Организация патриотического воспитания в школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ужовская средняя общеобразовательная школа





Итоговая работа

по теме

«Организация патриотического воспитания

в школе»





Выполнила: Матвеева Светлана

Викторовна, учитель русского

языка и литературы





Пояснительная записка

В условиях изменения жизни общества из нашего сознания вытесняется понятие «патриотизм», несправедливо умаляются достижения и победы прошлых поколений, забываются патриотические традиции. Поэтому в год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне особенно актуальной в современной школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности учащегося. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой и выступают в единстве. Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

  • уважительное отношение к языку своего народа;

  • заботу об интересах Родины;

  • осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

  • проявление гражданских чувств;

  • гордость за своё Отечество, за символы государства;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;

  • гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно - нравственные и социокультурные компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Родина, народ, родители, природа, родственники - не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства.

Поэтому одним из важных направлений работы в нашей школе является патриотическое воспитание.

Цель патриотического воспитания в школе - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Основная задача патриотического воспитания - воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Основная часть

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Основные направления в системе патриотического воспитания в нашем образовательном учреждении:

  • Духовно - нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

  • Гражданско - патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.

  • Историко - краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко - культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

  • Героико - патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.

  • Военно - патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально - волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.

  • Социально - патриотическое. Направлено на активизацию духовно - нравственной и культурно - исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

В год празднования 70-летия Победы в рамках месячника используются следующие формы работы по патриотическому воспитанию:

- школьный краеведческий музей;

- работа по дополнительной образовательной программе «Юный патриот»;

-оформление стендов «70-летия Победы», «Дети войны ;

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;

- уроки мужества и памяти;

- участие в районных конкурсах, акциях и мероприятиях патриотической направленности;

- патриотическая акция «Подарок ветерану», «Бессмертный полк»;

- военно - спортивная игра «Зарница»;

- конкурс патриотической песни, чтецов, сочинений, презентаций;

- шефство над ветеранами;

- изучения краеведческих материалов на уроках истории и исторического краеведения.

Данные формы работы по патриотическому воспитанию осуществляются в единстве учебной и внеклассной деятельности школы.

Одним из важных направлений в рамках проведения месячника 70-летию Победы, проводимого под девизом «Гордимся и помним!», можно считать проведение исследовательской работы, где учащимся 1-11 классов предлагается изучить историю своей семьи, своего поселка, района. Интерес у детей вызывают такие темы, как «Моя родословная», «Мой прадед -участник Великой Отечественной войны», «Дети войны», где ребятам предлагается вместе с родителями или самостоятельно составить родовое древо своей семьи, собрать старые фотографии, изучить семейный архив, рассказать о родственниках, участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

Всего из посёлка Ужовка Починковского района Нижегородской области ушли на фронт 239 человек, из которых 117 погибли. В настоящее время в нашем поселке проживает всего два ветерана Великой Отечественной войны: Кузьмичев И.С. и Батраков А.А. Каждый участник Великой Отечественной войны, мысленно возвращаясь в те грозные для нашей страны годы, переживает их так, как будто бы он снова находится в окопе или атаке, у орудия или в танке, в самолете или на корабле и ведет бой за освобождение нашей Родины… Молодое поколение должно помнить, какой дорогой ценой заплатил наш народ , чтобы победить фашизм, потому что наше счастливая мирная жизнь завоевана кровь фронтовиков, погибших и вернувшихся, и потом тех, кто не покладая рук трудился в тылу днем и ночью для приближения Победы.

Напротив Ужовской сельской администрации находится мемориальный комплекс, посвященный памяти погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годах. Учащиеся 10 класса, работая по дополнительной образовательной программе «Юный патриот», собрали материал о жизни ветерана Великой Отечественной войны Кузьмичеве Иване Сергеевиче.

И.С. Кузьмичев приехал в Ужовку вместе с родителями, братьями и сестрами переехал из Сурского района Ульяновской области в конце 30-х годов прошлого века. Снялась большая семья с насиженного места в те непростые времена не по своей воле, а после раскулачивания - попали под жестокие жернова репрессий. Хорошо еще, что без жертв обошлось, пришлось, правда, бросить все нажитое.

