Рабочая программа Чтение и развитие речи (8 вид 9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УПОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________________________ /Туз Н. А./

«__»________________2015г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ Упоровская СОШ

___________________ /Медведева Г.П./

Приказ № ___ от «__»____________2015г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Чтение и развитие речи»

в 9а класс

на 2015 - 2016 учебный год







Учитель: Яркин Павел Викторович




2015 год


Пояснительная записка.

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 классы: в 2 сб./Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Сб. 1. На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем , что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

- формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

- развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь

естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения

- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание

позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и

правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по

чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно- эстетического и гражданского воспитания школьников на основе

произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

В старших классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 9 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Начиная с 9 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения

обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению для 9 класса предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Развитию речи способствует написание изложений, сочинений, которые предусмотрены в программе. Перед написанием должна быть проведена подготовительная работа, поэтому на контрольные работы отводится два часа: 1 час - на урок письма, 1 час - на чтение.

Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида проводится один раз в месяц и носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.

Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). В 9 классах - 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные сочинения-характеристики героев;

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. К 9 классу меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Типы урока:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно- обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический.

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

  • составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • пересказ текста по предполагаемым вопросам;

  • продолжение текста;

  • выразительное чтение;

  • чтение наизусть;

  • чтение по ролям.

Календарно-тематическое планирование.

Тема


Цели

Часы

Дата

Устное народное творчество (10ч.).

1

Устное народное творчество

Познакомить учащихся с жанрами устного народного творчества - сказками, былинами, песнями, пословицами, поговорками, загадками

1


2

Русские народные песни «Колыбельная»

1


3

«За морем синичка…»

1


4

Былина «На заставе богатырской»

1


5

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

1


6-7

«Сказка про Василису Премудрую»

2


8

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

1


9

Внеклассное чтение «Сказки народов мира»

1


10

Изложение «Осень»

1


Из произведений русской литературы 19 века

11

Творчество и биография В. А. Жуковского

Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэтов и писателей 19 века, с содержанием их произведений.

Совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения.

Развивать речь посредством ответов на вопросы, пересказа содержания.

1


12-13

В. А. Жуковский «Три пояса»

2


14

Отзыв на сказку по плану

1


15

Творчество и биография И. А. Крылова

1


16

И. А. Крылов «Кот и повар»

1


17

Творчество и биография А. С. Пушкина

1


18-21

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»

3


22-25

А. С. Пушкин «Барышня- крестьянка»

3


26

Работа по картине И. Левитана «Золотая осень»

1


27

Викторина по произведениям А. С. Пушкина

1


28

Обобщающий урок

1


29

Творчество и биография М. Ю. Лермонтова

1


30

М. Ю. Лермонтов « Тучи»

1


31

М. Ю. Лермонтов «Баллада»

1


33

М. Ю. Лермонтов «Морская царевна»

1


34

Творчество и биография Н. В. Гоголя

1


35-37

Н. В. Гоголь «Майская ночь или Утопленница»

3


38

Работа по картине А. И. Куинджи «Украинская ночь»

1


39

Вн. чтение «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1


40

Творчество и биография Н.А. Некрасова

1


41

Н.А. Некрасов «Рыцарь на час»

1


42

Н.А. Некрасов «Саша»

1


43

Вн. чтение «Мать» Н. А. Некрасов

1


44

Творчество и биография А. А. Фета

1


45

А. А. Фет «На заре ты её не буди»

1


46

А. А. Фет «Помню я ...»

1


47

Внеклассное занятие «Гадания»

1


48

А. А. Фет «Это утро...»

1


Из произведений русской литературы 20 века

49

Творчество и биография А. П. Чехова

Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэтов и писателей 20 века, с содержанием их произведений.

Совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения.

