Дополнительный материал к урокам русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительный материал к урокам русского языка



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Актабанская средняя общеобразовательная школа»

Дополнительный материал к урокам русского языка


Дополнительный материал для уроков русского языка)

Автор: Мамина Татьяна Спиридоновна


2014г.

В брошюру включены игровые материалы для отработки навыков грамотного письма. Надеюсь, что они помогут также повысить познавательный интерес обучающихся к предмету!

Дополнительный материал к урокам русского языка


Схема самой игры взята из известной телевизионной передачи. К доске выходят пять учеников. Каждому из них по цепочке задается три вопроса. Ученик, ответивший на наименьшее количество вопросов, садится. Начинается второй тур. И так продолжается игра, пока не остается двое, которые и разыгрывают первое место. Сама игра длится не более пяти минут. Количество участников может варьироваться. Победителю и финалисту можно поставить положительные оценки. Проигравшим оценки не ставятся. Данную игру можно давать на разных этапах урока. Особенно она эффективна в конце, когда дети утомлены и их работоспособность снижается.
В игре важен характер вопросов. Они должны быть разнообразны, неожиданны. Это обостряет игру, позволяя не самым сильным ученикам добиваться побед.



Дополнительный материал к урокам русского языка


Игра «Слабое звено» по теме «Причастие»,

7 класс.

Тур 1

1.Причастия бывают действительные и …..
2.Причастия изменяются по падежам или лицам?
3.У действительных причастий суффикс -ущ- или -ом -?

4.Сколько времен у действительных причастий?
5.Сколько Н пишется в кратких причастиях?
6.Причастие «разбитая» действительное или страдательное?

7.Сколько Н пишется в выражении «прожаренная рыба»?
8.Сколько Н в выражении в «посаженый отец» ?
9.Сколько Н в выражении в «балованный малыш»?

10.Сколько Н выражении в «названный в честь героя»?

11.Сколько Н в выражении в «домотканая ткань»?

12.Может ли быть в причастии суффикс - ец - ?
13.К какому времени относится причастие с суффиксом - ш - ?

Тур 2

1.От какого спряжения образовано причастие «гонящий»?
2.От какого спряжения образовано причастие «ноющий»? (от первого)3.Сколько Н в «желанный ребенок»? (две)
3.Сколько Н в словосочетании «желанный ребенок»?
4.В словосочетании «тучи рассеяны ветром»?
5.В словосочетании «рассеянная девочка»?
6.Слитно или раздельно? «Не знающий усталости турист»?



Дополнительный материал к урокам русского языка



7.Слитно или раздельно в предложении «Трава еще не скошена»?

8.Слитно или раздельно? «Неподсудное дело»

9.Сколько родов у кратких причастий?
10.Какие причастия могут быть краткими?
11.В каком числе краткие причастия не изменяются по родам?

12.Причастие «поющий» может быть кратким?

Тур 3

1.НЕ пишется слитно или раздельно? «Совсем немытое стекло»

2.Слитно или раздельно? «Вовсе не летающий»
3.Слитно или раздельно? «Совершенно некошеный луг»
4.Сколько Н? «Линованная тетрадь»

5.Сколько Н? «Недоваренный картофель»

6.Сколько Н? «Срезанная ветка»

7.Чем является в предложении краткое причастие?
8.Может ли быть у причастия суффикс - я - ?
9.Может ли быть у причастия суффикс - ывающ - ?

Финал
1. Сколько Н в словосочетании «золоченый перстень»?
2.Сколько Н в словосочетании «посеребренное колечко»?

1. У действительных причастий суффикс -вш- или - т- ?

2.У страдательных причастий суффикс -ящ- или -енн- ?


1. Может ли в причастном обороте быть пять слов?2.Всегда ли одиночное причастие выделяется запятыми?

