Проектная работа учащихся Кировская область - родина сказочных героев

Проект "Кировская область -родина сказочных героев" является краеведческим. В своей работе мы попытались доказать, что Кировская область может считаться родиной сказочных героев. Но в процессе исследования мы выяснили, что сказочные герои Кикимора и Змей Горыныч  размещаются и в других областях. А вот сказочные герои -Глинышек,  Алёнушка и братец Иванушка   живут и считают своей родиной только Кировскую область. В течение всей работы мы опирались на исторический и краеведческий материал и именно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Введение

Летом 2014года старинный город Вятка (Киров) будет отмечать свой 640- летний юбилей. Путешествуя по нашему замечательному городу, мы видим, как много у нас исторических мест. В последние годы многие здания реставрируются, устанавливаются новые памятники, подчёркивающие особенность и неповторимость города. Город имеет древнюю историю. А древность ассоциируется со сказками, былинами, легендами, преданиями. Вот и мы, завершив на уроке литературы изучение сказки А.Островского «Снегурочка» и узнав, что родиной Снегурочки является город Кострома, а Берендеево царство находится рядом с Великим Новгородом, заинтересовались, является ли Вятка родиной какого-нибудь сказочного героя?

Актуальность темы: На наш взгляд, с помощью героев сказок появляется возможность развития детского туризма.

Мы заинтересовались этим проектом и, поразмыслив, решили, что и Кировска область может стать родиной некоторых сказочных героев.

Гипотеза: Если мы докажем, что территория Кировской области является родиной сказочных героев, так как наш город имеет древнюю историю, то мы надеемся на то, что это способствует развитию сферы туристических услуг.

Мы хотим составить туристический маршрут по сказочным местам Вятки. И практическую направленность проекта видим в том, чтобы посетить вместе с одноклассниками сказочные места Кировской области. Таким образом, наш проект будет иметь социальную и патриотическую направленность. Данный проект привлечёт внимание детей и родителей, которые любят путешествовать и узнавать новые страницы из истории своей родины.

Цель: разработать туристический маршрут для детей по сказочным местам Кировской области.

Задачи:

1.Изучить исторические, литературные, информационные источники по данному вопросу.

2. Доказать, что Кировская область является родиной сказочных героев на историческом и литературном материале.

3. Составить туристический маршрут по сказочным местам Вятки.

Методы работы:

  1. Изучение и анализ информационных источников по данному вопросу.

  2. Беседа с вятской писательницей Русиновой Натальей Валентиновной по её Книге «Кикиморские сказки»

















II. О проекте «Сказочная карта России»

В 2010 году в России начал реализовываться проект «Сказочная карта России». Автор проекта, разработчик Алексей Козловский, рассказывает, что к работе над проектом привлекаются краеведы, исследователи мифологии. Автор также приглашает к участию в проекте всех желающих, ведь множество героев сказок у нас не имеют своей малой Родины.
Пока география на сказочной карте России охватывает родные места далеко не всех героев русских сказок. Сейчас это только десяток адресов. Ведь пока еще никто не знает, откуда родом Василиса Прекрасная. А в каком именно селе испекли Колобок? Автор проекта надеется на сотрудничество - героев сказок на всех хватит! Однако, хотя список «безродных» сказочных героев велик, некоторые города ведут спор за право иметь родство с героями сказок. Официально родину имеют только Снегурочка - в Костроме, а также Дед Мороз - Великий Устюг. Эти города оформили авторские права на возможность называться местом жительства героев. По словам автора, Алексея Козловского, при помощи карты можно будет оценить интерес аудитории к сказочным проектам. Если будет интерес, то возможно и местные власти будут охотнее селить у себя сказочных героев.
Ярославская область на сказочной карте России оказалась самым гостеприимным местом, как для сказочных героев, так и для туристов. Сейчас там проживают Алеша Попович, Емеля вместе со Щукой, Курочка Ряба и сама Баба Яга. Ко всем местные жители относятся дружелюбно. Правда вот Баба Яга прижилась не сразу. Вокруг села Кукобой, где поселили старушку, много храмов, и священники решили, что такому «бесовскому» персонажу там не место. Пришлось вести долгие переговоры, в итоге ярославская Баба Яга стала совсем другим человеком. Она перевоспиталась, всегда готова прийти на помощь и лишь иногда немножко хулиганит.

