- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План конспект урока по теме
План конспект урока по теме
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Молотова Г.К. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
9 класс Русский язык
Тема урока: Морфемика и словообразование. Состав слова
Цели урока:
1. Образовательная. Обобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике: повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного анализов.
2.Развивающая. Развивать умение безошибочно выполнять типичные задания ЕНТ , связанные с разделом «Морфемика и словообразование»), различать морфемы в составе слова и выделять их значения, определять средства и способы образования слов.
3.Воспитательная. Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка..
Тип урока: урок-повторение
Методы и приемы: таблица ЗХИ, игра «Назови последнее слово», творческое задание.
Оборудование: опорные схемы, раздаточные материалы «Состав слова»
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Объяснение нового материала
-
Слово учителя. В младших классах вы изучали состав слова и знаете из каких частей состоит слово. Каждый из вас может рассказать об этих частях слова. Но мы не будем о них рассказывать, а запишем в виде таблицы.
2. Прошу вас нарисовать такую таблицу у себя в тетради и заполнить ее.
Знаю
Хочу знать
Изучил
Окончание - это
Основа - это
Корень-это
Суффикс -это
Приставка -это
-
Анализ таблицы.
IV. Закрепление материала.
1.Творческая работа. Составьте текст из данных слов и выделите части слов:
-
Спишите, вставляя вместо точек пропущенные буквы, подберите проверочные слова: г…ворить, отд…хать, ст…мнет, см…треть, с…деть, беск…нечный, с…диться, спр…сить.
-
: Блиц-опрос.
- Что изучает морфемика?
- Что изучает словообразование?
- Какие морфемы вы знаете? - Что такое корень? - Что такое суффикс?
- Что такое приставка?
- Что такое окончание?
- В какой части слова заключено лексическое значение?
- Какие части слова выражают грамматическое значение?
- Какие части речи не имеют окончания?
- Приведите примеры слов с нулевым окончанием.
- В чем отличие слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания?
V. Практикум.
1. Распределите приведенные ниже слова по графам таблицы.
Неизменяемые слова
Изменяемые слова
Основа
Окончание
Снова
голов-
-а
Два, скромнее, быстро, земля, знойно, играючи, играя, красив, конечно, лето, мать, навсегда, можно, нарочно, нельзя, шесть, семеро, краснеющий, около, купаный, погасив.
2. Распределите слова на две группы по функции выделенных морфем:
а) слова со словоизменительными морфемами;
б) слова со словообразовательными морфемами.
Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, велич-айш-ий, волч-ий.
V Задание. Определите, как образованы следующие слова.
1) 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. приставочно-суффиксальный
4. сложение (основ или целых слов) 5. сложение сокращенных основ
6. переход одной части речи в другую
Летчик парашютистка электрово приходить МГУ
Приморский сбербанк больно пододеяльник сотрудник
кресло-кровать дежурный птицефабрика турпоход ОРТ
2) Морфемный и словообразовательный разбор.
приморский
2.Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).
1. Софья накл…нялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
2. Он знал эту отр…сль производства.
3. Ночь уже л…жилась на горы.
4. Все двери зап…рались на замок.
5. Река протекала в густых зар…слях.
6. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром.
- Синтаксический разбор 1-го предложения.
2) Гласные в приставках пре - и при-.
- Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре - и при-.
Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова
Е
И
Пр…образователь
Пр…школьный
Пр…успевать
Пр…лунение
Пр…красный
Пр…рвать
Пр…остановить
Пр…одолеть
Пр…выкать
Пр…поднять
Тест
1) В каком ряду пре-, при- входят в состав корня.
1) привилегия, престижный
2) неприметный, превращение
2) Отметьте правильный вариант, выберите приставки.
Кудесник, ты лживый безумный старик!
Пр…зреть бы твое пр…дсказанье.
1) пре-, пред-
2) при-, прид-
3) Отметьте предожения, в которых есть слово с приставкой при-.
1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю.
2) Непр…одолимо тянуло их богатство купцов.
3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега.
8. Словообразование и культура речи.
1) Подготовленный ученик.
2) Сравним однокоренные слова с различными приставками и суффиксами.
горд-ость горд-ын-я
горяч-к-а горяч-н-ость
об-судить за-судить
о-своить у-своить
Гордость - чувство собственного достоинства.
Гордыня - непомерная гордость.
горячка (разг.) - сильное возбуждение, азарт.
горячность - вспыльчивость, несдержанность. Обсудить - кого-то, что-то.
Засудить - человека. освоить - профессию. усвоить - материал
Поэтому надо знать правила словообразования. Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем, помогут избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.
Задание: составить словосочетания (по вариантам).
1-в надеть - ? нарезать - ? одеть - ? порезать - ?
VII.Практикум Определите значение приставок в данных глаголах:
-
неполнота;
-
начало;
-
повторение;
-
завершение.
Надломить, наловить, запеть, вскипеть, переписать, недолить, отцвести, приоткрыть, дочитать, побежать, привстать, закрыть, засмеяться, переделать.
Слово учителя.Теория без практики мертва - переходим к практической части ,определить способ образования слов и обосновать свой выбор.
-
безделье дел(о) > без-дель-[й]-(е) - приставочно-суффиксальный способ;
-
веселый весел(ый) > весель-[й]-(е) - суффиксальный способ;
-
богомолье бог(а) моли(ть) > бог-о-моль-[й]-е - сложение основ с суффиксацией;
-
железобетонный железобетон > железобетонный - суффиксальный способ;
-
сочувствие со / чувств / и [й / э] - приставочно-суффиксальный способ;
-
бездушный без / душ / н / ый - приставочно-суффиксальный способ;
-
милосердие мил-о-сердие - сложение основ.
4. Игра «Назовите последнее слово» стр.44
5. Работа по карточкам со слабоуспевающими детьми.
V. Домашнее задание. Разобрать слова по составу: небольшого, подводный, машинистов, придумал, заволновалось, льдинка, солнышко.
VI. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.