Разработка урока по литературе в 5 классе «Лирика и проза двадцатого столетия. Стихотворения И. А. Бунина. »

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Лирика и проза двадцатого столетия. Стихотворения И.А.Бунина.

Це­ли уро­ка: зна­ком­ст­во с жиз­нью и твор­че­ст­вом Бу­ни­на ; обу­че­ние ана­ли­зу ли­ри­че­ско­го про­из­ве­де­ния; со­вер­шен­ст­во­ва­ние на­вы­ка вы­ра­зи­тель­но­го чте­ния;вос­пи­та­ние люб­ви к при­ро­де.

Обо­ру­до­ва­ние: порт­рет пи­са­те­ля, вы­став­ка книг для де­тей, ис­поль­зо­ва­ние муль­ти­ме­дий­ных ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции.

Ход уро­ка.

I. Сло­во учи­те­ля

И цве­ты, и шме­ли, и тра­ва, и ко­ло­сья,

И ла­зурь, и по­лу­ден­ный зной...

Срок на­ста­нет - Гос­подь сы­на блуд­но­го спро­сит:

"Был ли сча­ст­лив ты в жиз­ни зем­ной?"

И за­бу­ду я всё - вспом­ню толь­ко вот эти

По­ле­вые цве­ты меж ко­лось­ев и трав -

И от сла­до­ст­ных слёз не ус­пею от­ве­тить,

К ми­ло­серд­ным ко­ле­ням при­пав...

И. Бу­нин.

В этом не­боль­шом сти­хо­тво­ре­нии за­клю­чён свое­об­раз­ный мик­ро­­косм Бу­ни­на. Он на­зы­ва­ет сим­во­лы сво­ей ве­ры: цве­ты, шме­ли, тра­вы, ко­­л­осья. Лю­бовь к ро­ди­не со­став­ля­ла ос­но­ву люб­ви к Бо­гу и вы­со­чай­шей бла­го­дар­но­сти.

И.А. Бу­нин ро­дил­ся 22 (10 по ста­ро­му сти­лю) ок­тяб­ря 1870 го­да в Во­ро­не­же в не­бо­га­той дво­рян­ской се­мье. Дет­ские го­ды бу­ду­ще­го пи­са­те­ля про­шли в по­ме­стье Бу­ни­ных на ху­то­ре Бу­тыр­ки Елец­ко­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии. По­лу­чив до­маш­нее на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние, он в 1881-1886 го­дах учил­ся в Елец­кой гим­на­зии, ко­то­рую не за­кон­чил, так как се­мья не мог­ла оп­ла­чи­вать его уче­бу. Про­хо­дил до­ма курс под ру­ко­во­дством бра­та Юлия. Ра­но на­чал ра­бо­тать са­мо­стоя­тель­но. Ра­бо­тал жур­на­ли­стом, слу­жа­щим зем­ской упра­вы.

Пу­те­ше­ст­вия - ед­ва ли не глав­ная жиз­нен­ная страсть Бу­ни­на. Уже в 1880-1890-е го­ды он мно­го стран­ст­во­вал по Рос­сии, а в на­ча­ле но­во­го ве­ка объ­ез­дил Ев­ро­пу, по­бы­вал на Ближ­нем Вос­то­ке, в стра­нах Азии.

От­ли­чи­тель­ная чер­та твор­че­ст­ва Бу­ни­на - его уни­вер­са­лизм. Пи­са­тель оди­на­ко­во яр­ко про­явил се­бя и как про­за­ик, и как по­эт, и как пе­ре­во­дчик.

Ут­вер­жде­ние в Рос­сии но­во­го по­ли­ти­че­ско­го строя за­ста­ви­ло пи­са­те­ля в на­ча­ле 1920 го­да по­ки­нуть ро­ди­ну. Ок­тябрь­скую ре­во­лю­цию Бу­нин сра­зу и окон­ча­тель­но осу­дил. С это­го вре­ме­ни поч­ти вся жизнь пи­са­те­ля свя­за­на с Фран­ци­ей. Поч­ти все про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные в эмиг­ра­ции, о Рос­сии. Осо­бен­но­сти ху­до­же­ст­вен­но­го ми­ра Бу­ни­на:

1. Вы­со­кая цен­ность еди­нич­но­го, от­дель­но­го.

2. Кон­цен­три­ро­ван­ность мыс­ли, крат­кость, от­сут­ст­вие ли­те­ра­тур­ных ус­лов­но­стей.

