- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 10 класс Брызгалова
Рабочая программа по русскому языку 10 класс Брызгалова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Семенова О.Н. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по русскому языку для 10 класса
Учитель: Семенова Оксана Николаевна
Количество часов: всего - 34; в неделю - 1
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе «Программы по русскому языку для 5-11 классов якутской школы» под редакцией К.Ф. Федорова, Е.Н. Дмитриевой, Поповой М.К., Брызгаловой С.М., Старостиной М.П.. Никифоровой Е.П., Васильевой С.П., утвержденной учебно-методическим Советом Министерства образования РС (Я) в 1999г.
Рекомендовано Министерством образования Республики Саха (Якутия)
План ориентирован на использование учебника «Русский язык»: учебное пособие для 10 класса якутской школы / под ред. С.М.Брызгаловой, А.П.Сергеевой; Якутск: «Бичик», 2003
Содержание рабочей программы
Язык и речь. (7 ч)
Язык - средство общения. Основные функции языка. Язык народа. Функционирование языка.
Речь. Две формы: устная речь, письменная речь. Типы речи, диалогическая речь, монологическая речь. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.
Стилистика русского языка. Вводный курс (7 ч)
Общее понятие о стилистической системе языка. Стиль как основной предмет стилистики, многозначность термина «стиль». Стилистическое значение. Стилистическое значение. Стилистическая окраска. Стилевая черта.
Общее понятие о стилях языка и речи. Понятие о стилевых (и стилистических) нормах, их отношение к нормам лексическим, грамматическим, орфоэпическим и орфографическим.
Основные характеристики функциональные стилей речи (12ч)
Разговорный стиль речи. (2ч.)
Разговорный стиль речи. Основная коммуникативная функция-общение. Основные виды высказываний: диалог, полилог, разговор, беседа, рассказ, записки, письма, дневники. Сферы применения: быт, семейные отношения.
Системно-функциональные особенности разговорной речи в области фоонетики, лексики, словообразования, грамматики. Характер русской разговорной нормы.
Научный стиль речи (4 ч)
Основная коммуникативная функция - сообщение, подача информации о достижениях науки и техники, закономерностях развития природы и общества. Понятие членения научного стиля на подстили. Коммуникативные и лингвистические характеристики научного стиля. Виды речевого высказывания в научном тексте. Жанры: монография, научная статья, учебное пособие, лекция, доклад, изложение материала учебников. Использование терминологии. Сфера применения: наука и техника, учебный процесс.
Деловой стиль речи (2ч)
Русский язык для делового общения, коммуникативная функция - сообщение, номинация. Понятие о подстилях: законодательный, канцелярский. Жанры: закон, указ, постановление, приказ, заявление, договор, отчёт, инструкция, доверенность, протокол, справка, объявление, приглашение, автобиография. Основные характеристики официально-делового стиляречи. Лексические, морфологические, синтаксические признаки официально-делового стиля. Особенности ССЦ, абзаца, членение текста на разделы, параграфы, рубрики. Графические приёмы выделения частей текста официально-делового стиля.
Публицистический стиль речи. (2ч.)
Основная коммуникативная функция - воздействие, сообщение, информация (газета, радио, телевидение, выступления на собраниях, митингах). Жанры: статья, очерк, интервью, памфлет, хроника, фельетон, устное публицистическое выступление. Использование языковых единиц (лексических, морфологических, синтаксических, различных стилистических пластов).
Язык художественной литературы (2ч.)
Своеобразие языка художественной литературы. Отношение языка художественной литературы к системе функциональных стилей литературного языка. Эстетическая функция языка художественной литературы как конструктивная и определяющая его черта.
Стилистический анализ текста. Знакомство с методами стилистического анализа текстов. Анализ по стилистическим пометам в словарях и грамматико-стилистических справочниках. Сопоставление стилистических помет в толковых словарях и словарях синонимов. Стилистическая интерпретация художественного текста.
Требования к знаниям, умениям и навыкам.
По окончании 10 класса учащиеся должны:
-иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
-владеть читательскими умениями, достаточно для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
-уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выражением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном,- в устной и письменной формах ;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменных формах; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
-пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно- учебного, научно- популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;
-составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нём положения;
-участвовать в диспуте, дискуссии;
-иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе (34ч.)
Русский язык: учебное пособие для учащихся 10 класса якутской школы/ С.М. Брызгалова, А.П.Сергеева.- Якутск: Бичик, 2003.
№ уро
ка
Дата проведения урока
Количество часов
Тема урока
(раздела)
Основные вопросы / виды работ
Домашнее задание
План
Факт
1
1
Урок-беседа. Международное значение русского языка.
Беседа. Ответы на вопросы Работа по карточкам
Лингвистическое сочинение «Роль р/я»
2
1
Язык - важнейшее средство общения
Беседа. Функции русского языка.
Об истории русского языка
Сообщение «Русский язык в моей жизни»
3
1
Русский язык - национальный язык русского народа
Лекция учителя с элементами беседы. Работа с цитатами
Стр10, упр.1 повторить правописание корней с чередованием
4
1
Речевая деятельность и её виды
Говорение, слушание, письмо, чтение.
Упр стр16 (списать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания)
5
1
Р/р Проверочный диктант Осень в саду Формы и типы речи
Устная и письменная речь.
