- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс «В мире грамотного письма»
Элективный курс «В мире грамотного письма»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попова Е.Н. |
Дата | 18.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«В мире грамотного письма»
Программа дополнительного образования детей 13 лет
Направленность: социально-педагогическая
Срок реализации - 1 год.
Пояснительная записка
Программа «В мире грамотного письма» предназначена для обучающихся 7 классов и рассчитана на 34 часа. Она обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры.
Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.
Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы в знаниях обучающихся, которая препятствует получению дальнейших полноценных знаний. Поэтому актуальными являются дополнительные занятия для повторения, закрепления ранее изученного материала на новом, более глубоком уровне.
Направленность программы
по содержанию - научно-образовательная;
по функциональному предназначению - учебно-познавательная;
по форме организации - групповая;
по времени реализации - краткосрочная.
Данная программа «В мире грамотного письма» - это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах и чему научатся в 7 классе. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность применять их на практике, но и учитывать речевую ситуацию, стремясь как можно точнее передать смысл высказывания.
Основными направлениями в работе учителя становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), опора на этимологический анализ при обучении орфографии, систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами. Отличительной особенностью данной программы является направленность не только на групповое, но и на индивидуальное практическое развитие каждого ребенка.
К числу наиболее актуальных проблем относится разрыв между освоением теоретической базы и формированием практических умений и навыков учащихся. В V-VII классах из-за насыщенности программ и недостатка времени на их выполнение преподавание носит преимущественно информирующий характер. Навык распознавания обучающимися языкового явления не переходит в устойчивое умение. Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; работа с разнообразными лингвистическими словарями, орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово. Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова - функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию, а также связно, полно, последовательно, логично излагать свои мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию, в том числе и с точки зрения правописания.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в целом выпускники, участвовавшие в экзаменационных испытаниях, показали невысокий уровень владения письменной речью, орфографической и пунктуационной грамотностью, поэтому необходимо уделить внимание дополнительной работе над теми ошибками, которые часто допускаются при написании диктантов, изложений, сочинений.
Программа включает в себя:
-
теоретический материал;
-
вопросы и задания практического характера;
-
задания творческого характера.
Предложенные в рамках курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач. Подача материала предполагает говорить занимательно о сложном.
Цели программы:
-
повышение качества знаний по предмету,
-
активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся.
Для реализации цели следует решить следующие
задачи:
-
научить учащихся свободному владению терминологией;
-
развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;
-
развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
-
прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса;
-
создать прочную базу орфографических навыков;
-
овладевать основными нормами русского литературного языка.
Ожидаемые результаты:
-
овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;
-
умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;
-
повышение орфографической и пунктуационной грамотности.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что в ней представлена многоаспектная подготовка обучающихся. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
-
Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания и пунктуации).
-
Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности, закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Прохождение каждой теоретической темы предполагает повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика, и овладение знаниями обобщенного характера, выходящими за пределы школьной программы.
Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, на которых семиклассники учатся определять орфограммы и пунктограммы, создавать свои творческие работы.
Программа не создает учебных перегрузок, домашние задания отсутствуют, предполагается широкое использование активных методов обучения. В работе можно использовать практические, наглядные, словесные, эвристические, программированные методы. Содержание курса способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:
- систему правил, связанных с правописанием морфем;
- деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания;
- систему правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи;
- систему правил, связанных с написанием НЕ с разными частями речи и частиц НЕ и НИ,
- систему правил, связанных с написанием причастий, наречий, деепричастий,
-основные функции пунктуационных знаков - разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения;
- разделы русской пунктуации;
- обращение к орфографическому словарю на экзамене для прояснения вопросов правописания.
