Конспект урока по рассказу О. Павлова Конец века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы по рассказу О. Павлова «Конец века»

Автор: Пономарева Ирина Петровна, учитель русского языка, литературы и МХК МБОУ гимназия №3

г. Архангельска.

Методический замысел урока:

Не так часто в образовательном процессе удается остановить внимание ученика на нравственных вопросах, углубиться в несуетное размышление о них, поэтому творчество лауреата премии «Русский Букер» 2002 года О. Павлова предоставляет возможность тихого диалога о самом главном в человеческом призвании - приближении к образу Божьему, высветлении этого образа в самом себе. В школе мы ведем разговор об этом чаще всего с невоцерковленными детьми, не знающими Света Писания, поэтому лексика урока должна быть очень тонкой, ненасильственной, понятной, чтобы избежать одной из проблем школьного образования - «непережеванных эмоций». Учителю важно избежать излишнего пафоса и морализаторства, предпочитая задавать вопросы, а не давать правильные ответы на них.

Идея: «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему» (Пр. 11.12), ибо отсутствие жалости и милости к людям - это, возможно, и признак искаженного ума. А ближний - это любой, и любой достоин милосердия. Только на жалость, милосердие, терпение, понимание мы ИМЕЕМ ПРАВО, и это определяет нашу человеческую состоятельность.

Проблема урока: Является ли отношение к падшему человеку знаком нашей человеческой состоятельности?

Тип урока: эвристический урок.

Время урока: 90 минут.

Цель учителя на уроке:

Пробуждение внутреннего голоса правды и совести как нормы жизни.

Реализация личностного потенциала каждого ученика.

Формирование ценностно-смысловых, общекультурных, коммуникативных компетенций.

Задачи учителя:

Формировать навыки видения проблем художественного текста, его анализа и синтеза, формулировки цели работы, умения задавать вопросы, совместного группового взаимодействия, самостоятельного осмысленного чтения.

Развивать способности адекватно оценивать свою и чужую работу.

Погружать учеников в способы работы с любой информацией.

Возможные цели учеников на уроке:

Взять у своих родителей интервью после чтения им вслух рассказа «Конец века».

Заполнить свои ментальные карты.

Пересказать историю от лица выбранного героя.

Заполнить оценочные листы урока.

Выполнить качественно групповые и индивидуальные задания.

Методы, используемые на уроке и при его подготовке:

  • Методы вживания в образ, создание монолога от лица героя, актерское воплощение образа героя; создание ментальных карт.

  • Чтение детьми произведения вслух родителям дома;

  • Интервью с родителями по результатам прочитанного дома вслух произведения.

  • Техника полифонического диалога.

  • Мониторинг всех этапов урока, его частей, работы учеников.

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска или мультимедийный проектор, компьютер, экран.

  • Оформление доски проявляется уже в течение урока, так как рождается и принимается в процессе дискуссии.

  • Большое зеркало.

Предварительная подготовка: Эвристический урок подразумевает настроенность учеников на разговор-рецепцию, поэтому очень важно начать эмоциональную подготовку к такому уроку заранее (время подготовки зависит от специфики класса). Тема изучается на 2 уроках.

1.Первый урок необходимо посвятить чтению вслух (30-35 минут) рассказа «Конец века» (объекта изучения) и составлению ментальных карт (kolesnik.ru/2005/mindmapping) первоначального восприятия художественного текста. Учитель просит во время чтения текста в тетради на развернутом листе в центре написать словосочетание «конец века» - ключевое понятие в развитии драматургического действия урока и записывать все возникающие мысли и чувства либо визуальные образы, возникающие в сознании. Эта работа позволяет «заглянуть в себя» и запечатлеть личное первоначальное восприятие, чтобы потом в процессе дискуссии основываться на своих, а не чужих мыслях и чувствах.

(Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи).