Особенности устной речи
Формы письменных высказываний
Сочинение Слово об учителе.
6
1
Типы речи
Беседа. Составление диалогов. Работа с художественными текстами
Составить рассуждение, упр1 стр28
7
1
Р/р. Творческая работа. Письмо маме
Эпистолярный жанр. Особенности, структура, язык.
8
1
Речевой этикет
Эпиграф:
«Каков человек, такова и его речь» (Сократ). Ситуации. Решение проблем речевого этикета. Работа в группах
Составить объявление в газету
9
1
Общее понятие о стилистической системе языка. Диктант
Презентация «Стилистическая система русского языка». Стилистика. Лексическая стилистика. Грамматическая стилистика. Стилистический синтаксис.
Общее понятие о стилях языка и речи. Понятие о стилевых нормах.
Упр. стр25, вставить пропущенные буквы
10
1
Нормы русского литературного языка
Урок-презентация. Правила и нормы. Тренировочные упражнения (исправление ошибок)
Упр2 стр31, расставить ударения
11
1
Орфоэпические нормы. Тренировочный тест.
Работа с «Орфоэпическим словарём русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы» (М., 1987).
Проанализировать словарные статьи, упр 1
12
1
Употребление паронимов в речи
Приставочные, суффиксальные паронимы. Паронимы, различающиеся конечными буквами.
Примеры неправильного употребления паронимов.
Упр1 стр36, объяснить значение паронимов
13
1
Презентация «Нормы словоупотребления». Лексические нормы
Презентация «Нормы словоупотребления». Классификация лексических ошибок. Тест «Лексические нормы»
Упр2 стр35, исправить ошибку
14
1
Классификация лексических ошибок
Тренировочные упражнения
Подгот-ся к ДКР
15
1
Резервный урок
ДКР (по тексту администрации)
16
1
Р/р Годовая контрольная работа Употребление паронимов в речи
Тест
17
1
Грамматические нормы. Род несклоняемых существительных.
Способы определения рода несклоняемых существительных. Тренировочные упражнения (подбор определений к сущ., образовать краткие формы прилагательных, различия между формами числительных, выбрать падежные формы сущ.)
Упр 9 стр 40, записать, раскрывая скобки
18
1
Грамматические нормы. Тренировочный тест
Проверочная работа
Практические задания
19
1
Синтаксические нормы
Проверочная работа. Тест
Подобрать 5 предложений, в которых встречаются грамматические ошибки
20
1
Р/р Сочинение-рецензия по предложенному тексту
Сочинение
21
1
Функциональные стили русского языка. Разговорный стиль речи.
Урок-презентация «Особенности функциональных стилей» Стилистика. Классификация функциональных стилей. Работа в группах.
Упр. стр27, определить стиль текстов
22
1
Основные признаки разговорного стиля речи
Презентация «Разговорный стиль речи». Системно-функциональные особенности разговорной речи в области фонетики, лексики, словообразования, грамматики. Характер русской разговорной нормы.
Упр 2 стр 47, переписать, расставляя знаки препинания
23
1
Научный стиль речи Основные признаки.
План ответа «Основные признаки научного стиля речи». Термины. Работа со словарём.
Упр2 стр 50, подобрать 10 терминов
24
1
Научная статья. Монография.
Презентация «Научная письменная речь». Анализ научной статьи и логической схемы текста.
Написать реферат на линг. тему (по выбору)
25
1
Р/р Защита рефератов
Защита рефератов (для защиты-3мин., для отв. на вопросы-2мин.,
Доработать оценочный лист.
26
1
Аннотация.
Структура аннотации. Выделение структурных частей аннотаций.
Упр2 стр58, составить аннотацию
27
1
Доклад
Анализ памятки для доклада. Проработать фрагмент статьи в текст доклада.
Подготовиться к выст. (по фраг29менту доклада)
28
1
Деловой стиль речи. Основные признаки. Виды документов
Разновидности официально-делового стиля. Виды документов.
Упр1 стр73, отредактировать текст
29
1
Р/р Деловая бумага
Автобиография. Доверенность. Заявление. Расписка. Справка.
Упр 2 стр69, выписать слова, принадлежащие письменной деловой речи
30
1
Протокол. Характеристика. Служебное письмо.
Обязательные части протокола. Составить по образцу протокол классного собрания.
Составить характеристику одноклассника.
31
1
Публицистический стиль Основные признаки
Презентация «Особенности публ.стиля\». Словарный диктант. Беседа\ Тренировочные упражнения.
Сочинение-размышление о проблеме отцов и детей на примере своей семьи (глазами детей).
32
1
Дискуссия и диспут
Основные цели дискуссии (диспута). Основные речевые действия ведущегоОсновные речевые действия спорящих. Культура публичного спора
Упр6 стр 96, составить рекомендации с обоснованием
33
1
Стиль художественной литературы. Основные признаки.
Презентация «Особенности худ.стиля». Повторение тропов речи. Конструирование текста художественного стиля
Выписать из произведений русской литературы отрывок, определить средства выразительности.
34
1
Стилистический анализ текста
Навыки определения стиля, типа речи предложенного для анализа текста, умения определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним; учитывать стилистические особенности стиля автора.
Повторить правила
35
1
Переводной экзамен по форме ЕГЭ