Рабочая программа по русскому языку 10 класс Брызгалова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа


по русскому языку для 10 класса




Учитель: Семенова Оксана Николаевна

Количество часов: всего - 34; в неделю - 1

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе «Программы по русскому языку для 5-11 классов якутской школы» под редакцией К.Ф. Федорова, Е.Н. Дмитриевой, Поповой М.К., Брызгаловой С.М., Старостиной М.П.. Никифоровой Е.П., Васильевой С.П., утвержденной учебно-методическим Советом Министерства образования РС (Я) в 1999г.

Рекомендовано Министерством образования Республики Саха (Якутия)

План ориентирован на использование учебника «Русский язык»: учебное пособие для 10 класса якутской школы / под ред. С.М.Брызгаловой, А.П.Сергеевой; Якутск: «Бичик», 2003




Содержание рабочей программы

Язык и речь. (7 ч)

Язык - средство общения. Основные функции языка. Язык народа. Функционирование языка.

Речь. Две формы: устная речь, письменная речь. Типы речи, диалогическая речь, монологическая речь. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

Стилистика русского языка. Вводный курс (7 ч)

Общее понятие о стилистической системе языка. Стиль как основной предмет стилистики, многозначность термина «стиль». Стилистическое значение. Стилистическое значение. Стилистическая окраска. Стилевая черта.

Общее понятие о стилях языка и речи. Понятие о стилевых (и стилистических) нормах, их отношение к нормам лексическим, грамматическим, орфоэпическим и орфографическим.

Основные характеристики функциональные стилей речи (12ч)

Разговорный стиль речи. (2ч.)

Разговорный стиль речи. Основная коммуникативная функция-общение. Основные виды высказываний: диалог, полилог, разговор, беседа, рассказ, записки, письма, дневники. Сферы применения: быт, семейные отношения.

Системно-функциональные особенности разговорной речи в области фоонетики, лексики, словообразования, грамматики. Характер русской разговорной нормы.

Научный стиль речи (4 ч)

Основная коммуникативная функция - сообщение, подача информации о достижениях науки и техники, закономерностях развития природы и общества. Понятие членения научного стиля на подстили. Коммуникативные и лингвистические характеристики научного стиля. Виды речевого высказывания в научном тексте. Жанры: монография, научная статья, учебное пособие, лекция, доклад, изложение материала учебников. Использование терминологии. Сфера применения: наука и техника, учебный процесс.

Деловой стиль речи (2ч)

Русский язык для делового общения, коммуникативная функция - сообщение, номинация. Понятие о подстилях: законодательный, канцелярский. Жанры: закон, указ, постановление, приказ, заявление, договор, отчёт, инструкция, доверенность, протокол, справка, объявление, приглашение, автобиография. Основные характеристики официально-делового стиляречи. Лексические, морфологические, синтаксические признаки официально-делового стиля. Особенности ССЦ, абзаца, членение текста на разделы, параграфы, рубрики. Графические приёмы выделения частей текста официально-делового стиля.


Публицистический стиль речи. (2ч.)

Основная коммуникативная функция - воздействие, сообщение, информация (газета, радио, телевидение, выступления на собраниях, митингах). Жанры: статья, очерк, интервью, памфлет, хроника, фельетон, устное публицистическое выступление. Использование языковых единиц (лексических, морфологических, синтаксических, различных стилистических пластов).

Язык художественной литературы (2ч.)

Своеобразие языка художественной литературы. Отношение языка художественной литературы к системе функциональных стилей литературного языка. Эстетическая функция языка художественной литературы как конструктивная и определяющая его черта.

Стилистический анализ текста. Знакомство с методами стилистического анализа текстов. Анализ по стилистическим пометам в словарях и грамматико-стилистических справочниках. Сопоставление стилистических помет в толковых словарях и словарях синонимов. Стилистическая интерпретация художественного текста.

Требования к знаниям, умениям и навыкам.

По окончании 10 класса учащиеся должны:

-иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

-владеть читательскими умениями, достаточно для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

-уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выражением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном,- в устной и письменной формах ;

- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменных формах; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

-пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно- учебного, научно- популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;

-составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нём положения;

-участвовать в диспуте, дискуссии;

-иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе (34ч.)

Русский язык: учебное пособие для учащихся 10 класса якутской школы/ С.М. Брызгалова, А.П.Сергеева.- Якутск: Бичик, 2003.

№ уро

ка

Дата проведения урока

Количество часов

Тема урока

(раздела)

Основные вопросы / виды работ

Домашнее задание

План

Факт

1



1

Урок-беседа. Международное значение русского языка.

Беседа. Ответы на вопросы Работа по карточкам

Лингвистическое сочинение «Роль р/я»

2



1

Язык - важнейшее средство общения

Беседа. Функции русского языка.

Об истории русского языка

Сообщение «Русский язык в моей жизни»

3



1

Русский язык - национальный язык русского народа

Лекция учителя с элементами беседы. Работа с цитатами

Стр10, упр.1 повторить правописание корней с чередованием

4



1

Речевая деятельность и её виды

Говорение, слушание, письмо, чтение.

Упр стр16 (списать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания)

5



1

Р/р Проверочный диктант Осень в саду Формы и типы речи

Устная и письменная речь.