3. Мас­штаб­ность ав­тор­ско­го взгля­да: че­ло­век и его жизнь пред­ста­ют проч­но свя­зан­ны­ми с ис­то­ри­ей, кос­мо­сом и веч­но­стью.

4. Рас­чет на по­вы­шен­ную чи­та­тель­скую ак­тив­ность - про­из­ве­де­ние мож­но по-раз­но­му по­ни­мать и объ­яс­нять в за­ви­си­мо­сти от жиз­­не­нн­ого и эс­те­ти­че­ско­го опы­та чи­та­те­ля.

5. Бу­нин со­сре­до­то­чен на пре­крас­ном и тра­ги­че­ском в ин­ди­ви­ду­аль­­ном че­ло­ве­че­ском су­ще­ст­во­ва­нии, смысл ин­ди­ви­ду­аль­но­го бы­тия для не­го за­ве­до­мо ши­ре и глуб­же ка­ких-ли­бо об­ще­ст­вен­но-идео­ло­ги­че­ских це­лей.

6. По­ве­ст­во­ва­ние у Бу­ни­на поч­ти все­гда опи­ра­ет­ся на по­ток па­мя­ти, пред­став­ля­ет со­бой ху­до­же­ст­вен­но ор­га­ни­зо­ван­ное вос­по­ми­на­ние.

На­гра­ж­ден­ный в 1933 го­ду Но­бе­лев­ской пре­ми­ей, в сво­ем от­вет­ном сло­ве Бу­нин под­черк­нул, что пре­мия при­над­ле­жит не столь­ко ему, сколь­ко всей рус­ской ли­те­ра­ту­ре, Рос­сии, вер­ным сы­ном ко­то­рой он чув­ст­во­вал се­бя на про­тя­же­нии всей сво­ей жиз­ни. Умер Бу­нин в Па­ри­же в 1953 го­ду.

II. Ана­лиз сти­хо­тво­ре­ния «Дет­ст­во»

1. Вы­ра­зи­тель­ное чте­ние учи­те­лем.

2. Бе­се­да.

- Как вы по­ни­мае­те вы­ра­же­ние «сол­неч­ные па­ла­ты»?

- Ка­кую кар­тин­ку ри­су­ет по­эт пе­ред чи­та­те­ля­ми?

- Ос­нов­ное ощу­ще­ние, ко­то­рое опи­сы­ва­ет по­эт - за­пах. Ка­кой за­пах опи­сы­ва­ет И.А.Бу­нин?

- Ка­кие эпи­те­ты он при этом ис­поль­зу­ет?

- Что чув­ст­ву­ет ли­ри­че­ский ге­рой это­го сти­хо­тво­ре­ния ?

III. Раз­ви­тие ре­чи.

Со­чи­не­ние-ми­ниа­тю­ра «За­пах мое­го дет­ст­ва».

- Ска­жи­те, ре­бя­та, пом­ни­те ли вы ка­кие - ли­бо за­па­хи сво­его дет­ст­ва? Ка­кие они, с чем свя­за­ны?

IV. Ра­бо­та над вы­ра­зи­тель­ным чте­ни­ем.

1. Вы­де­ле­ние клю­че­вых слов в строч­ке.

2. Обо­зна­че­ние па­уз, вы­яв­ле­ние их ро­ли.

3. Оп­ре­де­ле­ние тем­па чте­ния и ин­то­на­ции.

4. Вы­ра­зи­тель­ное чте­ние.

V. Чте­ние и ана­лиз сти­хо­тво­ре­ний «Сказ­ка», «Ка­на­рей­ка»

- Ка­кое впе­чат­ле­ние про­из­ве­ло на вас сти­хо­тво­ре­ние «Сказ­ка»?

- О ка­ких сказ­ках вспом­ни­ли вы?

- До­га­да­лись ли вы о том, что сти­хо­тво­ре­ние «Ка­на­рей­ка» на­пи­са­но в эмиг­ра­ции? По­мог ли в этом эпи­граф сти­хо­тво­ре­ния?

VI. Итог.

  1. Где про­шло дет­ст­во И. А. Бу­ни­на?

  2. В чем осо­бен­но­сти ху­до­же­ст­вен­но­го ми­ра Бу­ни­на?

VII. Вы­став­ле­ние оце­нок.

VIII. До­маш­нее за­да­ние.

Сти­хо­тво­ре­ние «Дет­ст­во» наи­зусть.

© 2010-2022