- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Адаптированная ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ русский язык для учащихся 6 класса сложной структуры дефекта
Адаптированная ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ русский язык для учащихся 6 класса сложной структуры дефекта
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Носова Н.В. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
ХМАО - Югры «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа- интернат VIII вида»
Утверждено:
педагогическим советом КУ «Леушинская
школа - интернат
VIIIвида» протокол № _________
от «____»_________________ 2014 г.
Утверждаю:
директор КУ «Леушинская
школа - интернат
VIIIвида»
_______________________ В.Т. Гречаная
«____»_________________ 2014 г.
адаптированная ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
русский язык
для учащихся 6 класса сложной структуры дефекта
(II ступень)
на 2014/2015 учебный год
с.Леуши, 2014г.
Составитель: учитель Н.В.Носова
Адаптированная программа по русскому языку для учащихся 6 класса сложной структуры дефекта направлена на овладение элементарными знаниями по предмету, формирование основных орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку. В адаптированной программе представлены разделы изучения курса русского языка в 6 классе сложной структуры дефекта, определены темы, их последовательность, количество часов. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей данной категории, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Адаптированная составлена на основеобразовательной программы обучения детей со сложной структурой дефекта по предмету «Русский язык»для учащихся 6 класса, составитель Носова Н.В.; учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, М.: Просвещение, 2000.
Адаптированная программа утверждена на заседании методического совета,
Протокол № ____ от «____» _______________ 2014 г.
Председателем методического совета _______________ В.Т.Гречаная
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрена методическим объединением учителей,
Протокол № ____ от «____» ________________ 2014 г.
Руководитель методического объединения ________________ Е.С.Боровая
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе.
Дети сложной структуры дефекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.
Учащимся даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
Цель преподавания русского языка для детей сложной структуры дефекта: выработка элементарных навыков грамотного письма.
Задачи:
- Развитие у учащихся устной и письменной речи;
- Формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
- Воспитание интереса к родному языку.
В программу включены разделы:
-
Повторение.
-
Звуки и буквы.
-
Слово.
-
Предложение.
-
Связная письменная речь.
В течение года учащееся продолжают совершенствовать графические навыки, овладевают элементарными сведениями по грамматике. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии, синтаксиса.
Программа рассчитана на 4 ч. в неделю. Всего- 136 ч.в год.
1 четверть - 36 часов
2 четверть - 28 часов
3 четверть - 40 часов
4 четверть - 32 часа
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.
При обучении русскому языку следует учитывать неоднородность состава класса и осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Обучение детей сложной структуры дефекта носит практическую направленность, требующую от учащихся усвоения элементарных правил правописания.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
-
составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложения (с помощью учителя);
-
выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове (с помощью учителя);
-
списывать рукописный и печатный текст целыми словами;
-
писать под диктовку доступные по содержанию предложения (простые по структуре) и тексты.
Учащиеся должны знать:
-
алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Русский язык
Тематическое планирование
6 класс ССД
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Краткое содержание темы
Обязательный минимум
ЗУН
Примечание
1
Повторение
9
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Учащиеся должны уметь:
Составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложения (с помощью учителя);
Выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове (с помощью учителя);
Списывать рукописный и печатный текст целыми словами;
Писать под диктовку доступные по содержанию предложения (простые по структуре) и тексты.
Учащиеся должны знать:
Алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
2
Звуки и буквы
38
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова или подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или побора по образцу родственных слов.
3
Слово
31
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
4
Предложение
38
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих о ком или о чём говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
5
Связная письменная речь
(7)
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (15-25 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Темы связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку
6
Повторение пройденного за год
20
Русский язык
Календарно - урочное планирование
6 класс ССД
(136 ч. в год, 4 ч. в неделю)
Тема раздела,
урока
Содержание деятельности
Кол.
час
Дата
Цель
Обязательный минимум ЗУН
Тип
урока
Методы урока
1 четверть - 36 ч.
Повторение
9
1-2
Практическое построение простого предложения.