Кузьмичев Иван Сергеевич родился 15 января 1921 года в большой семье, где кроме него было еще шесть детей. Родители Сергей Иванович и Мария Яковлевна были колхозники. Одними из первых вошли в колхоз, но так как до этого жили зажиточно их причислили к «кулакам» и выгнали из дома и не отдали заработанный хлеб. Отец искал работу, в газете прочитал о том, что требуются работники на Белое море, строить порт. Туда и устроился.

В Ужовке жизнь началась заново, здесь жил дядя Ивана Сергеевича. Отец пошел работать на молокозавод бондарем - это кустарное ремесло он знал отлично, и выручало оно семью не раз. Мать вела нехитрое хозяйство и воспитывала детей. Иван Сергеевич к тому времени уже закончил восьмилетку. Вместе с отцом трудился на заводе бондарем, делал бочки. В 1940 году, когда ему исполнилось 19 лет, был призван в ряды Красной Армии. Служить Ивану Кузьмичеву довелось в 166-м гаубичном полку под Брестом. Это крепость - герой одной из первых встретила войну, а ее гарнизон покрыл себя славой, героически сражаясь с ненавистным врагом.

На этом участке приняла мощный удар неприятеля на себя и часть, в которой служил Кузьмичев. Иван Сергеевич был дневальным, дежурил на посту. Рано утром по телефону он принял сообщение о вероломном нападении Германии на Советский Союз, передал его командиру и поднял личный состав по тревоге. Воевали артиллеристы с самых первых часов Великой Отечественной войны, с утра 22 июня 1941 года. Сражались с переменным успехом: вступали в бой и отходили, вновь атаковали и опять возвращались, как тогда говорили, «на заранее отведенные позиции». Попадали в окружение и прорывались из него, теряя товарищей и не щадя своей жизни. И так - не один раз. Территория Белоруссии с ее лесами и пограничные с Польшей районы стали для них полем непрерывных боев. После одного из таких сражений полк попал в плотное вражеское кольцо. Наши бойцы не теряли надежды прорвать немецкие цепи, но из окружения выйти все же не сумели.

Недалеко от станции Зельва у них кончился бензин. На железнодорожных путях стояли цистерны со спиртом, который мог заменить горючее. Им и заправились. Отступали только ночью, по темноте, короткими пробежками - от лесочка к лесочку, от укрытия к укрытию - до самых предместий Минска. Город был уже в руках врага. Путь преграждала река. Мост, казавшийся крепким, выдержал только одну машину, вторая вместе с ним рухнула в воду. Бойцы стали наводить переправу, но дело было днем, и их постоянно обстреливали с воздуха. Одна из бомб взорвалась рядом с Кузьмичевым. Его оглушило и засыпало землей. Контузия, полученная тогда, прошла вскоре, но левым ухом с тех пор солдат уже не слышит.

Затею с переправой пришлось оставить, прорываться стали по правой стороне реки. Сначала по пять человек пробовали - потеряли больше половины людей, потом по двое. Иван Кузьмичев с товарищем пробирались лесом, где и наткнулись на вражеских десантников. Короткий бой закончился не в пользу красноармейцев - их обоих взяли в плен. Из Минска тысяч пятьдесят собранных отовсюду из пограничных районов военнопленных отправили битком набитыми железнодорожными составами в Германию. Лагерь 318- й, 1577- й, Майданек. Здесь, отсортировав по годности, кого к работе, кого в газовую камеру, фашисты заставляли пленных подчиняться своим порядкам. Кузьмичев хоть и был росту небольшого, но крепкий, вот и попал на работу в лес. Они сталкивали бревна и расчищали место для строительства дороги. Не раз пробовали бежать, но безуспешно. Да и уйти далеко не смогли бы, страна чужая, кругом враги.

Долгих и страшных два с половиной года И.С.Кузьмичев провел в неволе. Из одного концентрационного лагеря их переводили в другой, обращались, как с рабами, как с людьми низшего сорта, стремясь планомерно и целенаправленно превратить пленных в послушное своей воле бессловесное стадо. Да только ошиблись в расчетах, посчитав себя высшей расой. Не поддались советские люди ни уговорам, ни пыткам, перенесли все тяготы существования в голоде и болезнях, которые косили их десятками, выдержали, выстояли и в неволе не утратили человеческого облика. Они верили в скорое освобождение, ждали его, как единственный путь к спасению. И дождались.

