Конспект урока по литературе

Конспект урока литературы по теме «Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» в системе внеклассного чтения школьников». Урок был проведен в аудитории студентов педагогического колледжа, но будет полезен и учителям литературы, так как  рассказ изучается школьниками в пятом классе. Урок предполагает формирование умения проводить литературоведческий анализ текста, интерпретировать художественное произведение в соответствии с жанровыми особенностями. Кроме того, методическое обеспечение у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по детской литературе и литературе с методикой преподавания

Тема: Рождественский рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» в системе внеклассного чтения школьников.

Цель: формирование общих и профессиональных компетенций будущих педагогов.

Задачи:

  1. Формирование литературоведческой компетенции: умение проводить литературоведческий анализ текста, интерпретировать художественное произведение в соответствие с жанровыми особенностями.

  2. Формирование культуроведчекой компетенции: расширение знаний искусствоведческого характера, усвоение студентами в процессе изучения опыта народа, его культуры, религии; формирование нравственно-этических и духовно-нравственных ценностей.

  3. Формирование коммуникативной компетенции: умение воспринимать и понимать высказывания, передавать информацию в устной и письменной речи; грамотно вести диалог, строить монологические высказывания; выразительно читать художественные произведения.

Ок 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

Ок 2. Организовывать собственную деятельность.

Ок 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для профессионального и личностного развития.

Ок 5. Использовать ИКТ технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Ок 6. Работать в коллективе и команде.

Оборудование: ИКТ-презентация; карточки с заданиями; тексты рассказа.





















Ход урока.

Постановка цели и задач урока.

- Здравствуйте, уважаемы е студенты! Мы продолжаем знакомиться с разными жанрами литературы. Сегодня на уроке мы обратимся к рождественскому рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

Тема урока: Рождественский рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» в системе литературного образования школьников (слайд)

Задачи урока:

  1. Формирование литературоведческой компетенции;

  2. Формирование культуроведческой компетенции;

  3. Формирование коммуникативной компетенции. (слайд)

- В конце урока вам будет предложено заполнить листы самооценки, т.е. оценить у себя уровень сформированности названных компетенций. Такие же листы я прошу заполнить и педагогов. После урока я сравню результаты вашей самооценки и оценки педагогов.

Пауза.

Подготовка к восприятию произведения. Постановка проблемы урока.

Выразительное чтение стихотворения А.Фета преподавателем.

ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

«И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!» -
«Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда,
как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа!

(слайды с изображением младенца Христа)

- О каком христианском празднике идет речь в стихотворении? (Празднике Рождества Христова)

- Что это за праздник? С какими событиями он связан?

- Давайте вспомним библейскую историю рождения Спасителя.

Индивидуальное сообщение студента.

Однажды ангел Господень Архангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил ей: " Не бойся, Мария! Я принес тебе радостную весть: У тебя скоро будет сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовешь Его Иисус". Этот день принято отмечать как праздник Благовещение. (Слайды)

В ночь с 6 на 7 января родился Иисус Христос - обещанный Богом Спаситель мира. Он родился в пещере, по - другому называемой вертеп. Божия Матерь спеленала Младенца и положила его в ясли, деревянное корытце, из которого скот ел солому и сено. (Слайд) В ту ночь все спали. Не спали лишь пастухи, охранявшие в поле свои стада. Вдруг небо осветилось, и им явился ангел. Он сказал: " Не бойтесь, я пришел сообщить вам великую радость. Сейчас в Вифлееме родился Спаситель мира Иисус Христос. Вы найдете младенца, спеленутого и лежащего в яслях" (Слайд)

А в небе появилось множество ангелов, которые славили Бога и пели: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! Пастухи пришли и поклонились Младенцу, а потом рассказали, что случилось с ними в поле. (Слайд)

В старину люди не знали, как устроен мир. Мудрецы наблюдали за звездами и звали их звездочетами. Считалось, что при рождении великих людей загорается яркая звезда. В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе загорелась большая звезда. Эту звезду увидели три мудреца: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, жившие на Востоке. Они поняли, что на земле родился Великий Царь. (Слайды)

- Каждому христианскому догмату в церковном годе соответствует праздник. Он и выражает суть важных религиозных догм.