2. В оставшееся время урока (10 минут) выбираем путем тайного голосования действующих лиц рассказа, которые станут участниками полифонического диалога: автор, Антонина, охранник, дежурный врач, врачиха, бомж. Также путем тайного голосования выбираем старших для этих групп, которые уже в процессе работы групп между 1 и 2 уроком собирают группу для последующей работы.

Открытые задания для групп, выступающих от лица охранника, дежурного врача, врачихи, «бомжа»:

Создать монолог своего героя, в котором объяснить причину его поведения по отношению к бомжу. Ответить на вопросы:

  • Как Ваш герой оценивает свое поведение в этой ситуации?

  • Как автор оценивает поведение своего героя? Для этого группа выбирает из текста отрывки, цитаты, рассказывающие об ее герое, отмечает ключевые детали в портретной, речевой, психологической характеристике персонажа. Текстовые материалы должны быть оформлены с учетом их показа при помощи мультимедийного проектора во время урока.

  • Как Вы лично оцениваете поведение героя в этой ситуации?

3. При подготовке к уроку были даны индивидуальные и групповые домашние задания эвристического типа:

1. Прочитать рассказ «Конец века» вслух родителям и взять у них интервью.

Вопросы для интервью:

1. Какие чувства Вы испытывали, когда читали рассказ?

2. Как Вы понимаете, зачем автор написал его?

3. Вспомните, что Вы испытываете, встречаясь с людьми «падшими»? Почему?

4. Любить бомжа трудно, но можно…Продолжите. Ради чего?

5. Как Вы понимаете мысль: «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему»

4. Групповые задания:

1.Группе экспертов необходимо подобрать эпиграфы (ключи) к уроку.

Также группе экспертов необходимо выработать принципы оценки работы участников урока и создать оценочную таблицу, по возможности модернизируя, дополняя, изменяя ее в процессе подготовки к уроку.

Оценочная карта, предложенная, как вариант, учителем

Группа «автор»

Группа «Антонина»

Группа «охранник»

Группа «деж. врач»

Группа «врачиха»

Группа «бомж»

Смысл

эпиграфа

Заг.финал

эксперты

Никак, вяло, банально

серый



Интересно, любопытно

зеленый



Ярко, нестандартно, личностно

красный



Вопросы (связанные с работой по сопоставлению с культурно-историческими аналогами), которые могут помочь ученикам при подготовке:

1. Дайте ссылки на информационные ресурсы, которые могут помочь всем желающим познакомиться с творчеством О. Павлова.

3. Согласны ли Вы с мыслью, что О. Павлов «прозаик шаламовского направления», «диагност», один из самых «жестких» современных писателей?

4. Согласны ли вы с тем, что эта фраза определяет мироощущение О. Павлова? "Жизнь человека изначально трагична перед образами смерти и в окружении непроницаемой космической черноты…»

5. Выскажите свое отношение к мысли о том, что «альфа и омега писателя - жизнь, живая жизнь».

6. Как в рассказе «Конец века» раскрывается мысль автора: «Во что я верю сам? В то, что все побеждается любовью»?

  1. Индивидуальные задания:

1. Как Вы понимаете смысл эпиграфа к рассказу О. Павлова: «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Ев. От Матфея, 25-45)

2. Как Вы думаете, каков смысл загадочного финала.

Принципы организации деятельности на уроке:

На уроке ребята сидят по группам, на которые они были заранее распределены при помощи старших. Кроме того, заранее тайным голосованием выбраны 3 эксперта, которые будут выбирать из предложенных ответов то, что будет становиться предметом дальнейшей дискуссии. Они сидят за отдельным столом. Им потребуется компьютер, чтобы вносить необходимые изменения в план урока, корректировать работу групп и выносить свои решения на интерактивную доску или экран проектора. Перед ними также находится общий оценочный лист, где они совместно оценивают работу групп и индивидуальные задания.

Раздаточный материал:

1. Текст рассказа О. Павлова у каждого участника дискуссии.

2. Маркеры, ручки для работы в уже ранее составленных ментальных картах.

