Интеллект-карта как средство мышления

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллект-карта как средство мышления

на уроках гуманитарного цикла.


СЛАЙД 1. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование, всё больше внимания уделяется развитию многогранной личности, способной к самооценке, к саморазвитию, к самоанализу.

В связи с этим ощущается острая потребность в таких методах обучения, которые бы способствовали развитию навыков и умений, позволяющих эффективно справляться с проблемами и трудными случаями, возникающими в реальной учебной деятельности.

СЛАЙД 2. Одним из таких методов, который я использую в своей работе является метод создания интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена.

СЛАЙД 3. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.

Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.

СЛАЙД 4. Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы.

СЛАЙД 5-7 Существуют также определенные правила создания интеллект - карт.

СЛАЙД 7

 Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

 Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

 Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

 От центрального образа отходят главные ветви. Они могут отходить куда угодно, не ограничиваясь ни своим размером, ни положением на листке.

 Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

 Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

 Ветви желательно рисовать изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

 Над каждой линией - ветвью пишется только одно или несколько ключевых слов.

 Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

 Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Применение метода интеллект-карт в образовании очень разнообразно:

1. при изучении нового материала, при повторении и обобщении;

2. при проверке теоретического материала

3.при подготовке к ГИА и ЕГЭ

4. СЛАЙД 8. С помощью ИК очень легко научить учащихся запоминать стихотворение. Например, А.С. Пушкина "Осень"

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...

Внедрение метода интеллект - карт в процесс обучения должно осуществляться поэтапно.

На первом этапе интеллект карта может использоваться в качестве наглядного пособия, составленного учителем, с целью изучения или закрепления нового материала.

Вторым этапом освоения метода интеллект - карт, должна стать групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения. Учитель должен направлять и корректировать работу учащихся

В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект - карт в группе, можно перейти к составлению индивидуальных интеллект карт, также сначала процесс будет происходить под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык.

СЛАЙД 9. Неоднократное составление и применение интеллект - карт способствует:

- систематизации знаний учащихся по предмету,

- высокому качеству усвоенного материала,

- приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего обучения в средней и старшей школе;

- повышению уровня качества знаний;

- проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.

На мой взгляд, создание интеллект - карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке, где речь идет о запоминании информации.

Слайд 10

© 2010-2022