Проект Неделя литературыК вершинам мастерства

Цель проведения любой недели - вызвать интерес к предмету. Неделя литературы ставит ещё несколько:   1. Вызвать интерес к изучаемому предмету. 2.Совершенствование и развитие внимания, памяти, воображения и фантазии школьников. 3.Учить ребят индивидуальному труду и предоставление больших возможностей для самостоятельной работы. 4. Способствовать формированию таких ценностных качеств личности как организованность, настойчивость в достижении целей, упорство, ответственность за выполнение порученног...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Проект Неделя литературыК вершинам мастерства





























Учитель

русского языка и литературы

МОУ СОШ п. Орлецы

Венгренюк Ольга Ивановна


2012год

Цели и задачи проведения недели.

1. Вызвать интерес к изучаемому предмету.

2.Совершенствование и развитие внимания, памяти, воображения и фантазии школьников.

3.Учить ребят индивидуальному труду и предоставление больших возможностей для самостоятельной работы.

4. Способствовать формированию таких ценностных качеств личности как организованность, настойчивость в достижении целей, упорство, ответственность за выполнение порученного дела.

5.Развивать навык анализа художественного текста.

6. Развивать межпредметные связи.








Я работаю над темой «Анализ художественного произведения» и в неделю литературы постаралась ввести его элементы.

- «Звёздный час»: тема, сведения по теории литературы;

- «К вершинам мастерства»: роль детали, эпитет, метафора, сравнение;

- «Слабое звено»: тема, идея, литературоведческие термины;

- Конкурс сочинений «Моё любимое стихотворение»: частичный анализ лирического текста;

- Открытый урок «Ужасный век, ужасные сердца»: анализ драматического произведения (тема, идея, авторский замысел, смысл названия, характеристика героев, монолог-эпиграф, в котором заключена основная мысль произведения).

В неделе литературы использованы следующие формы:

- игры «Слабое звено», «Звёздный час», «К вершинам мастерства»;

- сочинение «Моё любимое стихотворение»;

- конкурс кроссвордов «Что за прелесть эти сказки!», «Герои произведений»; викторины «Знаешь ли ты поэму А.Блока «12»?, «Кто это сказал?», «Басни Крылова»..., «Знаешь ли ты роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?»;

- открытый урок «Жестокий век, жестокие сердца»;

- литературно-географический вечер.

























Неделя литературы.

Понедельник

Игра «Звёздный час» (6 класс)

Конкурс «Юный языковед» (5 класс)

Вторник

Игра «Звёздный час» (7 класс)

Игра «Звёздный час» (4 класс)

Среда

Конкурс «Любимое стихотворение» (7 - 11 класс)

Четверг

«Слабое звено» (10 - 11 классы)

Викторины,

кроссворды

Пятница

Открытый урок «Ужасный век, ужасные сердца» (9 класс)

Литературная игра «К вершинам мастерства» (8 - 9 классы, учителя)

Суббота

Литературно-географический вечер.


Игра «Звёздный час»

(Игра рассчитана на первое полугодие 6 класс).

Слова напечатаны и прикрепляются к демонстрационной доске, вопросы задаются устно. Ребятам выдаются карточки с цифрами от 1 до 6. На обдумывание ответа даётся 5 секунд. Верный ответ отмечается жетоном. Выигрывает тот, у кого по окончании игры получится большее количество жетонов).


1 тур. «Мифы народов мира».

1. Авгий.

2. Геракл.

3. Арион.

4. Перун.

5.Ярило.

Вопросы:

1. Бог грома и молнии (4).

2. Покровитель любви и плодородия (5).

3. Сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены (2).

4. Герой-певец (3).

2 тур «Древнерусская литература».

1. Кожемяка.

2. Ярослав.

3. Сильвестр.

4. Владимир.

Вопросы:

1. Какой князь основал город Переяславль? (4).

2. Монах Выдубецкого монастыря, работавший над летописью (3).

3. Юноша, победивший печенега (1).

4. При каком князе Киев стал культурным центром Древней Руси? (2).

3 тур. «А.С.Пушкин».

1. «Узник».

2. «И.И.Пущину».

3. «Зимнее утро».