2.1 Кировская область - родина сказочных героев

Прежде чем найти связь какого-либо сказочного героя с нашим краем, нужно привести некоторые доказательства или обосновать его принадлежность к данной территории. Мы начали собирать доказательства и узнали, что в 1990 годы в далёком Ташкенте американским историком Даниэлем Уо был найден и впервые описан «Анатольевский сборник», а в нём - «Сказание о вятчанех». Из него выяснили, что город Хлынов (Вятка, Киров) был основан новгородцами на горе Кикиморке. «И избравшее место прекрасно надъ рекою Вяткою близь устия реки Хлыновицы, инии жъ реша въ то время по реке оной летевшие птицы и крычавше хлы хлы и отъ того назвася та река Хлыновица, на высокой горе иже ныне зоветъ Кикиморская место ьо оно ко общему вселению удобно и изъ тоя горы источники водъ истекающия многия».(1)























2.2 Кикимора Вятская

О Кикиморской горе

При движении по реке новгородцы, конечно, первой заметили Кикиморскую гору, которая показалась им, действительно, хорошим выбором - она высока, обрывиста, имеет множество водных источников (что немаловажно в случае осады), а главное - от нее до Никульчино, «птичьем полетом», то есть по прямой - всего 12 км.. Для взрослого мужчины, воина - это всего лишь 3 часа пути, причем не по непроходимому лесу, а вдоль русла реки Никульчинки, которая впадает в Вятку прямо напротив Кикиморской горы и зимой превращается в единственно возможный путь по местным полям и лесам.

Кикиморская гора дала название Кикиморской слободе, которая позже стала Кикиморской улицей. Сегодня эта улица называется Водопроводная. С Кикиморской горы и сегодня открывается удивительный вид на бескрайние вятские дали, леса и луга, утопающие весной в вешних водах, а зимой - в снегах, которые где-то там, на горизонте, сливаются с низким северным небом. В этом почти нетронутом временем просторе и самом названии улицы есть нечто от древней, седовласой старины, от которых веет сказочными преданиями и фольклорными образами. Кикимирская гора и улица находятся в районе телевизионной вышки. Вот по преданию на этой горе и селились кикиморы.

Вывод: Итак, из изученных источников мы выяснили, что наш город, во-первых, основан на горе Кикиморской. А, во-вторых, в городе Вятке была улица Кикиморская, ныне Водопроводная.

Кто же такая кикимора?

Издавна на Руси 16 февраля (2 марта по новому стилю) отмечали день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу Морены и Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Так же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило - с вилами». Ибо, по поверьям, о сию пору Ярило «воздевает зиму на вилы». Кикимора (по-другому - шишимора) известна не всем восточным славянам. Поверья о ней распространены, в основном, у русских и, меньше, у белорусов. Однако многие черты этого мифологического образа указывают на то, что он сложился в глубокой древности, и скорее всего, под влиянием почитания Мокоши.

Этимология первого компонента слова кикимора - кик- другими исследователями связывается то с глаголом кыкать (кричать, издавать резкие звуки), то с существительным кика (хохол, чепец). Вторая часть слова - мора в других славянских языках выступает как самостоятельное слово, обозначающее женских демонов, насылающих на людей ночные кошмары. В польской мифологии мора - это женщина, у которой по ночам душа может отделяться от тела, в виде мотылька проникать в чужие дома и душить спящих. Похожие верования существуют и у южных славян.(2)

Живет на белом свете нечистая сила (кикимора) сама по себе. Ни с кем-то она, проклятая, не знается, ни с кем не роднится; нет у нее ни брата, ни сестры; нет у нее ни двора, ни кола, а пробивается, бездомная, где день, где ночь. Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку, никем не ведаючи. Стучит, гремит от утра до вечера, а с вечера до полуночи свистит, страху на домочадцев наводит. С той беды великой пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой.(3)

Внешний вид и описание кикиморы

Народ представлял себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с напёрсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далёкое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви - это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе.

