- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка «По страницам Олимпийских игр»
Урок русского языка «По страницам Олимпийских игр»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Савкина М.В. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа - интернат среднего образования» с.Самбург Пуровского района
Урок русского языка в 6 классе по теме «По страницам Олимпийских игр»
Савкина Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Программа: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». - Москва: Просвещение, 2011
Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и навыков по изученной теме.
Цели:
Образовательные:
-
обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Имя числительное»;
-
повторение разрядов числительных;
-
закрепление умения правильно писать и употреблять формы числительных.
Развивающие:
-
развитие навыков связной монологической речи;
-
развитие мышления, памяти, воображения;
-
развитие положительной мотивации к учебной деятельности.
Воспитательные:
-
воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
воспитание внимательности;
-
формирование самостоятельности, навыков работы в мини-группах (сотрудничество).
Межпредметные связи: история, география, физкультура, литература.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, сказка.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я прошу вас повернуться друг к другу, улыбнуться и с улыбки начать сегодняшний урок. Ведь впереди у нас - открытия!
-
Работа в тетрадях.
Запишите число, классная работа.
Разминка. На слайде вы видите словосочетания. Напишите в тетрадях только буквы, которые вы вставите.
1.Хороший рассказ(ч,щ)ик
2.Ч(и,е)стота языка
3. (З,с)бор спортсменов
4. Ко(л,лл)есо истории
5.Р(о,а)сток знаний.
- Какое слово получилось? (Число)
- Название какой части речи произошло от слова число, каким способом словообразования?
Число числительное (суффиксальный способ образования)
Вывод: сегодня мы с вами будем говорить об имени числительном.
Как обойтись бы без числа
Наука целая могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
И ты с числительным будь дружен.
Ребята, не смотря на то, что имя числительное - самая молодая часть речи, она еще и самая сложная. Поэтому мы с вами отправимся сегодня в научно-исследовательский институт, чтобы посетить лаборатории с целью исследования имени числительного. Сегодня мы докажем, что без него нам не обойтись ни в одной из наук.
Работа со словарем Ожегова.
Лаборатория -
Коллективная игра.
Итак, мы подходим к институту. Первая наша остановка - проходная. Чтобы пройти в сам институт - необходимо пройти игру «Найди меня». Выпишите только имена числительные.
Игра «Третий - лишний»
-
Тысяча, тысячелетний, тысчонка
-
Восьмисотрублёвый, восемьсот, восьмерка
-
Тридцатилитровый, тридцать, тридцатка
-
Тройка, третий, трехэтажный.
- Какие слова, ребята, не уместны здесь? (Тысчонка, тридцатка)
- Почему? (Эти слова используются только в разговорном стиле)
- Какие числительные вы выписали (тысяча, восемьсот, тридцать, третий)? Что это за цифры? В 1833 году был образован город Сочи.
Запишем это предложение и разберем его синтаксически.
А вы знаете, что обозначает выражение «за тридевять земель»? В старину существовала народная система счета девятками, поэтому тридевять значило 3 по 9, т.е. 27.
А что обозначает цифра 7? Испокон веков семерку связывали с понятием удачи и везения, называя ее «знаком ангела». Цифра семь окружает нас повсюду: семь дней недели, семь правящих планет, семь морей, а также семь музыкальных нот.
Вы правильно ответили на все вопросы. А правильные ответы - проход в институт.
Первая лаборатория - «Колесо истории».
Какое событие произошло в нашей стране в этом месяце? По этому поводу одна шестиклассница написала такую заметку в школьную газету:
В феврале две тысячи четырнадцатого года в Сочи прошла Двадцать вторые зимние олимпийские игры. В них приняло участие шесть тысяч спортсменов со всех уголков мира. Это первые в истории России зимние олимпийские игры. За семнадцать дней прошли соревнования по семи видам спорта. Разыгралось девяносто восемь комплектов наград. В марте начнутся Одиннадцатые паралимпийские игры.
