Традиционное и новое на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

П.С.Магомедгаджиева,

ГКОУ «РЦДОДИ», учитель русского языка и лит.

Традиционное и новое на уроках русского языка и литературы

По-прежнему традиционной формой в методике преподавания предметов филологического цикла остается урок.

Урок - это «более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения» [1, с.262]. Функция урока как орга­низационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но частичной цели, которая, например, в одном случае, состоит в ус­воении нового, целостного содержания, пусть являющегося частью более обширного содержания, в другом - в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепления).

Современная дидактика предлагает огромный выбор форм проведения урока: урок-путешествие, урок-КВН, урок-соревнование, урок-игра, урок-конференция и пр.

Урок как обучающая форма многогранен и многопланов. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного пред­мета и соответственно занимает свое место в системе учебного пред­мета, темы программы и решает свойственные ему на данный мо­мент дидактические цели.

Не­стандартный урок представляет собой импровизацию, некое актерское действо, как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Такой урок отличается нетрадиционной неустановленной правилами и традициями структурой. Нестандартные уроки проводятся уже много лет, но споры о них целесообразности продолжаются и сегодня. Одни педагоги считают, что это хорошая форма активизации познавательной деятельности (а для предметов филологического цикла нестандартные уроки - просто находка; тут и литературные суды, и лингвистические КВНы, и литературные гостиные с элементами театрализации и костюмирования и еще много чего, что интересно учащимся, да и самому педагогу), другие счита­ют такие уроки опасным нарушением педагогических принци­пов, вынужденным отступлением педагогов под напором обле­нившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно тру­диться. Именно такое положение дел - разность мнений специалистов, как теоретиков, так и практиков, относительно необходимости и целесообразности проведения нестандартных уроков в современной школе, интерес учащихся к ним, но при том некая театрализованность, праздничность таких уроков, что согласно откликам ряда педагогов-практиков не стоит превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообраз­но из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по­знавательного труда, невысокой результативности.

Современная дидактика в основном сохраняет разработанную К.Д.Ушинским классификацию уроков, но несколько уточняет ее. Основными типами уроков, которые проводятся в школе и характе­ризуются определенными методическими особенностями, являют­ся следующие:

а) уроки смешанные, или комбинированные,

б) уроки изложения нового материала учителем;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

д) уроки проверки и оценки знаний, умении и навыков [2, с.46].

В условиях многонационального Дагестана особое значение в преподавании предметов филологического цикла приобретает интеграция лингвистического образования, т.е. изучение языков с опорой одного языка на другой, с сопоставлением, переносом, сравнениями одинаковых и различных явлений. Важно здесь и изучение национальной литературы. Именно межпредметные связи позволят в многонациональном регионе осуществить всестороннее и гармоничное развитие личности молодого человека, согласно требованиям современного ФГОС.

Новаторство в данном случает заключается в преодолении диспропорции, разрозненность знаний через формирование у обучающегося единой картины мира.

Судьба любой нации зависит от уважительного отношения к ней других народов. И поэтому чувство толерантности у учащихся важно воспитывать через интеграцию языка и литературы, через сопоставление жизни и творчества отдельных писателей, используя их произведения, в которых прослеживаются общие проблемы народов. Такой подход позволяет учащимся лучше понять происходящее, определить свое место в социуме, сделать правильный выбор будущего.

Другим аспектом новаторства сегодня выступает возможность использования в методике преподавания предметов филологического цикла использовать современные информационные технологии. И здесь речь идет не только об использовании компьютера в обучении. Это уже день вчерашний. Множество статей в методических изданиях посвящены использованию таких форм обучения как электронная презентация, электронное портфолио учащихся. Сегодня следует говорить о формировании изображений и отображения информации с помощью голограммной оптики, когда у обучающихся появляется возможность пронестись по улицам старинных городов, пробежать на перегонки с литературным героем, отправиться на экскурсию по литературным местам известных городов.

Такой подход позволяет наиболее активизировать познавательную деятельность учащихся, повышает мотивацию их учебной деятельности, формирует исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения. С появлением интерактивного оборудования в нашей школе у каждого учителя появилась прекрасная возможность оживить, разнообразить свои уроки.

По-прежнему актуален в обучении метод проектов, когда учащиеся отрабатывают навыки работы с информационным массивом (который, следует заметить, сегодня просто огромен, и без специальных навыков найти нужную и достоверную информацию крайне сложно), приемы работы в группе, формулирование гипотез и их доказательство. Все это способствует раскрытию личности обучающегося, его индивидуально-личностных способностей. Проектный метод в сочетании с новыми компьютерными технологиями способен дать хорошие результаты в современном преподавании, так как он направлен на повышение эффективности урока, на развитие творческих и аналитических способностей учащихся, что является прекрасным стимулом или поддержания интереса к изучению русского языка и литературы[3, c. 35]. На уроках русского языка он дает возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: конспект, газета, журнал, кроссворд, викторина. Роль учителя при подготовке урока-проекта в основном сводится к тому, что он помогает формировать идею проекта, контролирует, консультирует, направляет творческую деятельность учащихся в нужное русло.

Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Интересная работа в группах над проектом дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы. Этому способствуют появившиеся и стремительно развивающиеся в сети Интернет так называемые виртуальные музеи, которые по сути своей представляют базы данных, содержащие музейные электронные экспонаты, цифровые фото-, аудио- и видеоматериалы, анимацию и многое другое. Понятие виртуальный музей вошло в нашу жизнь в конце прошлого века, начиная с середины 90-х годов. Сейчас в сети Интернет с помощью поисковых систем можно найти более тысячи электронных музеев. Татьяна Вячеславовна Рыжкова делится опытом работы по организации "Виртуального литературного музея"[4, c. 45].

Но возможности современной науки и техники чрезвычайно велики. Их можно активно использовать в методике обучения. В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения. Особое место в их числе занимают интерактивные. Для реорганизации учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных пособий. Однако реально каждый учитель разрабатывает свои программы, а также учебные и дидактические материалы. Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном обучении.

Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники.

Мультимедиа-технологии позволяют иллюстрировать рассказ педагога, особенно это важно при изучении новой темы. Компьютерные программы помогают создать разнообразные визуальные ряды и организовать их звуковое сопровождение, отдавая дань ключевому принципу дидактики - принципу наглядности в обучении.

Стратегия интерактивного обучения - организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности); многосторонней коммуникации; конструировании знаний учащимся; использовании самооценки и обратной связи; активности учащегося.

Новаторский подход в обучении позволяет не только делать работу педагога интереснее, но и дает учащемуся возможность определять тот объем и вектор знаний, который он считает для себя необходимым и приемлемым. Это очень важно сегодня, когда накопленный социальный опыт велик и каждый должен определить, что именно он должен унаследовать от предыдущих поколений.

Литература


  1. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П.И.Пидкасистого.-2-е изд.- М.:Роспедагенство,1996.-602с.

  2. Харламов И.Ф. Научные основы урока и передовой опыт//Советская педагогика.-1987.-№12.-С.44-49.

  3. Вахрушева Л. М. Применение проектного метода на уроках русского языка // Русский язык. - 2007. - № 14. - С. 35.

  4. В.А. Леонтьева, Т.В. Рыжкова. Школьный виртуальный литературный музей// Школа как территория чтения : сб. ст. / сост. С.В. Волков. - М. : МЦБС, 2008. - С. 43.




© 2010-2022