По некоторым местным поверьям кикимора до Святок живет на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда.

Почему же в доме может появиться Кикимора?

Дом может стоять на «нечистом, «гнилом» месте», то есть там, где либо когда-то кто-то был похоронен, либо в месте природной аномалии. Если женщина, проживающая в доме, сделала аборт. Существует поверье, что кикимор насылают на хозяев печники или плотники, недовольные или обиженные при расчете за постройку. Сделанная из щепок или сшитая из тряпочек куколка, изображающая собой кикимору, закладывается где-либо в доме, часто между брёвен или балок, после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения: 8 им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери.

Часто бьет Кикимора по ночам посуду, рассыпает крупу, лук и даже ломает мебель. «Любит она и детей постращать. Но особая ее слабость - выдергивать по ночам волосы у мужчин и выщипывать перья у птиц. Если же кикимора решит доделать за вас какую-то работу, то она все безнадежно испортит, испачкает, замусолит - вовек не распутаете пряжи и не отстираете забытую на диване вышивку. Кикимора может даже выгнать из дома хозяев своими причудами».(4)

Таким образом, из изученной литературы мы видим, что кикимора или кикимора болотная как фольклорный образ славян может трактоваться неоднозначно. С одной стороны -это нечистая сила, которая вселяет страх. Ей, жене лешего, приписывалось похищение детей, заманивание заблудившихся путников в трясину и т.п. С другой стороны, невидимка была трудолюбивой, а более всего увлекалась прядением, шитьем и плетением кружев, - эти занятия у кикимор были наследственным ремеслом (а ведь и великая Макошь пряла, как известно, нити судьбы). Если оказывалась рукодельницей, то могла допрясть за хозяйку, а коли таланта или мастерства не хватало, то недовольная результатами своей работы, либо, осерчав на хозяйку, замусоливала шерсть и жгла куделю. Чтобы этого не произошло, полагалось на ночь благословлять средства, предпочитаемого кикиморой труда. Благодаря проделкам неумех из этого рода в народе сложили поговорку: «От кикиморы рубахи не дождешься». А еще она была очень ответственной сторожихой. На русском Севере считалось, что в летнюю пору она ходит по полям с большущей раскаленной сковородкой в руках, припасенной на случай обнаружения там вора: «кого поймает на чужом поле, того и изжарит». Говаривали также, что эта своевольница способна помогать и покровительствовать семье, но только в том случае, если хозяйка в ней сноровистая, старательная и умелая. Тогда она возьмется и малышей 9 убаюкать, и крынки перемыть, и хорошую выпечку обеспечить. Кикимору считали предсказательницей, верили, что плач ее или бряцание коклюшками предсказывает беду, а появление - смерть кого-то из обитателей дома. Загадочным для нас образом определяемое местоположение невидимки означало - к худу или к добру. Кое-где, даже принято было спрашивать у нее о судьбе и получать ответы в виде стука.(3)Вывод: Значит, изученные материалы и беседа с Русиновой Н.В., позволяют нам сделать вывод о том, что кикимора в основном оказывала помощь человеку или наставляла его на правильную жизнь, наказывала лентяек и нечестных на руку людей. И образ нашей Кикиморы Вятской добродушный, весёлый и поучительный, а не мрачный, страшный и пугающий.

2.3 Глинышек

Всем хорошо известна Дымковская игрушка. Глиняный промысел зародился на Вятской земле более 400 лет назад. Мы заинтересовались, нет ли связанного с этим природным материалом, какого-нибудь сказочного персонажа. И не ошиблись. Оказывается город Яранск можно считать родиной волшебного глиняного мальчика - Глинышка.

