План урока не с причастиями

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правописание НЕ с причастиями.

Цели урока:

  1. Образовательные:

Закрепить правила написания НЕ с причастиями.

Повторить написание НЕ с разными частями речи.

Повторить написание гласных в страдательных причастиях.

Повторить постановку знаков препинания при причастном обороте

2 Развивающие:

  1. Развитие памяти, воображения, монологической речи;

  2. Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция);

  3. Совершенствование умения работать в группах.

3. Воспитательная:

  1. Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент

В тетрадях учащиеся записывают число, классная работа, но тему пока не записывают.

II. Целевая установка

1. Слово учителя.

Как известно, слова, обозначающие такие признаки, которые создаются действием, в грамматике называются причастиями. На протяжении нескольких уроков мы работали с этой удивительной частью речи и уже немало знаем о ней.

Вам предстоит ответить на следующие вопросы

ЧТО такое причастие?

КАК образуются причастия?

КАК пишутся причастия?

КАК выделяются причастные обороты на письме?

III.

Один ученик идёт к доске. Синтаксический разбор предложения: Свежий ветер, ещё не утихший после бури, трепал паруса.

А в это время класс отвечает на поставленные выше вопросы.

Слайд 3.Вставить пропущенные буквы

Обещ…нная поддержка,

услыш…нная новость,

слом…нный велосипед,

утер…нные документы,

прострел…нная нога,

зате…нный спор,

раскле…нные по городу афиши.

Учащиеся называют, какую гласную вставляют в суффиксе перед двумя Н, а затем пишут в тетради, от какого глагола образовано то или иное причастие.

ОбещАнная - обещать, услышАнная - услышать, сломАнный - сломать, утерЯнные - утерять, прострелЕнная - прострелить, затеЯнный - затеять, расклеЕнные - расклеить.



  1. А теперь попробуем найти причастия среди таких слов:

Слайд №4

Нелепый, негодующий, непоседа, невежа, ненавидящий, недоумевать, невзлюбить, ненавистный.

Учащиеся называют причастия НЕГОДУЮЩИЙ, НЕНАВИДЯЩИЙ.



  1. Что объединяет все эти слова? Почему они пишутся слитно?

Учащиеся вспоминают правило слитного написания изученных частей речи с НЕ: если слово не употребляется без НЕ, то оно пишется с НЕ слитно.

Вывод: Причастия, которые не употребляются без НЕ, пишутся слитно.

6. А можем ли мы с точностью сказать, как будут писаться данные причастия с НЕ?

Слайд №5

Практическая работа
Раскройте скобки. Объясните правописание НЕ.

(Не)замече(н,нн)ая ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; решение (не) продума(н,нн)о; работа (не) законче(н,нн)а; (не)обжитый, а броше(н,нн)ый сад; вовсе (не)продума(н,нн)ый ответ; никем (не) нарушаемая тишина; (не)доумевающий человек.

Учащиеся объясняют, почему они пишут слитно или раздельно НЕ с причастиями. Потом появляется следующий слайд с правильно написанными словосочетаниями.

Слайд №6

Незамеченная ошибка; гласные, не проверяемые ударением; решение не продумано; работа не закончена; не обжитый, а брошенный сад; вовсе не продуманный ответ; никем не нарушаемая тишина; недоумевающий человек.

Слайд 7. Выборочный диктант (работа по рядам)

Даны словосочетания. Один человек выходит к доске и выписывает словосочетания с НЕ раздельно (написание НЕ с краткими причастиями), первый ряд выписывает словосочетания с НЕ раздельно, где есть зависимые слова, второй ряд выписывает словосочетания, где НЕ пишется слитно, так как нет зависимых слов, а третий ряд всё остальное (есть противопоставление с союзом А и есть усиление отрицания частицы НЕ).

(Не)исписанная тетрадь; (не)исписанная мною тетрадь; тетрадь (не)исписана; (не)исписанная , а начатая тетрадь; вовсе (не)исписанная тетрадь; (не)умеющий ходить человек; (не)прочитанная, а просмотренная книга; ваза (не)купленная, а подаренная; (не)успевающий ученик; забор (не)покрашен; огни (не)погашенные, а зажжённые; (не)годующий боец; (не)собранные грибы; воздух, (не)ставший знойным.

Работа с учебником. Давайте, ребята, откроем учебник и выполним упр. 158. В задании сказано, что учащиеся должны сопоставить примеры и определить, какие из них включены в ту или иную группу слов ошибочно. Нужно списать, исправляя эти недостатки.

Из первой группы слово НЕПРАВИЛЬНЫЙ включить во вторую группу. Из второй группы словосочетание НЕЗАМЕЧЕННАЯ ОШИБКА в четвёртую, а из четвёртой предложение ТЕЛЕФОН ДО СИХ ПОР НЕ ОТРЕМОНТИРОВАН включить в третью группу.

Далее учащиеся выполняют последнюю работу.

Слайд 8. Озаглавить текст, расставить знаки препинания, объяснить написание НЕ с причастиями.

(Не)изгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Светлая полоса ещё (не)закрытая чёрной тучей озаряла нашу спальню. Сквозь (не)занавешенные а открытые окна постоянно была видна молния. Он стоял на высоком берегу реки и был (не)защищён. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди.

III. Ещё раз обучающиеся отвечают на вопросы учителя о написании НЕ с причастиями.

IV. Домашнее задание. Подготовиться к изложению на стр. учебника 65-66, озаглавить.

Мы сегодня славно потрудились. (Идёт выставление отметок за урок). До свидания. Урок окончен.



© 2010-2022