- Как вы думаете, что выражает праздник Рождества? (Он выражает догмат о воплощении Бога. Все, что есть в празднике Рождества, связано с этой идеей)

Самым известным иконописным произведением, изображающем этот сюжет, является икона "Рождества Христова", написанная Андреем Рублевым (слайд). Это произведение 15 века. Сейчас она находится в Благовещенском соборе Московского Кремля (слайд).

- Давайте вспомним методику работы с произведением живописи на уроке. На что мы должны обращать внимание ребят? (центр, передний план, задний план, детали и цвет)

Анализировать икону мы будем, опираясь на следующий план:

- Центральный образ Богородицы;

- Образ звезды;

- Верхний уровень иконы - небесный;

Нижний уровень иконы - бытовой. (слайд)





Работа с иконой «Рождество Христово» Андрея Рублева.

(икона высвечивается на слайде)

1. Обратите внимание на композицию иконы. В чем ее особенность?

(Как целое, рублевская икона Рождества Христова представляет собой круг с ярко выраженным центром - Богородицей. Все сюжетные элементы тоже располагаются в форме круга)

2. Кто изображен в центре? В чем особенность изображения Богородицы? Как по отношению к центральной фигуре изображены другие сюжеты?

(Богородица, гора и пещера с Богомладенцем по масштабу, яркости красок, расположению вокруг Них остальных фигур выделяются настолько, что все остальные сюжеты кажутся мелкими и не столь значительными. Их много и они, как планеты, расположены вокруг центра - Богоматери)

3. Как вы думаете, что символизируют цвета одежды Марии?

(Богородица, как Царица Небесная, изображена возлежащей на ярко-красном ложе, окутанной в вишневый мафорий с ног до головы. Через Нее в Рожденном соединяются Божественная и человеческая природа. Праздничный ярко-красный цвет ложа, на котором Она возлежит, повторяется ритмично в нескольких местах иконы, как отсвет праздничного пламени в окружающем: в тунике служанки при омовении младенца внизу иконы, тунике славословящих ангелов вверху и внизу у пещеры, в плаще одного из волхвов и тунике другого. Этот праздничный настрой особенно передается в тех иконах Рождества, которые выполнены в ярко-красных тонах)

3. Как вы думаете, почему все остальные сюжеты разрознены?

(Они все разрознены, потому что Тот, Кто их соединит, только-только появился на свет)

празднично-царственном цвете, что сближает икону пасхальную и рождественскую.

  1. Как вы считаете, почему Богородица возлежит у входа в пещеру, отвернувшись от Младенца? (Она отдает Рожденного людям, что подчеркивает реальность Боговоплощения. Она знает, что ее Сын будет пренесен в жертву за всех людей)

Само Рождество - это центр рождественского цикла. В рождественский цикл входит 40- ка дневный пост перед Рождеством и все праздники до Крещения. И вот в один из дней празднуется память Вифлеемских младенцев. Царь Ирод узнал, что родился Царь и приказал убить всех младенцев в Вифлееме.

Вифлеемские младенцы - это первые мученики, которые стали ангелами. В святоотеческой литературе их называют телохранителями Бога. Иначе говоря, вместе с радостью в мир вошло и горе. Бог пришел на землю, где его не ждали. Да и пришел Христос на землю для жертвы. Поэтому тема радость соприкасается с темой страдания, мученичества.

5. Что символизирует вол? А осел?

(Вол символизирует евреев, всю жизнь проводящих в ярме закона, осел - язычников. Младенец объединяет и тех и других, приемля обоих)

6. Как вы думаете, почему ясли изображены на фоне темной пещеры?

