- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Гласные О и А на конце наречий
Гласные О и А на конце наречий
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тагинцева Н.В. |
Дата | 18.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 7 классе (программа «Школа 2100»)
Тема урока: «Буквы А и О на конце наречий с приставками».
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с правописанием наречий с приставками В-; НА-; ЗА-; ИЗ-;ДО-;С-.
-
Закрепить навык правописания наречий.
-
Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: добывание новых знаний.
Оборудование:
-
Карточки с индивидуальными заданиями.
-
Материалы презентаций.
-
Учебники.
-
Тетради.
-
Оценочные листы.
Межпредметные связи: связь с информатикой, литературой.
Эпиграф к уроку: «Люби и знай русский язык». (Слайд)
Ход урока:
I Организационный момент: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на уроке. Ребята, вы обратили внимание, сколько у нас сегодня гостей на уроке. Вы, конечно, все волнуетесь! Попробуйте поделиться своими ощущениями. Как вы себя сейчас чувствуете?
(хорошо, волнительно, некомфортно и т.д.)
II.Повторение изученного ранее. Переход к изучению новой темы:
-Слова какой части речи вы использовали для выражения своих чувств?
(наречия)
-Что вы можете сказать об этой части речи?
-Выступление одного из учащихся «Из истории наречий».
«Слово наречие - очень старое, оно встречается в древнерусском языке, в котором имело больше значений, чем в современном русском языке. Оно означало язык, слово, решение, вопрос, дело, спор, способ, вещи, предмет, глагол и, наконец, наречие... Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием» (буквальный перевод).
Русские грамматики назвали ее точно так же, изменив лишь приставку, - видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе (приглаголие) или «накладываться» на глагол (наречие)». (Слайд)
III. Изучение новой темы. Получение новых знаний.
1.Формулирование темы урока.
Слово учителя: У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них вы сможете разгадать и сейчас. Они помогут вам избежать ошибок при письме. Обратите внимание на слайд и попытайтесь:
1 группа (слабые) рассказать, о чем пойдет речь на уроке?
2 группа (сильные) сформулировать тему сегодняшнего урока.
Открывается тема урока (слайд)
2. Самостоятельное получение знаний (по группам).
Слово учителя: Вспомните наречия, которые образовались от прилагательного новый с помощью приставок и суффиксов: заново, снова, наново (на доске). Во всех трех словах гласный в конце в слабой позиции. А вот обозначается он разными буквами: то о, то а. Нельзя ли проверить эту орфограмму? Оказывается, можно.
1 группа (слабые): Используя материалы учебника (стр. 109-110), рассказать о правописании гласных О и А на конце наречий. Пояснить, от чего правописание наречий зависит?
2 группа (сильные): Используя теоретический материал (дополнительный, на партах), соотнесите правописание наречий с приставками и существительных с подобными предлогами и установите закономерность правописания суффиксов -О- и _-А- на конце наречий.
Текст на парты для 2 группы)
(Обратите внимание, что в данном случае прилагательное ведет себя точно так же, как существительное среднего рода с предлогами. Вот и попробуйте подставлять для проверки вместо наречия существительное (например, окно) с тем же предлогом, что и приставка в наречии: сделать занов... - сделать за окно - сделать заново; прочитать снов... - прочитать с окна - прочитать снова; переписать нанов... - переписать на окно - переписать наново.
Конечно, при такой подстановке словосочетания с существительным часто оказываются бессмысленными. Но ведь сейчас нас это не очень-то интересует: важно проверить, что пишется в конце наречий, образованных от прилагательных с помощью суффиксов -о или -а и приставок в-, на-, за-, с-, из-, до-.
Вот и попробуйте проверить этим способом пропущенные орфограммы в таких словосочетаниях: повернуть вправ..., показаться справ..., посмотреть направ..., вытереть досух..., накормить досыт..., встречать изред..., накрепк..., посмотреть влев..., вернуться засветл..., упасть замертв...
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! (слайд)
В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, па-, за- пишется суффикс -о, а после приставок с-, из, до- пишется суффикс -а)
3.Слово представителям 1-ой группы (1,2 человека)
4. Выступление представителей 2-ой группы с демонстрацией у доски.
5. Задание всему классу:
-В таблице на стр.109 ваших учебников есть еще одна графа. Расскажите, как образованы наречия, представленные в ней? Какой суффикс участвует в образовании таких наречий? Сделайте вывод о правописании таких наречий.
IV.Физкультминутка: Устали немножко? Давайте отдохнём и сделаем физразминку?!
Сначала мы пойдем налево-1,2,3.
А теперь пойдём направо -1,2,3.
Станем мы сейчас поближе -1,2,3.
А потом уйдём подальше -1,2,3.
Руки вверх поднимем дружно 1,2,3.
И помашем влево-вправо.1,2,3
А сейчас присядем ниже 1,2,3
Головы поднимем выше. 1,2,3
Дружно хлопаем руками. 1,2,3
Тихо топаем ногами. 1,2,3
Чтобы веселее стало, 1,2,3
Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.
V.Закрепление полученных знаний.
1 группа (слабые) упр.177 вместе с учителем.
2 группа (сильные). Творческое задание (на карточках)
515. Рассмотрите рисунок. Помогите мальчику провести утреннюю гимнастику или физкультурную минутку. Запишите несколько предложений с глаголами повелительного наклонения и наречиями, например: вверх, налево, вправо, слева направо, сначала, наоборот, снова, постепенно, быстрее, медленнее, глубже и др. В наречиях и глаголах обозначьте орфограммы.
VI.Подведение итогов урока.
-Сформулируйте выводы по нашему уроку.
-Оцените ответы друг друга.
3