- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интеллект-карта как средство мышления
Интеллект-карта как средство мышления
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Брост А.И. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интеллект-карта как средство мышления
на уроках гуманитарного цикла.
СЛАЙД 1. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование, всё больше внимания уделяется развитию многогранной личности, способной к самооценке, к саморазвитию, к самоанализу.
В связи с этим ощущается острая потребность в таких методах обучения, которые бы способствовали развитию навыков и умений, позволяющих эффективно справляться с проблемами и трудными случаями, возникающими в реальной учебной деятельности.
СЛАЙД 2. Одним из таких методов, который я использую в своей работе является метод создания интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена.
СЛАЙД 3. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.
Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
СЛАЙД 4. Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы.
СЛАЙД 5-7 Существуют также определенные правила создания интеллект - карт.
СЛАЙД 7
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
От центрального образа отходят главные ветви. Они могут отходить куда угодно, не ограничиваясь ни своим размером, ни положением на листке.
Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви желательно рисовать изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией - ветвью пишется только одно или несколько ключевых слов.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Применение метода интеллект-карт в образовании очень разнообразно:
1. при изучении нового материала, при повторении и обобщении;
2. при проверке теоретического материала
3.при подготовке к ГИА и ЕГЭ
4. СЛАЙД 8. С помощью ИК очень легко научить учащихся запоминать стихотворение. Например, А.С. Пушкина "Осень"
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...
Внедрение метода интеллект - карт в процесс обучения должно осуществляться поэтапно.
На первом этапе интеллект карта может использоваться в качестве наглядного пособия, составленного учителем, с целью изучения или закрепления нового материала.
Вторым этапом освоения метода интеллект - карт, должна стать групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения. Учитель должен направлять и корректировать работу учащихся
В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект - карт в группе, можно перейти к составлению индивидуальных интеллект карт, также сначала процесс будет происходить под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык.
СЛАЙД 9. Неоднократное составление и применение интеллект - карт способствует:
- систематизации знаний учащихся по предмету,
- высокому качеству усвоенного материала,
- приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего обучения в средней и старшей школе;
- повышению уровня качества знаний;
- проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.
На мой взгляд, создание интеллект - карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке, где речь идет о запоминании информации.
Слайд 10