1.Работа с сюжетными картинками, учебником по составлению
предложений.
2.Работа в тетрадях.
3.Работа со словарём.
2
Учить строить простые предложения.
Уметь составлять и распространять простые предложения с помощью учителя.
Вводный
Комбинир.
словесный наглядный
практическ
3-4
Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам
1.Работа с сюжетными картинками,
2.Выполнение заданий учебника по составлению
предложений.
3.Работа в тетрадях.
4.Работа со словарём.
2
Учить ставить слова в нужную форму по вопросу, составлять предложения
Уметь устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя.
Комбинир.
словесный наглядный
практическ
5
Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме
1.Работа с сюжетными картинками,
2.Выполнение заданий учебника по составлению
предложений.
1
Систематизировать знания учащихся о предложении
Уметь составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
Комбинир.
словесный наглядный
практическ
6-7
Заканчивание предложений.
1.Работа с сюжетными картинками.
2.Выполнение заданий учебника по составлению
предложений.
3.Работа в тетрадях
2
Систематизировать знания учащихся о предложении
Уметь составлять и распространять предложения, ставить знаки препинания.
Комбинир.
наглядный
практическ
8-9
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
1.Работа с текстами.
2.Составление предложений по сюжетным картинкам.
2
Систематизировать знания учащихся о предложении
Уметь составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
Комбинир.
Закреплен
словесный наглядный
практическ
Звуки и буквы.
38
10-11
Алфавит.
1.Чтение алфавита
2.Расположение слов в алфавитном порядке
3.Выполнение заданий с предметными картинками.
4.Работа по карточкам.
2
Учитьправильно называть буквы алфавита.
Знать алфавит
Изучение нового
Комбинир
словесный наглядный
12
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок.
1.Составление и запись рассказа по серии картинок под руководством учителя.
1
Развивать устную и письменную связную речь.
Уметь составлять предложения, связанные между собой с помощью учителя.
Изучение нового
наглядный
практическ
13-14
Входная контрольная работа.
Работа над ошибками.
1. Письмо под диктовку.
2.Выполнение грамматического задания.
3.Работа по индивидуальным карточкам.
2
Определить степень устойчивости знаний учащихся;
наметить меры по устранению выявленных пробелов
Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы.
Контрольн
практическ
15-17
Употребление ь на конце и в середине слова.
1.Выполнение заданий с предметными картинками.
2.Работа по карточкам
3. Работа по учебнику и в тетради.
4.Звукобуквенный анализ слова.
3
Закреплять умение анализировать слова по звуковому составу.
Уметь выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове с помощью учителя
Изучение нового
Комбинир.
словесный наглядный
практическ
18-20
Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и
1.Выполнение заданий с предметными картинками.
2.Работа по карточкам слов с пропущенной буквой.
3.Работа в тетради
4.Звукобуквенный анализ слова.
3
Закреплять умение анализировать слова по звуковому составу.
Уметь анализировать слова по звуковому составу;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги.
Изучение нового
Комбинир
Закреплен
словесный наглядный
практическ
21
Сочетание гласных с шипящими.
1.Отгадывание загадок
2.Выполнение задания по учебнику
3.Работа по карточкам в тетради
4.Работа с пословицами.
1
Развивать умение правильно писать сочетания гласных с шипящими.
Уметь выделять и дифференцировать звуки с помощью учителя
Изучение нового
словесный наглядный
22
Правописание жи, ши.
1.Упражнения на правописание жи, ши.
2.Словарно-орфографическая работа.
3.Игры со словами.
1
Развивать умение правильно писать сочетания гласных с шипящими.
Уметь правильно писать слова с жи, ши
Комбинир.
словесный наглядный
практическ
23
Правописание ча, ща.
1.Упражнения на правописание ча, ща.
2.Словарно-орфографическая работа.
3.Игры со словами.
1
Развивать умение правильно писать сочетания гласных с шипящими.
