Формирование у обучающихся УУД в процессе изучения орфографии (образовательная программа «Школа 2100»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

17


Формирование у обучающихся УУД в процессе изучения орфографии (образовательная программа «школа 2100»)











Содержание

Введение……………………………………………………………………………..

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения орфографии

1.1. Понятие универсальных учебных действий младших

школьников ………………………………………………………………………….

1.2. Анализ УМК «Школа 2100» с точки зрения возможности для формирования УУД у младших школьников ……………………………….…...

Выводы по первой главе …………………

Глава 2. Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения орфографии ………………....

2.1. Исследование универсальных учебных действий младших школьников…………………………………………………………………………

2.2. Средства и методы формирования УУД в процессе изучения орфографии ……………………………………………………………………...

Выводы по второй главе………………………………………………….

Заключение ……………………………………………………………….….....

Список литературы…………………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………………..



Введение

С сентября 2011 года в нашей стране осуществлен перевод начального общего образования на стандарты второго поколения.

Новые стандарты разработаны в рамках деятельностной парадигмы образования и нацеливает на раз­витие личности учащегося на осно­ве освоения способов действий. В концепции стандартов осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук» [Стандарты второго поколения: Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе 2009: 7]. Следовательно, «важнейшим компонентом содержания образова­ния, стоящим в одном ряду с система­тическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные, умения (и стоящие за ними ком­петенции)» [Стандарты второго поколения: Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе 2009: 3].

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования.

Приоритетным направлением но­вых образовательных стандартов яв­ляется реализация развивающего потенциала начального общего обра­зования. В связи с этим актуальной задачей становится развитие универ­сальных учебных действий, формиру­ющих у школьников умение учиться, раскрывающих способности к само­развитию и самосовершенствованию.

Требования к формированию уни­версальных учебных действий отра­жены в планируемых результатах ос­воения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чте­ние», «Математика» и др. Каждый из них, в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, рас­крывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. В частности, курс русского языка обеспечивает форми­рование регулятивных, познаватель­ных и коммуникативных действий. В процессе его изучения младшие школьники получат возможность реа­лизовать в устном и письменном об­щении потребность в творческом са­мовыражении, научатся использовать язык для поиска необходимой инфор­мации в различных источниках при выполнении учебных заданий.

Современный уровень школьного образования все чаще заставляет заду­маться над выбором форм и методов обучения: образовательный процесс должен осуществляться в условиях постоянного активного взаимодей­ствия всех учащихся между собой и с учителем.

Поэтому тема нашей выпускной квалификационной работы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка посредством организации групповой работы и работы в парах» актуальна.

Объект исследования - процесс обучения русскому языку в начальных классах

Предмет исследования - процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка при организации групповой работы и работы в парах

Цель работы: изучить особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка посредством организации групповой работы и работы в парах»

Задачи:

1) рассмотреть понятие и виды универсальных учебных действий младших школьников;

2) выявить возможности программы «Начальная школа ХХI века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой) в формировании универсальных учебных действий младших школьников;

3)изучить формы и методы групповой работы и работы в парах;

4) доказать эффективность использования групповой работы и работы в парах на формирование коммуникативных учебных действий младших школьников;

Гипотеза. Успешность формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка будет осуществляться более эффективно, чем в массовом опыте, если на занятиях будут применяться групповая работа и работа в парах.

Методы исследования:

- анализ научно-методической литературы;

- тестирование;

- наблюдение;

- метод математической обработки данных.

База исследования. Учащиеся 3 класса МБОУ «Глазуновская СОШ».

Структура работы. Работа представлена на 68 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.



Глава 1. Теоретические основы использования организационных форм обучения в процессе формирования универсальных учебных действий младших школьников

1.1. Понятие универсальных учебных действий младших школьников

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Функции универсальных учебных действий:

-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

-обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

-определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;

-построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях;

-определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;

-выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;

-определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;

-разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;

-разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

-нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1) формирование универсальных учеб­ных действий составляет важную задачу современного начального образования;

2) умение составлять устные и письмен­ные высказывания относится как к сфере познавательных действий (общеучебных и логических) (например, выделение призна­ков предмета, сравнение, рассуждение, ги­потеза, доказательство востребовано при создании текстов-описаний и текстов-рассуждений), так и к сфере коммуникатив­ных действий;

3) формирование у младшего школь­ника умения строить речевые высказыва­ния в устной и письменной форме (в том числе и создавать письменные тексты раз­личных типов) способствует более успеш­ному усвоению различных учебных пред­метов.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:

-соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

-соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность (П.Я. Гальперин).

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и сорегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка (М.И. Лисина).

1.2. Анализ УМК «Школа 2100» с точки зрения возможности для формирования УУД у младших школьников

Главная цель ОС «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Это комплексная система, обеспечивающая вариативное развивающее образование в современной массовой школе, имеющая содержательное методическое и психологическое обеспечение, технологически проработанная.

Особенности ОС «Школа 2100»:

- Системность. Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.
- Непрерывность. «Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.
- Преемственность. Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад - начальная школа, начальная школа - основная школа, основная школа - старшая школа, школа - вуз, вуз - последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Это комплексная система, обеспечивающая вариативное развивающее образование в современной массовой школе, имеющая содержательное методическое и психологическое обеспечение, технологически проработанная.

Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научнопопулярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.

Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находи

сравним данную программу по русскому языку с примерной программой стандарта 2 поколения. Сравнение проводилось по следующим параметрам:

цели

задачи

виды речевой деятельности

структура программ

содержание

требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

Целями обучения русскому языку по программе «Школа 2100» являются:

1. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения);

2. Формирование элементарной лингвистической компетенции.