3. У каждой группы оценочный лист «на индивидуальность, личностное отношение», где по цветовой шкале оцениваются все этапы урока, выступления, индивидуальные задания, работа экспертов.

4. На каждом столе набор цветных самоклеящихся квадратиков. Они приготовлены таким образом, чтобы ребятам оставалось только наклеить квадрат нужного цвета в оценочный лист.

У каждого человека перед собой синий и желтый квадрат из картона для выражения своего мнения и красный, серый, зеленый квадрат для оценки своего личного участия в уроке, что позволит осуществлять текущую рефлексию.

Возможный образовательный продукт урока:

Ожидаемые материализованные продукты деятельности:

  1. Результаты интервью, оформленные на стенде.

  2. Текст рассказа, проанализированный участниками групп в соответствии с выбранным персонажем.

  3. Творческие психологические портреты главных героев в виде монологов в жанре «вживания в образ».

  4. Технологическая карта урока, созданная в процессе дискуссии.

Ожидаемые внутренние (личностные) продукты деятельности: Качества или усвоенные способы деятельности):

Понимание, что «ближний» - это любой, и отношение к нему определяет нашу человеческую состоятельность.

Положительный эмоциональный фон на уроке.

Умение погружаться в переживания героев.

Возможность встретиться с правдой о самом себе.

Желание ставить вопросы и искать ответы.

Способность взаимодействовать в группе.

Умение анализировать и синтезировать информацию, делать выводы.

Умение адекватно оценивать свою и чужую работу.

Умение оценивать поступок, а не человека.

Развитие способности принимать, уважать критику.

Умение вести диалог.

Независимость в мышлении и поведении.

Способность к написанию сочинений различных типов.

Структура урока:

1 этап урока:

Экспозиция:

Хотите ли Вы избавиться от страдания и боли?

Назовите одним словом ваши ощущения от рассказа «Конец века».

Учитель просит прочитать отрывки из интервью родителей после прочтения рассказа «Конец века» на вопрос №1: Какие чувства Вы испытывали, когда читали рассказ?

Фаза сопоставления с культурно-историческими аналогами: О Павлов писал о смысле переживаний читателя: «Поэтому я считаю главным не рассказывать - а показывать. Я создаю…образы - то, что вижу и хочу, чтобы увидел мой читатель...А увидев - пережил, и это бы ему запомнилось, стало бы в его сознании, тогда уж, реальностью».

2 этап урока: Целеполагание, определение пространства дискуссии.

Какие вопросы возникли у вас, после того как рассказ был прочитан?

Какие проблемы вы предлагаете обсудить на уроке? Что для вас является самым актуальным?

Учитель делится с ребятами и своей точкой зрения, говоря о том, что этот текст создан для каждого из нас и о каждом из нас (потому он и является «соборным рассказом»), предлагает и свой вариант главной проблемы: Является ли отношение к падшему человеку знаком нашей человеческой состоятельности?

Эксперты фиксируют предложенные для обсуждения проблемы в создаваемой на доске в процессе обсуждения технологической карте урока.

Выбор эпиграфа к уроку:

Слово дается группе экспертов, которая делится своими размышлениями о выбранных эпиграфах и объясняет свой выбор.

Выбранные эпиграфы урока эксперты записывают на интерактивной доске.

Следующий этап урока: формирование словаря урока.

Ребятам предлагается назвать слова, которые они считают ключевыми в сегодняшнем разговоре.

Эксперты записывают на ватман или на интерактивной доске все, что будет предложено.

После того как все предложения ребят будут названы, учитель предлагает свой вариант: учителя: Рождество, смерть, ближний, иметь право, любовь, жалость, зеркало, чудо, конец.

Учитель предлагает уже собравшимся группам, 2 минуты посовещавшись, выбрать те слова, которые станут основными в словаре урока и на которые мы будем опираться в процессе дискуссии, объяснив свой выбор.

Целеполагание:

Как Вы сформулируете Вашу личную цель размышления о рассказе О. Павлова «Конец века»?