Дополнительный материал к урокам русского языка





Дополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка

Эта игра рассчитана на целый урок. Может вполне использоваться как самостоятельная работа. Детям предлагается самостоятельно выбрать себе вопросы на 1, 2 и 3 балла. В случае правильного ответа ученики получают соответствующий балл. Если ответ неверный, получают ноль баллов. Вопросы задаются по цепочке. За урок в классе из двадцати учеников каждому учитель успевает задать по 6 вопросов. Перед детьми заранее рисуется балловая шкала. 11-15 баллов - «5», 7 - 10 баллов - «4», 3 - 6 баллов - «3», ниже 3 баллов - «2». Чтобы обеспечить соответствующую для самостоятельной работы дисциплину, достаточно снимать баллы за подсказки. Вопросы на 1 балл - очень легкие, на 2 балла - средние, на 3 балла - трудные.

Игра «У кого больше очков» по теме «Повторение изученного в 7 классе», 8 класс

Варианты вопросов на 1 балл.

1.Местоимение самостоятельная или служебная часть речи?
2.Причастный или деепричастный оборот всегда выделяется запятыми?

3.Изменяется ли наречие по степеням сравнения?

4.Слово «небрежно» относится к какой части речи?
5.У причастий бывает единственное число, а бывает и ….
6.Наречие - самостоятельная или служебная часть речи?

Дополнительный материал к урокам русского языка



Варианты вопросов на 2 балла.

1.Сколько степеней сравнения у наречия?
2.Приведите пример наречия в превосходной степени.
3.Сколько Н в слове «путано»?
4.Как пишется наречие «бок о бок»?
5.Сколько Н в слове «малонаезженный»?
6.Приведите пример деепричастия с суффиксом -а-?



Варианты вопросов на 3 балла.

1.Какая приставка в местоимениях пишется через дефис?
2.Найдите в данном предложении все местоимения:
«Мы заметили, что все эти пещеры разной глубины».
3.Найдите в данном предложении все служебные части речи: «Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне».
4.Среди данных слов найдите наречие, у которого нет варианта по числу: на карачки, на дыбы, на цыпочки.
5.Среди данных наречий найдите то, которое пишется слитно: наотмашь, с панталыку, на авось.
6. Приведите пример предложения, в котором есть и причастный, и деепричастный оборот.

Дополнительный материал к урокам русского языка

Дополнительный материал к урокам русского языка


Эта традиционная игра хороша применительно к любой теме русского языка. Использовать ее можно абсолютно на любом этапе урока. Я чаще всего ее даю в середине урока, когда необходимо переключить внимание детей, дать им отдохнуть после письменного упражнения.
Сама игра рассчитана на пять минут. Детям предлагается несколько слов ( от 3 до 5 ), они должны выбрать лишнее и записать его. Из десяти заданий отличную оценку вполне можно ставить за 8 - 10 правильных ответов.

Игра «Лишнее слово» по теме «И - Ы после Ц», 5 класс

-циклон, лекция, цыплята, цифры

-циркуль, куницын, белолицый, птицы

-цинга, цыган, цитрус, цитата

-на цыпочках, цикорий, циклон, цирк

-полиция, циновка, цыкнуть, цитировать

-коллекцию, комплекция, куцые, вентиляции

-цифры, шепот, пшенка, жонглер

-сестрицын, птицын, лисицын, цыган

-цыплята, циновка, цыганский, на цыпочки

- милиция, акация, белолицые, дикция

Дополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка

Тесты - явление в школе модное и постоянно прогрессирующее. За последние годы тест занял твердую позицию среди других заданий, которые предлагаются детям. Данный вид работы удобен, так как позволяет очень быстро получить результаты проверки. Его можно использовать на любом этапе урока как закрепление изученного материала.

