- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Научно-исследовательская деятельность обучающихся как эффективный путь повышения качества образования
Научно-исследовательская деятельность обучающихся как эффективный путь повышения качества образования
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жаковщикова Ю.П. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Научно- исследовательская деятельность обучающихся
как эффективный путь повышения качества образования.
Культурный и научно- технический потенциал общества зависит от уровня интеллектуальной подготовки обучающихся, от их умения мыслить самостоятельно. В настоящее время страна выходит на новые рубежи освоения техники, конкуренция на мировом рынке ведёт за собой принципиально новые способы производства. В связи с этим увеличилась потребность повышении требований к компетентности.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» социальный заказ к системе образования сформулирован в следующем виде: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающие мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Поэтому современный образовательный процесс заключается не только в том, чтобы дать знания, но и обучить их формами, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.
Одним их методов совершенствования образования является новый подход к научно- исследовательской работе обучающихся. Для реализации данного направления в образовательном учреждении была разработана нормативно- правовая база, которая включает в себя следующие положения:
- о научном обществе обучающихся;
- об организации научно- исследовательской деятельности обучающихся.
- научно- практической конференции.
Для эффективного использования интеллектуального потенциала было создано научное общество обучающихся по направлениям: экологическое, правовое, гуманитарное. Элементы исследования вводятся постепенно:
- знакомство с методами научного исследования,
- индивидуальные задания для написания рефератов, докладов,
- введение элементов творческого поиска при выполнении творческих работ,
- самостоятельная работа обучающихся по отдельным разделам учебного материала,
- непосредственное исследование какого- либо процесса, явления,
- выполнение итоговых работ с элементами научного исследования.
Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснению, описанию, проектированию. Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель
Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.
Таким образом, исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт - полученное знание о технологии исследования, интеллектуальное умение, развитие логического мышления.
Отчет об итогах исследовательской деятельности учащиеся могут представить в виде проекта.
Учебный проект - это результат деятельности учащихся в рамках исследовательской деятельности и, конечно, интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать универсальные умения и навыки, а именно учить:
- исследованию (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии создания продукта проектирования
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (компьютерной презентации, театрализации, видео-, аудио- и сценических представлений и др.).
В работе с различными нестандартными заданиями стараюсь организовать деятельность учащихся так, чтобы они чувствовали коммуникативную функцию языка, даже при внешне формальных заданиях понимали, что за формой, представленной в задании, находится содержание, форма существует в единстве с содержанием.
Схема работы над нестандартными заданиями исследовательского характера.
Для работы над нестандартными заданиями исследовательского характера, теми из них, которые содержат проблемные ситуации, использую следующую схему:
1.Принятие задания:
а) понимание каждого компонента задания, терминологии в нем;
б) общее понимание его смысла, разграничение известного и нового;
в) мотивированность в восприятии задания - для чего нужно его выполнение?
2.Процесс выполнения задания:
а) определение места задания в изучаемой области знаний;
б) раскрытие противоречия, несогласованности компонентов и т. п., которые лежат в основе его;
в) установление последовательности действий при выполнении задания;
г) составление ориентировочного плана его выполнения;
д) действия по этому плану.
3.Результат - ответ к заданию.
4.Анализ выполнения задания.
Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой - влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка - создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.
Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.