Урок русского языка «По страницам Олимпийских игр»

Урок - обобщение темы «Имя числительное» построен по принципу «путешествие». В ходе урока ребята побывают в исторической, географической, физкультурной, литературной лабораториях. На этапах урока прослеживаются междисциплинарные связи. Занятие уникально тем, что построено на материале об Олимпийских играх, рассчитано на знание учащимися олимпийских видов спорта.  Можно создать к уроку презентацию для экономии времени и привлечения внимания учащихся, а также для развития мотивации к повторению.Ин...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа - интернат среднего образования» с.Самбург Пуровского района

Урок русского языка «По страницам Олимпийских игр»Урок русского языка в 6 классе по теме «По страницам Олимпийских игр»

Савкина Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Программа: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». - Москва: Просвещение, 2011

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и навыков по изученной теме.

Цели:

Образовательные:

  • обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Имя числительное»;

  • повторение разрядов числительных;

  • закрепление умения правильно писать и употреблять формы числительных.

Развивающие:

  • развитие навыков связной монологической речи;

  • развитие мышления, памяти, воображения;

  • развитие положительной мотивации к учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • воспитание внимательности;

  • формирование самостоятельности, навыков работы в мини-группах (сотрудничество).

Межпредметные связи: история, география, физкультура, литература.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, сказка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я прошу вас повернуться друг к другу, улыбнуться и с улыбки начать сегодняшний урок. Ведь впереди у нас - открытия!

  1. Работа в тетрадях.

Запишите число, классная работа.

Разминка. На слайде вы видите словосочетания. Напишите в тетрадях только буквы, которые вы вставите.

1.Хороший рассказ(ч,щ)ик

2.Ч(и,е)стота языка

3. (З,с)бор спортсменов

4. Ко(л,лл)есо истории

5.Р(о,а)сток знаний.

- Какое слово получилось? (Число)

- Название какой части речи произошло от слова число, каким способом словообразования?

Число числительное (суффиксальный способ образования)

Вывод: сегодня мы с вами будем говорить об имени числительном.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

Ребята, не смотря на то, что имя числительное - самая молодая часть речи, она еще и самая сложная. Поэтому мы с вами отправимся сегодня в научно-исследовательский институт, чтобы посетить лаборатории с целью исследования имени числительного. Сегодня мы докажем, что без него нам не обойтись ни в одной из наук.

Работа со словарем Ожегова.

Лаборатория -

Коллективная игра.

Итак, мы подходим к институту. Первая наша остановка - проходная. Чтобы пройти в сам институт - необходимо пройти игру «Найди меня». Выпишите только имена числительные.

Игра «Третий - лишний»

  1. Тысяча, тысячелетний, тысчонка

  2. Восьмисотрублёвый, восемьсот, восьмерка

  3. Тридцатилитровый, тридцать, тридцатка

  4. Тройка, третий, трехэтажный.

- Какие слова, ребята, не уместны здесь? (Тысчонка, тридцатка)

- Почему? (Эти слова используются только в разговорном стиле)

- Какие числительные вы выписали (тысяча, восемьсот, тридцать, третий)? Что это за цифры? В 1833 году был образован город Сочи.

Запишем это предложение и разберем его синтаксически.

А вы знаете, что обозначает выражение «за тридевять земель»? В старину существовала народная система счета девятками, поэтому тридевять значило 3 по 9, т.е. 27.

А что обозначает цифра 7? Испокон веков семерку связывали с понятием удачи и везения, называя ее «знаком ангела». Цифра семь окружает нас повсюду: семь дней недели, семь правящих планет, семь морей, а также семь музыкальных нот.

Вы правильно ответили на все вопросы. А правильные ответы - проход в институт.

Первая лаборатория - «Колесо истории».

Какое событие произошло в нашей стране в этом месяце? По этому поводу одна шестиклассница написала такую заметку в школьную газету:

В феврале две тысячи четырнадцатого года в Сочи прошла Двадцать вторые зимние олимпийские игры. В них приняло участие шесть тысяч спортсменов со всех уголков мира. Это первые в истории России зимние олимпийские игры. За семнадцать дней прошли соревнования по семи видам спорта. Разыгралось девяносто восемь комплектов наград. В марте начнутся Одиннадцатые паралимпийские игры.