(Ясли изображены на фоне темной пещеры, олицетворяющей лежащий во тьме мир. Ему воссияло Солнце Правды - Иисус Христос. Вся цветовая гамма яслей выполнена в цветах Царства Небесного: бело-красно-золотых)

- Что символизируют ясли? (Ясли - это символ Престола Небесного и в то же время их форма напоминает гроб, в котором погребали Господа, младенческие пелёны напоминают погребальные пелёны, в которых Его положили, а пещера - не только место Его Рождения, но и погребения. Так в образе пещеры и яслей соединяются начало и конец земной жизни Спасителя, угадывается весь земной путь Иисуса.)

7. Над пещерой ярко горит Вифлеемская звезда. Как вы думаете, что она символизирует? (Она - ось иконы, указывающая путь к Богомладенцу. Звезда - это и ангельская сила, и Дух Святой, и путеводительница. Она часто изображается в виде трех лучей во образ Пресвятой Троицы. И именно звезда чаще всего является образом Рождества Христова)

8. Кто изображен слева от Богородицы?

(Ангелы, стоящие у пещеры, готовы принять Младенца на руки: самый нижний ангел держит в руках пелёны, самый верхний - протягивает руки вглубь пещеры. Навстречу склоненным головам ангелов тоже в ритме поклона Богомладенцу изображаются ступени большой горы)

9. Что включает в себя большой круг иконы?

(Большой круг иконы включает в себя волхвов, скачущих навстречу звезде, Ангелов, воспевающих «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение», пастухов, услышавших глас с небес)

Эта, верхняя часть иконы, связана с небом.

10. Кто изображен в левом верхнем углу картины?

(В левом верхнем углу мы видим три маленькие фигурки волхвов, скачущих вслед Вифлеемской звезде, указывающей им путь к Младенцу. Они везут с собой дары: золото, смирну и ладан. Эти дары станут прообразом подарков, которые мы приносим родным и близким в Новый год)

11. Кто изображен на нижнем уровне иконы?

(Нижний уровень - бытовой, в котором изображены омовение Младенца служанкой и повитухой Саломией; сидящий в глубокой задумчивости Иосиф, муж Марии, и предстоящий ему старик, олицетворяющий сомнения Иосифа.)

12. Кто изображен внизу справа от Богородицы?

(Пастухи изображаются справа от Богородицы. Их двое. Один - старец, второй - молодой. Пастухи - простые люди, которые первыми узнали о Боговоплощении. Их можно противопоставить волхвам, которые представляют мир ученых. Поэтому и добрались они до Младенца только через два года. Пастушки смотрят на звезду, которая указывает им, где найдут они удивительного Младенца)

Итак, эти три славящих Бога группы выражают следующие идеи:

  1. Пастухи олицетворяют всех людей, которым открылась возможность видеть Бога.

  2. Волхвы в западной традиции - цари, поэтому там (например, в Польше) есть праздник трех царей (они разного возраста). Волхвы - это маги, кудесники, которые обладают языческой мудростью. Они отказываются от язычества и признают, что в мир пришла новая мудрость.

  3. Ангелы в песнопениях провозглашают, что Рождение Христа - высшая точка истории человечества. Это апофеоз человечества, данный в Деве Марии. Она хоть и заражена первородным грехом, но сама она безгрешна. Ангелы поют о торжестве человеческой праведности. Рождение Христа - это и праздник Богоматери.

- От восхода звезды - вестницы, от Рождества Христова мы отсчитываем века. Самая тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская.

- А вы знаете, что по старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

- Как вы думаете, почему в это праздник принято дарить подарки? (В этот праздник люди стремятся быть лучше, это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. Принято творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, дарить подарки)

- Рождество - это праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества.

Итак, в литературе сложился особый жанр - жанр рождественского рассказа.

- Иногда исследователи не различают святочный и рождественский рассказы, потому что Рождество и Святки входят в один цикл. Некоторые исследователи справедливо говорят, что традиционный святочный рассказ связан с быличками и бывальщинами (рассказами о нечистой силе). Рождественский же рассказ связан именно с событием Рождества, с приходом в мир Бога, с богословским пониманием чуда. Четкого определения жанра рождественского рассказа нет. Мы будем использовать рабочее определение.

