Научно-исследовательская деятельность обучающихся как эффективный путь повышения качества образования

  В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» социальный заказ  к системе образования сформулирован  в следующем виде: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора,  прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающие мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу стр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно- исследовательская деятельность обучающихся

как эффективный путь повышения качества образования.

Культурный и научно- технический потенциал общества зависит от уровня интеллектуальной подготовки обучающихся, от их умения мыслить самостоятельно. В настоящее время страна выходит на новые рубежи освоения техники, конкуренция на мировом рынке ведёт за собой принципиально новые способы производства. В связи с этим увеличилась потребность повышении требований к компетентности.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» социальный заказ к системе образования сформулирован в следующем виде: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающие мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Поэтому современный образовательный процесс заключается не только в том, чтобы дать знания, но и обучить их формами, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.

Одним их методов совершенствования образования является новый подход к научно- исследовательской работе обучающихся. Для реализации данного направления в образовательном учреждении была разработана нормативно- правовая база, которая включает в себя следующие положения:

- о научном обществе обучающихся;

- об организации научно- исследовательской деятельности обучающихся.

- научно- практической конференции.

Для эффективного использования интеллектуального потенциала было создано научное общество обучающихся по направлениям: экологическое, правовое, гуманитарное. Элементы исследования вводятся постепенно:

- знакомство с методами научного исследования,

- индивидуальные задания для написания рефератов, докладов,

- введение элементов творческого поиска при выполнении творческих работ,

- самостоятельная работа обучающихся по отдельным разделам учебного материала,

- непосредственное исследование какого- либо процесса, явления,

- выполнение итоговых работ с элементами научного исследования.

Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснению, описанию, проектированию. Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель

Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.

Таким образом, исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт - полученное знание о технологии ис­следования, интеллектуальное умение, развитие логического мыш­ления.

Отчет об итогах исследовательской деятельности учащиеся могут представить в виде проекта.

Учебный проект - это результат деятельности учащихся в рам­ках исследовательской деятельности и, конечно, интегративное ди­дактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать универсальные умения и на­выки, а именно учить:

- исследованию (рассмотрению проблемного поля и выделе­нию подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постанов­ке задач, вытекающих из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию содержательной деятельно­сти ученика;

- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необ­ходимого знания;

- выбору, освоению и использованию подходящей технологии создания продукта проектирования

- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению);

- представлению результатов своей деятельности и хода работы;

- презентации в различных формах с использованием специ­ально подготовленного продукта проектирования (компьютерной презентации, театрализации, видео-, аудио- и сценических пред­ставлений и др.).

В работе с различными нестандартными заданиями стараюсь организовать деятельность учащихся так, чтобы они чувствовали ком­муникативную функцию языка, даже при внешне формальных задани­ях понимали, что за формой, представленной в задании, находится содержание, форма существует в единстве с содержанием.

Схема работы над нестандартными заданиями исследовательского характера.

Для работы над нестандартными заданиями исследовательского характера, теми из них, кото­рые содержат проблемные ситуации, использую следующую схему:

1.Принятие задания:

а) понимание каждого компонента задания, терминологии в нем;

б) общее понимание его смысла, разграничение известного и нового;

в) мотивированность в восприятии задания - для чего нужно его выполнение?

2.Процесс выполнения задания:

а) определение места задания в изучаемой области знаний;

б) раскрытие противоречия, несогласованно­сти компонентов и т. п., которые лежат в основе его;

в) установление последовательности действий при выполнении задания;

г) составление ориентировочного плана его выполнения;

д) действия по этому плану.

3.Результат - ответ к заданию.

4.Анализ выполнения задания.

Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой - влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка - создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.



© 2010-2022