Элективный курс «В мире грамотного письма»

"Выдержка из материала: Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, на которых семиклассники учатся определять орфограммы и пунктограммы, создавать свои творческие работы.           Программа не создает учебных перегрузок, домашние задания отсутствуют, предполагается широкое использование активных методов обучения. В работе можно использовать практические, наглядные, словесные, эвристические, программированные методы. "Содержание курса ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«В мире грамотного письма»

Программа дополнительного образования детей 13 лет

Направленность: социально-педагогическая

Срок реализации - 1 год.

Элективный курс «В мире грамотного письма»









Пояснительная записка

Программа «В мире грамотного письма» предназначена для обучающихся 7 классов и рассчитана на 34 часа. Она обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры.

Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.

Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы в знаниях обучающихся, которая препятствует получению дальнейших полноценных знаний. Поэтому актуальными являются дополнительные занятия для повторения, закрепления ранее изученного материала на новом, более глубоком уровне.

Направленность программы

по содержанию - научно-образовательная;

по функциональному предназначению - учебно-познавательная;

по форме организации - групповая;

по времени реализации - краткосрочная.

Данная программа «В мире грамотного письма» - это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах и чему научатся в 7 классе. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность применять их на практике, но и учитывать речевую ситуацию, стремясь как можно точнее передать смысл высказывания.

Основными направлениями в работе учителя становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), опора на этимологический анализ при обучении орфографии, систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами. Отличительной особенностью данной программы является направленность не только на групповое, но и на индивидуальное практическое развитие каждого ребенка.

К числу наиболее актуальных проблем относится разрыв между освоением теоретической базы и формированием практических умений и навыков учащихся. В V-VII классах из-за насыщенности программ и недостатка времени на их выполнение преподавание носит преимущественно информирующий характер. Навык распознавания обучающимися языкового явления не переходит в устойчивое умение. Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; работа с разнообразными лингвистическими словарями, орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово. Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова - функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию, а также связно, полно, последовательно, логично излагать свои мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию, в том числе и с точки зрения правописания.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в целом выпускники, участвовавшие в экзаменационных испытаниях, показали невысокий уровень владения письменной речью, орфографической и пунктуационной грамотностью, поэтому необходимо уделить внимание дополнительной работе над теми ошибками, которые часто допускаются при написании диктантов, изложений, сочинений.

Программа включает в себя:

  • теоретический материал;

  • вопросы и задания практического характера;

  • задания творческого характера.

Предложенные в рамках курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач. Подача материала предполагает говорить занимательно о сложном.

Цели программы:

  • повышение качества знаний по предмету,

  • активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся.

Для реализации цели следует решить следующие

задачи:

  • научить учащихся свободному владению терминологией;

  • развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;

  • развивать навык самостоятельного приобретения знаний;

  • прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса;

  • создать прочную базу орфографических навыков;

  • овладевать основными нормами русского литературного языка.

Ожидаемые результаты:

  • овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;

  • умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;

  • повышение орфографической и пунктуационной грамотности.

Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что в ней представлена многоаспектная подготовка обучающихся. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания и пунктуации).

  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности, закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Прохождение каждой теоретической темы предполагает повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика, и овладение знаниями обобщенного характера, выходящими за пределы школьной программы.

Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, на которых семиклассники учатся определять орфограммы и пунктограммы, создавать свои творческие работы.

Программа не создает учебных перегрузок, домашние задания отсутствуют, предполагается широкое использование активных методов обучения. В работе можно использовать практические, наглядные, словесные, эвристические, программированные методы. Содержание курса способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

- систему правил, связанных с правописанием морфем;

- деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания;

- систему правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи;

- систему правил, связанных с написанием НЕ с разными частями речи и частиц НЕ и НИ,

- систему правил, связанных с написанием причастий, наречий, деепричастий,

-основные функции пунктуационных знаков - разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения;

- разделы русской пунктуации;

- обращение к орфографическому словарю на экзамене для прояснения вопросов правописания.