Глинышек - это собирательный образ, довольно символичен для нашего края. Дело в том, что в Яранске большие залежи глины. А гончарное ремесло дало название многим населённым пунктам района: Горшечниково, Корчаги, Черепаново.

Глинышек похож на пряничного человечка, только из глины и обитает в Яранском районе в деревне Дворяне.

Портрет Глинышка

Словесный портрет яранского туристического бренда таков: Мальчонка из глины получился весёленький! Волосёнки в кружок пострижены, глазки умненькие -умненькие, косовороточка пояском подпоясана, штанишки в сапожки заправлены». Как выяснилось Глинышек разбудил воображение не одного человека! В Яранском музейном театре кукол поставили сказку «Глинышек». Мальчишку, даже двух, из той же глины, слепил Николай Валентинович Поздеев. И образы эти множатся дальше, - такой сувенир рад будет увезти на память об Яранске любой гость, даже не слышавший нашей сказки. А мы то её помним вот с такусенького возраста. И для нас Глинышек станет символом детства, лучшим воспоминанием, связующей нитью поколений. О сказочном герое Глинышке существуют различные сказки, стихи.





2.4 Алёнушка и братец Иванушка

В село Рябово Зуевского района Кировской области, где находится родовое имение знаменитых братьев-художников Васнецовых, каждое лето съезжаются творческие личности со всей России. Художники, вдохновлённые удивительными пейзажами, создают шедевры изобразительного искусства. Один из братьев - Виктор Васнецов - является автором картины «Алёнушка», в основе которой лежит сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке».
Сказочная Алёнушка и её братец Иванушка, на наш взгляд, могут стать сказочными героями, родиной которых будет признана Кировская область, потому что их образы были созданы именно здесь. В подтверждении наших предположений, мы из интервью автора проекта А.Козловского узнали, что в ближайшее время усадьбу ждут серьезные преобразования. В настоящее время в имении реставрируются действующие здания. А потом планируют построить несколько новых сооружений, чтобы создать в Рябово уголок васнецовской эпохи.
Персонажей Алёнушку и Иванушку поселят на территории усадьбы, создадут «Дом творчества» для художников, в котором они смогут жить и работать в любое время года, обустроят места для лепки из глины и построят печь для обжига керамических изделий.
А в самой васнецовской усадьбе появятся визуализированные персонажи известных картин художника Виктора Васнецова - Аленушка, Иван-царевич, три богатыря.

Таким образом, село Рябово по праву может считаться родиной Алёнушки и братца Иванушки, ведь они здесь родились, то есть были созданы великим нашим земляком В. Васнецовым.



2.5 Змей Горыныч

Где находится родина Змея Горыныча - науке неизвестно. Зато уже более трех тысяч туристов поверили, что огнедышащая рептилия уродилась в местечке Гадово (ныне поселок Приволжский) Кимрского района. Автор туристической программы «Гадово - родина Змея Горыныча», директор Приволжского дома ремесел Тамара Горцева в своих замыслах руководствовалась краеведческими изысканиями и местными преданиями.

Однако старинный город Котельнич, на наш взгляд, тоже может считаться родиной сказочного героя Змея Горыныча. Потому что именно эти Змеи Горынычи, или рептилии пермского периода, были найдены на территории Котельнича. Разве это не первое подтверждение тому, что Змей Горыныч, хоть и не совсем приятный положительный персонаж сказок, но наш. Тем более, как нам стало известно по данным СМИ, в Котельниче началась реализация исторического проекта «Котел времени». В 2012 году состоялось открытие Динопарка. Это сделано на основе научно-исторической и культурной привязке к родной почве. К тому уникальному, что есть только на территории Кировской области и больше нигде в мире. Понятно также, что успех будет зависеть от слаженности усилий города, области и отдельных организаторов, а также от масштаба вложений. Ясно, что это уникальное в своём роде заповедное местечко- нахождение парейазавров, нужно очень продуманно защищать и охранять от стихийных нашествий и разгула «диких» туристов.

