Исследовательская работа Мотив северного лета в произведениях Л. Сидельниковой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

"ШАГИ В НАУКУ"



Направление: литературоведение

Тема: «Мотив «Северного лета» в лирических произведениях Л.Ф. Седельниковой, как отражение души народа»



Грушина Наталья

МБОУ «СОШ №6» им. А.И. Гордиенко, г. Нягань, ХМАО-Юрга

5 класс







Научный руководитель:

Томалова О.А., учитель русского и литературы

МБОУ «СОШ №6» им. А.И. Гордиенко.









г. Обнинск, 2013/2014 учебный год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Биография Л.Ф. Седельниковой…………………………………5

Глава 2. Методика исследования лирического произведения…………..6

Глава 2.1 Анализ лирических произведений Л.Ф. Седельниковой…….9

Заключение…………………………………………………………………14

Библиографический список…………………………..…………………..15











Введение

Няганские поэты и писатели - люди разных поколений, разных профессий, приехавшие осваивать северный край. Край и город стали для них больше, чем просто работа и дом, а творчество - возможность выразить свою благодарность и нежность суровому краю, ставшему для кого-то малой, а для кого-то и большой Родиной. Лариса Федоровна Седельникова - современный поэт, сделавший неоценимый вклад в литературу XXI века. Ее произведения известны многим жителям России, ее стихи накладываются на музыку, ее любят и ценят в родном городе. Изучая творчество Ларисы Федоровны, невозможно пройти мимо близкой темы, темы северной природы, которая описывается в лирических произведениях поэтессы не только с точки зрения географии, зоологии и биологии, но и с душевной точки зрения. Работы Седельниковой хватают за душу, заставляя пропустить через себя не только непредсказуемую природу севера, но и душевные переживания, которые связаны с каждым временем года неразрывной цепочкой.

Актуальность. Творчество Ларисы Федоровны Седельниковой мало изучено. Изучение в ее лирике мотива северной природы действительно необходимо, ведь север и северный народ, как таковой мало изучен, его обычаи и традиции практически исчезли в свете информационного прогресса. Душа северного человека навсегда останется загадочной, ведь в условиях короткого лета, человек радуется каждому солнечному лучу, каждому цветку, замечает тончайшую красоту природы, что, возможно, не увидит человек, живущий в условиях долгого лета. Седельникова очень тонко передает каждый трепет души с помощью описания природы севера, а точнее летней природы.

Предмет исследования - мотив северного лета, как отражение души народа

Объект исследования - лирические произведения Л.Ф. Седельниковой

Цель: Проанализировать мотив северного лета, как отражение души народа в лирике Л.Ф. Седельниковой.

Задачи:

1. Познакомиться с биографией Л.Ф. Седельниковой с помощью литературы и личных встреч.

2. Рассмотреть проблему северного лета на примере нескольких стихотворений, предварительно сделав их анализ.

3. Выявить то, как мотив северного лета отражает душу северного народа.

Метод исследования: библиографический анализ реферативных баз данных и анализ лирического произведения.

Работа относится к теоретическим исследованиям.

Практическая значимость: Возможность использования материалов на уроках литературы, факультативных занятиях, внеклассных чтениях в школе, организации литературных вечеров в учебном заведении.

Структура работы: работа состоит из 3 глав, Введения, Заключения, Библиографического списка, насчитывающего 7 источников и 1 словарь. Литературы по данной теме практически нет, так как жизнь и творчество Л.Ф. Седельниковой мало изучено и требует дальнейшего исследования и анализа. Для изучения биографии поэтессы понадобились личные встречи, на которых и был получен необходимый материал о биографии и жизни Л.Ф. Седельниковой. Так же при личной встрече было получено стихотворение, которое анализируется в работе для исследования темы.

Термины: анализ, лирическое произведение, метод исследования, композиция, троп, гипербола, метафора, олицетворение, сравнение, литота, антитеза, ассононс, аллитерация, лирический герой, темпоритм, стилевые доминанты лирики в области художественной речи.