Уметь:

- опознавать морфемы с чередованиями гласных и согласных;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания;

- проводить словообразовательный разбор слова, определять способ его образования;

- устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;

- выделять грамматическую основу предложения;

- пользоваться синтаксическими синонимами, выполняя задания при создании речевого высказывания;

- применять знания по синтаксису в практике правописания;

-соблюдать в письменной речи основные пунктуационные и синтаксические нормы русского литературного языка;

Итогом работы по этой программе могут быть следующие действия обучающихся:

- создание раздаточного дидактического материала разной степени сложности по одной из тем;

- подготовка материала к стенду «Пиши правильно»;

- создание презентаций по изучаемым темам.

Тематический план (34 часа)

Тема

Количество часов (всего)

Количество часов теоретических

Количество часов практических

В мире грамотного письма (34 часа)

1.


2.


3-4.

5-6.


7-8.


9.


10-11.

12.



13.


14.


15-16.


17.

БЛОК 1. «Орфография» (12 часов)

«Смотри в корень»

Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных.

«Скажи, где ты «живешь», и я скажу, кто ты».

Корни с чередованием.

«Говорящие» суффиксы и приставки.

Правописание приставок и суффиксов.

«Умей обобщать».

Орфограммы в окончаниях разных частей речи.

«В каждом «доме» свой закон»

Правописание гласных после шипящих.

«Хитрые» звуки.

Правописание Ъ и Ь.

Н и НН в прилагательных.

Создаем алгоритм.

НЕ с разными частями речи. Частицы НЕ и НИ.

«Слитно или через дефис»?

Дефисное и слитное написание сложных существительных и прилагательных.

БЛОК 2. «Причастие» (5 часов).

Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.

Причастие как часть речи. Причастный оборот.

«Действует» или «страдает»?

Действительные и страдательные причастия

Чем трудны причастия?

Н и НН в полных и кратких причастиях. Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях.

Слитно или раздельно?

НЕ с причастиями.



1




1

2

2

2

1

2

1


1


1

2

1













1


1

1


1

























1



1



1

1

1

1

1

1

1


1


1

1

1

18-19.


20.

БЛОК 3. «Деепричастие» (3 часа).

Дее +причастие= причастность к действию.

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот.

«Коварство» деепричастного оборота.

НЕ с деепричастиями. Обособление деепричастного оборота.



2






1



1



1



1

21.

22-23.


24.

БЛОК 4. «Наречие». (4 часа)

На+речь (глагол)=приглаголие.

Наречие как часть речи. Дефис в наречиях.

«Пиши правильно»

Правописание приставок и суффиксов наречий. НЕ с наречиями. Отличие наречий от других частей речи.

«Создаем алгоритм»

Обобщение. Правописание наречий.



1


2

1







1



1




1





1

25-26.

БЛОК 5. «Предлоги» (2 часа).

Предлог - «перед словом»

Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов.



2



1



1

27-28.

Блок 6. «Синтаксис» (8 часов).

«Осложнения» простого предложения.

Простое предложение, осложненное вводными конструкциями. Тире между подлежащим и сказуемым.




2




1




1

29-30.

Простое предложение, осложненное однородными членами предложениями

2

1

1

31-32.

Предложения с обособленными определениями и ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ.

2

1

1

33-34.

Простой разговор о сложном предложении.

Сложные предложения и пунктуация в СП.

2

1

1

Итого

34

12

22

Содержание программы.

Занятие 1. «Смотри в корень». Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня.

Содержание материала: Обобщение и систематизация знаний о правописании гласных и согласных в корне. Условия выбора орфограммы. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Безударные проверяемые и непроверяемые и непроверяемые гласные. Использование данных орфографического и словообразовательного словаря для объяснения правильного написания корня слова.

Форма занятия: Семинар-практикум. Работа в парах. Тестирование.

Методическое обеспечение: Составление обобщающей таблицы, работа со словарем.

Занятие 2. «Скажи, где ты живешь, и я скажу, кто ты». Корни с чередованием.

Содержание материала: Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-//-кос-; -лаг-//-лож-, -бир-//бер, -тир-//тер-, -стил-//-стел и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//рос-, -скак-//-скоч_ (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон_, -зар-//-зор- (зависимость от ударения). Зависимость написания корней от семантики.

