к ней по духу)

  1. Дальнейшее чтение сказки.

- Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая? ( Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.)


  1. Рефлексия.

  1. Осмысление содержания

Прием «Верю - не верю»

  1. Кай и Герда жили в маленькой деревне.

  2. Дети читали книжки и ухаживали за цветами.

  3. Зеркало тролля имело необыкновенное свойство превращать все безобразное в прекрасное.

  4. Занозы из странного зеркала делали людей злыми.

  5. Заноза тролля попала через глаз в сердце мальчика, сделав его ледяным.

  6. Кай стал непослушным, злым и насмешливым.

  7. Снежная королева была удивительно безобразна?

  8. Красота Снежной королевы стала для Кая верхом совершенства?

Подведение итогов.

  1. Самостоятельная работа.

Составить сравнительную характеристику героинь.

Герда Снежная королева

Добрая

Злая

Смелая

Безжалостная

Любящая

Бессердечная

Отважная

Жестокая

Храбрая

Эгоистичная

Верная

Своенравная

Целеустремленная

Корыстная

Преданная

Бездушная

  1. Итоги урока.

  2. Домашнее задание: 1) дочитать сказку; 2) охарактеризовать героев сказки

Тролль

Снежная королева

Кай

Герда

Старушка, которая умела колдовать

Принцесса

Принц

Маленькая разбойница





© 2010-2022