Урок по творчеству Н. В. Гоголя «Ревизор»

Урок посвящен анализу пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». На протяжении урока учащиеся работают в группах - 19 век и 21 век. Предварительным домашним заданием для учащихся было найти значение своих имен и фамилий, дабы сопоставить их с гоголевскими «говорящими» фамилиями. Шло знакомство учащихся со значением понятия «говорящие фамилии»  (работали с толковым словарем).  В начале урока небольшая мини-сценка, посвященная истории создания комедии «Ревизор». На уроке используется интерактивная доска, иллюст...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»















Урок с применением ИКТ в 8 классе



«Почему комедия «Ревизор» является бессмертным произведением?»











Подготовила

учитель русского языка и литературы

Динмухаметова Валентина Генадьевна










с. Грачев Куст 2014



Цели урока:

раскрыть жизненную основу комедии; раскрыть значение фамилий чиновников; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке; привлечь внимание к гоголевскому тексту; развивать навыки работы со словарем, работу в группе, уметь анализировать, находить общее и различие, воспитывать гордость за вклад писателя в мировую литературу.

Оборудование: словарь Ожегова (толкование слова «ревизор», «инкогнито»), лист А4 для 2-х групп и присутствующих (слова страх и смех), перо и чернильница, портрет Н.В. Гоголя, видеоролики.

(Учащиеся в начале урока разбиты на 2 группы:1группа - 19 век, 2 группа -21 век.)

Ход урока

  1. Орг. момент.


  1. Стадия вызова (учащиеся в роли Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина)

Гоголь: (сидит на стуле, что-то задумчиво пишет пером) Нет, не то, совсем не то.

Пушкин: (входит к Гоголю, подает ему руку) Здравствуй Николай Васильевич, ты, я вижу, делом занят? Сочиняешь?!

Гоголь (протягивая руку) Да какой там. Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится,, то у меня пропадёт даром время, и я не знаю, что делать тогда… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта»..

Пушкин: Ну в этом я тебе могу помочь, есть у меня один сюжетец. Помнишь, когда я ездил в Оренбург собирать материал по пугачевскому бунту. Так вот в городишке № поселился я в гостинице. Смешно вспоминать (усмехается), живу, никого не трогаю, тут является целая свита местных властителей, кланяются мне, чего-то заискивают, деньги предлагают. А я никак не пойму, чего они хотят. Потом только выяснилось, что они ждали какого-то важного чиновника, ну вот и приняли меня за него. Н-да, до чего может довести человеческая глупость. Вот она матушка- Россия какая! (разводит руками)Ну что ж мне пора, дела брат, дела.

Гоголь: Всего хорошего. Спасибо за мысль. Отлично! Точно! В комедии я соберу в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеюсь над всем.

- Гоголь свое обещание сдержал, и на свет появилось его бессмертное произведение, какое? (комедия «Ревизор»)

3.Формулировка темы и целей урока.

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока в виде вопроса.

Учащиеся: тема «Почему комедия «Ревизор» является бессмертным произведением?»

-Какие цели вы для себя поставите на сегодняшний урок? (познакомиться с комедией «Ревизор», познакомиться с действующими лицами комедии, обратить внимание на фамилии чиновников, выяснить, почему комедия бессмертна)

- Молодцы. А теперь перейдем к работе над комедией.

(Появляется афиша на доске)

19 апреля 1836 года в воскресенье

в Александрийском театре

первый раз оригинальная комедия

комедия в 5 действиях «Ревизор»,

сочинение Гоголя


-Перед вами афиша. Что вы знаете об этой постановке, как она прошла? (до 1-го акта все смеялись, а потом смех прекратился, и к концу комедии на лицах было недовольство).

-Почему такая реакций, ведь Гоголь сказал, что это комедия, значит надо смеяться на всем протяжении пьесы, а тут обратный эффект? (узнали себя в образах городских чиновников).

-Тогда давайте разберемся кто или что виноват в том, что чиновники этого города делают.

4. Проверка Д/З

-На дом вам было задание, узнать значение вашей фамилии и имени. Слушаем вас. (Каленюк - фамилия «Каленюк» образована от прозвища «Каленый» и относится распространенному украинско-белорусскому типу. Прозвище могло принадлежать кузнецу. В приволжских говорых «каляный» (т. е. Каленый) означает «упорный, упрямый»; Шалагина - фамилия Шалагин образована от прозвища Шалага. В некоторых говорах так называли человека простого, добродушного, доверчивого. В основе прозвища - нарицательное «шаль», от которого произошло современное слово «шалить»; Казакова - фамилия Казаков не имеет отношения к казачеству, т.к. она часто встречается на Севере, где казаков не было. В основе фамилии лежит прозвище Казак. Обычно так называли наемного работника, батрака. В некоторых говорах прозвище Казак получал человек статный, рослый, удалой или бойкий. Иногда прозвище Казак давалось гонцу, рассыльному. Само же слово «казак» заимствовано из тюркских языков: kozak переводится как «скитаться, бродить», «смелый, проворный», «зверь, отлучившийся от стада», «неженатый, холостой». Все значения в смысловом отношении сходны между собой и имеют общую семантику -«независимый человек»; Мечетин - фамилия Мечетин формируется из мечети прозвища. По одной из версий, она берет свое начало в имя нарицательное "мечеть" - "молитвенный дом мусульман". Вероятно, прозвище отражает особое место жительства основателя имя (недалеко от мечети), или указывать на предка оккупации (строительство). Согласно другой гипотезе, прозвище происходит от Купола украинское слово "мечеть": как и в Черном рыбаков и призвал казаков печь для выпечки хлеба. В этом случае прозвище мечеть является одним из «профессиональных» имен вполне возможно, что так называемые печник, человек, выпекать и продавать хлеб - пекарь. Мечеть, в конце концов получил название Мечетин; Лощилова - Лощилов фамилия восходит к прозвищу Loschilo. Скорее, это происходит от глагола "польский", которая имеет значение "домен, суд zalaschivat для покрытия разрыва в конопатить трясет", "привязка, кусая орехи". Таким образом, прозвище может обратиться в так называемые «профессиональные» имена, указывая на вид человеческой деятельности. Таким образом, родоначальником семьи владельца Лощилов могут участвовать в строительстве и ремонте судов. По другой версии, по прозвищу Loschilo был любитель орехов. Loschilo легли в основу семьи Лощилов. Loschilo в конечном счете получил название Лощилов).

