Элективный курс Азбука журналистики в 9 классе

Элективный курс "Азбука журналистики” предлагается для учащихся 9 класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи и последующего профессионального выбора. Предлагаемая программа направлена на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся 9 класса, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты. Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности. Актуальность д...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

Председатель муниципальной экспертной комиссии ___________ /Зарипов Р.И./

Протокол № ___ от

«___» __________ 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Лекаревская средняя

Общеобразовательная школа»

__________/Гильфанова М.З./

«___» ____________ 2014 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Лекаревская средняя

общеобразовательная школа»

__________ /Кузьмин В.С/

Приказ № ___от «___»________2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учителя русского языка и литературы

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

«Лекаревская средняя общеобразовательная школа»

Хачатрян Ирины Ивановны

по элективному курсу «Азбука журналистики» в 9 классе




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от

«___» _________ 2014 г.




2014 - 2015 учебный год


Пояснительная записка


Элективный курс "Азбука журналистики" предлагается для учащихся 9 класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи и последующего профессионального выбора.

Предлагаемая программа направлена на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся 9 класса, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты.

Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.

Программа рассчитана на 17 часов.

Цель курса: теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной прессы; формирование культуры речи учащихся.

Задачи курса:

  • расширение представлений о газетных жанрах;

  • развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы;

  • развитие сознательного интереса к СМИ;

  • формирование умения ориентироваться в современном потоке информации:

  • совершенствование умений и навыков анализа литературного (научного, делового, публицистического) текста;

  • повышение уровня речевой компетенции учащихся;

  • содействие личностному росту учащихся;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • профессиональная ориентация учащихся;

  • воспитание гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).

Формы обучения:

  • лекция;

  • практикум;

  • экскурсия;

  • ролевая игра;

  • работа в группах.




Содержание программы


Тема 1. Введение (1 час)

Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба - главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста?

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Тема 2. Из истории российской журналистики (1 час)

Газета «Ведомости» - начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В.Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19-начале 20-го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания, общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50-б0-е гг. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР.

Форма занятия: лекция.

Тема 3. Общее знакомство с жанрами журналистики (1 час)

Особенности публицистического текста.

Журналистские жанры:

- оперативно-новостные (заметка);

- оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);

- исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);

- исследовательские (статья, письмо, обозрение);

- исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации.

Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.

Тема 4. Основные понятия о газете (1 час)

Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.

Форма занятия: лекция, практикум.

Тема 5. Заметка как основной жанр журналистики (1 час)

Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей.

Форма занятия: лекция, практикум.

Тема 6. Репортаж как основной жанр журналистики (2 часа)

Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа.

Форма занятия: лекция, практикум.

Тема 7. Интервью как основной жанр журналистики (2 часа)

Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи.

Форма занятия: лекция, практикум.

Тема 8. Очерк как публицистический жанр (2 часа)

Типы очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка. Типы авторского повествования.

Форма занятия: лекция, практикум.

Тема 9. Рецензия как публицистический жанр (2 часа)

Предмет и задачи жанра. Виды рецензий. Объект исследования. Объем критического произведения. Использование специальной терминологии.

Форма занятия: лекция, практикум.

Тема 10. Статья как публицистический жанр (1 час)

Типы статей. Задачи, стоящие перед автором статьи. Признаки статьи. Предмет отображения в статье. Стилистические особенности статьи. Цикл статей. Тема и подтемы. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании некоторых статей.

Форма занятия: лекция, практикум.

Тема 11. Написание статьи (1 час)

Заголовок. Виды заглавий: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и др. План статьи: простой, сложный. Эпиграфы. Цитаты. Связь предложений в тексте (тема - рема). Стилистика текста. Стили речи. Тропы и фигуры. Абзацы. Тема, идея, композиция.

Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.

Тема 12. Редактирование (1 час)

Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка.

Форма занятия: лекция, практикум.

Тема 13. Выпуск газеты (1 час)

Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты.

Форма занятия: деловая игра, практикум.






Требования к уровню освоения курса


Учащиеся должны знать:

  • основные жанры прессы;

  • специфику создания статей разных жанров журналистики;

  • законы построения номера газеты;

  • особенности стилевой организации газеты.

Учащиеся должны уметь:

  • логично излагать материал;

  • создавать различные по жанру статьи;

  • проводить опросы, анкетирование учащихся;

  • брать интервью;

  • работать индивидуально, в соавторстве, в группе;

  • определять и доносить до читателя свою идею;

  • соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;

  • применять выразительные средства языка, различные приемы построения речи;

  • рецензировать тексты разных жанров;

  • осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;

  • иллюстрировать свои материалы.









Календарно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Хар-ка деят-ти уч-хся или виды уч.деят-ти

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Знакомство с профессией журналиста

1

Вводный урок

Лекция, беседа

Опрос

Знать цели и задачи курса

Уметь конспектировать

Знать материал урока

6.09


2

Из истории российской журналистики.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Тестирование

Знать историю российской журналистики

Знать материал урока

13.09


3

Общее знакомство с жанрами журналистики.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Отчет о работе в группах

Знать жанры журналистики

Уметь их различать

Знать материал урока

20.09


4

Основные понятия о газете.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Опрос

Знать структуру и функции газеты

Знать материал урока

26.09


5

Заметка как основной жанр журналистики.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Создание заметки

Знать, что такое заметка как жанр журналистики

Уметь составлять заметки

Знать материал урока

3.10


6-7

Репортаж как основной жанр журналистики.

2

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Создание репортажа

Знать определение репортажа

Уметь составлять репортаж

Знать материал урока

10.10

17.10


8-9

Интервью как основной жанр журналистики.

2

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Создание интервью

Знать определение интервью

Уметь брать интервью

Знать материал урока

24.10

31.10


10-11

Очерк как публицистический жанр.

2

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Создание очерка

Знать определение очерка

Уметь писать очерк

Знать материал урока

7.11

14.11


12-13

Рецензия как публицистический жанр.

2

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Написание рецензии

Знать определение рецензии

Уметь писать рецензию

Знать материал урока

21.11

28.11


14

Статья как публицистический жанр.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Написание статьи

Знать определение статьи

Уметь составлять статьи

Законспектировать статью (на выбор)

5.12


15

Написание статьи.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Создание статьи в одном из жанров

Уметь писать статью

Знать материал урока

12.12


16

Редактирование.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения, словарная работа

Редактирование статьи

Уметь редактировать написанное

Знать материал урока

19.12


17

Выпуск газеты.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Защита проекта «Школьная газета «Девяточка»

Уметь составлять материал школьной газеты

Знать материал урока

26.12



Учебно-методическое обеспечение


  1. Развивайте дар слова/ под редакцией Ладыженской Т.А. - М., Просвещение, 1990


  1. Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М., Просвещение, 1990.


  1. Васильева В. А. Делаем новости. - М.: Аспект-Пресс, 2002


  1. А.И. Акопов. Общий курс издательского дела. Учебное пособие для студентов-журналистов. Под ред. проф. В.В. Тулупова. - Факультет журналистики ВГУ. - Воронеж, 2004.


  1. Леонид Гвоздев. Техника интервью. Учебное пособие. - Москва, 1999


  1. Т. Засорина, Н. Федосова. Профессия - журналист, Ростов - на - Дону, 1999


  1. Котельникова С.А. Аннотация-отзыв-рецензия-эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.


  1. http: //journ.ucoz.ru/forum (форум сайта Журфак-PRO)



© 2010-2022