Календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование предмета «Литература» (базовый уровень) в 7 классе (70 часов)

п/п

Тема урока

Кол-

во

час.

Элементы содержания урока

Требования к уровню

подготовленности уч-ся

Вид

котроля/измерители

Дата/класс

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Изучение содержания параграфа, беседа по вопросам

Научиться определять основные идейно-нравственные проблемы литературы

Выразительное чтение, устный опрос

2

Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа

1

Составление таблицы «Предания: жанровые и композиционные признаки», беседа по вопросам

Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи

Устный опрос

3

Предания «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник»

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Научиться определять жанровое своеобразие преданий

Устный опрос

4

Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористичные жанры фольклора

1

Составление конспекта статьи учебника, толкование пословиц и поговорок, ответы на вопросы

Научиться составлять план устного высказывания

Конспект, устный опрос

5

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

1

Выразительное чтение, объяснение незнакомых слов, ответы на вопросы

Научиться владеть изученной терминологией по теме, выразительному чтению былин

Выразительное чтение, устный опрос

6

Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы, характеры героев

научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы былин

Выразительное чтение, устный опрос

7

Французский и карело-финский мифологический эпос. Сборники пословиц. Проект

1

Различные виды пересказа, ответы на вопросы, характеристика героев по алгоритму

Научиться находить цитатные примеры из эпоса, иллюстрирующие понятия «героический пафос»

Пересказ, устный опрос

8

Из древнерусской литературы

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет»

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы, составление конспекта «Особенности поучения»

Научиться понимать смысл произведения древнерусской литературы

Устный опрос, конспект

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Проект

1

Выразительное чтение отрывков, рецензирование выразительного чтения, составление таблицы «Жанровые особенности жития»

Научиться понимать смысл произведения древнерусской литературы

Устный опрос, проект

10

Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература»

1

Написание контрольной работы

Научиться самодиагностике, работе над ошибками

Контрольная работа

11

М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия… на престол… Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

1

Сообщение о писателе, выразительное чтение, ответы на вопросы, выявление жанровых особенностей оды

Научиться определять жанровые особенности оды

Сообщение, выразительное чтение, устный опрос

12

Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание»

1

Сообщение, выразительное чтение, анализ стихотворений

Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы

Сообщение, устный опрос

13

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII

1

Сообщение, выразительное чтение, ответы на вопросы, сопоставительный анализ Петра I и Карла XII

Научиться аргументировать свою точку зрения

Сообщение, устный опрос

14

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

1

Выразительное чтение, анализ прочитанного, самостоятельная работа (устный и письменный ответ на проблемный вопрос)

Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения

Самостоятельная работа

15

А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»; цикл «Повести Белкина». Проект

1

Выразительное чтение, выборочный пересказ, ответы на вопросы

Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки

Пересказ, устный опрос

16

М.Ю. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.

1

Сообщение, выразительное чтение, ответы на вопросы, сопоставление главных героев

Научиться определять значение картин быта XVI века для понимания характеров и идеи поэмы

Сообщение, устный опрос

17

М.Ю. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства

1

Ответы на вопросы, выборочный пересказ, анализ эпизода

Научиться сопоставлять литературных героев

Пересказ, устный опрос

18

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

Научиться анализировать поэтический текст

Чтение наизусть

19

Контрольная работа №2 по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1

Ответы на вопросы К.Р.

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контрольная работа

20

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

1

Сообщение, различные виды пересказа, выразительное чтение фрагментов, ответы на вопросы

Научиться выявлять характерные художественные приёмы повествования

Сообщение, устный опрос

21

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Выборочный пересказ, ответы на вопросы, составление сравнительной характеристики героев

Научиться анализировать эпизод, составлять сравнительную характеристику героев

Устный опрос, сравнительная характеристика героев

22

Противопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Выборочный пересказ, ответы на вопросы, составление сравнительной характеристики героев

Научиться анализировать эпизод, составлять сравнительную характеристику героев

Устный опрос, сравнительная характеристика героев

23

Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции, письменный ответ на проблемный вопрос

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи

Письменный ответ на проблемный вопрос

24

Контрольная работа №3 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Ответы на вопросы

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контрольная работа

25

И.С. Тургенев. Изображение крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе «Бирюк»

1

Сообщение о жизни и творчестве И.С. Тургенева, пересказ, выборочное выразительное чтение, ответы на вопросы

