Прямая речь и диалог

Цель урока: обобщить и углубить изученный материал, вызвать интерес к теме урока «Прямая речь и диалог» Знать:-понятия «прямая речь», «диалог», «реплика», «кавычки», «тире», «двоеточие» -структуру предложений с прямой речью - правила письменного оформления диалога Уметь:-определять место слов автора и прямой речи; - правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку; - составлять схемы предложений с прямой речью Оборудование: мультимедийный проектор, ка...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Прямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогПрямая речь и диалогОткрытый урок по русскому языку в 7 классе по теме

«Причастный оборот»

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии

Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом - предложением с союзным словом «который»

Знать: опознавательные признаки причастного оборота

Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом

Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные

Оборудование: карточки, иллюстрации

Ход урока

1. Вступительное слово учителя
Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.

2. Актуализация

Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом

Учитель. В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма не-обычно (каждый ученик получает карточки):


Который изучает


Который рассказывает


Который читает


Который думает


Который смеётся


Который танцует

Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен:


Который бросил


Который ускакал


Который убежал


Который ушёл


Который замолчал


Который устал

Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который..., каждая крошка - которая..., каждое дитя - которое...

Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царстваПричастий. Он говорил ей:

- Я король, который любит.

- Любящий, - поправляла она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся, - вторила она.

- Годы, которые мне остались…

- Оставшиеся…

- Я хочу посвятить вам.

- Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…

Представьте, как обрадовались подданные короля!

3. Работа по образованию причастий

Цель: показать на примерах процесс образования причастий

Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.

(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает - изучающий, который рассказывает - рассказывающий, который смеётся - смеющийся, который думает - думающий, который читает - читающий, который танцует - танцующий, который бросил - бросивший, который ускакал - ускакавший, который убежал - убежавший, который ушёл - ушедший, который замолчал -замолчавший, который устал - уставший))

4. Выполним упражнение

Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложнёнными причастными оборотами

Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение.

(Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту)

Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами


Образец. Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен.- Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.

  1. Это ш…девр архитектуры, который был возведён в IV веке до нашей эры.

  2. По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола.

  3. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.

  4. На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная кам…ра.

  5. На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружён колон…адой.

  6. На многоступенчатой пир…миде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу.

КВАДРИГА - двухколёсная колесница, запряжённая четырьмя лошадьми

  1. Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м…взолея.

  2. Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.

Попробуйте обнаружить связь между «квадригой» и одной из геометрических фигур

5. Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.

6. Выполнение разноуровневых заданий

Цель: в занимательной форме познакомить с этимологией некоторых слов, встретившихся в упражнении

Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определенного уровня сложности, который соответствует оценке.

Уровень «3»

Закончите таблицу

Происхождение

Значение

Пример из текста

Французское

«труд, достойный мастера»

Греческое

«помещение со сводообразным потолком»

Латинское

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»

Греческое

«глыба, блестящий камень»

Старославянское

его происхождение связано со словом «порох»

Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах

Уровень «4»

Закончите таблицу, используя слова из упражнения

Происхождение

Значение

Пример из текста

Французское

«труд, достойный мастера»

Греческое

«помещение со сводообразным потолком»

Латинское

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»

Греческое

«глыба, блестящий камень»

Старославянское

его происхождение связано со словом «порох»

КЛЮЧ

Происхождение

Значение

Пример из текста

Французское

«труд, достойный мастера»

шедевр

Греческое

«помещение со сводообразным потолком»

камера

Латинское

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»

эра

Греческое

«глыба, блестящий камень»

мрамор

Старославянское

его происхождение связано со словом «порох»

прах

Уровень «5»

Соединительными линиями покажите соответствия

Французское

«помещение со сводообразным потолком»

шедевр

Старославянское

«труд, достойный мастера»

эра

Греческое

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»

прах

Греческое

его происхождение связано со словом «порох»

камера

Латинское

«глыба, блестящий камень»

мрамор

Французское

«помещение со сводообразным потолком»

шедевр

Старославянское

«труд, достойный мастера»

эра

Греческое

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»

прах

Греческое

его происхождение связано со словом «порох»

камера

Латинское

«глыба, блестящий камень»

мрамор

7. Работа по развитию речи

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов

Учитель. Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удаётся. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки.

Исправьте грамматические ошибки

1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.

(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)

КЛЮЧ

Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.

2. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

КЛЮЧ

Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

3. Особое внимание привлекала окружённая усыпальница 39 колоннами.

(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот)

КЛЮЧ

Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.

8. Подведение итогов урока

Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций. В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их (дети называют слова).

9. Домашнее задание

Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, - это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу.

Шарик, который летит, - летящий.

Снежок, который хрустит, - хрустящий.

Ручей, который журчит, - …

Речь, которая звучит, - …

Дома вы должны попытаться продолжить это стихотворение.

Итак, урок окончен.



© 2010-2022