Уметь правильно писать слова с ча, ща
Комбинир
словесный наглядный
практическ
24
Правописаниечу, щу
1.Упражнения на правописаниечу, щу.
2.Словарно-орфографическая работа.
3.Игры со словами.
1
Развивать умение правильно писать сочетания гласных с шипящими.
Уметь правильно писать слова счу, щу
Комбинир
словесный наглядный
практическ
25
Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
1.Упражнения.
2.Словарно-орфографическая работа.
3.Игры со словами.
1
Развивать умение правильно писать сочетания гласных с шипящими.
Уметь правильно писать слова с жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Закреплен
словесный наглядный
практическ
26-28
Правописание звонких и глухих согласных в конце слов.
1.Выполнение заданий по предметным картинкам.
2.Игра «Один - много».
3.Заучивание правила
4.Работа в тетрадях
3
Развивать фонематическое восприятие.
Учить определять на слух разницы в звучании парных согласных.
Уметь анализировать слова по звуковому составу с помощью учителя
Изучение нового
Контрольн
словесный наглядный
практическ
29-31
Правописание звонких и глухих согласных в середине слов.
1.Работа по карточкам 2.Словарно-орфографическая работа.
3.Работа в тетрадях - выполнение упражнения.
3
Развивать фонематическое восприятие.
Учить определять на слух разницы в звучании парных согласных.
Уметь различать звонкие и глухие согласные
Комбинир.
словесный наглядный
практическ
32-34
Проверка написания путем изменения формы слова или подбора (по образцу) родственных слов.
1.Работа с таблицей «Звонкие и глухие согласные».
2.Работа в тетрадях.
3.Работа со словарём.
4.Работа с предметными картинками.
3
Развивать фонематическое восприятие.
Уметь различать звонкие и глухие согласные
Комбинир.
словесный наглядный
практическ
35-36
Контрольная работа за 1 четверть
Работа над ошибками.
1.Письмо под диктовку с выполнением грамматического задания.
2.Анализ работ.
3.Работа над ошибками.
2
Проверить ЗУН по изученным темам в четверти
Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы
Контрольн.
Практическ.
II четверть - 28 ч.
1
Ударение.
1.Работа по картинкам
2.Словарно-орфографическая работа 3.Работа по заданию: закончи предложения (Ударный слог - это слог, который …)
1
Развивать умение находить в слове ударный слог.
Уметь различать гласные ударные и безударные
Изучение нового
словесный наглядный
практическ
2-3
Различение ударных и безударных гласных.
1.Упражнения на различение ударных и безударных гласных.
2.Работа в тетрадях.
3.Разгадывание загадок.
4.Работа с предметными картинками.
2
Развивать умение сравнивать гласные звуки в ударном и безударном слогах форм одного и того же слова
Уметь различать гласные ударные и безударные
Комбинир.
словесный наглядный
практическ
4-7
Правописание безударных гласных путем изменения формы слова или побора по образцу родственных слов.
1.Работа у доски «Вставь пропущенную букву»
2.Работа в тетрадях.
3.Работа со словарём.
4.Работа по карточкам.
5.Проверочная работа.
4
Формировать умение находить проверочные слова
Уметь подбирать проверочные слова с помощью учителя
Изучение нового
Комбинир.
словесный наглядный
практическ
8-10
Непроверяемые безударные гласные
1.Работа по картинкам
2.Словарно-орфографическая работа.
3.Словарный диктант
3
Упражнять в написании слов с непроверяемыми безударными гласными
Знать словарные слова
Комбинир.
словесный наглядный
практическ
11
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и вопроснику
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания
1
Развивать устную и письменную связную речь
С помощью учителя составлять рассказ по сюжетной картинке и подробному вопроснику.
Изучение нового
практическ
Слово
31
12-13
Различение основных категорий слов в тексте по вопросам. Названия предметов.
1.Работа по карточкам
2.Работа по таблице
3.Постановка вопросов к предметам.
4.Игра «Кто или что?»
5.Работа в тетради
2
Учить ставить вопрос что это? к словам, обозначающим предметы.