Глава 1. Биография Л.Ф. Седельниковой

В первой главе будет рассматриваться жизненный путь Ларисы Федоровны Седельниковой. Изучение биографии поэтессы необходимо для анализа ее творчества. С помощью исследования жизненных этапов поэтессы мы выявим то, что повлияло на написание стихов цикла «Северное лето».

Лариса Федоровна родилась 31 октября 1952 года в городе Макеевка Донецкой области. Отец, Филин Федор Александрович, - участник Великой Отечественной войны, Мать - Филина Евдокия Николаевна, - рабочая.

После окончания школы ЛФ поступила учиться в Киевский государственный университет на факультет иностранных языков и успешно закончила его. Трудовую деятельность начала в 1972 году учителем немецкого языка в Житомирской области, затем работала в Донецкой области. владеет английским, немецким, украинским языками, имеет переводческую практику, преподавала в ВУЗе.

В 1984 году приехала в Нягань, работала учителем немецкого языка в СШ № 3. С 1986 по 1996 год была директором Дома детского творчества. В это время активно участвовала в первых городских фестивалях бардовской песни, на которых занимала призовые места.

Лариса Федоровна со школьной скамьи пишет стихи. В периодических изданиях г. Нягани публиковались статьи о творчестве местной поэтессы, ее стихи.

Лариса Федоровна - член городского литературного клуба «Няганские родники». Ее стихи вошли в 1-й, 2-й, 3-й выпуски литературного сборника «Няганские родники», а также вошли в книгу «Нягань. И вырос город средь тайги…». Она не только пишет поэтические произведения, но и сочиняет к ним музыку, талантливо представляет свои музыкальные произведения на городских конкурсах и фестивалях.

Значительное место в творчестве Ларисы Федоровны занимает природа, любовь, юмор. Ее стихи настраивают на философское восприятие действительности, темы подсказывает сама жизнь.

Стихи отличаются особой гармоничностью и музыкальностью. Многие из них стали песнями и исполняются автором в кругу друзей, коллег по перу и бардовских фестивалях. Значительная часть произведений посвящена природе, лесу, видно, именно там автор черпает вдохновение и восстанавливает свои душевные силы. Неоднократно в нашем городе проводились творческие вечера Ларисы Федоровны Седельниковой. (1999, 2000, 2007, 2010, 2011 гг.).

Лариса Федоровна Седельникова удостоена звания «Отличник народного просвещения» (1993), «Ветеран труда» (1999).

Можно сделать вывод, что приехав в Нягань, имея за спиной опят написания лирических произведений, Лариса Федоровна по-новому взглянула на свое творчество, по-новому начала переживать и открывать для себя красоту и изысканность мира.

Глава 2. Методика исследования лирического произведения

Лирика как литературный род противостоит эпосу, и драматургии, поэтому при ее анализе следует в высшей степени учитывать родовую специфику. Если эпос и драма воспроизводят человеческое бытие, объективную сторону жизни, то лирика человеческое сознание и подсознание, субъективный момент. Эпос и драма изображают, лирика выражает. Можно даже сказать, что лирика принадлежит совсем к другой группе искусств, чем эпос и драматургия - не к изобразительным, а к экспрессивным[1,38]. Поэтому к лирическому произведению, особенно, что касается его формы, неприменимы многие приемы анализа эпических и драматических произведений, и для анализа лирики литературоведение выработало свои приемы и подходы.

Сказанное касается в первую очередь изображенного мира, который в лирике строится совсем не так, как в эпосе и драме. Стилевая доминанта, к которой тяготеет лирика. - это психологизм, но психологизм своеобразный. В эпосе и отчасти в драме мы имеем дело с изображением внутреннего мира героя как бы со стороны, в лирике же психологизм экспрессивен, субъект высказывания и объект психологического изображения совпадают. Вследствие этого лирика осваивает внутренний мир человека в особом ракурсе: она берет по преимуществу сферу переживания, чувства, эмоции и раскрывает ее, как правило, в статике, но зато более глубоко и живо, чем это делается в эпосе[3,120].