Игра «Тест» по теме «Правописание Н - НН в прилагательных», 6 класс
1. В этом прилагательном пишется Н:
а) багряный рассвет
б) стеклянный завод
в) безветренная погода
г) истинная правда

2. В этом прилагательном пишется НН:
а) юный друг
б) песчаный карьер
в) глубинные бомбы
г) гостиная комната

3. Это слово не является исключением:
а) деревянный
б) серебряный
в) оловянный
г) стеклянный


Дополнительный материал к урокам русского языка



3. Это слово не является исключением:
а) деревянный
б) серебряный
в) оловянный
г) стеклянный

4. Это прилагательное не имеет суффикса -ян- :
а) масляный
б) ветреный
в) конопляный
г) полотняный

5. Одна из НН относится к корню в слове:
а) клюквенный
б) вагонное
в) лекционная
г) старинное

6. В этом прилагательном не пишется Н:
а) кожаный мяч
б) гостиный двор
в) лимонный сок
г) румяная девочка

7. В этом прилагательном нет суффикса -енн-:
а) бессмысленная работа
б) действенное предложение
в) естественные условия
г) безымянный герой



Дополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка

Составьте слова из «россыпи» морфем. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

О б р а з е ц. О, а, пере, к, цен - переоценка.

Под, к, а, готов, пере; ыгр, роз, ыш; им, не, ый, числ, ис; о, тельн, и, смотр, не, ость; за, ый, медл, не, тельн, и.

Дополнительный материал к урокам русского языка

Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук от слова пятно, звук, который дважды повторяется в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. (Река.)

Возьмите 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик, 3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. (Лиса или леса.)

Возьмите 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. (Тихо.)





Дополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка

Учитель читает слова, а ученики поднимают карточку с плюсиком, если буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, и нолик, если один звук. Кто самый внимательный?

Ель, весна, моя, поел, сельдь, вьют, вьюнок, десна, яма, мясо, ёж, юла, Юлька, объезд, друзья, в разлуке, почему, костюм, река, льёт, рюкзак, яркий.

Дополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка

Дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов - на втором этаже и т. д.

Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное.

Примеры животных: куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай, ласка, еж, барсук, енот, обезьяна, верблюд, крокодил.

Дополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языка


Дополнительный материал к урокам русского языка




Дополнительный материал к урокам русского языка

Звери решили себе купить мебель. На первую машину погрузили мебель, в названии которой один слог (стол, шкаф, стул), на вторую - название из двух слогов (диван, ковер, люстра, кровать, кресло), на третью - из трех слогов (зеркало, тумбочка).

Дополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языка

Дополнительный материал к урокам русского языка

Звери решили отпраздновать новоселье. Они отправились в магазин и стали закупать только те продукты, в названии которых ударение падает на второй слог. Выберем, что закупили звери.

Слова: торт, печенье, булка, конфеты, мороженое, лимонад, компот, ватрушка, пирог, сок, лимоны, груши, капуста, морковь.

Дополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языка

Дополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка

Однажды Волк с Лисой отправились ловить рыбу. После рыбалки решили поделить рыбу.

Волку досталась рыба. в названии которой звуков меньше, чем букв, а Лисе - рыба, в названии которой звуков столько, сколько букв. Значит, Волк получит такую рыбу, как карась, голавль, окунь, пескарь, линь. У Лисы будут сом, плотва, красноперка, налим, карп.

Дополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языка

Дополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка

1.Решили звери на зиму запасти ягод и грибов. Стали в лес ходить. Решили собирать только те ягоды, в названии которых ударение падает на второй слог.

(Называются два слова, а дети выбирают нужное).

Клюква или брусника?

Малина или земляника?

Черника или костяника?

Дополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языка

2.Белочка грибы на зиму сушить стала, но собирала только те грибы, в названии которых 3 слога. (На доске картинки с изображением грибов. Дети выбирают и называют: боровик, лисичка, моховик, опенок, волнушка). Затем находят количество глухих и звонких согласных в словах, твердых и мягких согласных.

Дополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка

-Ребята, мы с вами в зоопарке. Назовите зверей, в названии которых три слога. В каких названиях только звонкие согласные?

Слон или бегемот?
Косуля или медведь?
Волк или лисица?
Мартышка или тигр?
Лев или носорог?
Крокодил или росомаха?
Леопард или манул?

Дополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языка

Найдите загаданный звук.

Я - в озерах и реках, но в воде меня нет.

Я - в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет. ([р'];

[ р]).



Дополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка

«В огороде»

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

-в слове 2 слога, 7букв, 6 звуков (морковь),

-в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),

-в слове 1слог, все согласные звуки твердые,

-в слове 4 слога (помидоры)

(В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук).

Дополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка

1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник.

Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв (арония, яблоки).

2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков? (Апельсины).

Дополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка



Дополнительный материал к урокам русского языка

«Одежда»

В магазине "Одежда" висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты. Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков? (Мама дочке купила пальто.)

Дополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языка

«Обувь»

В магазине «Обувь» продают сапоги, ботинки, туфли, тапки, босоножки, кеды.

Что купил папа сыну, если в названии обуви 3слога, последний слог ударный. (Папа сыну купил сапоги.)

Дополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языкаДополнительный материал к урокам русского языка





Дополнительный материал к урокам русского языка









Дополнительный материал к урокам русского языка

В игру можно играть на любом уроке для закрепления или повторения материала. «Витрины» могут быть самыми разными.

-Представьте, что вы пришли в магазин, чтобы купить себе что-нибудь. Перед вами витрины магазинов. Заполняйте ваши корзины необходимыми покупками (корзины сделаны из бумаги, либо тетради служат корзинами).

Можно поочередно покупать по отделам, можно сразу брать продукты из разных отделов. Ребята берут понравившийся товар и правильно записывают слово. Если с ошибкой - недостаточно денег, необходимо пополнить баланс (прописать целую строчку слово, придумать объяснение, как лучше запомнить и др.) Игру можно видоизменять.

Дополнительный материал к урокам русского языка






Дополнительный материал к урокам русского языка





Дополнительный материал к урокам русского языка

Найдите жильцов общежития и расселите их в нужные номера. Кто смог увидеть всех «жильцов»?

Правописание о-е(ё) после шипящих и ц

Корень

Суффикс

Окончание

О

Е(Ё)

О

Е (Ё)

О

Е (Ё)

Шепоты и шорохи неслись из лесной чащобы. Старичок - лесовичок с трещоткой в маленькой ручонке шел по заросшей тропинке. На нем была холщовая рубашонка, плюшевые шорты, кумачовый кушачок, на голове красовалась еще прадедова шапчонка, а на кривых ножонках - стоптанные замшевые кроссовки. Настоящий щеголь! В другой руке человечек нес желтую кошелку, в которую собирал желуди. Их лесовичок толчет в ступе, потом растирает с травяной мукой и печет лепешки. Получается деликатес - вкусный и дешевый. Старичок-лесовичок - известный обжора. В его кухоньке есть всевозможные явства: шоколад, грушевое и алычовое варенье, крыжовник, ветчина, тушенка, сгущенка, разные копчености.

В лесу свежо. Солнце еще не жжет, оно осветило приветливым лучом небольшую речонку и шелк бессчетных паутинок в камышовых зарослях. Чьи-то ветвистые рога показались из ольшаника. Там была ночевка у лося.



Дополнительный материал к урокам русского языка


челкой. У сожженного молнией дерева появился медвежонок, который вчера нечаянно прожег свечой штаны, причем сам при этом получил небольшой ожог. Этот медвежонок держит лесных хулиганов в ежовых рукавицах.

Друзья горячо обнялись, полюбовались замечательным пейзажем. Лесовичок встал на кочку, будто дирижер, щелкнул трещоткой. Лесные жители стали повторять…правила правописания гласных после шипящих. Присоединимся к ним! (По О.Кормаковой)


Дополнительный материал к урокам русского языка




Дополнительный материал к урокам русского языка






Дополнительный материал к урокам русского языка

  • Корень тот же, что и в слове склоняться. Суффикс тот же, что и в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое - грамматический термин. (Склонение.)

  • Если взять корень из слова полагать, приставку - из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание - из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предметов. (Прилагательное.)

  • В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень, как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал. (Поиграл.)

  • Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка такая же, как в слове перепрыгнул. Суффикс одинаковый со словом слышать. (Перелетать.)

  • Корень мой находится в ЦЕНЕ. В ОЧЕРКЕ найди приставку мне. Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем. Вся же - в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а.)



Дополнительный материал к урокам русского языка











































© 2010-2022