Уметь устанавливать связи между словами по вопросам
Изучение нового
Комбинир.
словесный наглядный
14-15
Различение основных категорий слов в тексте по вопросам. Названия действий.
1.Работа с предметными картинками.
2.Игра «Кто как голос подает».
3.Работа с учебником
4.Разучивание правила
2
Развивать умения соотносить название предмета и действия
Уметь устанавливать связи между словами по вопросам
Комбинир.
Словесный,
наглядный
16-17
Различение основных категорий слов в тексте по вопросам. Названия признаков.
1.Работа по таблице
2.Выполнение заданий на карточках со словами.
3.Работа по учебнику и в тетради
4.Списывание с заданием
2
Формировать умения ставить вопросы к словам, обозначающим признаки
Уметь ставить вопросы к признаку и определять предмет по ряду признаков
Комбинир.
закреплен
Словесный,
наглядный
18-19
Различение основных категорий слов в тексте по вопросам,
правильное употребление их в связи друг с другом
1.Работа с предметными картинками.
2.Выполнение заданий на карточках со словами.
3.Работа со словарём
2
Развивать умения соотносить название предметов, действий и признаков предмета
Уметь устанавливать связи между словами по вопросам
Комбинир.
словесный наглядный
практическ
20
Проверочная работа «Название предметов, действий, признаков»
Работа над ошибками.
1.Работа с предметными картинками.
2.Выполнение заданий по теме
3.Работа со словарём
1
Проверить знания учащихся по данной теме
Уметь писать под диктовку
Контрольн
практическ
21
Имена собственные.
1.Работа по таблице
2.Выполнение задания по карточкам
3.Работа в тетрадях
4.Игра «Большая буква»
1
Развивать умения правильно писать имена собственные
Уметь применять изученное правило при письме
Изучение нового
словесный,
наглядный
22-23
Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей
1.Работа по таблице
2.Выполнение задания по карточкам
3.Работа в тетрадях
4.Игра «Весёлые рифмы»
2
Развивать умение правильно писать имена собственные
Уметь применять изученное правило при письме
Комбинир.
словесный наглядный
практическ
24
Большая буква в именах собственных.
1.Выполнение заданий по картинкам.
2.Игра «Сложи имена».
3.Работа с учебником.
4.Письмо под диктовку
1
Развивать умение правильно писать имена собственные
Уметь применять изученное правило при письме
Комбинир.
словесный наглядный
практическ
25
Адрес на конверте
1.Написание домашнего адреса, адреса школы
1
Формировать умение оформлять деловые бумаги
Уметь писать домашний адрес, адрес школы с помощью учителя
Изучение нового
словесный наглядный
практическ
26
Правописание слов на изученные правила
1.Работа в тетради по выполнению заданий с карточек
2.Работа с учебником
3.Повторение правил
1
Развивать фонематическое восприятие
Уметь применять изученное правило при письме
Закреплен
практическ
27-28
Контрольная работа за 2 четверть.
Работа над ошибками
1.Работа по индивидуальным карточкам.
2. Письмо под диктовку.
3.Выполнение заданий по пройденным темам
1
1
Проверить ЗУН.
Развивать слуховое восприятие, внимание
Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы
Контрольн
практическ
III четверть - 40 ч.
1-2
Предлоги до, без, над, около, перед.
1.Работа с сюжетными картинками.
2.Работа в тетради по выполнению заданий с карточек
3.Работа с учебником
2
Развивать умение выделять предлоги в тексте
Уметь применять изученное правило при письме
Изучение нового
Комбинир
словесный,
наглядный
3-4
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1.Работа с сюжетными картинками
2.Упражнения на раздельное написание предлогов с другими словами
3.Словарно-орфографическая работа.
2
Упражнять в раздельном написании предлогов со словами
Уметь применять изученное правило при письме
Комбинир
словесный наглядный
практическ
5-6
Разделительный ъ.
1.Работа с предметными картинками
2.Упражнения на написание слов с разделительным ъ.
3.Словарно-орфографическая работа.