Развивать речь посредством ответов на вопросы, пересказа содержания

1


50

Сочинение «Пушкин в Михайловском»

1


51

А. П. Чехов «Злоумышленники»

1


52

А. П. Чехов «Пересолил»

1


53

Вн. чтение «Рассказы А. П. Чехова»

1


54

Творчество и биография М. Горького

1


55

М. Горький «Песня о Соколе»

1


56

Творчество и биография В. В. Маяковского

1


57

«Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче»

1


58

М. И. Цветаева «Красной кистью»

1


59

М. И. Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел»

1


60

Творчество и биография К. Г. Паустовского

1


61

К. Г. Паустовский «Стекольный мастер»

1


62

Творчество и биография С. А. Есенина

1


63

С. А. Есенин «Нивы сжаты...»

1


64

С. А. Есенин «Собаке Качалова»

1


65

Творчество и биография М. А. Шолохова

1


66

Сочинение «Когда я болен»

1


67-69

М. А. Шолохов «Судьба человека»

2


70

Изложение по плану « Побег из плена»

1


71

Вн. чтение М. А. Шолохов

1


72

Творчество и биография Е. И. Носова

1


73

Е. И. Носов «Трудный хлеб»

1


74

Творчество и биография Н. М. Рубцова

1


75

Сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»

1


76

Н. М. Рубцов «Тихая моя родина»

1


78

Н. М. Рубцов «Русский огонёк»

1


79

Н. М. Рубцов «Зимние песни»

1


80

Творчество и биография Ю. И. Коваля

1


81-82

Ю. И. Коваль « Приключения Васи Куролесова»

2


83

Вн. чтение. Ю. И. Коваль

1


84

Работа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

1


Из произведений зарубежной литературы

85

Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэтов и писателей зарубежной литературы, с содержанием их произведений.

Совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения.

Развивать речь посредством ответов на вопросы, пересказа содержания

1


86

Творчество и биография Э. Сент-Томпсона

1


87

Э. Сент-Томпсон «Снап»

1


88

Вн. чтение

Жюль Верн «Таинственный остров»

1


89

Творчество и биография

Д. Даррелла

1


90

Д. Даррелл «Живописный жираф»

1


Повторение

91

Повторение по теме «Устное народное творчество»


1


92

Вн. Чтение «Сказки народов мира»


1


93

Повторение по теме « Произведения русской литературы 19 века»


1


94

Повторение по теме «Произведения русской литературы 20 века»


1


95

Повторение по теме «Произведения зарубежной литературы»


1


96

Викторина по произведениям


1


97

Сочинение «Ежели вы вежливы»


1


98

Изложение «Бегство в Египет»


1


99

Обобщающий урок


1


Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно, читать вслух и «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям;

высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка

Список используемой литературы.

1. В.В.Воронкова «Программа специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2000г.

2. Учебно - методическое пособие: Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида.

3. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. - Л., 1997.

4.Лотман Ю.М. А.С.Пушкин: Биография писателя. Л., 1982.

5. Бородин С. М. , Бородина В. А. "Учим читать".

6. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. - М., АСТ-ЛТД, 1997.

7. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. - М., Детгиз, 1960.

8. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. - М., «Просвещение», 1987.

9. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. М., 1993.

10. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки, стихи : Справочник школьника. - СПб, 2008.

11. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. - М., 1989.

12. Зименкова Л.В. Большая книга загадок. - М., 2008.

13.Толковый словарь русского языка - С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова

14.М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит. 1989.

15. Громов М.П. Книга о Чехове. - М., 1989.

16. Воронов В. А. Юность Шолохова: Страницы биографии писателя. - Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985.

17. Поурочные разработки по русской литературе 20 века Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва «ВАКО», 2003

18. Коровин, В.И. Басни Ивана Крылова: В помощь преподавателям, старшеклассникам - М.: Изд-во МГУ, 1997.

19.Золотой сон души. О русской поэзии рубежа XIX-XX вв.: Людмила Смирнова - Санкт-Петербург, Водолей, 2009 г.

Литература для внеклассного чтения.

А. А. Ахматова «Стихотворения»

Жюль Верн «Таинственный остров»

К. Г. Паустовский « Телеграмма»

М. М. Зощенко. Рассказы.

«Сказки народов мира»

Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Н. А. Некрасов «Мать»

А. П. Чехов. «Дом с мезонином»

М. А. Шолохов «Судьба человека»

Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».



© 2010-2022