Внеклассное мероприятие на тему: «Час занимательной грамматики» для учащихся 6-х классов

«Час занимательной грамматики» (в рамках недели русского языка и литературы) Цели:   Повторить,  обобщить  изученный  материал. Раскрыть богатство русского языка, вызвать живой интерес к изучению родного языка. Расширить словарный запас. Актив                                  ПЛАН   МЕРОПРИЯТИЯ.       Вступительное слово учителя.       Формирование и представление команд.       Разминка.            Фразеологический конкурс.       Орфоэпический конкурс         Конкурс капитанов.       Найдите и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие на тему: «Час занимательной грамматики» для учащихся 6-х классов (в рамках недели русского языка и литературы)

Цели: Повторить, обобщить изученный материал. Раскрыть богатство русского языка, вызвать живой интерес к изучению родного языка. Расширить словарный запас. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ.

  1. Вступительное слово учителя.



  1. Формирование и представление команд.



  1. Разминка. (за каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Какой корень не растёт в земле? (Корень слова)

  2. Какую шляпу нельзя надеть на себя? (шляпу гриба)

  3. Какую строчку нельзя прочесть? (швейную)

  4. Какой ручкой нельзя писать? (дверной или ребёнка)

  5. В каком слове сорок гласных (сорока)



  1. Фразеологический конкурс.

Каждой команде даны карточки с фразеологизмами. (Каждый правильный ответ - 1 балл).

  1. Определите лексическое значение фразеологизмов.

Не разлить водой -

Не в своей тарелке -

Чёрная кошка пробежала -

От корки до корки -

Зарубить на носу -

Ахиллесова пята -

Дамоклов меч -

ПОКА команды работают вопросы болельщикам:

- Название, какой птицы без начальной буквы превратится в название большой реки? (Иволга - Волга)



  1. Даны фразеологизмы. К каждому фразеологизму подберите синоним-фразеологизм.

От А до Я -

Водить за нос -

След простыл -

Бить баклуши -

Не разлить водой -

От корки до корки -

ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:

- Назовите синонимы к слову АНТРАКТ (перерыв, передышка, переменка, промежуток)

- Назовите синонимы к слову фойе (прихожая, холл, вестибюль)

3) К каждому фразеологизму подобрать антонимы-фразеологизмы.

За тридевять земель -

Спустя рукава -

В час по чайной ложке -

В рот воды набрать -

ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:

- Какие местоимения кричат о своей чистоте? (вы-мы-ты)

- Какое местоимение является «синонимом» возвратному глаголу? (себя)

4) Объясните, как появилось выражение.

1-ая команда «Кричать во всю Ивановскую»

2-я команда «Бить баклуши»

3-я команда «Дамоклов меч»

4-я команда « Олимпийское спокойствие»

5-я команда «Троянский конь»



  1. Орфоэпический конкурс (каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Поставить правильно ударение в словах:

творог, позвонишь, балованный, дефис, жалюзи, квартал, корысть, красивее, туфлями.

ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:

- Какой полуостров кричит о своей величине? (Ямал)

- Назовите синоним слову АРХИТЕКТОР (зодчий)



  1. Конкурс капитанов. (за каждое правильное слово 1 балл)

Им предлагается написать диктант-кроссворд. Побеждает тот, кто отгадает все слова, а также правильно их напишет

.Завершение, конец ч-либо (финал),

Памятный подарок (сувенир),

Ударный музыкальный инструмент, обтянутый кожей (барабан),

сигнальный щит, на котором автоматически показывают результаты (табло)

светофор на железной дороге ( Семафор)

расчётливый человек (корыстный)



  1. Найдите и назовите лишнее слово, объясните свой выбор. (1 балл за каждый правильный ответ)

  1. Коньки, друзья, вьюга, соловьи (коньки)

  2. Собирать, тропика, зелёный, беречь. ( собирать - корень с чередованием)

  3. Деревянный, ветреный, оловянный, современный. (Все слова исключение из правила, а современный - можно объяснить написание суффикса)

  4. Третий, трое, обе, десятеро, двоих. Третий - порядковое, а остальные собирательные)

  5. Деревенский, французский, кавказский, турецкий. (турецкий - суффикс К)

ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:

- Знаете ли вы, что дерево ГРАБ родственное дерево берёзе? Назовите четыре существительных, заменяя только гласную букву

(ГРЁБ, ГРИБ, ГРОБ, ГРУБ)



  1. Конкурс «Редактор»

Командам раздаются карточки с предложениями, в которых допущены речевые ошибки. По сигналу начинается соревнование редакторов. Побеждает тот, кто быстрее всех и правильно выполнит задание.

Это была памятливая для меня поездка. Собака была злостная, всех кусала. Самым умнейшим учеником в классе был Серёжа. Обои картины вызывали большой интерес у публики. Трое волчат играли на поляне. НЛО приняло форму шара. Нас встретило солнечное Сочи.

ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:

Назовите фразеологизм-антоним фразеологизму «В час по чайной ложке»

(быстро - сломя голову)

Фразеологизм-синоним - от А до Я.



  1. Определите род существительных:

Портье, буржуа, мадам, леди, кенгуру, фламинго, метро, жалюзи, кофе, радио, авеню.

ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:

- Назовите как можно больше пословиц, в которых есть имена числительные.

  1. Из истории слова:

Как появились слова: МЕШОК, СОРОК, ПОДНОГОТНАЯ, ОШЕЛОМИТЬ, ОПЕШИТЬ, ТЮЛЬПАН (из Персии. Цветок напоминает повязку на голове - тюрбан)



  1. Конкурс «Скороговорки» (С БОЛЕЛЬЩИКАМИ):

- Проговорить скороговорку: «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап»



  1. Какие слова можно составить из букв слова ГРАМОТЕЙ (герой, море, тема, рота, гора, гром, грот, том)



  1. Фонетический конкурс

- Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв:

Конь, яблоко, объезд, рассыпать, разъединить ( яблоко, объезд)

ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:

- Назовите слово, в котором половина буквы? (полКа)

- Назовите приставку, которая зависит от лексического значения слова? (ПРИ)



  1. Из какого языка к нам «пришло» слово?

Миллион (французский), миллиард (итальянский), скаут (английский), штамп, чай, парашют, жюри, авеню.

ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:

- Расшифруйте слова и исключите лишнее слово:

Жыил, ански, кьионк, нолс.

(лыжи, санки, коньки, слон)



  1. Конкурс поэтов.

Сочинить четверостишье на тему «Родная, любимая школа!»



  1. Пока сочиняют команды стихи, проводится конкурс с капитанами команд

- Как правильно сказать Мальчик одел пальто или надел пальто?

- … вернуться поездом или вернуться на поезде?

(в речи допустимы обе формы)

- Как правильно сказать ехать поездом (автобусом) или на поезде (на автобусе)? (ехать на поезде, на автобусе)

- Вам нужно оплатить проезд или заплатить за проезд?

- Как правильно сказать обеих подружек или обоих подружек?

- Как правильно сказать ложь или положи, клади книги на парту?

ВОПРОС К БОЛЕЛЬЩИКАМ:

- В каких словах по сто согласных?

(стоН стоЛ, СстоК, стоП)

17. Команды читают свои стихи.

17. Подведение итогов жюри. (Выявляется и самый активный болельщик, набравший большое количество баллов. Ему тоже вручает приз и грамота)

18.Пока жюри подводит итоги, слово командам они приготовили домашнее задание на тему «Что в имени моём заключено?».



© 2010-2022