Весной Красная Армия, успешно проведя очередной ряд боев, приблизились к концентрационному лагерю №304, в котором находились советские и итальянские военнопленные. Он располагался на территории Германии, неподалеку от границы с Польшей. Отдаленный гул сражений обитатели «Шталлага» слушали, словно завораживающую музыку, а солдат в красноармейской форме встретили, как кровных братьев.

Два танка с красными звездами на броне углубились в немецкую оборону километровым языкам - это был оторвавшийся от передовых частей авангард, достигли концлагеря и на полном ходу снесли железные ворота. Пока гитлеровские охранники в растерянности бездействовали, большинство пленных разбежалось. Они были уже далеко, когда фашисты опомнились и начали стрелять. Оставшихся обитателей бараков освободили позже, когда подошли регулярные части наших войск.

Свобода! Ее больше всего желали и в тоже время боялись. Как примут их, побывавших в неволе, соотечественники? Не сочтут ли предателями, перебежчиками? Хотя вину трудно доказать, но ведь и невиновность - тоже . По законам военного времени могли и расстрелять…

Проверка по линии особого отдела НКВД и других подобных инстанций была очень строгой, пройти ее удавалось не каждому. Иван Кузьмичев прошел проверку, его послали на фронт, на передовую, где он сражался до конца войны. На Эльбе встретился с американцами. Кроме того, Ивана Сергеевича еще посчитали достойным быть направленным на учебы, где готовили младших командиров из наиболее способных, грамотных и облеченных доверием рядовых бойцов Красной Армии. Ускоренные курсы он окончил успешно и получил звание младшего сержанта. Служить до конца войны продолжал в артиллерии, теперь уже заместителем командира минометчиков 46-го полка. В столице Чехословакии, Праге, он принимал участие в параде-демонстрации военной мощи союзников - советских, английских и американских войск. Закончил службу в Австрии в Вене. Демобилизовался И.С.Кузьмичев в 1946 году. Возвратился в Ужовку и пошел работать на прежнее место. Более двадцати лет трудился бондарем на молокозаводе. Позднее устроился на Ужовскую нефтебазу охранником. Оттуда его проводили на пенсию в начале 80- х.

15 января 2015 года ветерану исполнилось 94 года. Иван Сергеевич Кузьмичев награжден Орденом Отечественной войны II степени, а также многочисленными медалями.

Учащиеся 7-8 классов, члены школьного краеведческого музея, в ходе исследовательско-поисковый работы нашли материал для музея о Егунове Василии Степановиче, участнике Великой Отечественной войны, бывшем учителе нашей школы. У родственников В.С.Егунова сохранилась его тетрадь с воспоминаниями о фронтовых годах: «В ряды Вооруженных Сил СССР я был призван в августе 1942 года и направлен служить Краснознаменный Балтийский флот. В течение трех месяцев обучался в школе оружия имени Сладкова города Кронштадта. Затем был направлен в первый дивизион быстроходных тральщиков БТЩ-217 первым наводчиком орудия…». В своих воспоминаниях В.С. Егунов описывает свой первый бой, первую встречу в подводной лодкой, высадку десанта на острова Финского залива. Очень подробно Василий Степанович описывал участие своего дивизиона в освобождении города Ленинграда от вражеской блокады. День Победы Егунов В.С. встретил в городе Турку. Василий Степанович вспоминает, что «радости не было предела. Дня через 3-4 получили приказ о возвращении в Кронштадт. Предстояла трудная работа по тралению мин. Этим мы и занимались до августа 1946 года, до конца моей службы». Члены школьного краеведческого музея провели несколько экскурсий в музее для учащихся и жителей поселка, рассказывая о наших замечательных фронтовиках и тружениках тыла.

Заключение

Целая вечность минула с той поры, когда был изгнан враг с нашей земли. Чем дальше мы от событий минувшей войны, тем меньше сохраняется реальных документов, желтеют фронтовые снимки, уходят из жизни ветераны… Бережно передаем мы из уст в уста их животрепещущие воспоминания о суровых фронтовых буднях и беззаветной любви к Родине. Просматривая фотографии ветеранов, читая их воспоминания и общаясь с ними, я восторгаюсь этим поколением людей. Я думаю, что проделанная работа в школе в рамках месячника к 70-летию Победы будет иметь свой положительный результат.

Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня - это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче.

Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.



© 2010-2022