- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по роману А. Толстого Петр I
Урок по роману А. Толстого Петр I
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калашникова И.В. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Автор: Калашникова Инна Викторовна - преподаватель русского языка и литературы ОГА ОУ СПО «Борисовский агромеханический техникум».
УРОК НА ТЕМУ: «А.Н. ТОЛСТОЙ. РОМАН «ПЕТР I»
Тема урока: Роман «Петр Первый» как художественная история России первой четверти XVIII века.
Цель урока: Выяснить композиционные особенности произведения, сюжетную основу романа, центральные конфликты, экспозицию романа, задачи, стоящие перед автором при создании романа; о чем рассказывает каждая часть романа. Показать, что в центре романа стоит не только жизнь и деятельность Петра, но и народ - участник всех важнейших исторических событий.
Развивать интерес к роману; умение и навыки самостоятельной работы с учебником и текстом.
Воспитывать трудолюбие, веру в свои силы, любовь к Родине и истории своего народа.
Метод: беседа
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: История России на рубеже XVII - XVIII веков. Эпоха Петра I.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Проверка домашнего задания
1. В чем заключается своеобразие творческого пути А. Толстого?
2. Охарактеризуйте многогранную деятельность А. Толстого?
3. Назовите основные темы и образы романа «Хождение по мукам».
III. Новый материал
Сообщение цели урока.
План
1. Тема Петра I в творчестве А.Толстого.
2. А.Толстой - художник-историк.
3. Композиция романа.
4. Сюжетная основа романа.
5. Задачи, стоящие перед А.Толстым, как автором романа.
6. Центральный конфликт романа.
7. Экспозиция романа.
8. Народ в романе.
Работа по плану
1. Тема Петра I прошла через все творчество Толстого:
- рассказ «День Петра» - 1918 г.;
- с именем Петра порвал с эмиграцией;
- пьесы о Петре I - конец 20-х начало 30-х г. «На дыбе»;
- роман «Петр I».
I кн. - 1930; II кн. - 1934; III кн. - в годы войны.
2. Работал с документами истории:
- акты Тайной канцелярии и Преображенского полка;
- записи XVII в. (показания подсудимых во время пыток).
3. «Что такое - композиция? Это прежде всего установление центра зрения художника… В моем романе центром является фигура Петра I.»
А. Толстой
Многоплановость композиции:
- жизнь различных слоев населения;
- жизнь народных масс (крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре);
- столкновения общественных сил.
4. Сюжетную основу романа составляет «само движение эпохи».
(Восстание стрельцов в Москве, неудачные крымские походы Голицына, азовские походы Петра, начало войны со шведами, строительство Петербурга, взятие Юрьева и Нарвы).
5. Задачи:
- показать «становление личности в эпохе»
(Каждое событие воздействует на формирование личности Петра, побуждает его к преобразованиям)
- неудачный азовский поход - строительство флота.
6. Центральный конфликт романа:
- классовые противоречия
(Противоречия между самодержавием и народом; борьба нового, прогрессивного со старым, отживающим, борьба русского народа с иноземными захватчиками за национальную независимость)
7. Экспозиция:
- широкая картина жизни допетровской Руси.
- образ России
(Гордость за полноводные реки, за мощь беспредельных лесов, о «черной родящей» земле, об уральской руде, - эти богатства остаются неиспользованными)
«Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?»
(из романа)
Именно Петр I смог понять потребность времени и стать тем деятелем, в котором нуждается Россия.
8. Самостоятельная работа.
Чтение отрывков из романа.
Каким показан русский народ в романе?
IV. Обобщение
V. Подведение итогов