Гласные О и А на конце наречий

Урок по теме "Гласные О и А на конце наречий" разработан для 7 класса по программе "Школа 2100" Тема урока:«Буквы А и О на конце наречий с приставками». Цели урока: ·        Познакомить учащихся с правописанием наречий с приставками В-; НА-; ЗА-;  ИЗ-;ДО-;С-. ·        Закрепить навык правописания наречий. ·        Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка. Тип урока:добывание новых знаний. Оборудование: 1.     Карточки с индивидуальными заданиями. 2.     Материалы презентаций. 3....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе (программа «Школа 2100»)

Тема урока: «Буквы А и О на конце наречий с приставками».

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с правописанием наречий с приставками В-; НА-; ЗА-; ИЗ-;ДО-;С-.

  • Закрепить навык правописания наречий.

  • Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: добывание новых знаний.

Оборудование:

  1. Карточки с индивидуальными заданиями.

  2. Материалы презентаций.

  3. Учебники.

  4. Тетради.

  5. Оценочные листы.

Межпредметные связи: связь с информатикой, литературой.

Эпиграф к уроку: «Люби и знай русский язык». (Слайд)

Ход урока:

I Организационный момент: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на уроке. Ребята, вы обратили внимание, сколько у нас сегодня гостей на уроке. Вы, конечно, все волнуетесь! Попробуйте поделиться своими ощущениями. Как вы себя сейчас чувствуете?

(хорошо, волнительно, некомфортно и т.д.)

II.Повторение изученного ранее. Переход к изучению новой темы:

-Слова какой части речи вы использовали для выражения своих чувств?

(наречия)

-Что вы можете сказать об этой части речи?

-Выступление одного из учащихся «Из истории наречий».

«Слово наречие - очень старое, оно встреча­ется в древнерусском языке, в котором имело больше значений, чем в современном русском языке. Оно означало язык, слово, решение, во­прос, дело, спор, способ, вещи, предмет, глагол и, наконец, наречие... Корень речь как бы свя­зывает его с глаголом. Древние римляне назы­вали эту часть речи «приглаголием» (букваль­ный перевод).

Русские грамматики назвали ее точно так же, изменив лишь приставку, - видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе (приглаголие) или «наклады­ваться» на глагол (наречие)». (Слайд)


III. Изучение новой темы. Получение новых знаний.

1.Формулирование темы урока.

Слово учителя: У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них вы сможете разгадать и сейчас. Они помогут вам избежать ошибок при письме. Обратите внимание на слайд и попытайтесь:

1 группа (слабые) рассказать, о чем пойдет речь на уроке?

2 группа (сильные) сформулировать тему сегодняшнего урока.

Открывается тема урока (слайд)

2. Самостоятельное получение знаний (по группам).

Слово учителя: Вспомните наречия, которые образовались от прилагательного новый с помощью приста­вок и суффиксов: заново, снова, наново (на доске). Во всех трех словах гласный в конце в слабой по­зиции. А вот обозначается он разными буква­ми: то о, то а. Нельзя ли проверить эту орфограмму? Оказывается, можно.

1 группа (слабые): Используя материалы учебника (стр. 109-110), рассказать о правописании гласных О и А на конце наречий. Пояснить, от чего правописание наречий зависит?

2 группа (сильные): Используя теоретический материал (дополнительный, на партах), соотнесите правописание наречий с приставками и существительных с подобными предлогами и установите закономерность правописания суффиксов -О- и _-А- на конце наречий.

Текст на парты для 2 группы)

(Обратите внимание, что в данном случае прилагательное ведет себя точно так же, как существительное среднего рода с предлогами. Вот и попробуйте подставлять для проверки вместо наречия существительное (например, окно) с тем же предлогом, что и приставка в наречии: сделать занов... - сделать за окно - сделать заново; прочитать снов... - прочитать с окна - прочитать снова; переписать нанов... - переписать на окно - переписать наново.

Конечно, при такой подстановке словосоче­тания с существительным часто оказываются бессмысленными. Но ведь сейчас нас это не очень-то интересует: важно проверить, что пи­шется в конце наречий, образованных от при­лагательных с помощью суффиксов -о или -а и приставок в-, на-, за-, с-, из-, до-.

Вот и попробуйте проверить этим способом пропущенные орфограммы в таких словосоче­таниях: повернуть вправ..., показаться справ..., посмотреть направ..., вытереть досух..., накормить досыт..., встречать изред..., накрепк..., посмотреть влев..., вер­нуться засветл..., упасть замертв...

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! (слайд)

В наречиях, образованных от прилагатель­ных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, па-, за- пишется суффикс -о, а после приставок с-, из, до- пишется суффикс -а)

3.Слово представителям 1-ой группы (1,2 человека)

4. Выступление представителей 2-ой группы с демонстрацией у доски.

5. Задание всему классу:

-В таблице на стр.109 ваших учебников есть еще одна графа. Расскажите, как образованы наречия, представленные в ней? Какой суффикс участвует в образовании таких наречий? Сделайте вывод о правописании таких наречий.

IV.Физкультминутка: Устали немножко? Давайте отдохнём и сделаем физразминку?!

Сначала мы пойдем налево-1,2,3.

А теперь пойдём направо -1,2,3.

Станем мы сейчас поближе -1,2,3.

А потом уйдём подальше -1,2,3.

Руки вверх поднимем дружно 1,2,3.

И помашем влево-вправо.1,2,3

А сейчас присядем ниже 1,2,3

Головы поднимем выше. 1,2,3

Дружно хлопаем руками. 1,2,3

Тихо топаем ногами. 1,2,3

Чтобы веселее стало, 1,2,3

Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.

V.Закрепление полученных знаний.

1 группа (слабые) упр.177 вместе с учителем.

2 группа (сильные). Творческое задание (на карточках)

515. Рассмотрите рисунок. Помогите мальчику провести ут­реннюю гимнастику или физкультурную минутку. Запишите несколько предложений с глаголами повелительного накло­нения и наречиями, например: вверх, налево, вправо, слева направо, сначала, наоборот, снова, постепенно, быстрее, медленнее, глубже и др. В наречиях и глаголах обозначьте орфограммы.

Гласные О и А на конце наречий


Гласные О и А на конце наречий


VI.Подведение итогов урока.

-Сформулируйте выводы по нашему уроку.

-Оцените ответы друг друга.









3

© 2010-2022