- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс Азбука журналистики в 9 классе
Элективный курс Азбука журналистики в 9 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хачатрян И.И. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
«Согласовано»
Председатель муниципальной экспертной комиссии ___________ /Зарипов Р.И./
Протокол № ___ от
«___» __________ 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лекаревская средняя
Общеобразовательная школа»
__________/Гильфанова М.З./
«___» ____________ 2014 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ
«Лекаревская средняя
общеобразовательная школа»
__________ /Кузьмин В.С/
Приказ № ___от «___»________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя русского языка и литературы
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
«Лекаревская средняя общеобразовательная школа»
Хачатрян Ирины Ивановны
по элективному курсу «Азбука журналистики» в 9 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от
«___» _________ 2014 г.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Элективный курс "Азбука журналистики" предлагается для учащихся 9 класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи и последующего профессионального выбора.
Предлагаемая программа направлена на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся 9 класса, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.
Программа рассчитана на 17 часов.
Цель курса: теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной прессы; формирование культуры речи учащихся.
Задачи курса:
-
расширение представлений о газетных жанрах;
-
развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы;
-
развитие сознательного интереса к СМИ;
-
формирование умения ориентироваться в современном потоке информации:
-
совершенствование умений и навыков анализа литературного (научного, делового, публицистического) текста;
-
повышение уровня речевой компетенции учащихся;
-
содействие личностному росту учащихся;
-
развитие творческих способностей учащихся;
-
профессиональная ориентация учащихся;
-
воспитание гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
Формы обучения:
-
лекция;
-
практикум;
-
экскурсия;
-
ролевая игра;
-
работа в группах.
Содержание программы
Тема 1. Введение (1 час)
Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба - главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста?
Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Тема 2. Из истории российской журналистики (1 час)
Газета «Ведомости» - начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В.Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19-начале 20-го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания, общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50-б0-е гг. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР.
Форма занятия: лекция.
Тема 3. Общее знакомство с жанрами журналистики (1 час)
Особенности публицистического текста.
Журналистские жанры:
- оперативно-новостные (заметка);
- оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);
- исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);
- исследовательские (статья, письмо, обозрение);
- исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).
Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации.
Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 4. Основные понятия о газете (1 час)
Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 5. Заметка как основной жанр журналистики (1 час)
Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 6. Репортаж как основной жанр журналистики (2 часа)
Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 7. Интервью как основной жанр журналистики (2 часа)
Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 8. Очерк как публицистический жанр (2 часа)
Типы очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка. Типы авторского повествования.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 9. Рецензия как публицистический жанр (2 часа)
Предмет и задачи жанра. Виды рецензий. Объект исследования. Объем критического произведения. Использование специальной терминологии.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 10. Статья как публицистический жанр (1 час)
Типы статей. Задачи, стоящие перед автором статьи. Признаки статьи. Предмет отображения в статье. Стилистические особенности статьи. Цикл статей. Тема и подтемы. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании некоторых статей.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 11. Написание статьи (1 час)
Заголовок. Виды заглавий: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и др. План статьи: простой, сложный. Эпиграфы. Цитаты. Связь предложений в тексте (тема - рема). Стилистика текста. Стили речи. Тропы и фигуры. Абзацы. Тема, идея, композиция.
Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 12. Редактирование (1 час)
Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 13. Выпуск газеты (1 час)
Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты.
Форма занятия: деловая игра, практикум.
Требования к уровню освоения курса
Учащиеся должны знать:
-
основные жанры прессы;
-
специфику создания статей разных жанров журналистики;
-
законы построения номера газеты;
-
особенности стилевой организации газеты.
Учащиеся должны уметь:
-
логично излагать материал;
-
создавать различные по жанру статьи;
-
проводить опросы, анкетирование учащихся;
-
брать интервью;
-
работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
-
определять и доносить до читателя свою идею;
-
соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;
-
применять выразительные средства языка, различные приемы построения речи;
-
рецензировать тексты разных жанров;
-
осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;
-
иллюстрировать свои материалы.