Итак, в лирическом произведении мы не анализируем ни сюжета, ни персонажей, ни предметных деталей вне их психологической функции, - то есть не обращаем внимания на то, что принципиально важно в эпосе. Зато в лирике принципиальную значимость приобретает анализ лирического героя. Лирический герой - это образ человека в лирике, носитель переживания в лирическом произведении. Как всякий образ, лирический герой несет в себе не только уникально-неповторимые черты личности, но и определенное обобщение, поэтому недопустимо его отождествление с реальным авто-ром. Часто лирический герой бывает весьма близок к автору по складу личности, характеру переживаний, но тем не менее различие между ними является принципиальным и сохраняется во всех случаях, так как в каждом конкретном произведении автор актуализирует в лирическом герое какую-то часть своей личности, типизируя и обобщая лирические переживания. Благодаря этому читатель легко отождествляет себя с лирическим героем. Можно сказать, что лирический герой - это не только автор, но и всякий, читающий данное произведение и вчуже испытывающий те же переживания и эмоции, что и лирический герой. В ряде случаев лирический герой лишь в очень слабой мере соотносится с реальным автором, обнаруживая высокую степень условности этого образа.

Лирика тяготеет к малому объему и, как следствие, к напряженной и сложной композиции. В лирике чаще, чем в эпосе и драм применяются композиционные приемы повтора, противопоставления, усиления, монтажа. Исключительную важность в композиции лирического произведения приобретает взаимодействие образа часто создающее двуплановость и многоплановость художественного смысла.

Стилевые доминанты лирики в области художественной речи - это монологизм, риторичность и стихотворная форма. Лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев построено на монологе лирического героя, поэтому нам нет необходимости искать в нем речь повествователя (она отсутствует) или давать речевую характеристику персонажей (их тоже нет).

Лирическая речь, как правило, речь с повышенной экспрессивностью отдельных слов и речевых конструкций. В лирике наблюдается больший удельный вес тропов и синтаксических фигур по сравнению с эпосом и драматургией, но эта закономерность просматривается лишь в общем массиве всех лирических произведений.

Анализ стихотворных особенностей лирической речи - это во многом анализ ее темповой и ритмической организации, что чрезвычайно важно для лирического произведения, так как темпоритм обладает способностью опредмечивать в себе определенные настроения и эмоциональные состояния и с необходимостью вызывать их в читателе.

Из всего вышесказанного вытекают следующие приемы изучения лирического произведения:

1. выборочное чтение отдельных строф, строчек, слов по заданию учителя;

2. беседа-размышление;

3. стилистический эксперимент;

4. иллюстрирование текста (словесное, музыкальное).

Для выборочного чтения отобрать самые важные с точки зрения смысла, содержания строки, слова, выражения. Обязательно обратить внимание детей на образные средства языка: олицетворение, метафоры, сравнения, эпитеты и др. Особое внимание учеников обратить на структуру строф, рифмующихся строк и слов.

Выборочное чтение обычно сопровождается беседой-размышлением. Для этого приема можно использовать вопросы:

-Какое настроение у вас возникло при чтении?

-Какие слова помогают автору создать такое настроение?

-Как вы думаете, почему автор сравнивает…?

-Какие звуки повторяются в этой строке?

-Как вы думаете, для чего поэт использует этот прием? и др.

Прием стилистического эксперимента используется для того, чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку лирического произведения, испытывать эстетическое наслаждение от удачно выбранного автором слова. Этот прием заключается в том, чтобы искусственно заменить слово или выражение автора близким по смыслу словом и уяснить на основе сопоставления особую выразительность, точность, прелесть поэтического текста.

Для развития ярких образных представлений на основе читаемого используется прием иллюстрирования.

Лирическая речь, как правило, речь с повышенной экспрессивностью отдельных слов и речевых конструкций. В лирике наблюдается больший удельный вес тропов и синтаксических фигур по сравнению с эпосом и драматургией,

Самый сложный и трудный в методическом отношении этап работы над поэтическим произведением - это его анализ.

Идейно-художественный анализ поэтического текста - это анализ его тематики, идейного содержания, композиции, сюжета, языка и стиля - всего того, что носит название анализа «на всех уровнях»[4,94]. Однако учитель не имеет возможности дать исчерпывающий анализ всех сторон произведения. Имея в виду особенности данного стихотворения, он определяет, на каких элементах следует остановиться и сосредоточить особое внимание.

