Конспект урока литературы в 11 классе «Тема памяти народа в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Старозеленовская средняя общеобразовательная школа - МОУ




Конспект

урока литературы в 11 классе

«Тема памяти народа в повести В.Г.Распутина

«Прощание с Матёрой»


Разработка

учителя русского языка и литературы

Старозеленовской средней

общеобразовательной школы

Бикбаевой Фирюзи Мудярисовны



2012 год

Тема урока: «Тема памяти народа в повести В.Г.Распутина

«Прощание с Матёрой»

Дата проведения: 15.02.2012г.

Учитель: Бикбаева Ф.М.

Цели:

  1. Проанализировать эпизоды повести и оценить, что происходит с человеком в условиях реально происходящих событий. Учить осмысливать и оценивать литературную контекстовую ситуацию в конкретном произведении, возможность определить "личную", читательскую, точку зрения на произведение.

  2. Развивать у учащихся способность проникнуться авторской идеей воскрешения мира в душе человека, развивать самостоятельность учащихся посредством аналитического прочтения и комментирования, выяснить и аргументировано доказать, какие нравственные качества определяют память как лично значимую ценность.

  3. Воспитывать уважение и интерес к прошлому страны, к памяти народной, учить объективно оценивать поступки героев.

Методы и приемы: составление алгоритма работы, комментированное чтение, аналитическое прочтение, ответы на вопросы.

Оборудование:

  • компьютер с проектором, аудиомагнитофон, музыкальное оформление (Ю.Шевчук, группа "ДДТ"- «Родина», песня И.Гоффа и Я.Френкеля «Поле»);

  • слайдовая презентация (портрет, тема, цели урока, репродукции картин А.Пластова, иллюстрации, видеофрагменты: гигантская плотина и затопление, листвень-царь-дерево, Дарья-мотив голосов);

  • опросный лист-задание, тексты (эпизоды) для работы с пометкой;

  • повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»;

  • видеофильм «Из глубины Сибири»;

  • выставка «Жизнь и творчество В.Распутина».

Ход урока:

I. Организационный этап.

1. Эмоциональное погружение и психологическая подготовка учащихся к общению.

  • Музыкальная заставка. Юрий Шевчук (группа «ДДТ») «Родина»;

  • Слово учителя (выразительное чтение наизусть). Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру все новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей "малой" родине. Её сменить нельзя. Слайд №2

В.Распутин. Что в слове, что за словом? - Иркутск, В.- Сибирское книжное издательство, 1987

У поэта и музыканта Юрия Шевчука, чья песня прозвучала - это Уфа, у Булата Окуджавы - старый Арбат, у Юрия Нагибина - Армянский переулок, а у Валентина Распутина - ? (родная Аталанка - повторяет

учитель). Открыть портрет на крылышке доски.

Итак, сегодня урок по творчеству Валентина Распутина. Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами!

II. Мотивация.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1. Показ социально-нравственной значимости изучаемого и актуализация ценностного опыта учащихся.

  • Видеофрагмент. Гигантская плотина и разрушающая её сила.

  • Построение ассоциативного ряда. К чему, ребята, обращается человек в переломные и критические моменты своей жизни, к чему он взывает? (В.Распутин).

Запись на доске (по мере того, как называют):

«малая» родина, совесть, вера, ответственность, нравственность, человечность, любовь, память.

2.0рганизация совместной деятельности по уточнению темы и принятию целей урока. Мотивация.

- Работа с эпиграфами. Прочитаем эпиграфы к уроку;

Слайд № 3-Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.

А.С.Пушкин

- Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми, за
всех людей и за всё.

Ф.М.Достоевский

- Я верю, что ничто не проходит бесследно, и что каждый
малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.

А.П.Чехов

- Ничто не определяет нас так, как род нашей памяти.
В живую воду сердца, в чистую влагу любви,
печали и нежности погружаю я корни и стебли
моего прошлого...

И.А.Бунин

Пушкин призывает гордиться славою своих предков (учитель), Достоевский предупреждает (продолжайте - о чём? : о личной

ответственности за всё),

Чехов - (о связи прошлого, настоящего и будущего),

Бунин - (живёт воспоминаниями о родине).

Почему их несколько?

Учитель. Да, об этом говорили и говорят в литературе. К ним, к этим понятиям, возвращает нас и Валентин Распутин, («чтение» - слайд № 4).

Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.

В.Распутин.

- Запись темы урока. Слайд № 1.