Участники урока записывают в свою уже составленную ранее ментальную карту личную цель работы.

На доске, составленный экспертами, проецируется слайд с определением проблемных вопросов урока, предложенных ребятами.

3 этап урока: Создание и представление образовательных продуктов.

1. Свой образовательный продукт представляет группа «автор». После представления, (возможно) проводим пятиминутную пресс-конференцию с «автором» (группой, которая его представляет).

Во время выступления каждой группы остальные группы оценивают ее работу, занося результаты в оценочный лист.

После выступления всех групп представители остальных групп и учитель имеют право задать им 1 вопрос по проблемам урока.

Учитель просит зачитать отрывки из интервью с родителями на вопрос: «Как Вы понимаете, зачем автор написал его?»

Фаза сопоставления с культурно-историческими аналогами: Один из критиков считает, что "Обдумать себя" - это центральное задание Олега Павлова, который считал, что «читая, мы изучаем книги, только если в них заложено некое задание». Как бы вы сформулировали это задание»?

Вопрос учителя: На доске написаны понятия, отражающие разные чувства: брезгливость, агрессия, отвращение, пренебрежение, жалость, желание помочь, сострадание, милосердие. Что Вы чаще всего испытываете, когда встречаетесь в реальной жизни с людьми, похожими на главного героя - бомжа? Учитель просит учеников поднять синий или желтый квадрат, отвечая на этот вопрос.

Синий - брезгливость, агрессия, отвращение, пренебрежение

Желтый: жалость, желание помочь, сострадание, милосердие.

Вопрос учителя: Учитель просит группу «Этимология» рассказать о значении слов «брезгливость», «пренебрежение».

Брезгать - 1) Испытывать чувство отвращения к кому-л., чему-л. 2) перен. Считать кого-л., что-л. недостойным себя, пренебрегать, гнушаться (Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой); «брезгливость» - крайне неприязненное отношение, отвращение к нечистоплотности, гадливость, отвращение.

Пренебрегать - действие по значению гл. пренебрегать, пренебречь; отсутствие внимания к кому-либо, чему-либо, надлежащей заботливости о ком-либо, чём-либо. Высокомерно-презрительное отношение, недостаток уважения к кому-чему-н (Толковый словарь русского языка Ушакова).

Милосердие - буквально «милующее сердце», милость и нисхождение, прощение недостатков, готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

Вопрос учителя: Почему человек может испытывать пренебрежение к падшим людям?

Слово учителя: Возможно, это происходит от слабости человека, отсутствия внутренней духовной силы, чтобы покрыть это любовью. Поэтому, возможно, мы и отворачиваемся от страха стать таким же.

2. Свой образовательный продукт представляют группы, выступающие от лица героев. Перед этим учитель просит зачитать отрывки из интервью на вопрос: «Любить бомжа трудно, но можно…Продолжите. Ради чего?»

Во время выступления групп выборка из текста о герое представляется участникам дискуссии в печатном виде либо проецируется через проектор или интерактивную доску.

Вопросы групп «Антонине», «врачихе», «охраннику», «дежурному врачу».

Вопрос учителя всем группам: Ради чего стоило преодолеть брезгливость, отвращение, пренебрежение, агрессию по отношению к главному герою?

Слово учителя: Этот текст обращен к каждому из нас, ведь, заглянув в зеркало, мы видим такого же человека, как главный герой Павлова, поэтому в преодоление гордыни стоит вкладывать силы, ибо это связано с уважением к себе и с тайной судьбы каждого из нас. Любить «бомжа» трудно, но можно сделать усилие над собой и не презирать падшего человека. Стоит учиться наибольшей заповеди о любви к человеку как основе нашего существования.

После выступления каждой группы от лица героя учитель просит учеников поднять синий или желтый квадрат, отвечая на вопрос:

Синий - Да. Я мог поступить так же.

Желтый: Нет. Я бы никогда так не поступил.

Учитель не фиксирует результаты. Это лишь возможность ученику, прислушавшись к себе, заглянуть в зеркало своей души, соотнести себя и конкретную ситуацию и ответить себе на вопрос.