Предметом анализа поэтического произведения может стать и его язык, и любой значимый элемент художественной структуры, и изобразительные и стилевые средства, если они позволяют проникнуть в идейное содержание произведения. Решающее условие успешного изучения лирических произведений заключается в правильном, методически обоснованном выборе приемов анализа с учетом особенностей изучаемого произведения [5,39].

Следуя данной технике исследования и используя метод анализа, мы проанализировали лирическое произведение Ларисы Федоровны Седельниковой «Северное лето», выявляя мотив северного лета, как отражение души народа.





Глава 2.1 Анализ лирического произведения Л.Ф. Седельниковой

Поэзия Седельниковой являет собой небывалый синтез нежной женственности и доходящей до героизма мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирики изобразительности, краткости и исключительной смысловой емкости, предельной словесной точности, постоянной памяти о прошлом. Приступая к анализу стихотворений, мы составили более удобный план, подходящий для детального изучения мотива северного лета.

План анализа лирического произведения (в полной версии работы анализ расширен):

1. Название лирического произведения.

2. Тема, идея, основная мысль

3. Художественные средства

4. Композиция текста

5. Поэтическая лексика

6. Стилистические фигуры

7. Поэтическая фонетика

8. Образ лирического героя

9. Соединение природы и души человека

«Северное лето» (приложение 1)

Тема стихотворения - пейзаж, это оговаривается в первой строке

«Пейзаж чего-то неземного:

Вода впитала облака…».

Сюжетная линия отсутствует, но видны образы чувств лирического героя: спокойствие, безмятежность, некая настороженность и в какой-то мере удивление. Основная мысль стихотворения - красота и необычность северной летней ночи.

Автор использует литературную лексику

«В наряды скромные одето

Тысячелетья и века…»

Композиция стихотворения построена из 4 строф, объединенных общей идеей необычности северной летней ночи. Общее настроение всех четырех строф - это безмятежность, тишина, полное спокойствие и некая эйфория, заставляющая наслаждаться неземной красотой увиденного.

С первой же строфы автор заставляет читателя погрузиться во что-то неземное, говоря о том, что этой необычной ночью, даже вода и небо соединились и стали чем-то большим, чем просто природными явлениями. Добавляя в строках воздушности:

«Луны воздушная подкова…»

автор возносит читателя в небосвод, для того, чтобы читатель смог увидеть необычную картину во всей красоте и необъятности. В следующей строке автор нарочно вводит контраст ночи, луны и солнца, для того, чтобы читатель, не бывавший летней ночью на севере смог представить себе то, какая удивительная природа данного края:

«И в бликах солнечных река…»

Во второй строфе автор рисует нам рыбака, который плывет по глади реки, нарушая тишину, но как не странно он гармонирует со всем происходящим вокруг:

«Чуть слышно по озерной глади

Скользит рыбацкое весло…»

А в следующих двух строках мы опять находимся на контрасте дня и ночи, повторный контраст усиливает чувство сомнения и дает наиболее яркое представление о северной летней ночи:

«И ночью, будто кто-то сглазил,

Как днем, по-прежнему, светло…»

В третьей строфе мы резко переносимся в лодку рыбака, наблюдая картины проплывающего берега. Уменьшая расстояние, автор пытается передать не только общую красоту ночной природы, но и красоту детальную:

«А берег проплывает мимо

Не спящих сосен и берез…»

И опять наблюдается контраст, в третьей и четвертой строке. Уже более конкретно автор говорит о несовместимости света и тьмы, которая имеет место быть:

«Пусть тьма и свет несовместимы,

Сегодня ночка-альбинос…»

В четвертой, заключительной строфе, автор отходит от описания природы и заострения внимания на контрасте, а приближает читателя к мысли о лете, которое не блещет пышностью зеленых лугов, красивыми цветами, но имеет свою неотразимую изюминку:

«В наряды скромные одето

Тысячелетья и века

Приходит северное лето,

Качая лодку рыбака».

