- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа факультативного курса Основы культуры речи (9 класс)
Рабочая программа факультативного курса Основы культуры речи (9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Костина С.В. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено»
на заседании М/О учителей
русского языка и литературы «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол № 1 Зам. директора по УВР Директор школы
_________/Уздяев В.Н./
от ___________20 г ___________ /Волгина Л А. /
Руководитель М/О __________/Субеева Р.А./ «_____» ____________ 20 г «_____» _________20 г
Рабочая программа
факультативного курса
«Основы культуры речи»
для учащихсяся 9 класса
ГБОУ СОШ им. Н. С. Доровского с.Подбельск
на 2015 - 2016 учебный год
Учитель: Костина С. В.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива по русскому языку составлена составлена на основе и в соответствии с программой общеобразовательных учреждений под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. «Русский язык. 5-9 классы». - М.: Просвещение, 2009 и с «Обязательным минимумом содержания образования учащихся основной школы» под редакцией Шанского Н.М. - М.: Дрофа, 2001. и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта , утвержденного приказом МО и Н РФ от 5 марта 2004 г. №1089
Целью данного курса является знакомство учащихся с языковыми нормами русского литературного языка и привитие стремления правильно, в соответствии с языковыми нормами, говорить и писать.
Задачи:
-
научить механизму предупреждения и исправления речевых ошибок, как в устной, так и письменной речи;
-
научить пользоваться справочной литературой по культуре речи.
Часов за год: 34
Используемая литература
-
Розенталь Р. Э. Практическая стилистика русского языка. -М.: Оникс 21 век. 2001.
-
Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Пособие для учителей/ Под редакцией В. Д. Бондалетова.- М,: Просвещение, 1978.
-
Смелкова З. С. Деловой человек. Культура речевого общениея.-М., 1997.
-
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение.-СПб,: МИМ, 1997.
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Сроки
Прогнозируемый результат
Учащиеся должны:
1
Введение.
Типичные речевые ошибки в устной и письменной речи.
1
знать понятия «речевые ошибки» и пути их устранения.
2
Классификация речевых ошибок. Какие ошибки называют логическими. Нормы литературного языка. Словари и справочники.
1
знать классификация речевых ошибок;
уметь: редактировать, работать со словарем.
3
Образования слов нормативного языка. Видоизменения слов.
1
уметь находить ошибки, связанные с образованием слов.
4
Имя существительное. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм существительных.
1
знать: ошибки, связанные с образованием форм рода, числа, падежа существительных, с понятием одущевленности;
уметь находить ошибки и устранять их.
5
Имя прилагательное. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм имени прилагательного.
1
знать: ошибки, связанные с образованием полной и краткой форм прилагательных, степеней сравнения;
уметь: образовывать краткую и полную форму прилагательных, степени сравнения.
6
Местоимение. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм местоимений.
1
знать: : ошибки, связанные с употреблением местоимений себя, свой, указательных и притяжательных местоимений.
7
Глагол. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм глагола.
Причастие. Деепричастие. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм причастий.
1
уметь: находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением видовых пар глагола, временных форм; ошибки, связанные с употреблением временных форм действительных и страдательных причастий.
8
Словосочетание. Речевые ошибки в управлении, согласовании.
1
уметь: находить и исправлять ошибки, связанные с образованием и употреблением словосочетаний по способу управления и способу согласования.
9
Однородные члены предложения. Речевые ошибки при употреблении однородных членов предложения.
уметь: находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения, пути их устранения.
10
ССП. Речевые ошибки в ССП.
1
знать роль соединительных союзов;
уметь находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением ССП.
11
СПП. Речевые ошибки в СПП.
1
уметь находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением СПП.
12
Стилистика. Стилистические ошибки.
1
уметь находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением разных стилей, их смешением.
13
Логика. Логическое ударение. Роль порядка слов.
1
знать: роль логического ударения в речи, роль порядка слов.
14
Фразеологические ошибки. Фразеологические обороты. «Подводные камни» фразеологии.
1
знать: ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов, пути их устранения;
уметь пользоваться фразеологическими словарями.
15-16
Орфоэпия. Нормы произношения.
2
уметь: находить и исправлять ошибки, связанные с постановкой ударения, произношения твердых и мягких согласных, глухих и звонких согласных; работать со словарем.
17-18
Решение орфоэпических задач.
2
19-20-21
Работа с текстом. Редактирование.
3
знать: ошибки, связанные с использованием архаизмов, неологизмов, с возникновением новых слов, заимствованной лексики, с использованием диалектов, жаргонных слов и просторечных выражений;
уметь редактировать тексты, работая в группах и индивидуально.
22
Проверь себя. Тест.
1
23
Ненормированная речь. Что это такое?
1
24
Заимствованные слова. «Свое» и «чужое» в русской речи.
1
25
Неологизмы. Возникновение новых значений слов нормативного языка.
1
26
Архаизмы. Изменение значения слов нормативного языка.
1
27-28-29
Работа с текстом. Редактирование.
3
30-31
Обобщающие тесты «Лексические нормы».
2
32-33
Обобщающие тесты «Морфологические нормы».
2
34
Игра по теме «Фразеологизмы в нашей жизни».
1