- Давайте запишем рабочее определение этого понятия в тетрадь.

Рождественский рассказ - это жанр литературы, в основе которого культурные и духовные константы, связанные с пониманием Боговоплощения в христианстве. Главное - это особое художественное время. (слайд)











Жанровые особенности рождественского рассказа

(на слайде)

  1. Хронологическая приуроченность.

  2. Наличие элемента чуда, которое происходит на Рождество.

(чудо связано с иными мирами; просветление в душе человека; восстановление семейных связей, гармонии в человеческих отношениях)

  1. Наличие среди героев ребенка; мотив «божественного дитя» - младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества.

(Во многих рождественских рассказах возникает тема семьи и детства. Это обусловлено евангельскими событиями. Высшим проявлением любви является ребенок. Рождественский рассказ, изображающий духовный мир, показывает поруганную семью, где дети страдают, где материнство уничтожено. Важное духовное явление - у ребенка нет матери. Ребенок чаще всего сирота, он одинок. Мир рисуется с позиции недолжного существования.)

  1. Наличие нравственного урока; мотив нравственного перерождения.

Рождественский текст изображает путь человека к идеалу. Это путь Волхвов к Христу. В рождественский пост человек должен совершать милосердные поступки, прощать врагов. Человек, как и волхвы, должен принести Богу дары. Но это дары духовные, поэтому сюжет рождественского рассказа - это сюжет нравственного очищения.

Большинство рождественских рассказов имеют хороший финал. Но, в мировой литературе есть несколько текстов, где в конце ребенок погибает. Это «Мальчик у Христа на елке Ф.М. Достоевского, «Девочка со спичками» Х.Х. Андерсена и «Елка сироты» Ф. Рюккерта. Среди исследователей возникают споры о том, относить ли рассказ «Мальчик у Христа на елке» к рождественским (т.к. финал печальный) и можно ли его читать детям вообще? Возникает проблема, как изучать этот рассказ в школе? О чем говорить детям: «Мальчик у Христа на елке» - это трагическая пародия на рождественский рассказ или классический жанр рождественского рассказа? (проблема выносится на слайд).

Итак, проблема урока…..зачитываю.

Мы попытаемся найти подходы к пониманию данного текста, опираясь на:

- факты биографии Ф.М. Достоевского;

- особенности творческого метода писателя;

- литературоведческий анализ рассказа. (слайд)

Работа с биографией Ф.М. Достоевского

Портрет писателя, даты жизни (слайд)

На долю Достоевского выпали очень большие страдания. Это не только заточение в Мертвом доме острога, но и смерть детей. Мы знаем из мемуаров жены, как тяжело он переживал смерть Сони. В конце жизни он потерял любимого сына Алешу, который очень внезапно погиб. Неутешный отец отправился в поездку вместе с Владимиром Соловьевым в Оптину Пустынь к старцам. Он задумал на важный 40 -й день после смерти Алеши, чтобы они молились. Тема смерти ребенка была личной. И утешение он нашел в вере. Достоевский стал глубоко верующим человеком на каторге. Тогда в его жизни появилась самая главная книга…

Давайте вспомним этот сюжет…

Сообщение студентов

«Больше столетия назад, в середине XIX века, в сибирском городе Тобольске, в 1849 году жены ссыльных декабристов Наталья Дмитриевна Фонвизина и Прасковья Егоровна Анненкова спешили на квартиру смотрителя местной тюрьмы. Здесь женщинам разрешили встретиться с двумя «политическими» осужденными, переправляемыми в Омскую крепость. Вместе с едой и теплой одеждой они подарили каждому из арестантов Евангелие. Одним из каторжан был Федор Михайлович Достоевский, к тому времени уже довольно известный писатель.