В данном стихотворении используются тропы, для выражения чувств лирического героя. Все стихотворение словно дышит иносказательностью, необычностью происходящего. Аллегория изображения северной летней ночи, когда наступают белые ночи, четко прописана через образ ночи-альбиноса, словно переводя явление природы на образ конкретного человека, обращая внимание на то, что эта ночь не только не такая как все, она еще и загадочна, манит своей непредсказуемостью.

«Пусть тьма и свет несовместимы,

Сегодня ночка-альбинос…»

Очень четко используется метафора, производя необыкновенный контраст и давая читателю то необходимое эмоциональное переживание, которое он бы смог получить находясь в тот момент рядом с рыбаком, проплывающим в лодке.

«Луны воздушная подкова

И в бликах солнечных река…»

Олицетворение, сравнения, эпитеты, помогают расширить эмоциональный и зрительный кругозор читателя, окуная его в глубину и показывая красоты летней ночи (солнечные блики, берег проплывает мимо, ночка-альбинос).

Гипербола встречает нас на самой первой строке, автор делает это для того, чтобы с первых же секунд читатель пронзился мироощущением белой северной ночи.

«Пейзаж чего-то неземного…»

Литота же наоборот встречается нам лишь в конце стихотворения, давая читателю понять, что эта ночь не простая, а северная, где нет излишней красоты в убранстве природы, но есть то, чего нет ни в одной ночи, простота, спокойствие и «солнце».

«В наряды скромные одето

Тысячелетья и века

Приходит северное лето…».

Синтаксические фигуры делают речь автора поэтичной. Антитеза (свет и тьма) насыщает стихотворение необычными переливами красок. Повторы придают особый тон и рифму стихотворению, которое отличается размеренностью и музыкальностью. В этом же автору помогает использование ассонанса, который создает своеобразный «рисунок» речи.

«Чуть слышно по озерной глАди

Скользит рыбацкое веслО

И ночью, будто кто-то сглАзил,

Как днем, по-прежнему, светлО»

По мимо ассонанса автор включает в свое произведение и аллитерацию, что усиливает звучность и мелодичность речи.

«А берег проплывает мимо

Не спящих сосен и береЗ.

Пусть тьма и свет несовместимы,

Сегодня ночка-альбиноС».

Образ лирического героя многообразен и сложен в стихотворении. С одной стороны автор сам является лирическим героем, рассказывающим о своих чувствах, мыслях, переживаниях. С другой стороны, автор, словно играет роль рыбака, сидящего в лодке, когда переносит нас с воздушного месяца в лодку. Многообразность образа лирического героя расширяет кругозор, давая читателю проникнуться величественностью северной ночи. Лирический герой словно опьянен неотразимостью, неповторимостью представшего перед ним пейзажа. Он то улетает ввысь, то спускается на землю. Его душевное состояние подобно состоянию эйфории. Ночное озеро словно мотив зеркала, когда человек, находясь в эйфории может видеть себя со стороны, свою душу, видеть то, чего не сможет увидеть он находясь в своем теле.

Раскрывая природу северного лета, Лариса Федоровна Седельникова обращает внимание не только на красоту местной природы, иносказательно и замаскированно, она пытается раскрыть читателю душу северного народа. Душа, которого светлая, хоть и невидимая, лучезарная, необычная, загадочная. Хоть и живет северный человек в условиях нескончаемой зимы, но душа его всегда открыта, полна тепла, любви, света и спокойствия.

Душа народа показана в данному стихотворении через восприятие природы, через умиротворение, которое испытывает лирический герой, рыбак, и все живое вокруг, через светлые тона и воздушность, чистоту и невинность летней северной ночи.

Вода, как символ течения жизни, берег, как символ надежности, месяц, как символ молодости, а значит чистоты и непорочности, сама ночь представлена в ярких тонах, не свойственных для ночи, тем самым нарушена символика ночи, которая передает символику дня, пробуждения и в тоже время необычайного спокойствия и тишины, нет посторонних звуков. Все эти символы дают эмоциональную окраску душе человека.

Лирика осваивает внутренний мир человека в особом ракурсе: она берет по преимуществу сферу переживания, чувства, эмоции и раскрывает ее, как правило, в статике, но зато более глубоко и живо, чем это делается в эпосе. Подвластна лирике и сфера мышления; многие лирические произведения построены на развертывании не переживания а размышления (правда, оно всегда окрашено тем или иным чувством).. Но в любом случае изображенный мир лирического, произведения - это, прежде всего психологический мир.

