Урок
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пикунова Е.В. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Гласные в приставках пре- и при-
Цели урока:
-
создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;
повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
-
усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;
-
различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;
-
закрепить словообразовательные модели; совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
-
развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.
Ход урока
-
Мобилизующий этап
Учитель. Напишите слова, которые я буду называть, в три столбика - в зависимости от их приставок. В первый столбик - слова, в которых приставки пишутся всегда одинаково. Во второй - слова с приставками з-ис-.В третий столбик - слова с приставками, с правописанием которых мы не знакомились, и пропустите в них гласные буквы.
Учитель диктует слова.
Бессилие, отвердение, прибить, положение, избрать, приплыть, замедление, испугать, приморский, разведать, вздрогнуть, присесть, потепление, премилый, преградить.
Учитель. Назовите слова первой группы. Выделите в них приставки.
Отвердение, положение, замедление, потепление.
Учитель. Какое из слов можно считать лишним?
Лишнее слово положение. В корне этого слова чередующаяся гласная о, так как стоит перед ж. А в корнях остальных слов - проверяемая безударная гласная е. Проверочные слова - твердый, медленный, теплый.
Учитель. Перечислите слова второй группы. Выделите в них приставки. Объясните их написание.
Бессилие, избрать, испугать, разведать, вздрогнуть.
Учитель. Найдите лишнее среди этих слов.
Лишнее слово бессилие. Это имя существительное, а остальные - глаголы.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Прочитайте слова третьего столбика.
Слова третьего столбика: прибить, приплыть, приморский, присесть, премилый, преградить. Вызывает сомнение, какую гласную надо написать в приставках: е или и. Значит, тема сегодняшнего урока - «Гласные в приставке пре- и при-». Подумайте, что у вас вызывает сомнение в их написании, и сформулируйте тему сегодняшнего урока
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.
-
Познакомиться с...;
-
учиться писать I I I I с...
Цель урока: познакомиться с правилом правописания гласных в приставках пре-, при-. Учиться писать слова с приставками пре-, при-.
3. Изучение нового материала
Учитель. Еще раз прочитайте слова третьего столбика. Скажите, в ударном или безударном положении находятся гласные в приставках пре- и прй-1
Гласные в приставках пре- и при - находятся в безударном положении.
Учитель. Выбор безударных гласных в приставках пре-и при- зависит от значения приставки. В нашу задачу входит определить, в каком значении пишется приставка пре-и в каком - при-.
Учащиеся выдвигают свои предположения ,если значения приставок определены верно ,они записываются рядом со словом ,вставляется пропущенная буква выделяется орфограмма.
Работа в тетрадях на печатной основе №104
104. В детской передаче «Радионяня» герои пели песню о том, как лучше запомнить правило о написании приставки ПРИ-. Подчеркните слова с приставкой ПРИ-, какое значение словам придаёт эта приставка
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход, 1) Приставка ПРИ- придаёт словам значение
Космонавт прилетел из Вселенной
-В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишем ПРИ-, несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо, 2) Приставка ПРИ- придаёт словам значение
Приклеил, пришил умело
- Пишем мы ПРИ-, говоря обо всём,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил - не совсем откусил, 3) Приставка ПРИ- придаёт словам значение
Пригорело - не значит сгорит.
Помни - что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой ПРИ-.
Работа по группам1 группа (более слабые ученики) выполняют №105 тетрадь Более сильные №106 Ребята самостоятельно определяют себе задание
105. Подчеркните слова, в которых приставка ПРИ- придаёт значение нахождения
около чего-то.
Приклеить, приморский, прибежать, приписать, прибрежный, пришкольный, приготовить, приусадебный, присмотреть, прикрикнуть, привокзальный, прикаспийский.
106. Укажите в скобках значение приставки ПРИ-.
Припаять ( ), пригореть ( ),
приподнять ( ), прищурить ( ),
приближение ( ), приморье ( ),
прибрежный ( ), призадуматься ( ),
прибирать ( ), прикоснуться ( ),
прикупить ( ), приклеить ( ),
примчаться ( ), придорожный ( ).
Проверка с последующим повторением правила
Проверка ,выполненных заданий
Ребята, а какой же вопрос мы не рассмотрели?
Правильно, правописание приставок пре-
Давайте понаблюдаем. 107.
Прочитайте шуточное стихотворение А. Каютиной о приставке ПРЕ-. Выделите в словах эту приставку; определите, какие значения она имеет.
В прекрасном замке на горе Значения приставки ПРЕ-:
Жила-была приставка ПРЕ
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая- прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой,
И называли все премудрой.
Был у неё прелестный пудель,
Прехрабрый пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю. Друг мой, ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи. Я спешу».
Дети выявляют значение приставки пре-
Физминутка
4.Закрепление изученного материала
• Работа в парах. По опорным словам составьте небольшой текст:
Пр...школьный, пр.. везли, пр..бежали, пр..несли, пр..ступили, приподнимали, пр..сыпали, прекрасный, пр..довольные, преотличное.
Доп. Материал Допишите известные вам строчки. Кто автор? Назовите произведение,
-
Час обеда .... (приближался) топот по двору раздался. («Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях») - приближение
-
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг ...(прелестный) (Стихотворение «Зимнее утро») пре = очень
3. Здравствуй, князь ты мой ..(прекрасный)! пре = очень
Что ты тих, как день ненастный?» («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
4 (Приплыла) к нему рыбка, спросила: - приближение
«Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
-
Кто-то терем... .(прибирал) да хозяев поджидал. («Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях») - неполное действие
-
Он в другой раз закинул невод. -
....(Пришел) невод с травою морскою. («Сказка о рыбаке и рыбке») -приближение
• Подведение итогов:
-
О чем мы сегодня говорили на уроке?
-
Что нового узнали?
-
Когда пишется приставка при-? пре-?
-
Оценки
-
Д/з: упр. 155
При составлении урока использованы следующие материалы:
Г.А.Бакулина «Конспекты уроков для учителя русского языка 6 класс»Владос2004
Г.А.Богданова русский язык рабочая тетрадь для 6 класса в 2 частях Генжер 2009
51