Тема памяти народа в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»

- Формулировка целей в действиях учащихся.

Почему так называется остров и деревня? Прочитайте эпизод из 4-ой

главы (после чтения ученика появляется слайд).

И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделившись от материка, держала она в достатке - не потому ли и назвалась громким именем Матёра?

Слайд №5 (после чтения ученика).

Да, (учитель) её корень питается и бездонно гулким звучанием «матери-сырой земли» и матёрой крепостью натурально-родового уклада жизни.

А каков истинный, по-вашему, объём образа Матёры? «Не прощание это с деревней в буквальном смысле», - написал в журнал «Литературное обозрение» один из читателей. А о чём? На этот и другие вопросы нам предстоит ответить.

4. Уточнение целей урока. Слайд № 6. Учитель. Вы сможете

  • проанализировать эпизоды повести и оценить, что происходит с человеком в условиях реально происходящих событий (ученик);

  • выяснить и аргументировано доказать, какие нравственные качества определяют память как лично значимую ценность (учитель); Ничто не определяет нас так, по Бунину, как род нашей памяти. Она стоит в

одном ассоциативном ряду с нравственными категориями (см. на запись на доске).

- структурировать информацию с соответствующей записью в

тетрадь в форме сложного плана, т.е. к концу урока мы посмотрим ваши варианты плана;

III. Этап изучения нового

1. Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого (и философское
осмысление)

Учитель. Ключевое слово в теме? (память). Уточните его лексическое значение в словаре.

Учащийся. Память (по Далю и Ушакову) - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.

Учитель. Характеризуя качества памяти по значимости (модальности) сохраняемых образов, психологи выделяют эмоциональную (образную) память: зрительную, слуховую, двигательную, чувственную и т.д.

Слайд № 7 после слов ученика.

Память (по Далю и Ушакову)

Эмоциональная (образная) память по значимости сохранённых образов -зрительная, слуховая, двигательная и др.

2. Организация внимания, создание условий философского осмысления
учащимися изучаемого.

Чтение отрывка учителем. Я прочитаю вам о том, что мне очень близко. Послушайте (читает учитель). Июль вышел на вторую половину, когда держалась ясная сухая и т.д. глава 11, стр.200.

Вам, сельским жителям, это знакомо? Да, чувствуется запах сена: «Эх, пахнет-то, пахнет-то!»

Вы верите В.Распутину? ... Почему? Вспоминаем, «...и видит Дарья... (как видит? - на память) лес и царь-дерево, поля за лесом с высокими осиновыми переборами, луг, что облюбовала деревня для праздников, а молодёжь для своих игрищ, берёзы, высокие чистые богатые, стоящие просторно и весело, словно и расставленные для какой-то игры по три-четыре вместе» - всё это знакомые картины и помнит их с раннего детства и видит их на память не только Дарья.

Слайд № 8 (без комментария). Образная память - лично значимая ценность.

Исполнение песни (четверостишие) «Поле» на сл. И.Гоффа: Поле, русское поле. Пусть я давно человек городской,- Запах полыни, вешние ливни, Вдруг обожгут меня прежней тоской

Слайд № 9

«Малая» родина - это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие отношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её солью. Это " родимые" пятна каждого человека. В. Распутин

3. Обеспечение осмысления учащимися методов, приёмов анализа (прочтения) художественного произведения для содержательных выводов по теме урока.

Попробуем поглубже прочитать повесть

"Истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания - он это и есть, его и запомните".

Покажите на примере выбранного эпизода в форме обобщённого вывода, какие нравственные качества, определяющие память как лично значимую ценность, и как проявляются в действиях и поступках персонажей (пока работают в группе, раздать цели урока).

Работа в группах (5 мин.).

Алгоритм работы вам знаком, задания предложены. Можно пользоваться учебником.

Первая группа - Разорение кладбища, гл. 3

  1. Подберите нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы противопоставить героев повести и развести их по разные стороны.

  1. Прочитайте по ролям.

  2. Обобщите ваши размышления и выскажите (1 мин.)


  • Мне приказали, я делаю. Нужны мне ваши покойники.

  • А ну-ка марш отседова, нечистая сила!..

  • Мы-то что? Мы-то что? Вы поймите. Нам дали указание... Мы не сами.

  • Поганая твоя душа! Могилы зорить... А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя здесь лежат? Ребята лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек! У какого человека духа хватит?