3. Слово дается ученику, который готовил индивидуальное задание о смысле эпиграфа к рассказу.

Вопрос учителя: Как вы осознаете, имеет ли эпиграф какое-то отношение к нам, а точнее, лично к Вам?

4. Слово дается группе, выступающей в роли «бомжа». Вопросы групп.

На доске проецируется отрывок из рассказа. Один из участников группы, которая выступала «от имени» такого героя, как бомж, читает его вслух:

Вода теперь шумно хлестала из душа, ванна обмелела, таял и белый чистый столб пара. Баба стояла с душем в руках, который держала, будто пожарный шланг, и тушила, где видела, оставшуюся тлеть грязь. Думая о той грязи, Антонина вдруг стихла и ослабла, увидав с ног до головы и всего этого человека. Это был молодой человек, чуть не мальчик, но измученный и тощий, как старик. Чесотка сделала его кожу одной темнотой, и только лицо да руки были режущей белизны, красоты.

Он лежал в корыте грязной больничной ванны так глубоко и убито, будто висел, приколоченный к ней гвоздями. Что баба силилась отмыть как грязь, но так и не отмыла свинцовые полосы, черные пятна были раны. Но такой, израненный, и делался он вдруг человеком, так что у Антонины сщемило не своей болью сердце. Тишина в санобработке, недвижная и тяжкая, что оглоушила ее, теперь ушла в сырой холодный покойный воздух, в подпол и стены кафеля: человек этот не дышал и был, чудилось, давно уже мертв. Не двигаясь с места, Антонина отстаивала минуту за минутой с долготой то ли мучения, то ли терпения, и не зная, как теперь быть. Жива душа, одна во всей этой воздушной непостижимой тиши, баба никак не могла одуматься и начать выполнять ту другую работу, которая и не была для нее другой, черная да сподручная. В том, кого она обрабатывала, готовилась уж вытащить, больше не было жизни; и такой вот чужой, будто убитый, он и все вокруг делал другим, чужим. Стоя недвижно, ничего не знающая, не помнящая, баба глядела и глядела на него, как он лежит, и взгляд ее измучивали белокожие и гладкие, что небесные, его ручонки уроды в том панцирном, рачьем от чесотки теле, невесомые, от вида которых только что и щемит жалостью.

Вопрос учителя: Как вы понимаете фразу: «у Антонины сщемило не своей болью сердце». О чьей боли идет речь?

Фаза сопоставления с культурно-историческими аналогами: Учитель предлагает подумать об одной из точек зрения на этот вопрос: «Весь рассказ - это открытое проявление подлинно человеческого и искаженного в человеке. Эта баба, только и знающая работу черную, поразится красоте человека (уже не бомжа), узнает о "не своей боли". Вот именно это и есть в человеке данность. Способность почувствовать не свою боль - это отпечаток образа Божия в человеке». (К.А. Кокшенева «Больно жить. О прозе О. Павлова) conservatism.narod.ru›koksh/oleg.doc.

  1. Слово дается ученику, который готовил индивидуальное задание о загадочном финале.

Слово учителя: В этом финале заключена тайна, ведь сама жизнь и смерть окружены тайной, чудом, загадкой, решить которую не может человек.

7. Дайте рассказу свое название. Как Вы думаете, почему автор назвал его «Конец века»? А наступил ли в нем конец века?

4 этап: Рефлексия:

  1. Оценочные листы собираются и передаются экспертам для составления единой таблицы оценки работы всех групп и учащихся, готовивших индивидуальные задания.

  2. Во время работы экспертов участники дискуссии :

Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?

В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему?

Что нового я узнал на уроке?

Какой из эпиграфов, взятых к уроку, наиболее реализовался в процессе работы?

Какие вопросы я задал бы учителю, товарищам и автору произведения?