4.Составление объявления
2
Учить писать слова с разделительным ъ;
Развивать фонематическое восприятие
Уметь выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове с помощью учителя
Изучение нового
комбинир
словесный наглядный
практическ
7-9
Родственные слова.
1.Упражнения на умение находить родственные слова
2.Работа по иллюстрациям учебника
3
Формировать умение определять родственные слова
Уметь определять родственные слова
Изучение нового
Комбинир
Закреплен
словесный наглядный
10-11
Общая часть родственных слов (корень)
1.Упражнения на нахождение в группе родственных слов корня.
2.Подбор родственных слов, составление предложений с этими словами
3.Игры со словами
2
Учить находить и выделять корень в словах
С помощью учителя находить и выделять корень в группе родственных слов
Изучение нового
Комбинир
словесный наглядный
практическ
12-13
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике
1.Работа со словарем
2.Работа с предметными картинками
3.Работа с пословицами
4.Словарный диктант
2
Учить пользоваться словарем, данным в учебнике;
Упражнять в правописании слов с непроверяемыми написаниями
Знать расположение слов в словаре в алфавитном порядке.
Комбинир
Закреплен
словесный наглядный
практическ
14
Проверочная работа по теме «Родственные слова».
1.Выполнение теста
2.Игры со словами
1
Проверить ЗУН.
Развивать внимание
Уметь применять изученные правила, знания
Контрольн
практическ
Предложение
38
15-18
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится.
1.Упражнения на членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится
4
Формировать умение ставить вопрос к главным членам предложения, находить подлежащее
Уметь ставить знаки препинания в конце предложения.
Изучение нового
Комбинир
Закреплен
словесный наглядный
практическ
19-22
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.
1.Упражнения на членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.
4
Формировать умение ставить вопрос к главным членам предложения, находить подлежащее и сказуемое
Уметь ставить знаки препинания в конце предложения.
Комбинир
Закреплен
словесный наглядный
практическ
23-25
Упражнения в составлении предложений.
1.Упражнения в составлении предложений.
2.Работа с сюжетными картинками.
3.Работа с деформированными предложениями.
3
Упражнять в составлении предложений
Уметь составлять предложения с помощью учителя
Закреплен
словесный наглядный
практическ
26
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
1.Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
2.Работа в тетрадях, по карточкам
1
Развивать связную письменную речь
С помощью учителя восстанавливать деформированный текст
Комбинир
словесный
практическ
27-28
Распространение предложений.
1.Работа с иллюстрациями, предметными картинками.
2.Игры со словами
2
Развивать устную речь
Уметь распространять предложения с помощью учителя
Изучение нового
Комбинир
словесный наглядный
практическ
29-31
Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
1.Работа с деформированными предложениями
2.Работа с пословицами
3
Формировать умение ставить вопрос к словам в предложениях
Уметь устанавливать связи между словами по вопросам
Комбинир
словесный наглядный
практическ
32-33
Знаки препинания в конце предложения (точка)
1.Упражнения на определение предложений по интонации (цели высказывания).
2.Работа над выразительным прочтением четверостиший.
3.Работа по сюжетным картинкам.
2
Учить различать по интонации предложения; произносить с нужной интонацией, ставить знак препинания в конце предложения
Уметь ставить знаки препинания в конце предложения
Комбинир
словесный наглядный
практическ
34-35
Знаки препинания в конце предложения (вопросительный знак).
1.Упражнения на определение предложений по интонации (цели высказывания).
2.Работа над выразительным прочтением четверостиший.
3.Работа по сюжетным картинкам.
2
Учить различать по интонации предложения; произносить с нужной интонацией, ставить знак препинания в конце предложения
Уметь ставить знаки препинания в конце предложения
Комбинир
словесный наглядный
практическ
36-37
Знаки препинания в конце предложения (восклицательный знак).
1.Упражнения на определение предложений по интонации (цели высказывания).
2.Работа над выразительным прочтением четверостиший.
3.Работа по сюжетным картинкам.
