Методическая разработка урока. Поэзия Серебряного века

Группы учащихся, так называемые, НАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА  занимаются исследовательской деятельностью на основе сбора материала о литературных течениях.  В каждой группе, которых должно быть 3 ( по количеству литер. течений)  должны присутствовать:     1. Историки, которые будут освещать особенности периода нач. 20 .  2.Искусствоведы освещают этот период с точки зрения музыки, живописи и скульптуры. Сопоставляя  смежные виды искусства: живопись, музыку с поэзией, учащиеся наблюдают эстетическое сходс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока.

Поэзия Серебряного века

Автор проекта: Сингаевская Т.А.


Предметная область:

Литература

Возрастная группа

1 курс.

Какое время требуется для выполнения проекта?

3 учебных часа - краткосрочный проект


Цель: познакомить учащихся с представителями серебряного века, их судьбами и творчеством.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с исторической эпохой (начало xx века).

  2. Рассказать о личности А.Блока, В. Маяковского, А.Ахматовой и С.Есенина.

  3. Познакомить с творчеством поэтов.

  4. Рассказать о литературных направлениях нач. xx века.

  5. Рассказать о периоде нач. 20 века с точки зрения искусствоведа.

Основополагающий вопрос:

В чем особенности творчества современников «серебряного века»?

1.Краткое содержание проекта:

Группы учащихся, так называемые, НАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА занимаются исследовательской деятельностью на основе сбора материала о литературных течениях. В каждой группе, которых должно быть 3 ( по количеству литер. течений) должны присутствовать:

1. Историки, которые будут освещать особенности периода нач. 20 .

2.Искусствоведы освещают этот период с точки зрения музыки, живописи и скульптуры. Сопоставляя смежные виды искусства: живопись, музыку с поэзией, учащиеся наблюдают эстетическое сходство в восприятии мира, времени, в которое жили поэты, художники, композиторы, певцы - Серебряный век.

3. Литературоведы рассказывают о литер. течениях.

4. Чтецы знакомят с творчеством поэтов.

Руководит и координирует работу научного сообщества - Эксперт, он же принимает активное участие в выставлении оценок за урок вместе с учителем.

Содержание, соответствующее образовательным стандартам:

СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Русская литература 20 века. Модернизм в русской литературе. Модернистские течения (символизм, футуризм, акмеизм) Поиск новых форм выражения. Словотворчество.

Какие дидактические цели и методические задачи ставятся в проекте:

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения выделять главное, формулировать ответ на основополагающий, проблемный вопросы.

Развитие монологической речи.

Обучение специальным умениям осмысления лирического произведения через исследовательскую деятельность.

Формирование критического мышления, навыков работы в команде.

2)Критерии оценивания

Название проекта

Вид деятельности

Баллы

Оценка в баллах задания

Оценка проекта

1

Серебряный век русской поэзии

1.Знание теории вопроса

1-5 баллов


2.Творческая биография основоположника течения

1-5

баллов


3.Выразительное чтение стихов

1-10 баллов


4.Анализ стихотворения

1-10 баллов


5. Монологическая речь

1-10 баллов


6. Оформление презентации

1-10 баллов


7.Вывод по основополагающему вопросу

1-10 баллов


Описание методов оценивания:

1.Оценочный лист.

2.Полнота оформления таблицы по теме урока.

3.Необходимые начальные универсальные знания учащихся:

1)Работа с творческой биографией поэта

2)Анализ стихотворения

3)Развитая монологическая речь

4)Конспектирование (отбор информации)

3.Учебные мероприятия:

Самостоятельная работа учащихся в группах по листу планирования самостоятельной (групповой) деятельности.


1 научное сообщество. Изучение поэзии символистов.

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

1

Подготовительный

Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века»

2

Осмысление темы

- Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

1.Поэт-основоположник литературного течения символизм

2.Анализ стихотворения В.Я.Брюсова «Где вы, грядущие гунны?» К.Бальмонта «Камыши»

3.Выразительное чтение стихов

Ф.Сологуба «О смерть! Я твой…»,

В.Брюсов «Тень несозданных созданий…»

4.Соотнесение со смежными видами искусства

3

Представление презентации

Защита проекта

4

Ответ на основополагающий вопрос

Монологическая речь

Источники информации:

Источник информации /ресурс

Вид информации

Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл

Творческая биография поэта, музыкальные произведения: ноктюрн, симфония, соната

Сборник стихов

Стихи К.Бальмонта, Ф.Сологуба

Критическая литература

Анализ стихов В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба

2 Научное сообщество Изучение поэзии акмеистов.

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

1

Подготовительный

Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века»

2

Осмысление темы:

- Представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

Составление презентации

1.Поэт-основоположник литературного течения акмеизм

2.Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф», А.Ахматова «Песня последней встречи»

3.Выразительное чтение стихов И.Мандельштама «Невыразимая печаль»

А.Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

4.Соотнесение со смежными видами искусств.

3

Защита проекта

Представление презентации.

4

Ответ на основополагающий вопрос

Монологическая речь

Источники информации:

Источник информации /ресурс

Вид информации

Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл

Биография поэта,

репродукции картин Грабаря «Февральская лазурь», картины таитянского периода П.Гогена, В.Поленова «Заросший пруд», «Бабушкин сад». Музыка Шопена

Сборники стихов

Стихи И.Мандельштама, Н.Гумилева, А.Ахматовой

Критическая литература

Анализ стихов

3 научное сообщество. Изучение поэзии символистов.

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

1

Подготовительный

Теория вопроса «Течения литературы Серебряного века»

2

Основной этап:

- представление аналитического материала в результате исследовательской деятельности

1.Поэт-основоположник литературного течения футуризм.

2.Анализ стихотворения В.Маяковского «Утро»

В.Хлебникова «Там, где жили свиристели» (стр 142)

3.Выразительное чтение стихов

И.Северянина «Кензель»,

«Я, гений Игорь Северянин»

4.Соотнесение со смежными видами искусства

3

Защита проекта

Представление презентации

4

Ответ на основополагающий вопрос

Монологическая речь

Источники информации:

Источник информации /ресурс

Вид информации

Интернет-ресурс, учебник литературы 11кл

Биография поэта, песни А.Вертинского «Лиловый негр», «Маленькая балерина»;

Репродукция картин П.Пикассо «Герника» Т.Мунка «Крик»

Сборник стихов

Стихи И. Северянина, В.Хлебникова. В.Маяковского

Критическая литература

Анализ стихов

4.Материалы для дифференцированного обучения

  1. Участие в проекте - учащиеся с повышенным уровнем компетентности.

  2. Работа с таблицей «Модернистские течения литературы 20 века» - учащиеся со средним уровнем компетенции

5.Подготовка учащимися презентации как продукта исследовательской деятельности

6.Защита проекта

7.Рефлексия: свободные высказывания по основополагающему вопросу

8.Оценивание результатов проекта учащимися, учителем.


© 2010-2022