Он вспоминал потом, что долгие последующие годы в остроге эта книга была его единственным дозволенным чтением. Он держал ее постоянно при себе и затем, освободившись, не расставался с нею всю дальнейшую жизнь.

Конечно, Евангелие он читал и раньше, но только на каторге ему стал понятен его истинный смысл. Именно здесь происходит осознание, что общество должно быть устроено на иных началах и иными путями, чем это виделось ему раньше, когда он входил в кружок петрашевцев, за что и был арестован.

Уже в конце каторги он поделится своими мыслями с Н.Д. Фонвизиной, одной из жен декабристов, подаривших Евангелие:

«Я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа…» (слайд)

- Как переводится слово евангелие? («благая весть»)

- О чем она?(о том, что в мир пришел Бог)

- Евангелие еще говорит о том, что человека делает счастливым, что ему нужно делать, чтобы спастись.

- На страшном суде человек будет судиться по своим делам милосердным?

Что входит в дела милосердия?

Сочетание «милое» «сердце» подчеркивает такую черту, как жалостливость.

- Что означает слово «милосердие» словаре В.И. Даля? («милосердие» означает «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому…»

Подобрать синонимический ряд: жалость, сострадание, гуманность)

Зачитать фразу из текста рассказа. О каком городе идет речь?

Верно, речь идет, скорее всего, о Петербурге. Почему вы так решили?

( Петербург не просто город у Достоевского, это символ уклонения России от ее пути)

Работа с высказываниям о Петербурге.

- Обратите внимание на высказывание об этом городе самого Достоевского. Каково его отношение к Петербургу?

«Здесь все хаос, все смесь; многое может быть пищею карикатуры; но зато все жизнь и движение. Петербург и глава и сердце России… И до сих пор Петербург в пыли и в мусоре; он еще созидается, делается…»;

«Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною. Еще с детства, почти затерянный, заброшенный в Петербурге, я как-то все боялся его»; «Мне кажется, это самый угрюмый город, какой только может быть на свете…»(слайд)

- Смотрите, сколько подтекста, глубины мысли, сколько чувств!

- Эти высказывания похожи или чем-то отличаются?

Делаем вывод. Каково отношение Достоевского к Петербургу?

Итак, Петербург у Достоевского часто изображается как инфернальное пространство, в котором царит холод, мрак, сырость, т.е все приметы мертвого мира. И все-таки в петербургском тексте Достоевского часто присутствует мотив чуда, прорыва к другому человеку через любовь и жертву.

Реализм Достоевского не случайно называют христианским реализмом. В творчестве Достоевского представлена Христианская картина мира.

- Мысль о детях, об их ранних впечатлениях, о первых их затаенных страданиях в «большом городе», обманутых ожиданиях проходит лейтмотивом через все творчество писателя.

Где хорошо эта тема раскрывается? «Дневник писателя». Ну а «Мальчик у Христа на елке» входит в январский номер Д.п. 1876г. (слайд)

История публикации рассказа «Мальчик у Христа на елке»

- Вы знаете историю публикации?

«Мальчик у Христа на елке» вошел в январский номер дневника 1876 года. Отбор «детского» материала для январского выпуска дневника 1876 года (как мы узнаем об этом из первых же его страниц) определило увиденное и услышанное в те морозные дни на улицах Петербурга и его окраине. (слайд)

А как вы думаете, Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных?

Достоевского волновало страдание детей? Как это звучало в его книгах?

Какие чувства он хочет показать читателю?

- Как вы думаете, для чего автор написал эти тексты? (Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.

-Кто виноват в детских слезах? Страданиях?

Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых.

Итак, какая ключевая тема в рассказе «Мальчик у Христа на елке»? (тема детства)

Вот как пишет об этом сам писатель.

«Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может жить человек», «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства» - запишет Достоевский в «Дневнике писателя».

Но какова судьба тех, чье детство заканчивается, так и не успев начаться?

- Тех, кого жестокое, безнравственное человечество лишает детства?

И что же значит тогда заповедь Спасителя «Быть как дети», если дети лишаются самого сокровенного, чистого и святого мировосприятия?

