Урок литературы Г. Х. Андерсен. Сопоставительный анализ произведений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы по теме "Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»

Немецкая народная сказка «Шесть лебедей»

Класс:

Дата________

Цели: продолжение знакомства с произведением Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"; Научить школьников основам сопоставительного анализа литературных произведений. Подвести школьников к пониманию того, что сказка Андерсена опирается на фольклорный сюжет. Закрепить знания школьников о таких понятиях, как фольклорная и литературная сказка.

Ход урока

Организационный момент

- Любите ли вы читать сказки?
- На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные -авторские).
- А еще? (Волшебные, бытовые, о животных).
- С какими сказками мы познакомились в этом году, но не просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они относятся? - Над каким произведением мы работаем сейчас? ("Дикие лебеди").
- А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.

Тест:

В какой стране жил великий сказочник?

  1. Швеция;

  2. Германия;

  3. Дания.

В каком возрасте мальчик научился читать?

  1. В 4 года;

  2. В 7 лет;

  3. В 9 лет.

Где учился Ханс Кристиан?

  1. В лицее;

  2. В пансионе;

  3. В школе для бедных.

Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена?

  1. "Гадкий утенок";

  2. "Золотой гусь";

  3. "Снежная королева".

Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля?

  1. Международным женским днем;

  2. Международным днем детской книги;

  3. Днем Святого Валентина.

(31322).

- Какое получили число? (Пятизначное - 31.322).
- Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь. (В 11 лет).
- Хорошо.
- Давайте вспомним краткое содержание прочитанного, а в это время расставьте иллюстрации в хронологическом порядке.

Урок литературы Г. Х. Андерсен. Сопоставительный анализ произведений

- Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля ( 1-й абзац).
- Какими представляет автор принцев и Элизу?
- Как в литературе называется такое вступление? (Экспозиция).
- Поясните? (Исходная ситуация, которая подготавливает восприятие читателя).
- Что следует дальше? (Завязка - начало событий).
- Перескажите.
- С каких слов начинается развитие событий? ( 2-я часть, чтение 3-го абзаца).
- А теперь расскажите о ее блуждании по лесу.
- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? Найдите и прочитайте ( 1-2-й абзацы).
- А как вы думаете, это было случайностью? Почему?
- Что сделала наша героиня?
- Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог).
- А вот как это выглядит в экранизации одноименного м/ф.

Беседа по содержанию

- Что заметили? (Рассказ ведут несколько братьев).
- Какие чувства испытывают братья, произнося свою речь?
- Ну и каков же выход из данной ситуации?
- Молодцы, очень хорошо.
- Проверяем работу и даем краткое описание эпизода. (Работа по картинному плану).

Словарная работа

Хижина
Епископ
Минуло
Холст
Утес
Шествие
Чары
Покои
Грифель

- С некоторыми словами вы уже знакомы, давайте их вспомним.
- А как узнать лексическое значение новых слов?

Работа по учебнику

- Ребята, как называется момент наивысшего напряжения в произведении? (Кульминация).
- Давайте выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонацию, перечитаем этот момент.
- Посмотрите внимательно на картинный план, дополните его иллюстрациями, соответствующими кульминации.

Урок литературы Г. Х. Андерсен. Сопоставительный анализ произведений

- Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).
- Сколько раз они приходила на помощь?
- А сейчас мы посмотрим на помощника сестры в экранизации данной сказки.

  • Почему именно этот сказочный персонаж использован?

  • У нас остались еще иллюстрации, скажите, к какой части они относятся? (Развязка).

  • А что это такое?

Урок литературы Г. Х. Андерсен. Сопоставительный анализ произведений

- Хоть мы и не дочитали сказку, я уверена, вы уже можете сказать, чем она закончилась?
- Картинный план полный?
- Сюжет завершен?

Моделирование обложки

Урок литературы Г. Х. Андерсен. Сопоставительный анализ произведений

- У вас имеются модели обложки. Оформите их, пожалуйста.
- Работать будем на обратной стороне обложки. Я называю вам героя, а вы запишите, какие человеческие качества приходят вам на ум, услышав это имя:

1-й ряд - Элиза (добрая, трудолюбивая, отважная, невинная).
2-й ряд - Королева (злая, коварная, завистливая, алчная).
3-й ряд - Фата-Моргана (сердечная, добрая, бескорыстная).

(Заслушивание ответов).

- Каким образом в сказке Андерсена и сказке "Шесть лебедей" проявляется тема человеческой дружбы и преданности?".

-Что объединяет и в чём разница судеб героинь обеих сказок?".

