План конспект урока по теме

                              9 класс                                Русский язык      Тема урока: Морфемика и словообразование. Состав слова Цели урока: 1. Образовательная. Обобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике: повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного анализов. 2.Развивающая. Развивать умение безошибочно выполнять типичные задания  ЕНТ , связанные с разделом «Морфемика и словоо... Знаю Хочу знать Изучил Окончание – это     Основа – это     Корень-это     Суффикс –это     Приставка –это       3.     Анализ таблицы. IV. Закрепление материала.  1.Творческая работа. Составьте текст из данных слов и выделите части слов: 2.     Спишите, вставляя вместо точек пропущенные буквы, подберите проверочные слова: г…ворить, отд…хать, ст…мнет, см…треть, с…деть, беск…нечный, с…диться, спр…сить. : Блиц-опрос. - Что изучает морфемика? - Что изучает словообразование? - Какие морфемы вы знаете?           - Что такое корень?        - Что такое суффикс? - Что такое приставка? - Что такое окончание? - В... Неизменяемые слова Изменяемые слова     Основа Окончание Снова голов- -а Два, скромнее, быстро, земля, знойно, играючи, играя, красив, конечно, лето, мать, навсегда, можно, нарочно, нельзя, шесть, семеро, краснеющий, около, купаный, погасив. 2. Распределите слова на две группы по функции выделенных морфем: а) слова со словоизменительными морфемами; б) слова со словообразовательными морфемами. Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, велич-айш-ий, волч-ий. V Задание. Определите, как образованы следующие слова. 1) 1. ... Слова Е И Пр…образователь     Пр…школьный     Пр…успевать     Пр…лунение     Пр…красный     Пр…рвать     Пр…остановить     Пр…одолеть     Пр…выкать     Пр…поднять     Тест 1) В каком ряду пре-, при- входят в состав корня. 1) привилегия, престижный 2) неприметный, превращение 2) Отметьте правильный вариант, выберите приставки. Кудесник, ты лживый безумный старик! Пр…зреть бы твое пр…дсказанье. 1) пре-, пред- 2) при-, прид- 3) Отметьте предожения, в которых есть слово с приставкой при-. 1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю. 2) Непр…одолимо тянуло их богатство купцов. 3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега. 8. Словообразование и культура реч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 класс Русский язык

Тема урока: Морфемика и словообразование. Состав слова

Цели урока:

1. Образовательная. Обобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике: повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного анализов.

2.Развивающая. Развивать умение безошибочно выполнять типичные задания ЕНТ , связанные с разделом «Морфемика и словообразование»), различать морфемы в составе слова и выделять их значения, определять средства и способы образования слов.

3.Воспитательная. Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка..

Тип урока: урок-повторение

Методы и приемы: таблица ЗХИ, игра «Назови последнее слово», творческое задание.

Оборудование: опорные схемы, раздаточные материалы «Состав слова»

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

III. Объяснение нового материала

  1. Слово учителя. В младших классах вы изучали состав слова и знаете из каких частей состоит слово. Каждый из вас может рассказать об этих частях слова. Но мы не будем о них рассказывать, а запишем в виде таблицы.

2. Прошу вас нарисовать такую таблицу у себя в тетради и заполнить ее.



Знаю

Хочу знать

Изучил

Окончание - это

Основа - это

Корень-это

Суффикс -это

Приставка -это



  1. Анализ таблицы.

IV. Закрепление материала.

1.Творческая работа. Составьте текст из данных слов и выделите части слов:

  1. Спишите, вставляя вместо точек пропущенные буквы, подберите проверочные слова: г…ворить, отд…хать, ст…мнет, см…треть, с…деть, беск…нечный, с…диться, спр…сить.

  1. : Блиц-опрос.

- Что изучает морфемика?

- Что изучает словообразование?

- Какие морфемы вы знаете? - Что такое корень? - Что такое суффикс?

- Что такое приставка?

- Что такое окончание?

- В какой части слова заключено лексическое значение?

- Какие части слова выражают грамматическое значение?

- Какие части речи не имеют окончания?

- Приведите примеры слов с нулевым окончанием.