Сейчас мы обратимся к тексту рассказа, попробуем выделить систему художественных средств, раскрывающих авторский замысел; подумаем, что означают вечные категории «вера», «милосердие», сострадание».

Подготовка к выразительному чтению рассказа

Найдите абзац в первой части рассказа («Господи, какой город» до слов «Бежит и на ручки дует»)

- Определите, какова интонация в первой части рассказа? (В первой части рассказа интонация чтения прерывистая, торопливая) Зачитывают фрагмент рассказа со слов «Господи, какой город!....до слов «бежит и на ручки дует».

- Какую атмосферу создает подобная ритмическая организация текста? (Она передает атмосферу скитаний одинокого, замерзшего мальчика в огромном городе. Главными становятся мотивы суеты, толкотни)

- Какие средства создают ощущение суеты и мельтешения? (Прежде всего, синтаксис: неполные предложения, обилие многоточий, восклицательных конструкций, тире и т.д)

- Когда ритм повествования меняется? (Ритм повествования меняется в описании Христовой елки: он становится плавный, успокоенный, чуть торжественный)

Зачитайте этот фрагмент текста («Это Христова елка»….)

Студенты оценивают услышанное чтение рассказа, высказывают мнение, удалось ли чтецам передать смену темпоритма в повествовании.

Оценивание чтения по критериям:

  1. Культура произношения

  2. Дикция

  3. Интонационное богатство(слайд)

Итак, литературоведческий анализ текста мы будем проводить в группах. У каждой группы есть листок с вопросами. Ваша задача - порассуждать и ответить на вопросы, доказывая свою точку зрения текстом. Кроме этого, ваша задача так распределить вопросы, чтобы каждый член группы активно участвовал в выполнении задания.

После этого, каждая группа дает ответы на вопросы.

Литературоведческий анализ рассказа проходит в группах.

Работа в МГ.

Задание № 1.

  1. Найдите описание главного героя. Обратите внимание на внешний вид мальчика. Во что он одет? Сколько лет ребенку? Подумайте, почему автор указывает именно этот возраст?

  2. Почему автор употребляет существительное среднего рода «существо» по отношению к ребенку? Как вы думаете, почему при описании внешности мальчика употребляются уменьшительно ласкательные суффиксы?

3. Что вы можете сказать о характере ребенка? Какими качествами он обладает? (имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. даже можно сказать, что он решителен.

4. Какие чувства испытывает мальчик, находясь в большом городе? (Страх, потерянность, одиночество, незащищенность маленького ребенка в большом городе)

5. Какие детали текста раскрывают внутреннее состояние героя?( Обратите внимание на описание города. (Эпитет «огромный» в характеристике города, образ праздничного рождественского застеколья (возникает трижды в рассказе, город отгорожен от несчастного мальчика). То же значение имеют такие детали в описании города, как широкая улица, большое стекло.

Зачем автор делает акценты на масштабы места действия? (Этим подчеркивается страх героя перед миром как постоянное душевное состояние)

6. Меняется ли состояние мальчика, когда он попадает на елку к Христу? Какие чувства он испытывает? Подтвердите свой ответ текстом. ( Да. Успокоение, радость, счастье.)

Задание № 2.

  1. Какую роль в рассказе играет цветовой контраст мрак - свет? С каким пространством соотносится мотив света? А мотив мрака? (В рассказе четко обозначен цветовой контраст: мрак - свет. В подвале темно, в городе, откуда приехал мальчик «черный мрак, один фонарь на всю улицу», а в огромном городе свет и множество огней.)

  2. Можно ли сказать, что свет «большого города» является спасительным для мальчика? Докажите свою точку зрения.

