Подвиг человека на войне (по поэме К. М. Симонова «Сын артиллериста»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подвиг человека на войне (по поэме К. М. Симонова «Сын артиллериста»)

(по поэме К. М. Симонова «Сын артиллериста»).

Пусть помнят те, которых мы не знаем:

Нам страх и подлость были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна и умирали

За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

Н. Майоров.

Сегодня на уроке мы будем говорить о подвиге человека на войне. Обратимся к эпиграфу и подумаем, какая мысль в нем заключена. (Солдаты, умиравшие на войне, знали, за что они погибают. Их подвиг был не напрасен).

Миллионы людей участвовало в Великой Отечественной войне, из каждой семьи кто-то был призван в армию. А что сегодня, спустя 68 лет после Победы, мы знаем о своих близких, сражавшихся на войне?

Выступление учащихся с сообщениями на тему «Мои родные в годы войны»

«Память о войне в нашей семье жива и по сей день. Она передается из поколения в поколение. О моем прадеде рассказывала мама, ей - бабушка Александра, которой пришлось пережить немало трудностей и горя.

Прабабушка вспоминала один удивительный сон. Что приснился ей перед войной. Как будто видит она женщину, которая стоит на другой стороне дороги и говорит: «Скоро будет война». А она испуганно отвечает: «Что вы, не говорите так, вас могут услышать». Но женщина снова повторила те же слова и ушла.

А через несколько месяцев началась война. Моего прадеда, Шкурко Ивана, забрали на фронт, когда ему было 23 года. Дома осталась жена с двумя маленькими детьми. В конце войны дедушка попал в госпиталь с тяжелым ранением головы. А прабабушка Александра ходила навещать его за 30 километров от деревни, где они жили. Она рассказывала, как ей трудно было сдерживать слезы, когда она видела раненых, лежавших прямо на полу в окровавленных бинтах. Солдаты стонали и просили пить, а над ними роились сотни мух. Врачи не успевали обрабатывать раны всех, и прабабушка помогала: подносила попить или просто смачивали губы. Так она ходила месяц, а однажды пришла и не нашла своего Ивана. Врачи сказали, что от полученных ран он скончался. Так она осталась одна с двумя маленькими детьми - сыном Василием и дочерью Меланьей (моей бабушкой).

Хотя уже 68 лет как закончилась Великая Отечественная война, но память о ней останется навсегда в наших сердцах, потому что нет ни одной семьи, которой не коснулась война». Сообщение Побединской Марины, подготовленное к открытому уроку по литературе «Подвиг человека на войне».

«22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу Родину. Эта беда вошла вошла в каждый дом, коснулась и моей семьи.

Дедушка моей мамы, Щвец Петр Иванович, на территории Украины, недалеко от родного села, попал в окружение и был взят в плен. Он и двое его однополчан бежали из плена и прятались в сарае в стоге сена, но немцы все равно их нашли. Прадед был угнан в германию. Там он работал на военном заводе. Был освобожден американскими войсками. Осенью 1945 года вернулся домой.

А дедушку моего отца, Высоцкого Александра Юрьевича, война застала, когда он был председателем колхоза. Он также был призван в ряды Красной армии. В первые дни войны наши войска отступали, так как не могли выдержать натиск фашистской армады. Под городом Дубно, чтобы спасти своих товарищей, мой прадед остался прикрывать их отступление. Он погиб как герой. Был похоронен местными жителями в братской могиле.

Второй дедушка моего отца, Талавера Иван Федорович, был дважды ранен и дошел до Берлина.

На оккупированной немцами территории моим прабабушкам досталась нелегкая доля: они помогали партизанам продуктами, пекли для них хлеб, стирали.

Каждый из них внес вклад в великую Победу, чтобы мы могли сейчас счастливо жить на земле!» Сообщение Талавера Ольги, подготовленное к открытому уроку по литературе «Подвиг человека на войне»..

Позже мы поговорим о людях, защищавших наше Заполярье. Но сначала выясним значение слов, которые встретятся нам в ходе работы,) учащиеся работали дома с Толковым словарем, выясняя значение данных слов).

Слова на доске, значение которых объясняют учащиеся.

Корректировать - вносить коррективы во что-нибудь, поправлять.

Топограф - специалист по топографии.

Топография - раздел геодезии, занимающийся измерением участков земной поверхности и изображением местности на картах и планах.

Артиллерия - 1.Огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, минометы). 2.Род войск с таким вооружением.