Формы занятий: Семинар-практикум, тестирование.

Методическое обеспечение: Составление обобщающей таблицы.

Занятия 3-4. «Говорящие приставки и суффиксы». Орфография. Правописание приставок и суффиксов. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных в приставках. Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Содержание материала: Обобщение и систематизация знаний о правописании гласных в приставках. Условия выбора орфограммы. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1)Приставки на з/с - фонетический принцип; 2)Морфологический принцип написания приставок.

Форма занятия: семинар - практикум.

Методическое обеспечение: Составление обобщающей таблицы, работа со словарем.

Занятия 5-6. «Умей обобщать». Орфограммы в окончаниях разных частей речи. Система правил, регулирующих написание окончаний разных частей речи.

Содержание материала: Обобщение и систематизация знаний о правописании окончаний разных частей речи. Условия выбора орфограммы.

Форма занятий: Семинар-практикум, тестирование.

Методическое обеспечение: Составление обобщающей таблицы.

Занятия 7-8. «В каждом «доме» свой закон». Правописание гласных после шипящих.

Содержание материала: Система орфограмм, регулирующих правописание гласных после шипящих.

Форма занятий: Деловая игра, работа со словарем, индивидуальная работа по карточкам.

Семинар-практикум.

Методическое обеспечение: Составление обобщающей таблицы,

тестирование, создание опорных схем.

Занятие 9. «Хитрые» звуки. Правописание Ъ и Ь. Н и НН в прилагательных.

Содержание материала: Правописание Ь и Ъ знаков, Н и НН в суффиксах прилагательных.

Форма занятий: практикум, тестирование.

Методическое обеспечение: Составление опорных схем, тестирование.

Занятия 10-11. «Создаем алгоритм». НЕ с разными частями речи. Частицы НЕ и НИ.

Содержание материала: Система орфограмм, регулирующих написание НЕ с разными частями речи. Различение и правописание частиц НЕ и НИ.

Форма занятия: Семинар-практикум, индивидуальная работа по карточкам, тестирование.

Методическое обеспечение: создание опорных схем, обобщающей таблицы, тестирование.

Занятие 12. «Слитно или через дефис»? Дефисное и слитное написание сложных существительных и прилагательных.

Содержание материала: Система орфограмм, регулирующих дефисное и слитное написание сложных существительных и прилагательных.

Форма занятий: Семинар-практикум.

Методическое обеспечение: Составление обобщающей таблицы,

тестирование.

Занятие 13. Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.

Содержание материала: Понятие о причастии и причастном обороте. Умение находить в тексте причастия и причастный оборот.

Форма занятия: Урок-практикум, работа с карточками.

Методическое обеспечение: тестирование, создание раздаточного материала.

Занятие 14. «Действует» или «страдает»? Действительные и страдательные причастия.

Содержание материала: Понятие о действительных и страдательных причастиях, умение находить их в тексте, знать отличия и особенности употребления.

Форма занятия: урок-практикум.

Методическое обеспечение: тесты, карточки-задания.

Занятия 15-16. Чем трудны причастия?

Н и НН в полных и кратких причастиях. Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях.

Содержание материала: система орфограмм, регулирующих написание Н и НН в полных и кратких причастиях и прилагательных.

Форма занятия: Семинар-практикум, тестирование, работа в парах.

Методическое обеспечение: обобщающая таблица, опорная схема, тесты, карточки-задания.

Занятие 17. Слитно или раздельно? НЕ с причастиями.

Содержание материала: условия, определяющие выбор правильного написания орфограммы НЕ с причастиями.

Форма занятия: Семинар-практикум.

Методическое обеспечение: Работа с тренировочными тестами, обобщающая таблица.

Занятия 18-19. Дее+причастие=причастность к действию. Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот.

Содержание материала: Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Умение находить их в тексте.

Форма занятий: урок-практикум.

Методическое обеспечение: Синтаксический разбор предложений. Работа с тренировочными тестами.

Занятие 20. «Коварство» деепричастного оборота.