Научиться определять авторское отношение к героям

Сообщение, устный опрос

26

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача»

1

Определение жанрового своеобразия стихотворений в прозе, анализ стихотворений, выразительное чтение

Научиться понимать смысл произведения и видеть главное

Чтение наизусть

27

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы

1

Сообщение о Н.А. Некрасове. Выразительное чтение и анализ главы поэмы

Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности

Сообщение, устный опрос

28

Художественные особенности поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»

1

Составление тезисного плана для пересказа отрывков, языковые особенности поэмы

Научиться выявлять художественные особенности поэмы

Устный опрос

29

Стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа

1

Выразительное чтение стихотворения, анализ стихотворения

Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки по определению трёхсложного размера стиха

Устный опрос, выразительное чтение

30

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

1

Сообщение о жизни и творчестве А.К. Толстого, чтение баллад и их анализ, жанровые особенности исторических баллад

Научиться анализировать текст баллады

Сообщение, устный опрос

31

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

Сообщение о М.Е. С.-Щедрине, пересказ сказки, выборочное выразительное чтение, ответы на вопросы

Научиться характеризовать средства выразительности в сказке

Устный опрос, пересказ

32

Контрольная работа №4 по произведениям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

Ответы на вопросы контрольной работы

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контрольная работа

33

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы» (взаимоотношения детей и взрослых)

1

Сообщение о писателе, пересказ, выборочное выразительное чтение, ответы на вопросы

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи

Сообщение, пересказ, устный опрос

34

«Наталья Савишна». Проявление чувств героя в повести Л.Н. Толстого

1

Пересказ, ответы на вопросы, выборочное выразительное чтение

Научиться аргументировать свои ответы

Пересказ, устный опрос

35

«Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н. Толстого

1

Пересказ, ответы на вопросы, выборочное выразительное чтение

Научиться аргументировать свои ответы

Пересказ, устный опрос

36

А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова

1

Сообщение о писателе, выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения, ответы на вопросы

Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности

Сообщение, презентация, устный опрос

37

Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

1

Пересказ, выборочное выразительное чтение, ответы на вопросы

Научиться аргументировать свои ответы

Пересказ, устный опрос

38

Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня»

1

Пересказ, выборочное выразительное чтение, ответы на вопросы

Научиться анализировать текст рассказа

Пересказ, устный опрос

39

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения в стихотворениях В.Жуковского, И.Бунина, А.К. Толстого

1

Краткие сообщения о писателях, выразительное чтение стихотворений, рецензирование выразительного чтения стихотворений, анализ стихотворений

Научиться выразительно читать стихотворения, анализировать их

Сообщения, устный опрос

40

Контрольная работа №5 по стихотворениям поэтов

1

Письменный ответ на проблемный вопрос

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контрольная работа

41

И.А. Бунин. Воспитание детей в семье в рассказе И.А. Бунина «Цифры» (Р.Р.)

1

Сообщение, пересказ, ответы на вопросы

Научиться выявлять особенности повествования И.А. Бунина

Сообщение, пересказ

42

Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти»

1

Выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения, ответы на вопросы

Научиться анализировать текст

Устный прос

43

М. Горький. Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»

1

Сообщение о жизни и творчестве писателя, понятие автобиографического произведения, сюжет, пересказ отдельных глав повести

Научиться анализировать текст повести

Сообщение

44

Романтические рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш»

1

Составление таблицы «Пафос романтических рассказов Горького, пересказ, ответы на вопросы

Научиться определять тему и идею романтических рассказов

Устный опрос, пересказ

45

В.В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Сообщение о жизни и творчестве писателя, выразительное чтение стихотворения и рецензирование выразительного чтения, ответы на вопросы

Научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения

Сообщение, устный опрос

46

Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

1

Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы

Научиться выявлять ритмико-метрические особенности стихотворения

Устный опрос

47

Л.Н. Андреев. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака»

1

Сообщение о писателе, пересказ, выразительное чтение, ответы на вопросы

Научиться определять особенности повествования Л.Н. Андреева

Сообщение, пересказ, устный опрос

48

Гуманистический пафос рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Проект «Образы собак в русской литературе»

1

Изучение параграфа учебника, конспектирование статьи, ответы на вопросы, защита проекта