(Нет, этот свет неподлинный, мнимый, ложный, не дающий тепло. Показательно, что, побывав в светлом городе, мальчик засыпает в подворотне, снова возвращается в темноту. Огни и великолепие огромного города равнозначны мраку подвала и подворотни. Контрастна цветовой гамме вторая часть рассказа. Вновь появляется мотив света)

3. Во второй части рассказа тоже появляется мотив света. Одинаков ли свет города и Христовой елки? (В отличие от первой части здесь мотив света сопряжен не с суетой, а с состоянием полета, круженья, легкости)

4. Меняется в рассказе и звуковой ряд? Какие звуки слышит мальчик в городе, а на елке у Христа? Какие чувства, как вы думаете, испытывает ребенок, когда слышит эти звуки?( в городе - вой собаки, «звенят об камни подковы», «стук и гром», «все кричат», на елке у Христа - песня мамы, «прошептал… тихий голос», радостный смех)

Задание № 3.

  1. В рассказе постоянно противопоставлены тепло и холод. Подумайте, как мотив тепла и холода раскрывается в рассказе? С какими образами они связаны? Только ли с пространством, где находится мальчик? ( Холодно в подвале, где проснулся мальчик. Холод - лейтмотив в описании города)

Холод в душах жителей огромного города заявлен цепью эпизодов, нагнетающих безысходность ситуации и иллюстрирующих жестокость окружающих людей: блюститель порядка отвернулся, чтоб не заметить мальчика, барыня прогнала на улицу, большой мальчик ударил по голове. И только на Христовой елке мальчику «стало так тепло, как на печке».

2. От чего герою становится тепло? Найдите в тексте слова, характеризующие действия людей по отношению к ребенку. Сравните действия окружающих мальчика людей в первой и второй частях рассказа.

(«закричали», «замахали», «треснул», «сунула», «поддал ножкой», «отвернулся» (в городе) и «обнял», «целуют», «протянул руку», «простирает руки», «берут его», «несут с собою» (на Христовой елке).

3. Почему автором использован глагол «простирает» в описании Христа? Чем он отличается от глагола «протягивает»? Простирает - это протягивает далеко, чтобы обогреть, приютить и порадовать всех несчастных.

4. Каков образ Христа в изображении Ф.М. Достоевского? Иисус Христос сострадающий, милосердный, всепрощающий. Душе мальчика тепло от участия в его судьбе, от всеобщей любви и радости, от того, что он стал частью рождественского праздника, до этого момента отвергнутый всеми и одинокий.

Задание № 4.

1. Где происходит действие рассказа в первой части? (В первой части рассказа действие происходит в «каком-то огромном городе») Почему автор не дает название города? (Автор не называет его, тем самым наделяя повествование высокой степенью обобщения (подчеркивается типичность ситуации).

2. Проследите цепочку перемещений героя до того, как он попадает на елку к Христу. Меняется ли отношение к мальчику окружающих людей? Что объединяет эти перемещения?

(Действие первой части переносится из подвала на широкую улицу, затем в небольшой городок, откуда приехал мальчик (там тот же мрак, но было тепло), затем вновь на улицы огромного города и завершается в подворотне. Несмотря на смену местоположения героя, он везде чужой. Все эти перемещения объединяют мотивы мрака (ложного света) и холода (внешнего и внутреннего).

3. Где происходит действие рассказа во второй части? (Действие второй части перемещается на небо) Как вы считаете, почему автор переносит действие рассказа на небо? Как это воспринимается в контексте христианского миропонимания?

(Для верующего православного человека естественно разделение мира на дольний (земной) и Горний и понимание жизни как вечной, нескончаемой)

4. Зачитайте финал рассказа. (Финал истории: «А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо… А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замершего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе».) Как воспринимается тема смерти в данном контексте?

(Тема смерти, заключенная внутрь светлого, радостного повествования, лишена трагизма. Последний акцент в повествовании сделан писателем на небесной жизни, праздничной, счастливой, окруженной заботой, участием и любовью)

Ответы групп.

- В чем же специфика рождественского чуда в святочном рассказе Ф.М. Достоевского?

Мы возвращаемся к той проблеме, которую ставили в начале урока.