Особенности устной речи

Формы письменных высказываний

Сочинение Слово об учителе.

6



1

Типы речи

Беседа. Составление диалогов. Работа с художественными текстами

Составить рассуждение, упр1 стр28

7



1

Р/р. Творческая работа. Письмо маме

Эпистолярный жанр. Особенности, структура, язык.

8



1

Речевой этикет

Эпиграф:

«Каков человек, такова и его речь» (Сократ). Ситуации. Решение проблем речевого этикета. Работа в группах

Составить объявление в газету

9



1

Общее понятие о стилистической системе языка. Диктант

Презентация «Стилистическая система русского языка». Стилистика. Лексическая стилистика. Грамматическая стилистика. Стилистический синтаксис.

Общее понятие о стилях языка и речи. Понятие о стилевых нормах.

Упр. стр25, вставить пропущенные буквы

10



1

Нормы русского литературного языка

Урок-презентация. Правила и нормы. Тренировочные упражнения (исправление ошибок)

Упр2 стр31, расставить ударения

11



1

Орфоэпические нормы. Тренировочный тест.

Работа с «Орфоэпическим словарём русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы» (М., 1987).

Проанализировать словарные статьи, упр 1

12



1

Употребление паронимов в речи

Приставочные, суффиксальные паронимы. Паронимы, различающиеся конечными буквами.

Примеры неправильного употребления паронимов.

Упр1 стр36, объяснить значение паронимов

13



1

Презентация «Нормы словоупотребления». Лексические нормы

Презентация «Нормы словоупотребления». Классификация лексических ошибок. Тест «Лексические нормы»

Упр2 стр35, исправить ошибку

14



1

Классификация лексических ошибок

Тренировочные упражнения

Подгот-ся к ДКР

15



1

Резервный урок

ДКР (по тексту администрации)


16



1

Р/р Годовая контрольная работа Употребление паронимов в речи

Тест

17



1

Грамматические нормы. Род несклоняемых существительных.

Способы определения рода несклоняемых существительных. Тренировочные упражнения (подбор определений к сущ., образовать краткие формы прилагательных, различия между формами числительных, выбрать падежные формы сущ.)

Упр 9 стр 40, записать, раскрывая скобки

18



1

Грамматические нормы. Тренировочный тест

Проверочная работа

Практические задания

19



1

Синтаксические нормы

Проверочная работа. Тест

Подобрать 5 предложений, в которых встречаются грамматические ошибки

20



1

Р/р Сочинение-рецензия по предложенному тексту

Сочинение

21



1

Функциональные стили русского языка. Разговорный стиль речи.

Урок-презентация «Особенности функциональных стилей» Стилистика. Классификация функциональных стилей. Работа в группах.

Упр. стр27, определить стиль текстов

22



1

Основные признаки разговорного стиля речи

Презентация «Разговорный стиль речи». Системно-функциональные особенности разговорной речи в области фонетики, лексики, словообразования, грамматики. Характер русской разговорной нормы.

Упр 2 стр 47, переписать, расставляя знаки препинания

23



1

Научный стиль речи Основные признаки.

План ответа «Основные признаки научного стиля речи». Термины. Работа со словарём.

Упр2 стр 50, подобрать 10 терминов

24



1

Научная статья. Монография.

Презентация «Научная письменная речь». Анализ научной статьи и логической схемы текста.

Написать реферат на линг. тему (по выбору)

25



1

Р/р Защита рефератов

Защита рефератов (для защиты-3мин., для отв. на вопросы-2мин.,

Доработать оценочный лист.

26



1

Аннотация.

Структура аннотации. Выделение структурных частей аннотаций.

Упр2 стр58, составить аннотацию

27



1

Доклад

Анализ памятки для доклада. Проработать фрагмент статьи в текст доклада.

Подготовиться к выст. (по фраг29менту доклада)

28



1

Деловой стиль речи. Основные признаки. Виды документов

Разновидности официально-делового стиля. Виды документов.

Упр1 стр73, отредактировать текст

29



1

Р/р Деловая бумага

Автобиография. Доверенность. Заявление. Расписка. Справка.

Упр 2 стр69, выписать слова, принадлежащие письменной деловой речи

30



1

Протокол. Характеристика. Служебное письмо.

Обязательные части протокола. Составить по образцу протокол классного собрания.

Составить характеристику одноклассника.

31



1

Публицистический стиль Основные признаки

Презентация «Особенности публ.стиля\». Словарный диктант. Беседа\ Тренировочные упражнения.

Сочинение-размышление о проблеме отцов и детей на примере своей семьи (глазами детей).

32



1

Дискуссия и диспут

Основные цели дискуссии (диспута). Основные речевые действия ведущегоОсновные речевые действия спорящих. Культура публичного спора

Упр6 стр 96, составить рекомендации с обоснованием

33



1

Стиль художественной литературы. Основные признаки.

Презентация «Особенности худ.стиля». Повторение тропов речи. Конструирование текста художественного стиля

Выписать из произведений русской литературы отрывок, определить средства выразительности.

34



1

Стилистический анализ текста

Навыки определения стиля, типа речи предложенного для анализа текста, умения определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним; учитывать стилистические особенности стиля автора.

Повторить правила

35



1

Переводной экзамен по форме ЕГЭ





© 2010-2022