Уметь:
- опознавать морфемы с чередованиями гласных и согласных;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания;
- проводить словообразовательный разбор слова, определять способ его образования;
- устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
- выделять грамматическую основу предложения;
- пользоваться синтаксическими синонимами, выполняя задания при создании речевого высказывания;
- применять знания по синтаксису в практике правописания;
-соблюдать в письменной речи основные пунктуационные и синтаксические нормы русского литературного языка;
Итогом работы по этой программе могут быть следующие действия обучающихся:
- создание раздаточного дидактического материала разной степени сложности по одной из тем;
- подготовка материала к стенду «Пиши правильно»;
- создание презентаций по изучаемым темам.
Тематический план (34 часа)
№
Тема
Количество часов (всего)
Количество часов теоретических
Количество часов практических
В мире грамотного письма (34 часа)
1.
2.
3-4.
5-6.
7-8.
9.
10-11.
12.
13.
14.
15-16.
17.
БЛОК 1. «Орфография» (12 часов)
«Смотри в корень»
Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных.
«Скажи, где ты «живешь», и я скажу, кто ты».
Корни с чередованием.
«Говорящие» суффиксы и приставки.
Правописание приставок и суффиксов.
«Умей обобщать».
Орфограммы в окончаниях разных частей речи.
«В каждом «доме» свой закон»
Правописание гласных после шипящих.
«Хитрые» звуки.
Правописание Ъ и Ь.
Н и НН в прилагательных.
Создаем алгоритм.
НЕ с разными частями речи. Частицы НЕ и НИ.
«Слитно или через дефис»?
Дефисное и слитное написание сложных существительных и прилагательных.
БЛОК 2. «Причастие» (5 часов).
Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.
Причастие как часть речи. Причастный оборот.
«Действует» или «страдает»?
Действительные и страдательные причастия
Чем трудны причастия?
Н и НН в полных и кратких причастиях. Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях.
Слитно или раздельно?
НЕ с причастиями.
1
1
2
2
2
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18-19.
20.
БЛОК 3. «Деепричастие» (3 часа).
Дее +причастие= причастность к действию.
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот.
«Коварство» деепричастного оборота.
НЕ с деепричастиями. Обособление деепричастного оборота.
2
1
1
1
1
21.
22-23.
24.
БЛОК 4. «Наречие». (4 часа)
На+речь (глагол)=приглаголие.
Наречие как часть речи. Дефис в наречиях.
«Пиши правильно»
Правописание приставок и суффиксов наречий. НЕ с наречиями. Отличие наречий от других частей речи.
«Создаем алгоритм»
Обобщение. Правописание наречий.
1
2
1
1
1
1
1
25-26.
БЛОК 5. «Предлоги» (2 часа).
Предлог - «перед словом»
Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов.
2
1
1
27-28.
Блок 6. «Синтаксис» (8 часов).
«Осложнения» простого предложения.
Простое предложение, осложненное вводными конструкциями. Тире между подлежащим и сказуемым.
2
1
1
29-30.
Простое предложение, осложненное однородными членами предложениями
2
1
1
31-32.
Предложения с обособленными определениями и ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ.
2
1
1
33-34.
Простой разговор о сложном предложении.
Сложные предложения и пунктуация в СП.
2
1
1
Итого
34
12
22
Содержание программы.
Занятие 1. «Смотри в корень». Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня.
Содержание материала: Обобщение и систематизация знаний о правописании гласных и согласных в корне. Условия выбора орфограммы. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Безударные проверяемые и непроверяемые и непроверяемые гласные. Использование данных орфографического и словообразовательного словаря для объяснения правильного написания корня слова.
Форма занятия: Семинар-практикум. Работа в парах. Тестирование.
Методическое обеспечение: Составление обобщающей таблицы, работа со словарем.
Занятие 2. «Скажи, где ты живешь, и я скажу, кто ты». Корни с чередованием.
Содержание материала: Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-//-кос-; -лаг-//-лож-, -бир-//бер, -тир-//тер-, -стил-//-стел и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//рос-, -скак-//-скоч_ (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон_, -зар-//-зор- (зависимость от ударения). Зависимость написания корней от семантики.
Формы занятий: Семинар-практикум, тестирование.
