Конспект урока Сложноподчинённое предложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме

«СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

ТИП УРОКА: контрольно-обобщающий

МЕТОД: критическое мышление

ПРИЕМЫ: узнавание, анализ и синтез художественной литературы, незаконченные предложения, составление схем, толкование слов.

ЦЕЛЬ УРОКА: определить уровень знаний и умений по теме «Сложноподчиненное предложение»

ЗАДАЧИ:

- помочь учащимся обобщить и закрепить знания по теме (виды придаточных предложений, пунктуация в них);

- совершенствовать речевые навыки учащихся посредством анализа текста;

- формировать нравственные качества личности во взаимоотношениях с окружающими

ОРГАНИЗАЦИЯ: дети свободно садятся за столы (работа в группах)

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица №1 «Подчинительные союзы и союзные слова»;

таблица №2 «Виды придаточных предложений»

Ход урока

Чем человек просвещеннее,

тем он полезнее своему отечеству

А.С.Грибоедов

1. Работа с эпиграфом

Вопросы:

1. Как вы понимаете высказывание А.С.Грибоедова?

2. Имеет ли предложение по своей структуре отношение к нашей теме? Определите вид придаточного, произведите морфемный разбор слова «просвещеннее».

3. Назовите виды сложных предложений

4. Виды союзных предложений?

5. Как придаточное предложение присоединяется к главному?

6. Какие подчинительные союзы и союзные слова вы знаете? В чем отличие союзов от союзных слов? (табл.1)

2. Задание

Придумать и записать по 1 сложноподчиненному предложению:

1 группа - с простым союзом;

2 группа - с составным союзом;

3 группа - с союзным словом.

Начертить схему предложений, определить вид придаточного.

3. Редактирование

Учащимся предлагается исправить ошибки, допущенные школьниками в письменных работах, записать предложения в исправленном виде, начертить схему и определить тип придаточного.

1 группа

А) В повести «Капитанская дочка» Пушкиным описано время крестьянского восстания, которого руководил Пугачев.

Б) Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству которые не хотят и даже боятся изменений.

2 группа

А) Около балкона сидела собака которая надеялась получить косточки которые приносили ей ребята.

Б) У которых учеников были лопаты, они рыли ямы для деревьев.

3 группа

А) К элеватору нескончаемым потоком со всех сторон спешили машины с зерном который в эту пору напоминал осажденную крепость.

Б) Уничтожая людей и разрушая их дома мы знаем какие страшные раны наносит земле война.

4. Графический диктант

Двое учеников работают на крыльях доски, остальные - на индивидуальных листах. Потом схемы сверяются.

Жара была такая, что малейшее движение утомляло.

Весь простор будто затянут паутиной, и не разберешь, где кончается море.

Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.

5. Закончить предложения, определить вид придаточного

1. Чтобы хорошо сдать экзамены…

2. Если хочешь быть здоровым…

3. Когда крыло у скворца зажило…

4. Хотя дорога была трудная…

5. Вследствие того, что мы вовремя вызвали врача…

6. Едва стало светать…

7. Тому, кто лучше всех ответит на вопрос…

6.Работа с текстом

Спроси у совести своей

Спокоен и счастлив тот человек, который живет в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с нею, поступившись совестью из эгоизма или ради маленькой сиюминутной выгоды.

Совестливый человек не обманет, не украдет, не сподличает, не предаст, на работе не схалтурит. Он не оставит без помощи родителей, собственного ребенка, не обидит слабого, не унизит себя лицемерием и лестью.

Совестливый - значит порядочный, честный человек, наделенный чувством собственного достоинства, справедливости, добротой.

Нравственное значение каждой личности, живущей по законам совести, неоценимо, ибо всем окружающим она дарит свет и теплоту.

Задания к тексту

- определить тип речи;

- определить стиль, тему, основную мысль;

- дать толкование слов «эгоизм», «совестливость», «нравственность» , «лицемерие», подобрать к ним синонимы.

Каждой группе необходимо выписать из текста сложноподчиненное предложение с определенным видом придаточного (изъяснительным, определительным, обстоятельственным) и начертить его схему.

7.Сочинение-миниатюра на тему «Спроси у совести своей»

Всегда ли я поступаю по совести?

Были ли в моей жизни случаи, когда я сознательно шел на сделку со своей совестью и ради чего я это делал?

8.Юмористическое стихотворение С.Я.Маршака «Дом, который построил Джек»

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Вопросы к тексту:

1. Из скольких предложений состоит фрагмент текста?

2. Сколько в нем придаточных?

3. Какими синтаксическими средствами автор добивается комического эффекта?

4. Уместно ли такое построение предложения в речи, не рассчитанной на комический эффект?

9.Обобщение материала

Синквейн на тему урока



© 2010-2022