НЕ с деепричастиями. Обособление деепричастного оборота.

Содержание материала: Условия, определяющие написание НЕ с деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Случаи не обособления деепричастия. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами.

Форма занятий: Семинар-практикум.

Методическое обеспечение: Создание опорных схем, листа пунктуационных ошибок, синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Работа с тренировочными тестами.

Занятие 21. На+речь (глагол) = «приглаголие».

Наречие как часть речи. Дефис в наречиях.

Содержание материала: Понятие о наречии как части речи. Условия, регулирующие выбор написания наречий.

Форма занятий: Семинар-практикум.

Методическое обеспечение: Создание опорных схем. Работа с тренировочными тестами.

Занятия 22-23. «Пиши правильно».

Правописание приставок и суффиксов наречий. НЕ с наречиями. Отличие наречий от других частей речи.

Содержание материала: Система орфограмм, регулирующих правописание приставок и суффиксов наречий, НЕ с наречиями. Знать отличие наречий от других частей речи.

Форма занятия: Семинар-практикум.

Методическое обеспечение: карточки, тесты, тренажеры.

Занятие 24. Создаем алгоритм.

Обобщение. Правописание наречий.

Содержание материала: Обобщить и систематизировать изученные орфограммы.

Форма занятий: урок контроля.

Методическое обеспечение: тесты, опоры.

Занятия 25-26. Предлог - «перед словом».

Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов.

Содержание материала: Понятие о производных и непроизводных предлогах. Система орфограмм, регулирующих написание производных предлогов.

Форма занятий: Семинар-практикум.

Методическое обеспечение: Создание опорных схем. Работа с тренировочными тестами.

Занятия 27-28. «Осложнения» простого предложения.

Простое предложение, осложненное вводными конструкциями. Тире между подлежащим и сказуемым.

Содержание материала: Пунктуация в простом предложении, осложненном вводными конструкциями. Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Форма занятия: Семинар-практикум.

Методическое обеспечение: карточки, тестирование, компьютерные тренажеры.

Занятия 29-30. Простое предложение, осложненное однородными членами предложениями.

Содержание материала: Пунктуация в простом предложении, осложненном однородными членами.

Форма занятий: Семинар-практикум.

Методическое обеспечение: карточки, тестирование, компьютерные тренажеры.

Занятия 31-32. Предложения с обособленными определениями и ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ.

Содержание материала: Пунктуация в простом предложении, осложненном обособленными определениями и обстоятельствами.

Форма занятий: Семинар-практикум.

Методическое обеспечение: карточки, тестирование, компьютерные тренажеры.

Занятия 33-34. «Простой» разговор о сложном предложении.

Сложные предложения и пунктуация в СП.

Содержание материала: Понятие о сложном предложении, отличие СП от простого. Пунктуация в сложном предложении.

Форма занятия: Семинар-практикум.

Методическое обеспечение: Создание опорных схем, листа пунктуационных ошибок, синтаксический разбор предложений.

Литература для учителей и обучающихся:

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / (авт.-сост. С.И. Львова). - 3-е изд., - М.: Мнемозина, 2009.

Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. - М., 2004.

Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. М., 2004

Селезнева Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. М., 1980.

Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. - М., 1990г

Лекант П.А. Школьный справочник по русскому языку. - М., Русское слово, 2004.

Касаткин Л.Л., Лекант П.А. Современный русский язык. Словарь - справочник.- М., Просвещение, 2005.

Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М., Просвещение, 2005.

Одинцов В.В.и другие. Школьный словарь иностранных слов. - М., Просвещение, 2006.

Лекант П.А., Леденёва В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., «Просвещение», 2006.

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., Просвещение, 2006.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., Просвещение, 2006.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М., Русский язык. Медиа, 2006.

Шаинский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., Дрофа, 2006.

Тесты по русскому языку. 5 - 7 класс. - М., Дрофа.

Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. - М., 2005.

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. - М., 2005.

Ахременкова Л.А.Тренинг по пунктуации (с ответами): 5-11 классы, М.: ТЦ «Сфера», 2001.







© 2010-2022