Статья Методы работы с текстом на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.И.Коновалова, учитель русского языка и литературы МКОУ Аннинская СОШ №1

Методы работы с текстом на уроках русского языка

Работая с текстом на уроках русского языка, я опираюсь на различные методы технологии критического мышления. Почему именно эта технология? Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Выбор ТКМ как основополагающей в моей работе обусловлен прежде всего тем, что 5 лет назад возникла необходимость в освоении новой программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской. Развитие коммуникативной компетенции учащихся - цель данной программы. Начиная свой эксперимент с тогдашними пятиклассниками, я не предполагала, что именно с этими учащимися мы выйдем на новые формы работы с текстом при подготовке к ГИА.

На своих уроках я использую следующие приемы работы с текстом: «Инсерт», «Кластер», «Фишбоун» и «Синквейн».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к написанию сочинения на заданную тему (С2.) в ГИА, можно попросить ребят вспомнить, что такое лексика и грамматика, и изобразить связь с данными изученными понятиями, отталкиваясь от ключевых слов Лексика, Грамматика. С помощью этих кластеров можно определить примеры лексических и грамматических явлений, которые будут необходимы в качестве аргументов для написания сочинения в ГИА (С2)

«Фишбоун»

Статья Методы работы с текстом на уроках русского языкаСтатья Методы работы с текстом на уроках русского языка

Перед нами схема «Фишбоун», которая должна систематизировать весь материал, выбранный из текста как образцы лексических и грамматических явлений. Учащимся предлагается информация (текст) определенного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала.

Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь явлений, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка сделать вывод.

Эти приемы работы с текстом можно использовать для подготовки к написанию сочинений ( С2.) в ГИА и части С в ЕГЭ.

Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных альтернативные точки зрения.

© 2010-2022