Календарно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Тип урока
Хар-ка деят-ти уч-хся или виды уч.деят-ти
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты освоения материала
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
1
Введение. Знакомство с профессией журналиста
1
Вводный урок
Лекция, беседа
Опрос
Знать цели и задачи курса
Уметь конспектировать
Знать материал урока
6.09
2
Из истории российской журналистики.
1
Урок усвоения новых знаний
Лекция, беседа, упражнения
Тестирование
Знать историю российской журналистики
Знать материал урока
13.09
3
Общее знакомство с жанрами журналистики.
1
Урок усвоения новых знаний
Лекция, беседа, упражнения
Отчет о работе в группах
Знать жанры журналистики
Уметь их различать
Знать материал урока
20.09
4
Основные понятия о газете.
1
Урок усвоения новых знаний
Лекция, беседа, упражнения
Опрос
Знать структуру и функции газеты
Знать материал урока
26.09
5
Заметка как основной жанр журналистики.
1
Урок усвоения новых знаний
Лекция, беседа, упражнения
Создание заметки
Знать, что такое заметка как жанр журналистики
Уметь составлять заметки
Знать материал урока
3.10
6-7
Репортаж как основной жанр журналистики.
2
Урок усвоения новых знаний
Лекция, беседа, упражнения
Создание репортажа
Знать определение репортажа
Уметь составлять репортаж
Знать материал урока
10.10
17.10
8-9
Интервью как основной жанр журналистики.
2
Урок усвоения новых знаний
Лекция, беседа, упражнения
Создание интервью
Знать определение интервью
Уметь брать интервью
Знать материал урока
24.10
31.10
10-11
Очерк как публицистический жанр.
2
Урок усвоения новых знаний
Лекция, беседа, упражнения
Создание очерка
Знать определение очерка
Уметь писать очерк
Знать материал урока
7.11
14.11
12-13
Рецензия как публицистический жанр.
2
Урок усвоения новых знаний
Лекция, беседа, упражнения
Написание рецензии
Знать определение рецензии
Уметь писать рецензию
Знать материал урока
21.11
28.11
14
Статья как публицистический жанр.
1
Урок усвоения новых знаний
Лекция, беседа, упражнения
Написание статьи
Знать определение статьи
Уметь составлять статьи
Законспектировать статью (на выбор)
5.12
15
Написание статьи.
1
Урок усвоения новых знаний
Лекция, беседа, упражнения
Создание статьи в одном из жанров
Уметь писать статью
Знать материал урока
12.12
16
Редактирование.
1
Урок усвоения новых знаний
Лекция, беседа, упражнения, словарная работа
Редактирование статьи
Уметь редактировать написанное
Знать материал урока
19.12
17
Выпуск газеты.
1
Урок усвоения новых знаний
Лекция, беседа, упражнения
Защита проекта «Школьная газета «Девяточка»
Уметь составлять материал школьной газеты
Знать материал урока
26.12
Учебно-методическое обеспечение
-
Развивайте дар слова/ под редакцией Ладыженской Т.А. - М., Просвещение, 1990
-
Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М., Просвещение, 1990.
-
Васильева В. А. Делаем новости. - М.: Аспект-Пресс, 2002
-
А.И. Акопов. Общий курс издательского дела. Учебное пособие для студентов-журналистов. Под ред. проф. В.В. Тулупова. - Факультет журналистики ВГУ. - Воронеж, 2004.
-
Леонид Гвоздев. Техника интервью. Учебное пособие. - Москва, 1999
-
Т. Засорина, Н. Федосова. Профессия - журналист, Ростов - на - Дону, 1999
-
Котельникова С.А. Аннотация-отзыв-рецензия-эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.
-
http: //journ.ucoz.ru/forum (форум сайта Журфак-PRO)