2
Учить различать по интонации предложения; произносить с нужной интонацией, ставить знак препинания в конце предложения
Уметь ставить знаки препинания в конце предложения
Комбинир
словесный наглядный
практическ
38
Изложение небольшого текста по данным учителем вопросам.
1.Работа по сюжетной картине.
2.Работа с деформированным текстом.
3.Письменное изложение текста по вопросам.
1
Развивать связную письменную речь
С помощью учителя излагать небольшой текст по данным вопросам
Закреплен
словесный наглядный
практическ
39-40
Контрольная работа за четверть.
Работа над ошибками.
1.Письмо под диктовку
2.Выполнение грамматического задания
2
Проверить ЗУН
Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные правила правописания
Контрольн
практическ
IV четверть -32ч.
1-6
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
1.Работа с сюжетными картинками
2.Упражнения на установление связи между словами в предложении по вопросам.
3.Нахождение подлежащего и сказуемого в предложениях.
6
Формировать умение устанавливать связи между словами по вопросам, находить главные члены предложения.
Уметь устанавливать связи между словами по вопросам.
Изучение нового
Комбинир
словесный наглядный
практическ
7-10
Второстепенные члены предложения.
1.Распространение предложений
2.Работа с учебником.
3.Работа с текстом.
4
Формировать умение устанавливать связи между словами по вопросам
Уметь устанавливать связи между словами по вопросам, распространять предложения с помощью учителя
Изучение нового
Комбинир
словесный наглядный
практическ
11-12
Контрольная работа «Главные и второстепенные члены предложения»
Работа над ошибками.
1.Письмо под диктовку с выполнением грамматического задания.
2.Анализ работ.
3.Работа над ошибками.
2
Проверить ЗУН по теме
Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные правила правописания
Контрольн.
Практическ.
Повторение пройденного
20
13
Родственные слова. Корень
1.Упражнения на нахождение в группе родственных слов корня.
2.Подбор родственных слов, составление предложений с этими словами
3.Игры со словами
1
Учить находить и выделять корень в родственных словах
Уметь находить и выделять корень в группе родственных слов с помощью учителя
Комбинир
словесный наглядный
практическ
14
Разделительный мягкий знак
1.Выполнение заданий с предметными картинками.
2.Работа по карточкам
3. Работа по учебнику и в тетради.
4.Звукобуквенный анализ слова.
1
Закреплять умение анализировать слова по звуковому составу.
Уметь выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове с помощью учителя
Комбинир
словесный наглядный
практическ
15
Разделительный твердый знак
1.Работа с предметными картинками
2.Упражнения на написание слов с разделительным ъ.
3.Словарно-орфографическая работа.
1
Закреплять умение анализировать слова по звуковому составу.
Уметь анализировать слова по звуковому составу с помощью учителя
Комбинир
словесный наглядный
практическ
16
Гласные после шипящих
1.Отгадывание загадок
2.Выполнение задания по учебнику
3.Работа по карточкам в тетради
4.Работа с пословицами.
1
Закреплять правописание гласных после шипящих
Знать правописание гласных после шипящих, уметь применять изученные правила при письме
Комбинир
словесный наглядный
практическ
17-18
Правописание безударных гласных
1.Работа у доски «Вставь пропущенную букву»
2.Работа в тетрадях.
3.Работа со словарём.
4.Работа по карточкам.
5.Проверочная работа.
2
Развивать умение находить проверочные слова
Уметь подбирать проверочные слова с помощью учителя
Комбинир
Закреплен
словесный наглядный
практическ
19-20
Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова
1.Работа с таблицей «Звонкие и глухие согласные».
2.Работа в тетрадях.
3.Работа со словарём.
4.Работа с предметными картинками.
2
Развивать умение находить проверочные слова
Уметь подбирать проверочные слова с помощью учителя
Комбинир
Закреплен
словесный наглядный
практическ
21-22
Названия предметов, действий и признаков
1.Работа с предметными картинками.
2.Выполнение заданий на карточках со словами.
