Урок

Правописание приставок пре- при- ,урок предназначен для учащихся 6 классов.Цели урока: •   создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся; повторить ранее изученный материал о правописании приставок; •   усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения; •   различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; •   закрепить словообразовательные модели; совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;Развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.При составлении материала использованы следующие материалы: Г.А.Бакулина «Конспекты уроков для учителя русского языка 6 класс«Владос 2004 Г.А.Богданова русский язык рабочая тетрадь для 6 класса в 2 частях Генжер 2009
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Гласные в приставках пре- и при-

Цели урока:

  • создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;

повторить ранее изученный материал о правописании приставок;

  • усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;

  • различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;

  • закрепить словообразовательные модели; совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

  • развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.

Ход урока

  1. Мобилизующий этап

Учитель. Напишите слова, которые я буду называть, в три столбика - в зависимости от их приставок. В первый столбик - слова, в которых приставки пишутся всегда одинаково. Во второй - слова с приставками з-ис-.В третий столбик - слова с приставками, с правописанием которых мы не знакомились, и пропустите в них гласные буквы.

Учитель диктует слова.

Бессилие, отвердение, прибить, положение, избрать, приплыть, замедление, испугать, приморский, разведать, вздрогнуть, присесть, потепление, премилый, преградить.

Учитель. Назовите слова первой группы. Выделите в них приставки.

Отвердение, положение, замедление, потепление.

Учитель. Какое из слов можно считать лишним?

Лишнее слово положение. В корне этого слова чередующаяся гласная о, так как стоит перед ж. А в корнях остальных слов - проверяемая безударная гласная е. Проверочные слова - твердый, медленный, теплый.

Учитель. Перечислите слова второй группы. Выделите в них приставки. Объясните их написание.

Бессилие, избрать, испугать, разведать, вздрогнуть.

Учитель. Найдите лишнее среди этих слов.

Лишнее слово бессилие. Это имя существительное, а остальные - глаголы.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Прочитайте слова третьего столбика.

Слова третьего столбика: прибить, приплыть, приморский, присесть, премилый, преградить. Вызывает сомнение, какую гласную надо написать в приставках: е или и. Значит, тема сегодняшнего урока - «Гласные в приставке пре- и при-». Подумайте, что у вас вызывает сомнение в их написании, и сформулируйте тему сегодняшнего урока

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

  1. Познакомиться с...;

  2. учиться писать I I I I с...

Цель урока: познакомиться с правилом правописания гласных в приставках пре-, при-. Учиться писать слова с приставками пре-, при-.

3. Изучение нового материала

Учитель. Еще раз прочитайте слова третьего столбика. Скажите, в ударном или безударном положении находятся гласные в приставках пре- и прй-1

Гласные в приставках пре- и при - находятся в безударном положении.

Учитель. Выбор безударных гласных в приставках пре-и при- зависит от значения приставки. В нашу задачу входит определить, в каком значении пишется приставка пре-и в каком - при-.

Учащиеся выдвигают свои предположения ,если значения приставок определены верно ,они записываются рядом со словом ,вставляется пропущенная буква выделяется орфограмма.

Работа в тетрадях на печатной основе №104

104. В детской передаче «Радионяня» герои пели песню о том, как лучше запомнить правило о написании приставки ПРИ-. Подчеркните слова с приставкой ПРИ-, какое значение словам придаёт эта приставка

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход, 1) Приставка ПРИ- придаёт словам значение

Космонавт прилетел из Вселенной

-В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишем ПРИ-, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо, 2) Приставка ПРИ- придаёт словам значение

Приклеил, пришил умело

- Пишем мы ПРИ-, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил - не совсем откусил, 3) Приставка ПРИ- придаёт словам значение

Пригорело - не значит сгорит.

Помни - что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой ПРИ-.

Работа по группам1 группа (более слабые ученики) выполняют №105 тетрадь Более сильные №106 Ребята самостоятельно определяют себе задание

105. Подчеркните слова, в которых приставка ПРИ- придаёт значение нахождения
около чего-то.

Приклеить, приморский, прибежать, приписать, прибрежный, пришкольный, приготовить, приусадебный, присмотреть, прикрикнуть, привокзальный, прикаспийский.

106. Укажите в скобках значение приставки ПРИ-.

Припаять ( ), пригореть ( ),

приподнять ( ), прищурить ( ),

приближение ( ), приморье ( ),

прибрежный ( ), призадуматься ( ),

прибирать ( ), прикоснуться ( ),

прикупить ( ), приклеить ( ),

примчаться ( ), придорожный ( ).

Проверка с последующим повторением правила

Проверка ,выполненных заданий

Ребята, а какой же вопрос мы не рассмотрели?

Правильно, правописание приставок пре-

Давайте понаблюдаем. 107.

Прочитайте шуточное стихотворение А. Каютиной о приставке ПРЕ-. Выделите в словах эту приставку; определите, какие значения она имеет.

В прекрасном замке на горе Значения приставки ПРЕ-:

Жила-была приставка ПРЕ

Особа преотважная,

Важная-преважная,

Гордая- прегордая,

Добрая-предобрая.

Её считали очень мудрой,

И называли все премудрой.

Был у неё прелестный пудель,

Прехрабрый пёс по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка ПЕРЕ-.

Она сказала: «На заре

Я уезжаю. Друг мой, ПРЕ-,

Меня не будет два-три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу.

Спокойной ночи. Я спешу».

Дети выявляют значение приставки пре-

Физминутка

4.Закрепление изученного материала

• Работа в парах. По опорным словам составьте небольшой текст:


Пр...школьный, пр.. везли, пр..бежали, пр..несли, пр..ступили, приподнимали, пр..сыпали, прекрасный, пр..довольные, преотличное.


Доп. Материал Допишите известные вам строчки. Кто автор? Назовите произведение,

  1. Час обеда .... (приближался) топот по двору раздался. («Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях») - приближение

  1. Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг ...(прелестный) (Стихотворение «Зимнее утро») пре = очень

3. Здравствуй, князь ты мой ..(прекрасный)! пре = очень

Что ты тих, как день ненастный?» («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

4 (Приплыла) к нему рыбка, спросила: - приближение

«Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Кто-то терем... .(прибирал) да хозяев поджидал. («Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях») - неполное действие

  2. Он в другой раз закинул невод. -

....(Пришел) невод с травою морскою. («Сказка о рыбаке и рыбке») -приближение

• Подведение итогов:

  1. О чем мы сегодня говорили на уроке?

  2. Что нового узнали?

  3. Когда пишется приставка при-? пре-?

  4. Оценки

  5. Д/з: упр. 155

При составлении урока использованы следующие материалы:

Г.А.Бакулина «Конспекты уроков для учителя русского языка 6 класс»Владос2004

Г.А.Богданова русский язык рабочая тетрадь для 6 класса в 2 частях Генжер 2009






51

© 2010-2022