- Можно ли сказать, что это трагическая пародия, ведь рассказ заканчивается смертью мальчика? (нет, светлое загробное будущее ребенка, позволяет почувствовать ощущение рождественского чуда - обретение одиноким, отвергнутым существом любви, радости, внимания)

Но, однозначность восприятия истории отвергается самим писателем: «Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, - то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там о елке Христа - уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет?»

- В одном мы можем быть уверены точно. Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души.

- Как вы думаете, какова главная мысль рассказа? (Дитя Достоевского - со Христом; но у нас, на нашей земле, в нашем дворе ("чужом" для мальчика) за дровами, - мы находим его маленький трупик - то, что осталось нам. Холодный, мертвый труп - нам, тем, у кого сердца остыли и омертвели. Жизнь и счастье мальчика у Христа не снимает с нас ответственности за его бесприютность и гибель здесь. Если страдает и плачет ребенок, то что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Люди очерствели, не видят чужих страданий, забыли заветы Христа)

Достоевский верит в то, что смерть мальчика разбудит человеческие души, что рождественское чудо, наконец, произойдет.

-Итак, о каком рождественском чуде мечтал Достоевский? Во что верил писатель? (Это вера в то, что люди будут помнить о таких вечных ценностях, как вера, милосердие, сострадание)

Целый мир познания добра и зла не стоит «слезинки ребенка» и «если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка, - и не принять нам этого спасения..»

Дети должны приносить радость и счастье, и даже здесь - на земле быть ангелами, славящими Христа.

Этот рассказ изучается в 5 классе по учебнику Кутузова и берется в качестве текста для внеклассного чтения в начальной школе. - Еще со времен Ф.М. Достоевского вставал вопрос: «Можно ли читать этот рассказ детям, ведь в финале ребенок умирает?» Как вы считаете?

Доказательством нам послужит воспоминания жены Достоевского.

По свидетельству жены писателя А.Г. Достоевской, «Мальчик у Христа на елке» принадлежит к числу тех художественных произведений, которые в конце жизни писатель больше всего ценил. Достоевский публично читал рассказ «Мальчик у Христа на елке» в пасхальные дни на литературном чтении для детей в Петербурге. Это были благотворительные чтения. На них писатель брал с собой сына и дочь.

Давайте послушаем воспоминания жены писателя. (сообщение студентов)

А.Г. вспоминала: «Прием был восторженный, и группа маленьких слушателей поднесла чтецу букет цветов. В этом же году 16 декабря Достоевский снова прочел рассказ на благотворительном литературном утре ученикам одной гимназии. Чтение вновь вызвало восторг публики и детской в том числе. После смерти Достоевского рассказ выходил многократно в сборниках или отдельных изданиях для детского чтения. В то же время рассказ уже тогда вызывал некоторые сомнения. Так, в 1885 году, цензор И.П. Хрущев в связи с подготовкой отдельного издания рассказа дал заключение, где подчеркивал, что трудно найти «менее подходящего к детскому возрасту произведения». Этот рассказ - писал цензор - «не для детей и «не как уж не для низших училищ». Хрущев считал неуместным противостояние богатых и бедных детей, «отчаянное положение» замерзшего ребенка.

-Итак, мы сегодня познакомились с жанром рождественского рассказа. Как вы поняли, в чем особенность этого жанра?

- Мы ставили перед собой следующие задачи. Как они были реализованы на уроке?

Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу самооценки.(слайд) Оценивать вы будете только уровень сформированности у вас литературоведческой компетенции. Ваша задача поставить галочку в той колонке, которая соответствует вашему уровню овладения литературоведческим анализом и умением интерпретировать художественный текст.

Рефлексия (заполнение таблицы)

Литературоведческая компетенция

Уровни

Литературоведческий анализ

Интерпретация

высокий

Знаю

средний

низкий

высокий

Умею

средний

низкий

В завершении урока прослушивание песни Д. Боровинского на стихи М.Ю. Лермонтова «Сегодня будет Рождество»

© 2010-2022