Конспект урока по подготовке к итоговому сочинению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»






Урок по подготовке к итоговому сочинению по литературе в 11 классе по рассказу И.А.Бунина «Холодная осень»









Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№10» с.Бурлацкое

Макрухина И. Н.







Цель урока : готовить учащихся к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе по тематическим направлениям

- «Вопросы, заданные человечеству войной»

- «Чем люди живы?»

Задачи

• совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина;
• развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
• анализируя рассказ «Холодная осень», выявить авторскую концепцию отношения к войне, жизни;
• размышляя над вечными вопросами бытия, поставленными в произведении, попытаться понять, в чём современность рассказа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа теме.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя с комментариями учащихся-ассистентов.

«Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле». Так начал когда-то Бунин свои «Сны Чанга» - рассказ о человеческой жизни, увиденной глазами собаки

Бунин - отличный чтец - читал холодным, ровным голосом, в полупустом зале, где собрались немногочисленные поклонники его таланта. Иногда тишина прерывалась пальбой и взрывами. Бунин не прекращал читать.

Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый... Важно лишь, чтобы речь шла не о внешней канве жизни, но о метаниях и муках душевных, на которые, по Бунину, обречено все живое.

Сухощавый, синеглазый, со своей знаменитой эспаньолкой, он казался современникам верхом сдержанности, холодной насмешливости, строгости и даже самолюбивой чопорности.

Остроумный, неистощимый на выдумку, он был столь одарен артистически, что Станиславский всерьез уговаривал его войти в труппу художественного театра и сыграть роль Гамлета. О его феноменальной наблюдательности в литературных кругах ходили легенды: всего три минуты понадобились ему, по свидетельству Горького, чтобы запомнить и описать внешность, костюм, приметы, вплоть до неправильного ногтя у незнакомца, но и определить его жизненное положение и профессию.

С людьми сходился непросто. Сдержанность и холодность Бунина были, однако, внешним защитным покровом.

В разные годы познал, пережил бурные чувства, выпадающие на долю далеко не каждому.

1-й ученик-ассистент. Он родился 10 (22) октября 1870 г. в помещичьей семье, в глубинной России, рос в ее плодородном орловском и елецком подстепье, и гордость за свою родословную. Гордился писатель и тем, что все его предки «были связаны с народом, с землёй, были помещиками». Эта связь с традициями дворянской культуры. С одной стороны, и связь «с народом и землёй», с другой, своеобразно отразились в творчестве Бунина, сделав его стиль неповторимо обаятельным и живописным.

2-й ученик-ассистент. Со стороны отца Бунин происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежал и поэт Василий Андреевич Жуковский. 1-й ученик-ассистент. Однако бедность, стучавшаяся в родительскую усадьбу, заставила будущего писателя близко познакомиться с радостями и печалями простого народа.

Любимый маленьким Буниным хутор Бутырки (наследственное поместье) пришлось продать, когда мальчику было 13 лет, - иначе семье грозило бы разорение.

2-й ученик-ассистент. В гимназии он занимался неровно: словесность знал и любил, математику учить не удостаивал. после пятого класса платить за его обучение стало нечем, ни в школу, ни в институт он больше не поступал.

1-й ученик-ассистент. Девятнадцати лет покинул родовое гнездо, по словам матери, «с одним крестом на груди», переменял множество профессий - корректора, библиотекаря, статистика, владельца книжной лавки и, наконец, признался, что он «вольнодумец», «вполне равнодушный не только к своей голубой крови, но и к полной утрате того, что было связано с ней».

2-й ученик-ассистент. Печататься начал на восемнадцатом году жизни. за шестьдесят лет литературной деятельности выпустил около тридцати книг стихов и прозы. Самостоятельно выучил английский язык. Переводил Байрона, американского поэта Генри Лонгфелло (особенно прославился переводом «Песни о Гайавате», 1898 г.), а также украинского поэта Тараса Шевченко.

В России был трижды удостоен Пушкинской премии Академии наук (за стихи и переводы), с гордостью носил звание почетного академика.

Бунин всячески преклонялся перед талантом Толстого. И сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительности. Как писал Б. Зайцев, он имел «почти звериный глаз, нюх, осязание».

1-й ученик-ассистент. Больше всего на свете, кроме поэзии и прозы, он любил путешествия. Изъездил весь юг России, много странствовал по Востоку (интересовался мусульманством и буддизмом), хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри; бывал на Цейлоне и в Африке.

2-й ученик-ассистент. Бунин любил многих, в юности пережил долгую, трудную страсть к Варваре Пащенко. Ее он вывел под именем Лики в романе «Жизнь Арсеньева» (1927-1933 гг.).

В 1898 г. Бунин впервые женился на 19-летней красавице греко-еврейского происхождения Анне Цакни, но год спустя разошелся с ней. Их сын умер 5-летним, других детей у Бунина не было. В 1906 г. в Москве он познакомился с Верой Муромцевой, младше себя одиннадцатью годами. До самой смерти Бунин не расставался с Верой, хотя из-за нерасторгнутого брака с Цакни обвенчаться они смогли только в 1922 г.

1-й ученик-ассистент. В мае 1918 г. Бунин бежал из «красной» Москвы в Одессу, тогда еще свободную от большевиков (уже в феврале 1917 г. он понял, что грядет не обновление и очищение, а разрушение всего лучшего в русской жизни и культуре; в Октябрьской революции он увидел «кровавое безумие», необратимую катастрофу); в январе 1920 г. он перебрался в Турцию. После мытарств в Константинополе, Болгарии и Сербии он с женой обосновался во Франции. Там он получил европейскую известность. В 1933 г. первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. Это стало международным признанием достоинства, мужества и чести русский эмиграции.

