Конспект урока: НЕ со всеми частями речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект

урока русского языка по проектной

технологии в 10 классе


НЕ со всеми частями речи

Крупенко Н.Г.

Учитель русского языка и литературы ООШ №з г.Геническ Херсонской области

Тема: Не со всеми частями речи.

Цель: повторить теоретический материал о правописании не с различными частями речи; учить видеть изучаемую орфограмму в словах; закрепить навыки правописания данной орфограммы.

Оборудование: учебники, пособия: алгоритм по правописанию; карточки для групповой работы; проекты учащихся.

Ход урока.

I. Этап первый

Учитель: Дома вы самостоятельно повторили все правила, касающиеся

сегодняшней темы. Трудно ли вам было повторять? А в чем состоят эти

трудности? А для чего мы повторяем данные орфограммы? (ответы

учащихся)

Поэтому мы снова обращаемся к этой теме, чтобы пополнить свои знания,

приобрести определенные навыки и умения. И тема урока сегодня такова:

Не со всеми частями речи.

Для изучения этой темы у вас есть определенные знания, умения, и я

надеюсь, что вы успешно справитесь с этой задачей.

II. Этап целепологание.

Учитель: Как мы с вами будем работать?

Как построим свой урок?

С чего начнем?

Какие знания нам понадобятся для достижения цели?

III. Этап проектирования.

Я предлагаю вам план нашего урока составить вместе. Какие будут предложения?

План

  1. Теоретическая разминка.

  2. выборочная работа по карточкам.

  3. Диктант «Проверь себя».

  4. Защита проектов.

  5. Редактирование предложений.

IV. Этап организации исполнения плана деятельности.

Учитель: Чтобы проверить ваши знания по теории, мы проведем теоретическую разминку. Вам необходимо ответить на 11 вопросов. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Все вы хорошо знаете, что частица не с разными частями речи может писаться и слитно, и раздельно. Перед вами ряд теоретических вопросов. Вы должны ответить кратко: только слитно или раздельно. Задача ясна? Тогда желаю вам успехов в разминке.

1) теоретическая разминка.

  1. Если в предложении есть противопоставление с союзом а, то …

  2. Как пишется не с краткими причастиями?

  1. Как пишется не с отрицательными и неопределенными местоимениями при наличии предлога?

  1. Если слово без не не употребляется, то ...

  2. Если причастие имеет при себе зависимое слово, то...

  3. Как пишется не с глаголами и деепричастиями?

  4. Как пишется не с наречиями, которые пишутся через дефис?

  5. Если слово можно заменить синонимом, то ...

  1. Как пишется не с глаголами, если действие не доведено до конца?

10.Если рядом со словом есть такие слова: вовсе, далеко, ничуть,

никогда, то ...

Учитель: Разминка закончена. Проверьте, пожалуйста, друг у друга работу по данному ключу.

Ключ к заданию.

  1. раздельно

  2. раздельно

  3. раздельно

  4. слитно

  5. раздельно

  6. раздельно

  7. раздельно

  8. слитно

  9. раздельно Ю.раздельно 11.раздельно

Учитель: Довольны ли вы своими результатами? Хорошо. Тогда я предлагаю вам следующий вид работы. Мы с вами выполнили первое задание нашего плана и переходим ко второму пункту.

2) Выборочная работа по карточкам (работа в группах).

Перед вам 6 карточек. Слова в них сгруппированы по определенным правилам. Есть среди этих слов слова, которые к данному правилу не относятся. Ваша задача состоит в том, чтобы определить:

а) по какому правилу сгруппированы слова в каждой карточке.

б) найти слова, которые не относятся к данному правилу.

в) найти ошибки в написании слов, если они есть

По окончанию работы от каждой группы один учащийся ответит нам на данные задания. За правильно выполненную работу группы получают по 6 баллов дополнительно. Желаю всем удачи.

Карточки:

I карточка: некогда, невсякий, некто, некоторый, нечто;

II карточка: невежда, неспокойный, неизбежный, невпопад,
ненавидящие;

  1. карточка: невскипяченное, невиданная, негаданная, нечаянный, незванный;

  2. карточка: вовсе не старый, ничуть не капризный, нисколько не пугливый, совсем не интересно, еще не распустившийся;

V карточка: нераспечатанный конверт, нераспустившиеся лепестки,
немигающие огни, непротоптаны тропки, недочитанный роман:

VI карточка: невесело, неласковый, неудача, неярко, нельзя.

