- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технология проектной деятельности во внеклассной работе по русскому языку
Технология проектной деятельности во внеклассной работе по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Манданова Е.Н. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Е. Н. Манданова
МБОУ «Осинская СОШ №2», с. Оса Иркутской области, Россия
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Всё это требует от школы развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении, в повседневной жизни.
Становится важным формирование у детей способности мыслить самостоятельно, добывать и применять знания. На мой взгляд, метод проектов: исследовательская и проектная деятельность обучающихся - одна из таких технологий, которая позволяет решать задачи формирования способностей самостоятельного мышления, обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов.
Исследовательская деятельность учащихся - деятельность по овладению методами научного познания, что непременно поможет им в школе и в дальнейшей учёбе в высших учебных заведениях, так как она связана с решением творческой, исследовательской задачи.
Цель исследовательской деятельности - сформировать у учащихся основные ключевые компетенции, функциональную грамотность как универсальный способ освоения действительности, в том числе развитие исследовательских способностей, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.
Методику этой технологии я успешно реализовываю во внеклассной работе по русскому языку, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Именно внеклассную работу рассматриваю как мощное дополнительное средство формирования у учащихся интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках. Необходимость использования данной технологии во внеклассной работе продиктована тем, что она основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются принцип научности, последовательности и системности материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности.
Каждый раз, начиная работать с пятиклассниками, я стараюсь обязательно привлечь к дополнительной, внеурочной деятельности по русскому языку всех желающих, независимо от их образовательного уровня. Занимаясь с 5 класса в кружке «Юный лингвист», юные исследователи знакомятся с теоретическими сведениями из лингвистики, которые остаются за рамками школьного учебника. Программа кружка ориентирована на развитие у школьников интереса к занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности при подготовке к урокам русского языка, при подготовке к внеклассным мероприятиям. Ребята учатся работать с лингвистическими словарями, справочной литературой, добывать знания из медиаресурсов. В 6 классе уже вовлекаются в исследовательскую работу, которая включает в себя:
- постановку проблемы;
- подбор методики исследования;
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
- оценку результатов;
- выводы.
Отчёт об итогах исследовательской деятельности может быть представлен в виде проекта. Учебный проект - это результат деятельности учащихся в рамках исследовательской деятельности. Это такое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать универсальные умения и навыки и учит исследованию, целеполаганию, самоанализу и рефлексии.
При изучении раздела «Лексика» шестиклассники познакомились с темой «Диалектные слова» и изъявили желание исследовать диалектную лексику Осы. Материал собирали всем классом, анализом и обобщением занимались кружковцы под руководством учителя. Данный проект был защищён на школьной научно-практической конференции, которая проходит ежегодно в нашей школе, отобран для региональной НПК, посвящённой 80-летию со дня рождения Владимира Петонова. По данной работе была написана статья «Диалектные слова Осы» ученицей 6 класса Куликовой Маргаритой и опубликована в сборнике материалов конференции «Национальная картина мира в литературе, фольклоре, языке и образовании» (Иркутск, издательство ИГУ, 2013). Ребята продолжают собирать материал для создания словаря диалектных слов Осы как учебного пособия для учащихся при изучении данного раздела программы.
Использование метода проектов в учебном процессе создаёт условия для удовлетворения потребностей детей в исследовании, созидательной работе, творчестве и позволяет построить обучение в соответствии с интересами и способностями учащихся. Многие ребята нашего кружка успешно участвуют в литературно-творческих конкурсах различного уровня: «Слово доброе посеять…», «Язык - душа народа», в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе школьного, муниципального и регионального уровней ВОШ, в предметных играх-конкурсах «Русский медвежонок», конкурсах «Пегас», «Кириллица», «Олимпус».