- Товарищи! Тут с вашей стороны недопонимание... Есть специальное постановление... Прежде чем пускать воду, следует навести в зоне затопления порядок, подготовить территорию... - А о нас вы подумали?.. Мы живые люди, мы пока здесь живём. Вы загодя о туристах думаете, а я счас мамину фотокарточку на земле ... подобрала. Это как? Где я теперь её могилку стану искать?..

Почему действие в повести собственно и начинается с разорения кладбища?

Вторая группа - «Обсевки», поджог избы -гл. 5,8

1. Найдите свои примеры к названным приёмам, которые выражают
авторское отношение к персонажам:

  • авторское описание - характеристика,

  • меткое авторское слово - оценка,

  • антитеза,

  • речевая деталь и др.

2. Сделайте вывод, как изображены антиподы "старинных" старух и их роль в повести (1 мин.)

( история Петрухи с именем, Клавка Стригунова, метался - молча стоящие, извини-подвинься и др.) 3. Постарайтесь начать свой ответ с установления связи (согласны, возражаем и т.д.) между тем, что сказали предыдущие выступающие, и тем, что хотите сказать вы.

Третья группа - Сцены прощания Дарьи с могилами близких и избой - гл. 18, 20


  1. Подберите соответствующие аргументы для доказательства тезисов.

  1. Обобщите материал и охарактеризуйте нравственные качества Дарьи (1 мин.)

  2. Постарайтесь начать свой ответ с установления связи (согласны, возражаем и т.д.) между тем, что сказали предыдущие выступающие, и тем, что хотите сказать вы.

- Писатель показывает в Дарье сильный, полный величия и
достоинства характер, характер человека, несущего в себе связь времён и ответственность за весь свой род.

  • Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница.

  • Дарья не только не боится смерти, но и считает её неотъемлемой частью природного круговорота, страшит её только беспамятство.

Последний свой долг Дарья видит в том, чтобы по-родному, по-свойски проводить Матёру. Это образ праведницы, без которой "не стоит село".

- Дарья - настоящий "философ" со своей глубоко оригинальной мировоззренческой интуицией и системой ценностей.

Какой приём использует автор, чтобы показать мысли и чувства героев (внутренний монолог Дарьи, Павла гл.13, 18 - индивидуальные задания). Как характеризует это Дарью?

А может это - "несчастное создание, весь век просидевшее в глухом

углу и не вкусившее плодов цивилизации?" Ответ не предполагается.

Прочитайте монолог Павла. Гл 9, стр. 189. Как монолог характеризует Павла?

Четвёртая группа - Образы-символы.

  1. Назовите образы-символы.

  2. Составьте схему-опору «Память в образах-символах» и дайте её устное описание.

  3. Каков истинный объём образа Матёры?

  4. Постарайтесь начать свой ответ с установления связи (согласны, возражаем, и т.д.) между тем, что сказали предыдущие выступающие, и тем, что хотите сказать вы.

Прощание, даже если оно необходимая ступень в развитии, как мы видим и чувствуем, не проходит без боли и трагедии. Чем просветлён финал повести?

( И опять наступила весна..., но видела, видела Дарья..., видела Дарья на памяти дальше, ворвавшийся поток солнечного света обрывает мысли Дарьи о смерти; дождь, вначале освеживший знойный воздух, потом затапливает всё и отстаёт - и пахнуло откуда-то лёгким воздухом, жизнью).

Видеослайд №18 "Листвень" ( гл. 19- индивидуальное задание). Каково символическое значение образа?

IV. Этап закрепления и применения знаний.

Слайд № 10.

Посмотрите на мой незаконченный вариант суперобложки. Какую

Основную мысль мне хотелось выразить? (Символ продолжающейся жизни).

V. Подведение итогов.

В повесть искусно включены метафоры, сообщающие повествованию художественную многозначность.

Выразите главную идею нашего урока проблемным вопросом. (Почему реально происходящее событие, далеко не радостное, превращается в повести в сложную метафору всепобеждающей жизни?)

Перед вами план нашего урока. Озаглавьте (после проблемного вопроса) заключительную часть плана.

Слайд № 10 Прощание с Матёрой - сложная метафора всепобеждающей жизни (бессмертие, любовь, память).

"Смерть кажется страшной, но она же, смерть, засевает в души живых щедрый и полезный урожай, и из семени тайны и тлена созревает семя жизни и понимания".

Домашнее задание:

  1. Сочинение-послесловие к уроку, согласны ли вы с выводом, что прощание с Матёрой (реально происходящее событие) - сложная метафора всепобеждающей жизни?

© 2010-2022