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, выполнять индивидуальное задание в проектной группе

Конспект статьи учебника, проект

49

А.П. Платонов. Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка»

1

Сообщение о писателе, пересказ, выборочное выразительное чтение, ответы на вопросы

Научиться аргументировать свой ответ

Сообщение, пересказ

50

Контрольная работа №6 по произведениям писателей ХХ века

1

Ответы на вопросы

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контрольная работа

51

Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

1

Сообщение о писателе, выразительное чтение стихотворений, рецензирование выразительного чтения, ответы на вопросы

Научиться определять роль изобразительных средств при создании картин природы в стихотворениях Б.Л. Пастернака

Сообщение, устный опрос

52

Контрольная работа №7 по произведениям Б.Л. Пастернака

1

Ответы на вопросы

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контрольная работа

53

Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

1

Краткий рассказ о поэтах, выразительное чтение и анализ стихотворений, понятие об интервью

Научиться выразительному чтению и анализу стихотворений

Сообщения, устный опрос, выразительное чтение наизусть

54

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

1

Сообщение о писателе, пересказ, выборочное выразительное чтение, ответы на вопросы

Научиться характеризовать проблему в рассказе

Сообщение, пересказ, устный опрос

55

Е.И. Носов. Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч»)

1

Сообщение, чтение и анализ рассказа

Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы

Сообщение, устный опрос

56

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

1

Выразительное чтение, анализ рассказа

Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа Е.И. Носова

Устный опрос

57

Ю.П. Казаков. Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе

Ю.П. Казакова «Тихое утро»

1

Краткий рассказ о писателе, пересказ, выборочное выразительное чтение, анализ рассказа

Научиться применять алгоритм проведения анализа текста

Сообщение, устный опрос

58

Стихотворения о Родине, родной природе

В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова

1

Краткий рассказ о писателях, чтение и анализ стихотворений

Научиться определять особенности пейзажной лирики

Сообщения, выразительное чтение, устный опрос

59

А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…»

1

Сообщение о писателе, выразительное чтение и анализ стихотворений

Научиться выявлять характерные особенности лирики А.Т. Твардовского

Сообщение, устный опрос

60

Д.С. Лихачёв. Духовное напутствие молодёжи в главах книги «Земля родная»

1

Сообщение о Д.С. Лихачёве, составление таблицы «Жанрово-стилистические признаки публицистического произведения, выразительное чтение фрагментов текста, анализ прочитанного

Научиться определять жанрово-стилистические черты публицистики

Сообщение, устный опрос

61

Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»

1

Сообщение о М. Зощенко, выразительное чтение рассказа, ответы на вопросы

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа

Сообщение, устный опрос

62

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге»

1

Краткие сообщения о писателях, чтение и анализ стихотворений, прослушивание и анализ песен на стихи авторов (проект)

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи

Сообщения, выразительное чтение, устный опрос

63

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни

1

Сообщение о поэте, выразительное чтение и анализ стихотворений

Научиться определять жанрово-композиционные особенности лирики Р. Гамзатова

Сообщение, устный опрос

64

Представления народа о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность» Роберта Бёрнса

1

Сообщение о поэте, выразительное чтение и анализ стихотворения

Научиться выразительно читать и анализировать стихотворения

Сообщение, устный опрос

65

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!..» Дж.Г. Байрона

1

Сообщение о поэте, выразительное чтение и анализ стихотворения

Научиться выразительно читать и анализировать стихотворения

Сообщение, устный опрос

66

Японские трёхстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года

1

Понятие хокку, чтение и конспект статьи учебника, чтение и анализ хокку, творческое задание сочинить хокку

Научиться определять идейно-художественное своеобразие текста

Конспект статьи, сочинение хокку

67

Сила любви и преданности в рассказе О. Генри «Дары волхвов»

1

Сообщение о писателе, выразительное чтение и анализ рассказа

Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы

Сообщение, устный опрос

68

Фантастические рассказы

Р.Д. Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы»

1

Сообщение о писателе, пересказ, выборочное выразительное чтение, ответы на вопросы

Научиться систематизировать и обобщать теоретический материал

Сообщение, устный опрос

69

Итоговый тест

1

Ответы на вопросы теста

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

тест

70

Рекомендации чтения на лето

1

Список литературы для чтения летом

Повышать читательскую культуру


© 2010-2022