Развитие речи. Сочинение-повествование на основе личных впечатлений с элементами рассуждения (устно)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК


Тема. Развитие речи. Сочинение-повествование на ос­нове личных впечатлений с элементами рас­суждения (устно).

Цель: сформировать у учащихся понимание термина «повествование», умение выделять его струк­турные части, формировать навыки подбора материала для сочинения на основании прочитан­ных и прослушанных текстов и корректировки написанного, систематизировать материал, со­ставлять высказывание с учетом своего мнения. Оборудование: учебник раздаточный материал.

ХОД УРОКА


  1. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА


  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа.

  • Какие типы речи вы знаете?

  • С какими из них вы уже знакомы подробнее?

  • Что значит «описать предмет»? В каких стилях это мож­но сделать? От чего зависит выбор стиля речи при описании?

  • Из каких частей состоит рассуждение?

  • Как вы думаете, что такое повествование? Где и когда вы встречаетесь с этим типом речи? Приведите примеры, когда вы использовали повествование в письменных работах.


  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ


  1. Работа с учебником.

Теоретический материал (с. 257).

  • Какая часть материала вам знакома, а какая оказалась совершенно новой?

  1. Чтение текста.

  • Прочитайте отрывок из повести Н. Гарина-Михайлов­ского «Детство Тёмы». Выделите в нём завязку, кульминацию и развязку.

В день экзамена Таня разбудила Тёму на заре, и он все три предмета ещё раз бегло просмотрел. От волнения он не мог ничего есть и, едва выпив стакан чаю, поехал с неизменным Еремеем в гимназию. Директор присутствовал при всех трёх эк­заменах. Тёма отвечал без запинки.

По исхудалому, тонкому лицу Тёмы видно было, что не да­ром дались ему его знания. Директор всматривался в горящие внутренним огнём глаза Тёмы и в первый раз почувствовал к нему какое-то сожаление.

По окончании последнего экзамена он погладил его по голо­ве и проговорил:

  • Отличные способности. Могли бы быть украшением гим­назии. Будете учиться?

  • Буду,- прошептал, вспыхнув, Тёма.

  • Ну, ступайте домой и передайте вашей матушке, что вы перешли в третий класс.

Счастливый Тёма выскочил, как бомба, из гимназии.

  • Еремей, я перешёл! Все экзамены выдержал, без запин­ки отвечал.

  1. Беседа.

  • Как вы думаете, почему так волновался Тёма? На какие размышления вас натолкнул этот текст-повествование?

  • Составьте самостоятельно план этого текста.

  • Выпишите опорные словосочетания, необходимые вам для его пересказа. Помните, что закончить пересказ нужно собственными выводами-рассуждениями.

  1. Редактирование текста.

Как я провёл лето?

В первый день я ездил с дядей Володей на лошади, запря­женной в телегу.

Когда рабочий день окончился, дядя Володя стал отпря­гать лошадь. Когда он отпряг, он предложил поехать на лоша­ди мне. Сначала я отказался ехать на лошади. Дядя уже хотел снять узду. Но я сказал, что поеду на лошади верхом. Я сел на лошадь и поехал. Я проехал на лошади до конюшни.

На второй день я поехал на лошади уже смелее.

  • Какие вопросы по смыслу текста у вас возникают? (В пер­вый день чего? Почему автор передумал и решил все же ехать на лошади? Каковы впечатления от поездки? Трудно лиi страшно ли, интересно ли было? Помогал ли каким-либо обра­зом дядя, или мальчик уже умел ездить на лошади?)

  • Отражает ли название тему текста? Предложите свое название.

  • Как удачнее можно передать разговор дяди и автора со­чинения?

  • Какие слова на протяжении текста часто повторяются? Как перестроить предложения, чтобы отказаться от неоправдан­ных повторов?

  • Какие рассуждения, выводы могут заканчивать этот текст?

  • Перескажите текст с учетом всех наших исправлений. За­пишите получившийся текст, дополнив его придуманными под­робностями, диалогом с дядей и выводами.


  1. ИТОГ УРОКА

Беседа.

  • Что такое повествование? Когда и где вы встречаетесь с этим типом речи?

  • Из каких частей, состоит повествование?

  • В каких стилях речи оно может быть написано, судя по

двум примерам на уроке?


  1. Рефлексия.

Чем вам понравились уроки работы над текстом?

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать рассказ с элементами рассуждения на тему «Когда я был(а) маленьким(ой)...» (объем до 1 страницы).


© 2010-2022