Урок Фразеологизмы и их употребление в речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

составила Алексеева Диана Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Казачинская СОШ» Усть-Янского улуса (района) Республики Саха (Якутия)

Класс: 6

Предмет: русский язык

Название раздела: Фразеология и лексика.

Тема: Фразеологизмы и их употребление в речи.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Планируемые результаты

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка;

  • стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

  • способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

  • проведение различных видов анализа слова (словообразовательный, лексический, морфологический);

  • понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Задачи

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические знания и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных); развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к русскому языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе; развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; интерактивная доска, учебник «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных учреждений под ред. М.Т.Баранова, раздаточный материал

Ресурсы сети Интернет: nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/21/metody-i-priemy-tekhnologii





План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Номер слайда

ВЫЗОВ


1.Организация начала урока

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

2 мин.

1

2.Побуждение ученика к активной деятельности и целеполагание.

2.1 Орфографическая пятиминутка

- Вчера ночью крыса снова вышла на охоту и съела некоторые буквы в тексте. Я прошу вас помочь мне определить съеденные буквы, так как текст нам очень нужен (всем раздаются карточки с текстом

"Увидев колдобину, у Глеба душа в пятки ушла, и он пустился б..жать со всех но..".)

- Какие правила русской орфографии вам помогли при выполнении работы?

Вставляют пропущенные буквы.


Называют пропущенные орфограммы, следуя правилам, определяют правильное написание слов, приводят проверочные слова.

5 мин.

2.2 Тема урока

2.3 Лексический минимум

Создается проблемная ситуация.

- Теперь выразительно этот текст прочитает нам ... (называется имя 1 ученика)

- Есть ли незнакомые вам слова в этом тексте? (объясняется значение слова "колдобина" - яма на дороге)

- А какие интересные выражения употреблены?

- Кто-нибудь знает как называются такие выражения? (Если дети не могут дать ответ, дается подсказка: даю 3 слова, в котором есть правильный ответ: синонимы, антонимы, фразеологизмы)

- Молодцы, а теперь сформулируйте тему нашего урока.

Ученик читает текст.

Предполагаемый ответ: "колдобина".

Предполагаемый ответ : "Душа в пятки ушла", "Бежать со всех ног"

Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок:

- знакомство с фразеологизмами;

- особенности употребления фразеологизмов в речи.

5 мин.

№2

№3

№4

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ


1.Организация восприятия и осмысления новой информации





"Кластер"

Посередине доски рисуется круг, в котором пишется тема урока (фразеологизмы), вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель планета и ее спутники).

- Вернемся к нашему тексту и попробуем объяснить значение этих фразеологизмов (вывод записывается в первом спутнике: фразеологизмы имеют переносное значение);

- В фразеологизме "Бежать со всех ног" попробуем убрать одно слово (вывод: устойчивые, их нельзя изменить);

- Прочитаем текст, заменяя фразеологизмы простыми словосочетаниями (Увидев колдобину, Глеб сильно испугался и быстро убежал. Вывод: фразеологизмы делают речь яркой и выразительной).

- Как же мы узнаем значение фразеологизмов? (ученикам демонстрируются фразеологические словари)

- Теперь попробуем дать определение понятию "фразеологизмы", с помощью кластера, который мы заполнили (учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника)

Отвечают на вопросы, анализируют, рассуждают, делают вывод.



Формулируют определение, сравнивают с определением, данным в учебнике.

8 мин.



№5


2. Первичное закрепление

- Соединить стрелками фразеологизмы и их значение Учитель направляет, консультирует

Ученики соединяют стрелками фразеологизмы и их значение. В случае затруднения обращаются к учителю.

5 мин.

№6

Глаза на мокром месте

С глазу на глаз

Глаза разгорелись

Глаза открылись

Вкладывать душу

Не ударить в грязь лицом

Находить общий язык

Ломать голову

Оказать медвежью услугу

Комар носа не подточит

Уйти несолоно хлебавши

Душа в душу

Сильно что-то захотелось

Часто плачет

Узнал истинное положение

Наедине

Думать, решать что-нибудь трудное

Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Отдавать себя целиком

Показать себя с лучшей стороны

Не получить того, на что рассчитывал

Подвести кого-либо

Жить дружно, в согласии

Не к чему придраться

3. Применение нового знания в стандартной ситуации. Связь с жизнью.

Напишите сочинение-миниатюру "На уроке", используя фразеологизмы: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений).

Выполняют творческую работу. Делают выводы о синтаксической роли фразеологизмов в речи.

8 мин.

№7

РЕФЛЕКСИЯ


1. Домашнее задание

Домашнее задание по выбору учащегося:

1) Нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения.

2) Выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.

Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания.

2 мин.

№8

2. Рефлексия





2.1 Оценивание

Учитель предлагает составить синквейн.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

- Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте. Оценивает наиболее активных учащихся.

Составляют синквейн, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников.


Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках. Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека).

10 мин.

№9





№10



Самоанализ урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Фразеологизмы и их употребление в речи

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка;

  • стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

  • способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

  • проведение различных видов анализа слова (словообразовательный, лексический, морфологический);

  • понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.


Задачи

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические знания и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных); развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к русскому языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе; развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; учебник «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных учреждений под ред. М.Т.Баранова, раздаточный материал.

Каждый учитель-предметник, работая в школе, создает собственную систему работы с учениками.

Главное условие успешного обучения - это способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас, и в будущем. Использование активной деятельности на уроке - это элементы положительной мотивации обучающихся, развития творческих способностей личности. Учитывая вышесказанное, я позволила себе планировать урок с использованием разных заданий и видов деятельности учащихся.

1 этап: вызов.

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

2 этап: осмысления содержания.

Информационная(получение новой информации по теме)

Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)

3 этап. рефлекция.

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,
оценка процесса).

На протяжении всех этапов урока реализовывались поставленные задачи. Дети были активны, работали все, они тоже оценили и урок, и свое моральное состояние, адекватно оценивали свою учебную деятельность.

Получив разноуровневое задание на выбор, ученики ушли с урока озадаченные новой проблемой, что ведет к поиску решений заданий и повышению качества знаний.

Я считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи. Структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта, учебника и программы. Приемы обучения соответствуют триединой образовательной цели. Все предложенные задания имели практическую направленность.

Уровень самостоятельности учащихся на этапах урока достаточен. Характер самостоятельной учебной деятельности имеет репродуктивный и творческий характер. УУД формировались на каждом этапе урока. Максимально использовались ИКТ. Уровень сформированности ИКТ - компетентности пока невысок для данного возраста. Гигиенические требования соблюдались.



© 2010-2022