Вспомним, какие числительные мы называем количественными, а какие порядковыми?
Определить, какие числительные количественные, а какие - порядковые. 1 вариант выписывает количественные, второй - порядковые числительные.
Порядковые
Количественные
две тысячи четырнадцатого
Шесть тысяч
Двадцать вторые
Семнадцать
Первые
По семи
Одиннадцатые
Девяносто восемь
Вторая лаборатория - географическая «Росток знаний».
Ребята, мы с вами очень переживали за наши команды во время Олимпийских игр в Сочи. А знаете ли вы географические координаты этого города? Запишем словами и решим задачу:
Сколько будет игроков на поле, если одновременно выйдет две футбольных команды? А потом еще две?
11+11=22 (к одиннадцати прибавить одиннадцать - получится двадцать два)
22*2=44 (двадцать два умножить на два - получится сорок четыре )
А теперь от этого количества игроков - футболистов отнимем баскетбольную команду.
От сорока четырех отнять пять - получится тридцать девять.
Географические координаты города Сочи: 390 в.д. и 440 с.ш.
А вы знаете значение числа 22? В одном из древних учений оно являлось числом красоты.
Какие числительные мы называем простыми, а какие - составными? Ребята, выпишите в два столбика простые и составные числительные. Проверьте (самопроверка)
Простые
Составные
Одиннадцать
Двадцать два
два
Сорок четыре
Тридцать девять
Следующая лаборатория - «Сбор спортсменов».
Попрошу всех встать. Физкультминутка.
Все ребята встают. На слух определить правописание Ь в числительных.
Если Ь пишется в середине - хлопнуть в ладоши;
Если Ь пишется в конце - присесть.
Пятнадцать, пятьдесят, сельдь, пять, шестьсот, семьдесят, дочь, восемнадцать, восемьсот, сорок, девятьсот, семь.
Каким правилом пользовались?
Размялись? А теперь продолжим нашу работу в исследовательском институте.
Подходим к следующей, последней, лаборатории - самой интересной - фольклорной «Хороший рассказчик». Здесь можно будет немного расслабиться.
Работа с текстом, словарем. (Выразительное чтение учащимися сказки «Предки»)
Выяснить лексическое значение слова «предки» по словарю Ожегова)
Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два Числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя н, а я с одной?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и соединились. Так появились в числительном Одиннадцать две н - одна от корня, другая - от бывшего предлога».
Беседа по тексту:
- Почему числительные Одиннадцать и Двенадцать написаны с большой буквы?
- Что вы можете сказать об особенностях данного текста? (Этот текст начинается со слова «Однажды...». В нем есть предложения с прямой речью. Это средства языка, доказывающие принадлежность текста к художественному стилю. По типу речи - это повествование. По жанру - это сказка. Одиннадцать и Двенадцать - сказочные персонажи; Арифметика и Грамматика - названия сказочных стран).
- В этой сказке в увлекательной форме дается образец употребления имен числительных в художественной речи.
-Ребята, в словах одиннадцать и двенадцать совпадает количество букв и звуков? Почему?
Загадки:
Ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете об олимпийских видах спорта?
-
Сколько мишеней должен выбить биатлонист?
-
Сколько игроков одновременно находится на поле во время игры в волейбол?
-
Сколько колец на олимпийском флаге?
-
Сколько фигуристов представляло нашу страну в одиночном катании?
-
Какие дистанции существуют в легкой атлетике?
Вывод по уроку:
Ребята, вы согласны с темой нашего урока, что числительные находятся вокруг нас, присутствуют в каждой науке? Подружились мы с именем числительным?
Смогли бы мы без них обходиться?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание:
Попробуйте придумать задания для химической или биологической лаборатории
Рефлексия:
Ребята, я прошу вас улыбнуться мне и друг другу, чтобы закончить урок с того, с чего мы начали.
Закройте глаза, вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо - поаплодировал себе.
Спасибо за урок.