Динопарк, или природный парк, тематически связанный с крупнейшим в мире Котельничским местонахождением ископаемых ящеров пермского периода, располагается в самом центре города - в квадрате улиц Советской, Ленина, Октябрьской и Володарского. В заболоченном овраге поймы речки Балакиревицы. На сегодня он представляет собой просто огороженный живописный уголок природы с переходными мостиками и смотровыми

площадками, где посреди густых зарослей кустов и деревьев расставлены завезенные из Китая пластиковые скульптуры динозавров, выполненных в натуральную величину. Обустройство Динопарка на начальном этапе обошлось в 15 млн. рублей. Предполагается, что в будущем, которое простирается до 2015 года, здесь появятся каток, детские площадки с качелями, каруселями и прочими развлекательными аттракционами, а также новое музейное здание в виде полусфер. Будут открыты тематическое кафе и сувенирные лавки. Пока же весь дополнительный сервис сводится к услугам экскурсовода, опознавательным табличкам с краткой информацией о каждом динозавре и небольшой торговле сувенирами из гипса на приспособленном лотке возле входа. В основном посетителям предлагается наслаждаться удовольствием чисто эстетически - просто гулять и смотреть. Всего в парке 18 разнообразных представителей застывшей в форме изваяний фауны древнего мира - от многометрового длинношеего взрослого апатозавра, встречающего посетителей при входе, до крохотного, словно только-только вылупившегося из яйца детеныша.

Итак, несмотря на то, что на сегодняшний день две российских области могут считаться родиной Змея Горыныча, опираясь на старинные предания и названия населённых пунктов, мы считаем, что город Котельнич это может доказать с научной точки зрения.

III. Заключение

На основе изученных источников по нашей теме нам удалось выполнить все поставленные перед нами цели и задачи. В своей работе мы в основном доказали, что Кировская область может считаться родиной сказочных героев. Но в процессе работы мы выяснили, что сказочные герои Кикимора и Змей Горыныч размещаются и в других областях. А вот сказочные герои -Глинышек, Алёнушка и братец Иванушка живут и считают своей родиной только Кировскую область. В течение всей работы мы опирались на исторический и краеведческий материал и именно его брали, как доказательство нашей гипотезы.

На сегодняшний день четыре населённых пункта Кировской области могут считаться родиной сказочных героев. На основании выше сказанного, мы делаем выводы.

1. Наш город, во-первых, основан на горе Кикиморской. А, во-вторых, в городе Вятке была улица Кикиморская, ныне Водопроводная.

2. Из-за богатейших запасов глины Яранск будет считаться глиняной столицей Поволжья, а сказочный персонаж - Глинышек станет символом победы добра над злом и возрождения Яранского района, в связи с реализацией туристических проектов.

3. Село Рябово Зуевского района - родина русского художника В. Васнецова, следовательно, в усадьбе могут поселиться Алёнушка и братец Иванушка.

4. А уникальные раскопки в Котельниче, в результаты которых найдены рептилии пермского периода, могут свидетельствовать о том, что Змей Горыныч ( очень похожий на один из видов динозавров) может претендовать на родину в Котельниче.

IV. Cписок источников

  1. vstrana.ru/index.php?option

  2. Этимологический словарь славянских языков. Т. 19. М., 1992. С. 211-214.

  3. Черепанова О.А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983. С. 124-133;

  4. Власова M.H. Новая Абевега русских суеверий. СПб., 1995. С. 170-177.

  5. Мифологические рассказы русского населения… С. 85-86; Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Т. 1. М., 1993. С. 64-65; Материалы этнолингвистической экспедиции в Каргопольский район Архангельской области, хранящиеся в фольклорном кабинете РГГУ).

  6. Сказки, стихи о Глинышке stihi.ru/comments.

7.Алёнушка и братец Иванушка ikirov.ru

14


© 2010-2022