(Представители от каждой группы отвечают на данные вопросы и зарабатывают баллы)

Учитель: Думаю, что с этим заданием вы справились неплохо. Тогда переходим к 3 заданию - диктант «Проверь себя». Вы работали в группах, проверяли друг друга, теперь вы самостоятельно будете выполнять эти задания.

3) Диктант «Проверь себя».

Несмело, неисправленная ошибка, нисколько не интересный, не найдя, некоторый, не узнавшая меня, недоумевать, не о ком, невозмутимость, не по-моему, далеко не полностью, невыдержанная девушка, ненавидящие, не законченный, а начатый, не сдавайся, неброский, стол не деревянный, не лучше, не успевающий на поезд, негодуя, не мной, недоставало еды, работа не выполнена, не дорогая, а дешевая.

(сзади доски написан диктант, учащиеся после написания проверяют самостоятельно, верно ли написаны слова, сверяя с доской) Учитель: Есть ли ошибки в диктанте? В каких словах? На какое правило допущена ошибка? (У нескольких ребят учитель спрашивает, сколько ошибок, на какие правила допущены ошибки?) Мы с вами выполнили следующее задание и переходим к самому интересному к защите ваших проектов.

4) Защита проектов.

Перед вами была поставлена задача: создать свой проект по изучению

данной темы. Мне бы хотелось только, чтобы ваши выступления по

проектам были четкими, краткими, с использованием примерен,

убедительными.

И так я предоставляю слово:

(защита учащимися своих проектов)

Учитель: Большое всем спасибо за работу. Мы увидели на сколько

интересны ваши проекты, что ими можно пользоваться в дальнейшем

на уроках. А скажите, чей проект вам понравился больше? Почему?

Чей проект требует дополнения?

В целом, все пораоотали хорошо, старались в своих проекта); охватить большой теоретический материал. Теперь эти проекты пригодятся нал, для'выполнения следующего задания.

5) Редактирование предложений.

Представим себе, что мы все с вами работаем в одном из журналов. Учитель - главный редактор журнала, а ученики - сотрудники этого журнала. Всем вам поручается дело: отредактировать предложения, то есть, найти в словах ошибки, исправить их. Для выполнения этого задания вам помогут ваши знания по данной теме и проекты учащихся. Я думаю, что вы хорошо справитесь с этим заданием.

  1. Я с утра чувствовал сибя не хорошо, хотя еще немог ясно определить, в чем заключалось мое не здоровье.

  2. Сонце было немутное, как вечером, а светлое, отдохнувшее заночь.

  3. Соловей уже неповечернему. отрывисто и не решительно, а поночному, не торопливо, спокойно, задевался на весь сад.

  1. И воротится-то ему нехочется, и неворотиться нельзя,

  1. Время казалось единым, нераздробленным на скучные отрески лет.

  2. Юношеские рассказы Чехова далеко несвободны от южнорусских оборотов.

  1. Секритарь вытаращил глаза и недописал слова.

  1. Все дома приплюснуты, давно не отштукатурены, ничем некрашены.

  2. Мать, успевшая оправиться, первая с биспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как то неподетски серьезным.

10.Сдесь проходит ненулевой мередиан.

11.Каманда разошлась, не доумевающая и параженная,

12.Небрани и нехвали того, кто неиспытан тобой нивделе, нивпути.

(После того, как задания выполнены, учитель собирает работы для проверки)

Работа по редактированию предложений закончена. Я как главный редактор проверю их и сообщу вам о результатах.

  1. Подведение итогов урока.

1. Беседа по вопросам:

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Все ли для вас было ясно и понятно на уроке?

  • Все ли мы с вами выполнили, что запланировали'7

  • Можете ли сказать, что в полной мере знаете этот материал?

2. Ценение

3. Самооценка - ответить на вопросы анкеты:

1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения,
полученные на уроке:

а) Мне это понадобится в будущем;

б) Мне просто интересно;

в) Это не имеет значения.

2. Как ты чувствовал себя во время урока?

а) Уверенно, потому что знаю материал;

б) Легко, потому что рядом со мной друзья;

в) Мне тяжело, очень сложный материал;

г) Мне было все равно.

3. С каким настроением ты учил этот материал?

а) С интересом;

б) Не очень интересно;

в) Не интересно.

4. Какую бы оценку ты поставил себе за этот урок? (от 1 до 12).

VI. Домашнее задание: составить диктант на правописание не со всеми частями речи, повторить теоретический материал, подготовить материал об исключениях из этой орфограммы.







© 2010-2022