-Влияют ли ваши имена и фамилии на ваш характер? (да/нет)

-Как вы думаете, может ли фамилия повлиять на характер, поступки человека, его действия? (в некоторых случаях может)

- Тогда посмотрим вместе с вами, как зовут героев Гоголя, какие фамилии они носят? (Сквозник-Дмухановский -городничий - как сквозняк везде проникает, как надоедливая муха будет липнуть; Ляпкин-Тяпкин-судья - выполняет свои дела плохо, тяп-ляп)

-Зачем Гоголь дает такие фамилии героям? (чтобы показать их сущность)

-Как называются такие фамилии в литературе? (говорящие)

5. Сравните два фрагмента. (видеоролик «Городничий сообщает о приезде ревизора», наше время - сообщение о приезде ревизора)

- Дайте определение, кто такой ревизор, кто это или что это? Почему только одно упоминание о нем наводит такую панику?

(слабые работают со словарем Ожегова «Ревизор - должностное лицо, осуществляющее обследование и проверку (ревизию) деятельности какого-либо учреждения или должностного лица», сильные дают свое толкование).

--Почему он идет инкогнито? Что означает слово «инкогнито»? (инкогнито - скрытно, тайно, не открывая своего имени.)

6. Работа в группах.

(Учащиеся в начале урока разбиты на 2 группы:1группа - 19 век, 2 группа -21 век.)

-Вы посмотрели два видеоролика.

1-группа - найдите отличие 2-группа найдите общее.

-одежда(домашняя- костюм) - сообщается о приезде ревизора

-реакция чиновников - едет инкогнито

- место сообщения (дом-кабинет) - надо объясняться с ревизором

Ассоциативный ряд.

Подберите к словам «СМЕХ» и «СТРАХ» ассоциативный ряд (на липких листочках, которые затем от каждой группы вывешиваются на доску поочерёдно). (К этой работе подключаются гости, присутствующие на уроке)

После чего вывешивается словарная трактовка этих слов.

- А чего боятся герои комедии? Над чем мы смеёмся? (назвать слова (понятия), которые вызывают у читателей(зрителей) смех (сплетни, взяточничество, самоуправство, подхалимство, безделье, легкомыслие, враньё, пустое кокетство и т.д.)

- Запишите все эти слова себе в тетрадь и подчеркните самое значимое. (Несколько учеников произносят вслух это слово, стараясь объяснить причину выбора.

- Давайте оценим эти понятия, основываясь на суть пьесы, подобрав прилагательные-эпитеты, существительные (каждая группа придумывает по одному слову)

1 группа 2 группа

С - самолюбие, своенравие С - самоуправство, своеволие

М - мотовство, мошенничество Т - транжирство, тщеславие

Е - ехидство, единоличность Р -раболепство, равнодушие, расчетливость

Х - хамство, халатность А -авторитарность, алчность, аферист

Х -хитрость, ханжество

7. Итог

- Вернемся к теме нашего урока, почему же комедия «Ревизор» является бессмертным произведением? Ведь прошло более двухсот лет. (в наши дни ничего не изменилось, чиновники берут взятки и занимаются казнокрадством)

Рефлексия.

-Скажите, оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вам больше понравилось? Что не понравилось? Кто доволен собой? Кто не доволен?

Рисуем настроение

- Если наш урок обогатил вас чем-то новым, создал прекрасное настроение, вызвал желание быть воспитанными и вежливыми, нарисуйте солнышко.

- Если вам что-то не понравилось, но в душе всё равно светло и радостно, нарисуйте цветок.

- Если же вы сторонник грубости и неучтивости, нарисуйте тучку.

Выходя из кабинета, приклейте свои листики с рисунками - настроениями на доску.

Учитель. Я хочу поблагодарить всех за сотворчество и содружество и пожелать вам, чтобы мысли ваши становились прекрасными цветами, чтобы вы учились понимать язык окружающего мира, умели быть счастливыми и дарили радость другим. Но это в будущем… А сегодня… Я попрошу вас обратиться друг к другу по имени и пожелать доброго и удачного дня, а затем подарить своё хорошее настроение тому, кого встретите за пределами этого кабинета. Спасибо за урок!

Д. з. прочитать 2 действие

2) С какого момента действие начинает развиваться быстрее?

3) стр. 344 (4, 5) слабым

4) сильным таблица(на доске)

Фамилия чиновника

Сфера деятельности

Отношение к делам



© 2010-2022