2-й ученик-ассистент. Сам писатель считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной драмой своей жизни. тоска по Родине терзала его неотступно. В эмиграции он сохранил Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в тёплые тона.

1-й ученик-ассистент. Он ненавидел фашизм, отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами, приветствовал победу Советского Союза. После войны Бунину предложили приехать в СССР, но он - не без колебаний - все же отклонил это предложение, так как никогда не примирился с советской властью.

Учитель. За границей Бунин написал 10 книг прозы, в том числе множество рассказов и повестей о любви. Любовь всегда была одной из главных бунинских тем. В ней с наибольшей силой проявляется томящее писателя противоречие: прелесть, мощь жизни - и обреченность, краткость ее.

Рассказ И.А.Бунина «Холодная осень» входит в цикл «Темные аллеи». Здесь, как и других рассказах реализовано тематическое единство: любовь, жизнь, смерть. В рассказе встречаемся с историей героини, с важным эпизодом из её жизни - последним вечером с женихом. Ярко представлены мотивы любви, смерти, мотив войны. Необычайно важен пейзаж, который определяет не столько характер самой природы, сколько состояние души героев и мироощущение самого автора. В рассказе точно определяется место и время происходящего, что позволяет читателю зримо представить течение времени, судьбу героев. Время событий непосредственно связано с началом первой мировой войны, их скитания по Балканам и Европе. Характерно, что в этом рассказе писателя, как в большинстве других, отчётливо прослеживается мотив обращения к прошлому. («И, вспоминая все то, что я пережила…»). Несомненен тонкий лиризм повествования, что передаётся в том числе и через обращение героев рассказа к стихотворению А.Фета «Какая холодная осень!»

lll. Аналитическая беседа

- Итак, о чем, по-вашему, рассказ Бунина «Холодная осень?» (о любви, о войне, о жизни героини ).

- С какими историческими событиями связан сюжет рассказа?

(Сюжет рассказа связан с первой мировой войной, её началом). Учащимся необходимо дать исторический комментарий: 15 июня 1914 года был убит в Сараево (Босния) австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд (1863-19140). Это убийство стало поводом к развязыванию первой мировой войны.

- Почему Бунин не описывает саму войну, а мы узнаем о ней лишь по деталям? На чем сосредоточено повествование? (писателя волнует не сама война, а трагедия отдельного человека в это страшное время, в рассказе описывается момент расставания двух влюбленных людей. Рассказано о смерти одного из них на войне, о горьких, тяжелых годах одиночества героини).

Учитель. Как писатель композиционно строит свой рассказ, связано ли это с определенной мыслью художника слова?

Ученик. Рассказ состоит из двух отчётливо выделяемых смысловых частей. Первая часть раскрывает эпизод расставания двух влюбленных и помолвленных героев. Во второй части перед нами проходит вся остальная жизнь героини.

Учитель. Вспомним, как заканчивается вторая часть рассказа. Выразительно зачитаем последние строки: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все- таки был. И это все, что было в моей жизни,- остальное ненужный сон».

Так что же произошло в тот холодный осенний вечер, который так дорог героине? Обратимся к первой части рассказа. О чем здесь идет речь?

Ученик. Показан эпизод расставания двух героев.

Учитель. На чем сосредоточивает свое внимание автор, описывая это расставания?

Ученик. На чувствах героев, на описании природы.

Учитель. Обратим внимание на природные реалии в этой части рассказа. Как описывается холодная осень, на какие природные детали обращает внимание писатель? Но вначале обратимся к самим себе. Как мы можем представить себе холодную осень, какие детали пейзажа можем высветить в своем воображении.

Ученик. Субъектные представления: застывшие лужи, деревья, жухлая трава, холодно, дождливо, серое небо. Эмоциональное состояние героя - мрачное и печальное настроение.

IV.Аналитическое чтение.Закрепление материала.

Выразительно прочитаем или инсценируем сцену «прощания» в саду, чтобы более полно попытаться понять авторский замысел.

-Учитель. Как же сложилась судьба девушки? Какие детали во второй части рассказа помогают понять характер исторический эпохи?

-Ученик. Судьба героини трагична. Оставшись без матери и отца, она одна жила в послереволюционной Москве, торговала на углу Арбата и рынка. Вышла замуж за человека редкой, прекрасной души. Однако по пути из Новороссийска в Турцию он умер из-за тифа. Из близких остались племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка. Но и племянник с женой уплыли в Крым и пропали без вести. Героиня скиталась с девочкой по разным странам и городам: Сербия, Болгария, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца. А девочка выросла и стала ей совсем чужой, стала совсем француженкой. Героиня жила и все живет в Ницце, бедствует, живет на то, что Бог пошлёт. Во второй части представлен мотив одиночества, мотив скитаний, странничества.

-Учитель. Согласны ли вы с а мыслью, что «любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах»,а война- самое страшное несовершенство?

-Сделайте вывод о композиционных и сюжетных особенностях рассказа.

-Ученик-на четырёх страницах рассказа уместилась судьба героини и судьбы многих, лишенных близких,родины, разделивших горькую участь человека, вынужденного жить и скитаться по чужбине. Но самое главное и лучшее в жизни этой девушки можно охарактеризовать словами заглавия рассказа - все хорошее осталось там- в том холодном осеннем вечере. Именно война разделила жизнь героев на две части: счастливую до и несчастную после.

V. Домашнее задание

1.Написать сочинение-рекламу «Почему стоит прочитать рассказ И.А.Бунина «Холодная осень?»-«5»

2. «4»

-Написать сочинение - рассуждение «Образ войны в рассказе И.А.Бунина «Холодная осень».

-Привести аргументы, опираясь на текст, что

-война- трагедийный рубеж в жизни героев рассказа И.А.Бунина «Холодная осень».

-рассказ И.Бунина современен.



© 2010-2022