Вспомним, какие числительные мы называем количественными, а какие порядковыми?

Определить, какие числительные количественные, а какие - порядковые. 1 вариант выписывает количественные, второй - порядковые числительные.

Порядковые

Количественные

две тысячи четырнадцатого

Шесть тысяч

Двадцать вторые

Семнадцать

Первые

По семи

Одиннадцатые

Девяносто восемь

Вторая лаборатория - географическая «Росток знаний».

Ребята, мы с вами очень переживали за наши команды во время Олимпийских игр в Сочи. А знаете ли вы географические координаты этого города? Запишем словами и решим задачу:

Сколько будет игроков на поле, если одновременно выйдет две футбольных команды? А потом еще две?

11+11=22 (к одиннадцати прибавить одиннадцать - получится двадцать два)

22*2=44 (двадцать два умножить на два - получится сорок четыре )

А теперь от этого количества игроков - футболистов отнимем баскетбольную команду.

От сорока четырех отнять пять - получится тридцать девять.

Географические координаты города Сочи: 390 в.д. и 440 с.ш.

А вы знаете значение числа 22? В одном из древних учений оно являлось числом красоты.

Какие числительные мы называем простыми, а какие - составными? Ребята, выпишите в два столбика простые и составные числительные. Проверьте (самопроверка)

Простые

Составные

Одиннадцать

Двадцать два

два

Сорок четыре

Тридцать девять

Следующая лаборатория - «Сбор спортсменов».

Попрошу всех встать. Физкультминутка.

Все ребята встают. На слух определить правописание Ь в числительных.

Если Ь пишется в середине - хлопнуть в ладоши;

Если Ь пишется в конце - присесть.

Пятнадцать, пятьдесят, сельдь, пять, шестьсот, семьдесят, дочь, восемнадцать, восемьсот, сорок, девятьсот, семь.

Каким правилом пользовались?

Размялись? А теперь продолжим нашу работу в исследовательском институте.

Подходим к следующей, последней, лаборатории - самой интересной - фольклорной «Хороший рассказчик». Здесь можно будет немного расслабиться.

Работа с текстом, словарем. (Выразительное чтение учащимися сказки «Предки»)

Выяснить лексическое значение слова «предки» по словарю Ожегова)

Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два Числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя н, а я с одной?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и соединились. Так появились в числительном Одиннадцать две н - одна от корня, другая - от бывшего предлога».

Беседа по тексту:

- Почему числительные Одиннадцать и Двенадцать написаны с большой буквы?

- Что вы можете сказать об особенностях данного текста? (Этот текст начинается со слова «Однажды...». В нем есть предложения с прямой речью. Это средства языка, доказывающие принадлежность текста к художественному стилю. По типу речи - это повествование. По жанру - это сказка. Одиннадцать и Двенадцать - сказочные персонажи; Арифметика и Грамматика - названия сказочных стран).

- В этой сказке в увлекательной форме дается образец употребления имен числительных в художественной речи.

-Ребята, в словах одиннадцать и двенадцать совпадает количество букв и звуков? Почему?

Загадки:

Ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете об олимпийских видах спорта?

  • Сколько мишеней должен выбить биатлонист?

  • Сколько игроков одновременно находится на поле во время игры в волейбол?

  • Сколько колец на олимпийском флаге?

  • Сколько фигуристов представляло нашу страну в одиночном катании?

  • Какие дистанции существуют в легкой атлетике?

Вывод по уроку:

Ребята, вы согласны с темой нашего урока, что числительные находятся вокруг нас, присутствуют в каждой науке? Подружились мы с именем числительным?

Смогли бы мы без них обходиться?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание:

Попробуйте придумать задания для химической или биологической лаборатории

Рефлексия:

Ребята, я прошу вас улыбнуться мне и друг другу, чтобы закончить урок с того, с чего мы начали.

Закройте глаза, вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо - поаплодировал себе.

Спасибо за урок.





© 2010-2022