Статья Моя педагогическая философия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Моя педагогическая философия


Верить, надеяться, любить…

Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
С. Островой

Закончился очередной учебный день. Позади учебные занятия, школьные перемены. А я всё ещё мысленно в своём родном 9 «А». Прошедшие урок литературы и классный час никак не отпускают меня. Почему? Что случилось? Неудачи не было, тема тоже знакомая, обычная. Говорили о добре, нравственности, ребят этих знаю с пятого класса…Стоп! Вот оно! Дело именно в ребятах, в том, что сегодня девятый класс показался мне незнакомым, как раз девятым, и теперь я уже не смогу воспринимать его как бывший пятый, шестой, седьмой или восьмой. Да, они повзрослели, но я как-то до сегодняшнего дня не ощущала их особого духовного роста. Так родители в одночасье понимают, что их чадо стало взрослым - и что теперь? Что с ним делать? Как разговаривать? И внутри нечто сопротивляется тому пониманию: неужели правда, неужели началась совсем другая жизнь и другие отношения?
Кто они мне теперь? Ученики? Да нет, не только: они стали моими равными собеседниками, единомышленниками, откровенными друзьями. А сколько трудных ступенек пришлось нам вместе преодолеть! Помню, какими они пришли в пятый класс из начальной школы: все разные, каждый со своим особым миром. У одних он вмещал алые паруса, высокую радугу, утреннюю росу, у других - тайны живой природы. Третьи были поглощены языком точных цифр современных компьютеров. Четвёртые - непоседливые, непослушные, доставляющие так много хлопот всей школе. И так до бесконечности.
Но каждый из них нуждался в совершенствовании и развитии. Этим целям и служит образование. В воспитании нуждаются и хорошие, и трудные дети. В образовании тоже. Почувствовать ученика, приблизиться к душе ребёнка - вот моя задача как учителя и классного руководителя. Учиться у ученика, учить его, дать испытать радость успеха - сверхзадача. Мне очень близка мысль известного педагога В. Сухомлинского: «Не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны».
«Учить всему», - призывает другой педагогический авторитет Я. Коменский. И это кажется мне сегодня особенно актуальным.
И здесь становится необходимым использование всего арсенала традиционных и современных методов, средств обучения и воспитания. Но они бессильны без вечных наших спутников: Веры, Надежды, Любви, которых некоторые ретивые сторонники технологизации образования объявили старомодными.
Вера…Верю в каждого ребёнка, в его силы и способности, в то, что все Сальери в детстве Моцарты.
Надежда… Надеюсь, что красота спасёт мир, что ребёнок выйдет победителем из схватки с личным Минотавром, сумеет стать счастливым , отдавая частичку своей души другим..
Любовь…Всё начинается с любви. Мне близок подход к учебно-воспитательному процессу, провозглашённый когда-то редактором газеты «Первое сентября» С. Соловейчиком : «Сперва люблю - потом учу». Люблю своё дело, детей, мир, который надо научить принимать во всей сложности.
Учительство не специальность, которую выбирают, а особое состояние души. И это душевное состояние, без которого немыслима работа учителя, классного руководителя, ещё больше растёт и крепнет во мне с каждым днём. Уроки, беседы с родителями, классные часы, экскурсии и походы, самодеятельность - это замкнутый круг. И не разорвать мне этот круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанностей матери, которая любит своих детей и живёт ради них. Считаю, что прежде всего педагог должен быть личностью, интересной для учащихся, носителем Добра, Истины, Человека.
Он должен не поучать, а воспитывать своим примером. Он подобен Богу, создавшему Вселенную, так как может вложить «разумное, доброе, вечное» в душу нового человека. Многие видят в эрудиции основу педагогического успеха. Эрудиция плюс «сердечная избыточность» - вот моя формула таланта педагога. «Сердечная избыточность» - это любовь, искреннее уважение, внимание к личности ребёнка, умение радоваться взлёту его мысли, помощь в минуты падения, умение слушать, понимать и прощать…
Большую помощь мне как классному руководителю оказывают уроки литературы , которые я веду в моём классе. На них я учу ребят примерять маски литературных персонажей, но только лишь на время и только для того, чтобы не повторить их человеческих ошибок, не стать «лишними людьми», поглубже заглянуть в себя, суметь сохранить своё лицо и постараться стать счастливыми. Очень часто разговоры, начатые на уроках, продолжаются на классных часах, в беседах. Это перенесённые со страниц произведений споры о низости и благородстве, холодном расчёте и бескорыстии, чувстве любви и понятии долга. Вместе с ребятами обсуждаем трудные вопросы человеческого бытия, ищем ответ на вопрос Печорина о цели и смысле жизни. Вот она, эта кропотливая работа ума и сердца, а итогом её станет ответ на вопрос каждого о смысле своей жизни.
Юный человек не только обретает знания, но и учится размышлять, отвечать за сказанное слово и совершённый поступок. Ведь только в сказках всегда однозначно побеждает добро, а в настоящей жизни и зло может на длительное время взять верх, и тогда юному человеку важно не сломаться, а выстоять и победить, и этому учу сегодня. Любя, веря и надеясь, готовлю детей к выходу в жёсткую, современную жизнь.
Как же я стараюсь воспитать Человека? Организуя учебный процесс, проводя внеклассные мероприятия, стараюсь соблюдать все заповеди обучения и воспитания. Принимаю ребенка таким, каков он есть. И, поэтому, моя исходная позиция, как педагога, в этом вопросе - доверие, опора на имеющийся у ребёнка потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей. Прежде всего, я вижу в ученике человека, а не «отличника» или «троечника». Каждому предоставляю возможность выбрать себе классное поручение по душе, старюсь найти индивидуальный поход ко всем воспитанникам, помогаю раскрыться способностям каждого. При проведении внеклассных мероприятий всех учащихся класса вовлекаю в какой-либо вид деятельности, чтобы никто не остался в стороне незамеченным и ненужным. И каждый раз старюсь поощрить победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребенка отметить, что стимулирует его дальнейшую деятельность и успех. Стараюсь быть справедливой и последовательной в воспитании и обучении. Считаю, что педагогу очень важно уметь сопереживать детским успехам и неудачам, нести за них ответственность, уметь видеть, удивляться, восхищаться, приходить в восторг от способностей своих детей. Стремлюсь быть примером для детей в воспитании любви к истории родного края, увлеченности исследовательской работой, творчеством.
Может быть, именно поэтому на протяжении всех пяти лет нашей совместной деятельности класс лидировал во всех мероприятиях, по итогам всех лет отмечался как лучший , а многие учащиеся достигли высоких личных побед в различный видах деятельности.
Вот лучшая награда классному руководителю, который вместе с детьми, совершенствует себя, развивает свою педагогическую философию, старается сделать мир детей, а значит, и взрослых, ярче и радостнее.
За 30 лет работы в школе я ни разу не усомнилась в своём призвании.
Быть учителем и классным руководителем - это мой Путь! Я еще не прошла его до конца. Я только остановилась, чтобы оглянуться назад…. Я верю в своё назначение, верю, что школьные уроки жизни для моих воспитанников будет продолжать сама жизнь. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда и очень надеюсь, что

Лучшим достоянием Человечества

Станут учителя!

[email protected]



© 2010-2022