Комиссар (в 1918-1925 и 1937-1942г.) - политический руководитель воинской части, отвечающий наравне с командиром за ее боеспособность и политическое состояние,

Прототип - реальное лицо как источник создания художественного образа, героя.

А сейчас послушайте подготовленный рассказ о Константине Михайловиче Симонове. (К. М. Симонов много и плодотворно работал: писал стихи, пьесы, романы. Главной темой его творчества была война. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов отправился на фронт. За четыре года войны он побывал на самых опасных участках фронта. Побывал он и на правом фланге Северного фронта. За два месяца: Мурманск, Полярный, Кандалакша, мыс Пикшуев и полуостров Рыбачий. За выполнение боевых заданий, за личное мужество и бесстрашие К. М. Симонов был награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1степени и военным крестом Чехословакии. В основу многих произведений, написанных в годы войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями поэмы «Сын артиллериста»).

Сейчас послушайте сообщение о реальных событиях, которые легли в основу поэмы «Сын артиллериста» (выступают с рассказом три мальчика, одетые в военную форму).

«Это было у нас, на Севере, на полуострове Среднем в 1941 году. Вражеские атаки. Поддерживаемые бомбардировкой и массированным огнем немецкой артиллерии, накатывались нескончаемой волной на укрепления защитников полуострова Средний. Таяли ряды защитников. Нужно было заставить замолчать вражеские огневые точки, что находились за высокими выступами скал. Огонь наших батарей не достигал цели. Необходимо было послать в тыл врага корректировщика. Эта задача была возложена на лейтенанта Лоскутова. Он взял себе в помощь двух топографов.

До боевого охранения было не больше километра, но противник пристрелял каждую тропинкой, каждый кустик. С трудом наши артиллеристы добрались до места. В первый же день они засекли все видимые цели, определили координаты и передали данные на командный пункт полка. Артиллерийским огнем были уничтожены батарея врага, несколько пулеметных точек, большая группа пехоты. Противник понял: действия русской артиллерии корректируются. И тогда фашисты открыл шквальный огонь. Начали наступление на высоту. Нашим смельчакам грозило окружение, и лейтенант Лоскутов передал на командный пункт свои координаты: «Огонь на меня! Фашисты обходят! Огонь на меня!»

По команде командира полка Рыклиса батарея открыла беглый огонь. Наступил кромешный ад.

Комиссар 104 артполка Еремин рассказал эту историю Симонову, когда тот приехал на полуостров Рыбачий как военный корреспондент. Так и родился замысел будущей поэмы. Она была напечатана 7 декабря 1941 года в газете «Красная звезда»».

Итак, ребята, как вы видите, эту историю Симонов услышал на Севере и создал свою поэму на основе реальных событий. Может быть, и вы когда-нибудь напишите историю ваших прадедов, сражавшихся на поле брани, не жалея своих жизней ради того, чтобы сегодня мы могли счастливо жить. А теперь давайте послушаем поэму «Сын артиллериста», но перед этим посмотрите на доску, где написаны вопросы, ответ на которые вы должны найти, прослушав данное произведение (читает учитель).

Вопросы:

1). В какой момент выполнение задания для Леньки становится подвигом?

2). Почему?

3). Что такое подвиг?

Беседа продолжается, после того как учащиеся правильно ответили на вопросы на доске.

1.Устно-словесное рисование. Представьте, что мы находимся в землянке. Полумрак. Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка. Две свечи освещают стол, покрытый картой. И вдруг…

Вошел высокий военный

Косая сажень в плечах.

2.Нарисуйте портрет Леньки (подкрепите свой ответ текстом).

3.Нарисуйте картину, как Ленька пробирается в тыл врага, карабкается по скалам (подтвердите свой ответ текстом).

4. Возвращаемся к вопросам на доске. Почему майор Деев поручил опасное задание именно приемному сыну?

5. Как вы думаете, легко ли Дееву отправить Леньку в тыл врага, зная, какой опасности тот подвергается?

6.А почему майор уверен в лейтенанте Петрове?

7. А страшно ли было Леньке? (подтвердите свой ответ текстом).

8.Найдите описание того места, где затаился лейтенант Петров.

9.Что же помогло Леньке стать мужественными отважным воином?

Домашнее задание:

1. Подобрать музыкальное произведение, которое могло стать фоном для произведения. 2.Выразительное чтение наизусть отрывка из «Сына артиллериста» (не меньше 20 строчек).


© 2010-2022