3. Учитель предлагает поднять вверх цветные квадраты личного участия, красный (ярко, нестандартно, личностно), серый (никак, вяло, банально), зеленый квадрат (интересно, любопытно), оценивая свое личное участие в уроке.

  1. Эксперты показывают общую оценочную таблицу, анализируют результаты по системе баллов, которая будет известна только им:

Например:

Никак, вяло, банально 0 баллов.

Интересно, любопытно 5 баллов.

Ярко, нестандартно, личностно 10 баллов.

Опираясь на заранее обсужденную систему оценки, выставляют баллы за работу на уроке:

3. Рефлексия учителя.

Опираясь на ключевые слова, выбранные к уроку, учитель высказывает свои мысли. О. Павлову свойственно «умение сохранить боль как свойство живых существ», и это качество настоящей литературы. Для меня в этом рассказе важнее всего оказалось то, что любой из нас может оказаться на месте этого бомжа, оскорбленный, униженный, больной и всеми оставленный. Что это значит? Только то, что нашим заданием, по определению О. Павлова, является преодоление брезгливости, отвращения, пренебрежения по отношению к людям, ибо это знак нашей слабости, узости сердца, неспособного покрыть любовью чью-то ошибку, несчастье, проблему. Такое преодоление нужно в первую очередь нам, чтобы не разрушить свой внутренний мир злом, исходящим из нашего сердца. Недаром говорят, что «скудоумный высказывает презрение к ближнему своему», ибо отсутствие жалости и милости к людям - это, возможно, и признак искаженного ума. А ближний - это любой, и любой достоин милосердия. Только на жалость, милосердие, терпение, понимание мы ИМЕЕМ ПРАВО, и это определяет нашу человеческую состоятельность.

Также учитель высказывает свои мысли о процессе работы всех участников урока, благодарит за работу, отмечает тех учеников, чьи размышления ему лично показались наиболее глубокими и интересными.

5 этап урока: Домашнее задание по выбору учащихся:

Темы, предложенные учителем для исследовательских работ:

  1. Пространство и время в прозе О. Павлова.

  2. Евангельские мотивы в прозе О. Павлова.

  3. Оппозиция «жизни» и «смерти» в прозе О. Павлова

  4. Традиции Н.А. Некрасова и А.И. Солженицына в прозе О. Павлова.

  5. Особенности «жесткой» стилистики боли и страдания в прозе О. Павлова.

  1. Минисочинение на тему: «Зачем человеку жалость?»

  2. Составьте текст для Википедии об О. Павлове и его творчестве.

  3. Напишите свой отзыв о рассказе «Конец века» и поместите на официальный сайт О. Павлова.

  4. Создайте дизайн обложки для книги «Конец века».

  5. Задания для учеников, желающих заниматься исследовательской работой.

6. Составьте тест для ЕГЭ по литературе по рассказу О. Павлова. Предложите варианты вопросов для заданий «С» 1,2,3,4.

7. Напишите часть «С» из ЕГЭ по русскому языку, создавая литературные аргументы по рассказу О. Павлова «Конец века».

Текст: Теперь о доброте. Добрым называют такого человека, который приносит с собой в мир вовсе не сентиментальность, не слезливое умиление перед всем по поводу и без повода. Вот как определен добрый человек в Толковом словаре Владимира Даля: «Дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный». А в более позднем Толковом словаре, вышедшем в свет через восемьдесят лет после далевского под редакцией Д. Ушакова, сказано так: «То, что хорошо, полезно, приятно». Следовательно, добрый тот, кто умеет делать хорошо, полезно и приятно. Но таким, как подчеркивает В. Даль, может быть только человек сведущий. Сведущий - человек, не только знающий свое дело, свою специальность, а широко и объемно понимающий те цели, которые стоят перед обществом, и умеющий этим целям служить. Иными словами - человек культурный, мыслящий масштабно и действующий. Но культура действий невозможна без культуры чувств, которая приходит только к тому, кто умеет понять прекрасное, прислушаться к нему и объявить себя его слугой. (По Н. Самвеляну)

© 2010-2022