В стандарте 2 поколения также две цели обучения русскому языку, но одна из них названа

познавательнойи предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения; вторая - социокультурная, обеспечивает формирование коммуникативных компетенций как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

(Все дополнения и изменения в примерной программе выделены.)

Задачи программ также похожи:

«Школа 2100»

Стандарты 2 поколения

1. Развитие патриотического чувства к родному языку (осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры);

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

2. Осознание ребенком себя как носителя языка, личности, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и самим собой;

Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

3. Формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

Пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

4. Формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;

Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты- повествования небольшого объема;

Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

Отличие в том, что в одной из задач стандартом предусмотрено развитие мышления и воображения школьников, пробуждение познавательного интереса к языку.

Виды речевой деятельности, предусмотренные программами, одинаковы.

Это слушание, говорение, чтение, письмо. Разница в том, что осознание цели и ситуации устного общения, овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание - в стандарте 2 поколения формируются на уроках русского языка, а в программе «Школа 2100» - на уроках риторики.

Программа стандартов 2 поколения предусматривает 3 варианта примерных программ. 1 вариант ориентирован на обучение в школе с русским (родным) языком. Рассмотрим структуру программ:

- на обучение грамоте в обеих программах отводится по 207 часов;

- на изучение систематического курса в программе «Школа 2100» отводится 545 часов, а в стандартах 2 поколения -560 часов;

- в программе «Школа 2100» курс русского языка представлен разделами «Слово», «Предложение и текст»; «Состав слова» и «Лексика» - сквозные темы всего курса;

- на повторение отводится 41 час;

- систематический курс в стандарте 2 поколения содержит разделы «Фонетика и графика», «Состав слова», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация» и занимает 560 часов, из них резерв - 68ч;

- развитие речи в программе «Школа 2100» осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведется в нескольких направлениях:

1.количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов, работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов;

2.развитие и совершенствование грамматического строя речи (наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и сложных предложений, предложений с однородными членами, самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов);

3.развитие связной устной и письменной речи (овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста;

развитие орфоэпических навыков и интонационных умений;

- в содержании курса стандарта 2 поколения выделен отдельный раздел «Развитие речи», на изучение которого отводится 102 часа; раздел предусматривает работу по следующим направлениям:

осознание ситуации общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);

практическое овладение диалогической формой речи. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового и учебного общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

текст; признаки текста; смысловое единство предложений в тексте; заглавие текста; последовательность предложений в тексте;

план текста; составление планов к данным текстам; создание собственных текстов по предложенным планам; типы текстов: описание, повествование, рассуждение;

знакомство с жанрами письма и поздравления;

знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения;

Таким образом, содержание и виды работы на уроках развития речи в обеих программах одинаковы. Отличие в том, что некоторые вопросы практического овладения диалогической формой речи в программе «Школа 2100» изучается на уроках риторики;

Рассмотрим отличия в систематическом курсе:

- разделы «Фонетика» и « Графика» в стандарте 2 поколения предусматривают установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с йотированными гласными; в словах с непроизносимыми согласными; в программе «Школа 2100» соотношения звукового и буквенного состава слова в таких словах не устанавливается;

- раздел «Состав слова» в стандарте не знакомит учащихся с понятием основы слова, а в программе «Школа 2100» такое понятие дается;

- в разделе «Морфология» программы стандарта 2 поколения при изучении темы «Имя существительное» наблюдается различение падежных и смысловых вопросов, а при изучении темы «Имя прилагательное»:

рассматриваетя изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -им, -ья, -ов, -ин; в программе«Школа 2100» изучаются безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

- при знакомстве с предлогами по-разному формулируется функция предлогов: в примерной программе стандартов предлог служит для образования падежных форм имен существительных и местоимений, а в программе «Школа 2100» - для связи слов в предложении;

- в программе стандарта 2 поколения рассматривается значение и употребление в речи наречий, а в программе «Школа 2100» наречие не изучается.

- при знакомстве с разделом «Синтаксис» в программе «Школа 2100» наблюдается пропедевтическое введение предложений с прямой речью, показ роли таких предложений в речи, знакомство со знаками препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот, в программе стандарта 2 поколения предложения с прямой речью не рассматриваются.

- в разделе орфография программы стандарта не рассматривается написание слов с двойными согласными на стыке корня и суффикса, приставки и суффикса (длинный, рассказ), перенос этих слов, а рассматриваются случаи правописания двойных согласных в корне (группа, класс). В программе «Школа 2100» изучаются все перечисленные случаи правописания двойных согласных.

В остальном содержании курса русского языка наблюдается полное совпадение программ.

В содержании требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу наблюдается различный подход:

- в программе «Школа 2100» привычные нам знания, умения и навыки. Перечислять их я не буду, а стандарты 2 поколения определяют общие требования к результатам начального образования и называют их планируемыми результатами освоения программ начальной школы.

Например:

к концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература), анализировать и обобщать ее;

умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;

умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

cформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного дйствия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).

Кроме этого в стандарте 2 поколения планируемые результаты освоения выпускниками начальной школы программы по русскому языку отнесены к трем группам.

1. Личностные результаты

( - осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью),

2. Метапредметные результаты

(- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы),

3. Предметные результаты

(- начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного);

- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное).

Итак, планируемые результаты освоения программ начальной школы в стандарте сформулированы в виде целевых установок, которые требуют дальнейшей конкретизации и наполнения. По остальным сравниваемым параметрам программа «Школа 2100» по русскому языку имеет незначительное расхождение с федеральным образовательным стандартом 2 поколения.

© 2010-2022