Поэтому к лирическому произведению, особенно, что касается его формы, неприменимы многие приемы анализа эпических и драматических произведений, и для анализа лирики литературоведение выработало свои приемы и подходы.

В лирическом произведении мы не анализируем ни сюжета, ни персонажей, ни предметных деталей вне их психологической функции, - то есть не обращаем внимания на то, что принципиально важно в эпосе. Зато в лирике принципиальную значимость приобретает анализ лирического героя. Лирический герой - это образ человека в лирике, носитель переживания в лирическом произведении. Как всякий образ, лирический герой несет в себе не только уникально-неповторимые черты личности, но и определенное обобщение, поэтому недопустимо его отождествление с реальным авто-ром. Часто лирический герой бывает весьма близок к автору по складу личности, характеру переживаний, но, тем не менее, различие между ними является принципиальным и сохраняется во всех случаях, так как в каждом конкретном произведении автор актуализирует в лирическом герое какую-то часть своей личности, типизируя и обобщая лирические переживания.









Заключение

Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое произведение - это, прежде всего картина внутренней жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний.

Самой специфичной особенностью лирики является то, что человек, присутствует в ней не только как автор, не только как объект изображения, но и как его субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действенного ее элемента»[1,75]. Следствием этого оказывается сосредоточенность лирики на внутреннем состоянии, переживании человека. Ее характеризует открытое эмоциональное отношение автора к тексту, сжатость поэтической мысли и чувства. Известно, что слово в стихотворении «нагружено» больше, чем в прозе, а значение его всегда шире непосредственно прямого смысла. Художественное содержание лирического произведения создает и звучание слов, их расположение в строке, ритмическое чередование. Единство переживаний и речи в лирике - непременное условие ее эстетического воздействия на читателя.

Поэтические тексты - совершенные образцы эмоционально-выразительной, образной речи. Изучая их, учащиеся познают выразительные возможности языка, прямые и переносные значения слов, их многообразные семантические оттенки и многозначность в контексте. В этом смысле язык поэтических произведений по праву можно считать художественной речью в ее высшем воплощении.

Говоря о нашем исследовании, можно сделать вывод, что лирика Ларисы Федоровны Седельниковой многообразна и сложна. Она не дает конкретных лирических образов, не делает акцент на каких-либо событиях, но ее манера стихосложения настолько понятна и проста, хотя и необычна по своему построению и подаче. Говоря о мотиве северного лета, который отражается душа народа, можно сказать, что Лариса Федоровна, наверное, единственная северная поэтесса, просматривающая через призму природных явлений человеческую душу. Множество литературных приемов, символов заплетенных в простых строках стихотворения говорят о сложности внутреннего мира автора, о его желании преподнести ту тонкую, незримую нить своих переживаний лишь избранным читателям.





Библиографический список

Литература:

1) Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение.- М.: Просвещение, 1975.

2) Анализ художественного текста. Сб. статей. Вып. I.- М.: Педагогика, 1975.

3) Анализ художественного текста. Вып. II. М.: Педагогика, 1976

4) Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М..: Худож. лит., 1975.

5) Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1976.

6) «Нягань - истоки», 2011г.

7) Рез 3. Я. Изучение лирики в школе. Л.,Просвещение, 1968.

Словари:

1) 'Толковый словарь русского языка'; Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю.; Изд-во: М.: Аз, 1996 г.









Приложение 1

Северное лето

Пейзаж чего-то неземного:

Вода впитала облака,

Луны воздушная подкова

И в бликах солнечных река.

Чуть слышно по озерной глади

Скользит рыбацкое весло.

И ночью, будто кто-то сглазил,

Как днем, по-прежнему, светло.

А берег проплывает мимо

Не спящих сосен и берез.

Пусть тьма и свет несовместимы,

Сегодня ночка-альбинос.

В наряды скромные одето

Тысячелетья и века

Приходит северное лето,

Качая лодку рыбака.

Лариса Федоровна Седельникова

16


© 2010-2022