3.Работа со словарём
2
Развивать умение соотносить название предметов, действий и признаков предмета
Уметь устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя
Комбинир
Закреплен
словесный наглядный
практическ
23
Имена собственные
1.Выполнение задания по карточкам
2.Работа в тетрадях
3.Игра «Большая буква»
1
Развивать умения правильно писать имена собственные
Уметь применять изученное правило при письме
Комбинир
словесный наглядный
практическ
24
Правописание предлогов
1.Нахождение в тексте предлогов.
2.Упражнения на правописание предлогов.
3.Работа по сюжетным картинкам
1
Упражнять в правописании предлогов
Уметь применять изученное правило при письме (предлоги пишутся со словами раздельно)
Комбинир
словесный наглядный
практическ
25
Описание несложных знакомых предметов по коллективно составленному плану в виде вопросов.
1.Коллективное составление плана в виде вопросов.
2.Описание несложных знакомых предметов по плану
1
Развивать связную письменную речь
Уметь описывать несложные знакомые предметы по плану в виде вопросов с помощью учителя
Комбинир
словесный наглядный
практическ
26-27
Знаки препинания в конце предложения.
1.Упражнения на определение предложений по интонации.
2.Работа по сюжетным картинкам.
2
Учить различать по интонации предложения; ставить знак препинания в конце предложения
Уметь ставить знаки препинания в конце предложения
Комбинир
Закреплен
словесный
практическ
28-29
Главные и второстепенные слова в предложении.
1.Упражнения на установление связи между словами в предложении по вопросам.
3.Нахождение главных и второстепенных членов предложения.
2
Развивать умение устанавливать связи между словами по вопросам, находить главные и второстепенные члены предложения.
Уметь устанавливать связи между словами по вопросамс помощью учителя
Комбинир
Закреплен
словесный наглядный
практическ
30
Составление и написание небольшого письма родным, товарищам.
1.Работа с деформированным текстом.
2.Работа по плану.
3.Словарно-орфографическая работа.
4.Коллективное составление письма под руководством учителя.
1
Развивать связную письменную речь
Уметь с помощью учителя составить и написать письмо.
Комбинир
словесный
практическ
31-32
Контрольная работа за год.
Работа над ошибками.
Работа выполняется на листах заверенных администрацией
1
1
Проверить знания по пройденным темам в 3 классе
Уметь писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы
Контрольн
практическ
Учебно-методический комплекс
Учебная программа
Учебники
Методический материал
Дидактический материал
Дополнительная литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный,
1-4 классы, под редакцией В.В.Воронковой: программа «Русский язык» (автор В.В.Воронкова) для 4 класса, М.: Просвещение, 2009.
Русский язык учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, М.: Просвещение, 2000.
-А.К.Аксёнова
С.И.Харламов
Сборник диктантов для вспомогательной школы
Издательство «Просвещение»
Москва 2000
-Словарные слова: 1-2 кл./ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. -М.:ООО «Издательство Астрель» 2002.
-А.К. Аксёнова
Э.В.Якубовская
Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах вспомогательной школы
Книга для учителя
Москва «Просвещение» 1987
-Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студентов дефектологического факультета педвузов/ А.К.Аксенова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
Таблицы по темам: предложение, гласные и согласные буквы, предлоги, алфавит, ударение, разделительный ь, гласные после шипящих, парные звонкие и глухие согласные.
Репродукции картин.
Карточки для индивидуальной работы.
Игровые упражнения.
Словарные слова.
-В.Волина
1000 игр с буквами и словами
Занимательный русский язык
Москва АСТ-Пресс
1996
-А.К.Аксёнова, С.И.Харламов
Сборник диктантов для вспомогательной школы
Издательство
«Просвещение»
-И.В.Веркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку, Москва, 2005 г.;
-О.Н.Крылова,Л.Самсонова Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, 2008 г.
-Речь и общение. Пособие для педагогов и родителей. О.А.Белобрыкина.- Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
-О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Чего на свете не бывает? Москва, 1991 г.