- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Фразеологизмы и их употребление в речи
Урок Фразеологизмы и их употребление в речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеева Д.В. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока
составила Алексеева Диана Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Казачинская СОШ» Усть-Янского улуса (района) Республики Саха (Якутия)
Класс: 6
Предмет: русский язык
Название раздела: Фразеология и лексика.
Тема: Фразеологизмы и их употребление в речи.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.
Планируемые результаты
Личностные:
-
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка;
-
стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
-
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
-
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
-
способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
-
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
-
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные
-
представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
-
проведение различных видов анализа слова (словообразовательный, лексический, морфологический);
-
понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
-
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Задачи
Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические знания и умения.
Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных); развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.
3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к русскому языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе; развитие уважения друг к другу.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; интерактивная доска, учебник «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных учреждений под ред. М.Т.Баранова, раздаточный материал
Ресурсы сети Интернет: nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/21/metody-i-priemy-tekhnologii
План урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
Номер слайда
ВЫЗОВ
1.Организация начала урока
Психологический настрой детей на урок.
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность.
2 мин.
1
2.Побуждение ученика к активной деятельности и целеполагание.
2.1 Орфографическая пятиминутка
- Вчера ночью крыса снова вышла на охоту и съела некоторые буквы в тексте. Я прошу вас помочь мне определить съеденные буквы, так как текст нам очень нужен (всем раздаются карточки с текстом
"Увидев колдобину, у Глеба душа в пятки ушла, и он пустился б..жать со всех но..".)
- Какие правила русской орфографии вам помогли при выполнении работы?
Вставляют пропущенные буквы.
Называют пропущенные орфограммы, следуя правилам, определяют правильное написание слов, приводят проверочные слова.
5 мин.
2.2 Тема урока
2.3 Лексический минимум
Создается проблемная ситуация.
- Теперь выразительно этот текст прочитает нам ... (называется имя 1 ученика)
- Есть ли незнакомые вам слова в этом тексте? (объясняется значение слова "колдобина" - яма на дороге)
- А какие интересные выражения употреблены?
- Кто-нибудь знает как называются такие выражения? (Если дети не могут дать ответ, дается подсказка: даю 3 слова, в котором есть правильный ответ: синонимы, антонимы, фразеологизмы)
- Молодцы, а теперь сформулируйте тему нашего урока.
Ученик читает текст.
Предполагаемый ответ: "колдобина".
Предполагаемый ответ : "Душа в пятки ушла", "Бежать со всех ног"
Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок:
- знакомство с фразеологизмами;
- особенности употребления фразеологизмов в речи.
5 мин.
№2
№3
№4
ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
1.Организация восприятия и осмысления новой информации
"Кластер"
Посередине доски рисуется круг, в котором пишется тема урока (фразеологизмы), вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель планета и ее спутники).
- Вернемся к нашему тексту и попробуем объяснить значение этих фразеологизмов (вывод записывается в первом спутнике: фразеологизмы имеют переносное значение);
- В фразеологизме "Бежать со всех ног" попробуем убрать одно слово (вывод: устойчивые, их нельзя изменить);
- Прочитаем текст, заменяя фразеологизмы простыми словосочетаниями (Увидев колдобину, Глеб сильно испугался и быстро убежал. Вывод: фразеологизмы делают речь яркой и выразительной).
- Как же мы узнаем значение фразеологизмов? (ученикам демонстрируются фразеологические словари)
- Теперь попробуем дать определение понятию "фразеологизмы", с помощью кластера, который мы заполнили (учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника)
Отвечают на вопросы, анализируют, рассуждают, делают вывод.
Формулируют определение, сравнивают с определением, данным в учебнике.
8 мин.
№5
2. Первичное закрепление
- Соединить стрелками фразеологизмы и их значение Учитель направляет, консультирует
Ученики соединяют стрелками фразеологизмы и их значение. В случае затруднения обращаются к учителю.
5 мин.
№6
Глаза на мокром месте
С глазу на глаз
Глаза разгорелись
Глаза открылись
Вкладывать душу
Не ударить в грязь лицом
Находить общий язык
Ломать голову
Оказать медвежью услугу
Комар носа не подточит
Уйти несолоно хлебавши
Душа в душу
Сильно что-то захотелось
Часто плачет
Узнал истинное положение
Наедине
Думать, решать что-нибудь трудное
Добиваться, достигать полного взаимопонимания
Отдавать себя целиком
Показать себя с лучшей стороны
Не получить того, на что рассчитывал
Подвести кого-либо
Жить дружно, в согласии
Не к чему придраться
3. Применение нового знания в стандартной ситуации. Связь с жизнью.
Напишите сочинение-миниатюру "На уроке", используя фразеологизмы: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений).
Выполняют творческую работу. Делают выводы о синтаксической роли фразеологизмов в речи.
8 мин.
№7
РЕФЛЕКСИЯ
1. Домашнее задание
Домашнее задание по выбору учащегося:
1) Нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения.
2) Выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.
Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания.
2 мин.
№8
2. Рефлексия
2.1 Оценивание
Учитель предлагает составить синквейн.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
- Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте. Оценивает наиболее активных учащихся.
Составляют синквейн, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников.
Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках. Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека).
10 мин.
№9
№10
Самоанализ урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Фразеологизмы и их употребление в речи
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.
Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:
Личностные:
-
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка;
-
стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
-
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
-
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
-
способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
-
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
-
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные
-
представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
-
проведение различных видов анализа слова (словообразовательный, лексический, морфологический);
-
понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
-
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Задачи
Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические знания и умения.
Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных); развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.
3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к русскому языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе; развитие уважения друг к другу.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; учебник «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных учреждений под ред. М.Т.Баранова, раздаточный материал.
Каждый учитель-предметник, работая в школе, создает собственную систему работы с учениками.
Главное условие успешного обучения - это способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.
Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас, и в будущем. Использование активной деятельности на уроке - это элементы положительной мотивации обучающихся, развития творческих способностей личности. Учитывая вышесказанное, я позволила себе планировать урок с использованием разных заданий и видов деятельности учащихся.
1 этап: вызов.
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
2 этап: осмысления содержания.
Информационная(получение новой информации по теме)
Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)
3 этап. рефлекция.
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,
оценка процесса).
На протяжении всех этапов урока реализовывались поставленные задачи. Дети были активны, работали все, они тоже оценили и урок, и свое моральное состояние, адекватно оценивали свою учебную деятельность.
Получив разноуровневое задание на выбор, ученики ушли с урока озадаченные новой проблемой, что ведет к поиску решений заданий и повышению качества знаний.
Я считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи. Структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта, учебника и программы. Приемы обучения соответствуют триединой образовательной цели. Все предложенные задания имели практическую направленность.
Уровень самостоятельности учащихся на этапах урока достаточен. Характер самостоятельной учебной деятельности имеет репродуктивный и творческий характер. УУД формировались на каждом этапе урока. Максимально использовались ИКТ. Уровень сформированности ИКТ - компетентности пока невысок для данного возраста. Гигиенические требования соблюдались.