Методическое обеспечение: Составление обобщающей таблицы.
Занятия 3-4. «Говорящие приставки и суффиксы». Орфография. Правописание приставок и суффиксов. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных в приставках. Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Содержание материала: Обобщение и систематизация знаний о правописании гласных в приставках. Условия выбора орфограммы. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1)Приставки на з/с - фонетический принцип; 2)Морфологический принцип написания приставок.
Форма занятия: семинар - практикум.
Методическое обеспечение: Составление обобщающей таблицы, работа со словарем.
Занятия 5-6. «Умей обобщать». Орфограммы в окончаниях разных частей речи. Система правил, регулирующих написание окончаний разных частей речи.
Содержание материала: Обобщение и систематизация знаний о правописании окончаний разных частей речи. Условия выбора орфограммы.
Форма занятий: Семинар-практикум, тестирование.
Методическое обеспечение: Составление обобщающей таблицы.
Занятия 7-8. «В каждом «доме» свой закон». Правописание гласных после шипящих.
Содержание материала: Система орфограмм, регулирующих правописание гласных после шипящих.
Форма занятий: Деловая игра, работа со словарем, индивидуальная работа по карточкам.
Семинар-практикум.
Методическое обеспечение: Составление обобщающей таблицы,
тестирование, создание опорных схем.
Занятие 9. «Хитрые» звуки. Правописание Ъ и Ь. Н и НН в прилагательных.
Содержание материала: Правописание Ь и Ъ знаков, Н и НН в суффиксах прилагательных.
Форма занятий: практикум, тестирование.
Методическое обеспечение: Составление опорных схем, тестирование.
Занятия 10-11. «Создаем алгоритм». НЕ с разными частями речи. Частицы НЕ и НИ.
Содержание материала: Система орфограмм, регулирующих написание НЕ с разными частями речи. Различение и правописание частиц НЕ и НИ.
Форма занятия: Семинар-практикум, индивидуальная работа по карточкам, тестирование.
Методическое обеспечение: создание опорных схем, обобщающей таблицы, тестирование.
Занятие 12. «Слитно или через дефис»? Дефисное и слитное написание сложных существительных и прилагательных.
Содержание материала: Система орфограмм, регулирующих дефисное и слитное написание сложных существительных и прилагательных.
Форма занятий: Семинар-практикум.
Методическое обеспечение: Составление обобщающей таблицы,
тестирование.
Занятие 13. Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.
Содержание материала: Понятие о причастии и причастном обороте. Умение находить в тексте причастия и причастный оборот.
Форма занятия: Урок-практикум, работа с карточками.
Методическое обеспечение: тестирование, создание раздаточного материала.
Занятие 14. «Действует» или «страдает»? Действительные и страдательные причастия.
Содержание материала: Понятие о действительных и страдательных причастиях, умение находить их в тексте, знать отличия и особенности употребления.
Форма занятия: урок-практикум.
Методическое обеспечение: тесты, карточки-задания.
Занятия 15-16. Чем трудны причастия?
Н и НН в полных и кратких причастиях. Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях.
Содержание материала: система орфограмм, регулирующих написание Н и НН в полных и кратких причастиях и прилагательных.
Форма занятия: Семинар-практикум, тестирование, работа в парах.
Методическое обеспечение: обобщающая таблица, опорная схема, тесты, карточки-задания.
Занятие 17. Слитно или раздельно? НЕ с причастиями.
Содержание материала: условия, определяющие выбор правильного написания орфограммы НЕ с причастиями.
Форма занятия: Семинар-практикум.
Методическое обеспечение: Работа с тренировочными тестами, обобщающая таблица.
Занятия 18-19. Дее+причастие=причастность к действию. Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот.
Содержание материала: Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Умение находить их в тексте.
Форма занятий: урок-практикум.
Методическое обеспечение: Синтаксический разбор предложений. Работа с тренировочными тестами.
Занятие 20. «Коварство» деепричастного оборота.
НЕ с деепричастиями. Обособление деепричастного оборота.