- В чем отличие слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания?

V. Практикум.

1. Распределите приведенные ниже слова по графам таблицы.

Неизменяемые слова

Изменяемые слова

Основа

Окончание

Снова

голов-

Два, скромнее, быстро, земля, знойно, играючи, играя, красив, конечно, лето, мать, навсегда, можно, нарочно, нельзя, шесть, семеро, краснеющий, около, купаный, погасив.

2. Распределите слова на две группы по функции выделенных морфем:

а) слова со словоизменительными морфемами;

б) слова со словообразовательными морфемами.

Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, велич-айш-ий, волч-ий.

V Задание. Определите, как образованы следующие слова.

1) 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. приставочно-суффиксальный

4. сложение (основ или целых слов) 5. сложение сокращенных основ

6. переход одной части речи в другую

Летчик парашютистка электрово приходить МГУ

Приморский сбербанк больно пододеяльник сотрудник

кресло-кровать дежурный птицефабрика турпоход ОРТ

2) Морфемный и словообразовательный разбор.

приморский

2.Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).

1. Софья накл…нялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

2. Он знал эту отр…сль производства.

3. Ночь уже л…жилась на горы.

4. Все двери зап…рались на замок.

5. Река протекала в густых зар…слях.

6. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром.

- Синтаксический разбор 1-го предложения.

2) Гласные в приставках пре - и при-.

- Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре - и при-.

Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова

Е

И

Пр…образователь

Пр…школьный

Пр…успевать

Пр…лунение

Пр…красный

Пр…рвать

Пр…остановить

Пр…одолеть

Пр…выкать

Пр…поднять

Тест

1) В каком ряду пре-, при- входят в состав корня.

1) привилегия, престижный

2) неприметный, превращение

2) Отметьте правильный вариант, выберите приставки.

Кудесник, ты лживый безумный старик!

Пр…зреть бы твое пр…дсказанье.

1) пре-, пред-

2) при-, прид-

3) Отметьте предожения, в которых есть слово с приставкой при-.

1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю.

2) Непр…одолимо тянуло их богатство купцов.

3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега.

8. Словообразование и культура речи.

1) Подготовленный ученик.

2) Сравним однокоренные слова с различными приставками и суффиксами.

горд-ость горд-ын-я

горяч-к-а горяч-н-ость

об-судить за-судить

о-своить у-своить

Гордость - чувство собственного достоинства.

Гордыня - непомерная гордость.

горячка (разг.) - сильное возбуждение, азарт.

горячность - вспыльчивость, несдержанность. Обсудить - кого-то, что-то.

Засудить - человека. освоить - профессию. усвоить - материал

Поэтому надо знать правила словообразования. Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем, помогут избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

Задание: составить словосочетания (по вариантам).

1-в надеть - ? нарезать - ? одеть - ? порезать - ?

VII.Практикум Определите значение приставок в данных глаголах:

  1. неполнота;

  2. начало;

  3. повторение;

  4. завершение.

Надломить, наловить, запеть, вскипеть, переписать, недолить, отцвести, приоткрыть, дочитать, побежать, привстать, закрыть, засмеяться, переделать.

Слово учителя.Теория без практики мертва - переходим к практической части ,определить способ образования слов и обосновать свой выбор.

  • безделье дел(о) > без-дель-[й]-(е) - приставочно-суффиксальный способ;

  • веселый весел(ый) > весель-[й]-(е) - суффиксальный способ;

  • богомолье бог(а) моли(ть) > бог-о-моль-[й]-е - сложение основ с суффиксацией;

  • железобетонный железобетон > железобетонный - суффиксальный способ;

  • сочувствие со / чувств / и [й / э] - приставочно-суффиксальный способ;

  • бездушный без / душ / н / ый - приставочно-суффиксальный способ;

  • милосердие мил-о-сердие - сложение основ.

4. Игра «Назовите последнее слово» стр.44

5. Работа по карточкам со слабоуспевающими детьми.

V. Домашнее задание. Разобрать слова по составу: небольшого, подводный, машинистов, придумал, заволновалось, льдинка, солнышко.

VI. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.



© 2010-2022