Элиза, героиня сказки Андерсена, в поисках своих братьев, юных принцев, претерпевает более суровые испытания, чем героиня "Шести лебедей". В этом состоит главная разница их судеб. Сходство же заключается в том, что и Элиза, и героиня "Шести лебедей" преодолевают выпавшие на их долю испытания с помощью собственного труда, веры в Бога и сил природы.

Работа с текстами

а) "Кого берут себе в жёны короли в обеих сказках?"(Возможный вариант ответа: "Короли царств женятся на злых женщинах").

б) "Как относятся королевы-мачехи к падчерицам-принцессам и принцам-пасынкам?"("Королевы, олицетворяющее собой зло, строят разные козни против добрых принцесс и их братьев").

в) "Какие чары используют королевы в своих злых целях?"("Колдовские, злые").

г) «Чем похожи героини сказок, что их роднит?» («Их роднит доброта, духовная чистота и набожность»).

д) «Что и кто помогает героиням обеих сказок в преодолении сложнейших испытаний?» («Высшие и природные силы»).

е) «С кем встречаются героини сказок во время своих приключений?» («Они встречают на своём пути королей «других стран» и выходят за них замуж»).

ж) «Что является условием разрушения колдовских чар?» («Магический обряд: молчание героинь и вязание ими «спасительных» рубашек).

4. Работа с текстами сказок. Основные различия в сюжетном развитии «Диких лебедей» и «Шести лебедей», которые выясняются посредством следующих вопросов учителя к учащимся:

а) «Как зовут героинь сказок?» («Имя героини сказки Андерсена - Элиза, а имя героини немецкой народной сказки опущено»).

б) «Сколько братьев имеют принцессы?» (« Шесть и двенадцать»).

в) «В какой из сказок развитие сюжетного действия предстаёт перед нами более подробным и насыщенным?» («В сказке Андерсена»).

г) «Какие волшебные предметы присутствуют в рассматриваемых нами сказках?» (« В сказке «Шесть лебедей» - это клубок, а в сказке «Дикие лебеди» волшебные предметы отсутствуют»).

5.Для чего Г.Х. Андерсен вводит в свою сказку образ архиепископа?» ( Возможный вариант ответа: «Для противопоставления истинной и ложной набожности ( Элиза и архиепископ )». Далее следует необходимый комментарий учителя: «Такое художественное сопоставление, противопоставление образов в литературном произведении называется антитезой. Для чего этот троп использован сказочником? Для резкого контраста характеров персонажей «Диких лебедей»: королева и архиепископ олицетворяют собой злые силы ( чёрные помыслы, ложная набожность), а Элиза и её юные братья-принцы - добрые (духовная чистота и истинная набожность).

6. Основное идейно-тематическое содержание обеих сказок.

Что помогает героиням сказок преодолеть тяжёлые испытания и добиться жизненного счастья?» (Возможный вариант ответа: «Внутренняя сила, стойкость, помогают героиням сказок в их испытаниях преодолеть все трудности и злоключения на пути к к своему счастью. Это одна из главных тем и идей не только рассмотренных нами сказок, но и таких замечательных произведений Г.Х. Андерсена, как «Снежная королева», «Оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Соловей», «Русалочка», «Гадкий утёнок» и др.).

7. Подведение итогов урока. Вопрос, обращённый учителем к школьникам: «Почему мы можем сказать, что «Шесть лебедей» - это фольклорная сказка, а «Дикие лебеди» - литературная?» (Возможный вариант ответа: «Потому что сказка «Шесть лебедей» не имеет конкретного автора, а у «Диких лебедей» он есть).

8.Домашнее задание. Сходство и различия описания природного мира в сказках Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» и «Снежная королева».

Итог

- Мы поработали сегодня очень плодотворно, и чтобы подвести итог, я предлагаю вам написать синквейн.
- Давайте напомним себе и объясним гостям, что это такое.

В переводе с французского языка "5" - стихотворение из 5-ти строк, которое строится по определенным правилам:

  1. Тема (сущ. - 1).

  2. Описание темы (прил. - 2).

  3. Описание действия (глагол - 3).

  4. Фраза, предложение (отношение к теме - 4-5).

  5. Синоним (к первому).

Например:

  1. ......... (Король).

  2. Богатый, доверчивый.

  3. Правит, любит, подчиняется.

  4. По-детски наивный мужчина.

  5. Отец.

(Первая строка не читается, а по описанию остальные должны отгадать, о ком речь).
(Зачитывание детьми синквейнов - по желанию).

- Обратите внимание вот на эту книжную выставку. Как вы думаете, для чего она вам представлена?
- Да, действительно у Андерсена много интересных произведений и желающие могут найти их в нашей школьной библиотеке.

Оценивание и домашнее задание.

Учитель оценивает работу обучающихся.

Домашнее задание: оформить обложку, ответить на вопросы



© 2010-2022