Содержание материала: Условия, определяющие написание НЕ с деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Случаи не обособления деепричастия. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами.
Форма занятий: Семинар-практикум.
Методическое обеспечение: Создание опорных схем, листа пунктуационных ошибок, синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Работа с тренировочными тестами.
Занятие 21. На+речь (глагол) = «приглаголие».
Наречие как часть речи. Дефис в наречиях.
Содержание материала: Понятие о наречии как части речи. Условия, регулирующие выбор написания наречий.
Форма занятий: Семинар-практикум.
Методическое обеспечение: Создание опорных схем. Работа с тренировочными тестами.
Занятия 22-23. «Пиши правильно».
Правописание приставок и суффиксов наречий. НЕ с наречиями. Отличие наречий от других частей речи.
Содержание материала: Система орфограмм, регулирующих правописание приставок и суффиксов наречий, НЕ с наречиями. Знать отличие наречий от других частей речи.
Форма занятия: Семинар-практикум.
Методическое обеспечение: карточки, тесты, тренажеры.
Занятие 24. Создаем алгоритм.
Обобщение. Правописание наречий.
Содержание материала: Обобщить и систематизировать изученные орфограммы.
Форма занятий: урок контроля.
Методическое обеспечение: тесты, опоры.
Занятия 25-26. Предлог - «перед словом».
Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов.
Содержание материала: Понятие о производных и непроизводных предлогах. Система орфограмм, регулирующих написание производных предлогов.
Форма занятий: Семинар-практикум.
Методическое обеспечение: Создание опорных схем. Работа с тренировочными тестами.
Занятия 27-28. «Осложнения» простого предложения.
Простое предложение, осложненное вводными конструкциями. Тире между подлежащим и сказуемым.
Содержание материала: Пунктуация в простом предложении, осложненном вводными конструкциями. Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Форма занятия: Семинар-практикум.
Методическое обеспечение: карточки, тестирование, компьютерные тренажеры.
Занятия 29-30. Простое предложение, осложненное однородными членами предложениями.
Содержание материала: Пунктуация в простом предложении, осложненном однородными членами.
Форма занятий: Семинар-практикум.
Методическое обеспечение: карточки, тестирование, компьютерные тренажеры.
Занятия 31-32. Предложения с обособленными определениями и ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ.
Содержание материала: Пунктуация в простом предложении, осложненном обособленными определениями и обстоятельствами.
Форма занятий: Семинар-практикум.
Методическое обеспечение: карточки, тестирование, компьютерные тренажеры.
Занятия 33-34. «Простой» разговор о сложном предложении.
Сложные предложения и пунктуация в СП.
Содержание материала: Понятие о сложном предложении, отличие СП от простого. Пунктуация в сложном предложении.
Форма занятия: Семинар-практикум.
Методическое обеспечение: Создание опорных схем, листа пунктуационных ошибок, синтаксический разбор предложений.
Литература для учителей и обучающихся:
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / (авт.-сост. С.И. Львова). - 3-е изд., - М.: Мнемозина, 2009.
Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. - М., 2004.
Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. М., 2004
Селезнева Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. М., 1980.
Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. - М., 1990г
Лекант П.А. Школьный справочник по русскому языку. - М., Русское слово, 2004.
Касаткин Л.Л., Лекант П.А. Современный русский язык. Словарь - справочник.- М., Просвещение, 2005.
Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М., Просвещение, 2005.
Одинцов В.В.и другие. Школьный словарь иностранных слов. - М., Просвещение, 2006.
Лекант П.А., Леденёва В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., «Просвещение», 2006.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., Просвещение, 2006.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., Просвещение, 2006.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М., Русский язык. Медиа, 2006.
Шаинский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., Дрофа, 2006.
Тесты по русскому языку. 5 - 7 класс. - М., Дрофа.
Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. - М., 2005.
Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. - М., 2005.
Ахременкова Л.А.Тренинг по пунктуации (с ответами): 5-11 классы, М.: ТЦ «Сфера», 2001.