4. «Метель».

5. «Станционный смотритель».

Вопросы:

1. К какому из этих произведений Пушкин подбирает эпиграф:

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокой...

Вот в сторонке Божий храм

Виден одинокой.. ? (4).

2. В каком из этих произведений Пушкин упоминает Аврору - богиню утренней зари? (3).

3. Героиней какого произведения является Марья Гавриловна? (4).

4. Какое из произведений заканчивается словами:

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!»? (2).

4 тур. «М.Ю.Лермонтов».

1. «Тучи».

2. «Парус».

3. «Три пальмы».

4. «Утёс».

5. «Листок».

Вопросы:

1. В каком произведении поднимается экологическая проблема? (3).

2. Какое стихотворение было написано перед ссылкой в 1840 году? (1).

3. Какое стихотворение названо «восточным сказанием»? (3).

4. Акварель М.Ю.Лермонтова и одно из его стихотворений носят одинаковое название. Какое? (2).

5 тур «Герои произведений».

1. Гаврила Гаврилович.

2. Самсон Вырин.

3. Минский.

4. Марья Гавриловна.

5. Авдотья Самсоновна.

6. Белкин Иван Петрович.

Вопросы:

1. Героиня повести «Станционный смотритель» (5).

2. Ротмистр из повести «Станционный смотритель» (3).

3. Как звали одного из героев повести «Метель»? (1).

4. Кто является рассказчиком повестей «Метель», «Станционный смотритель» и др.? (6).

5. Как звали станционного смотрителя? (2).

6 тур «Теория литературы».

1. Эпитет.

2. Хорей.

3. Рифма.

4. Ямб.

5. Антитеза.

6. Метафора.

Вопросы:

1. Двусложный стихотворный размер с ударением на чётном слоге (4).

2. Художественное определение предмета или явления (1).

3. Противопоставление образов, эпизодов...(5).

4. Созвучие окончаний стихотворных строк (3).

5. Слово или выражение, употребляемое в переносном смысле

Конкурс «Юный языковед».

(Конкурс проводится в 5 классе. Можно работать по группам, возможен личный зачёт).

Оформление.

Плакаты:

«Учите русский - годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом».

Пословицы:

«Что написано пером, того не вырубишь и топором».

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«С умным разговориться, что мёду напиться».

«От учтивых слов язык не отсохнет».

Вступление.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки - это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, т.е. саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык (чтение плакатов).

Задание 1.

Школьные шарады:

Первое - предлог,

Второе - летний дом.

А целое порой

Решается с трудом.

(задача).

Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне.

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

(оценка).

Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе - на темы различные пишешь.

(сочинение).

Задание 2.

Посчитайте, сколько имён существительных в отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Возок несётся чрез ухабы,

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины, моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

(28 сущ.).

Задание 3.

Раскрой скобки и запиши предложения.

Язык (до) Киева (до) ведёт.

Хорошее слово (до) сердца (до) идёт.

Задание 4.

Соедините стрелочками устаревшие слова с современными синонимами:

Очи говорит

Чело губы

Ланиты глаза

Уста лоб

Перст парикмахер

Брань палец

Глаголет битва

Льзя видный

Зрачный щёки

Брадобрей можно

Задание 5.

Подобрать однокоренные прилагательные:

Река - …

Молоко -...

Радость - …

Вкус - …

Грусть -...

Ужас -

Честь - …

Печь -...

Ясность -...

Капуста - …

Опасность - …

Звёзды - …

Задание 6.

(Загадки)

1. Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная (коньки).

2. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(ёж, ёжик).

3.Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

(туча).

4.Вот по небу мчится конь -

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.

(гроза).

Задание 7.

«Наборщик».

Составить в течение 3 минут из слова «государство» наибольшее количество существительных в именительном падеже.

Задание 8.

Выпиши сначала сложные, а потом простые предложения (знаки не поставлены).

1. С боков дорожки росла сирень и в самой глуши сада стояла беседка.

2. Капли дождя редко застучали и зашлёпали по листьям.

3. В другой костёр дед положил сухие поленья чтобы они горели всю ночь.

4. Он почувствовал что кто-то схватил его за руку.

5. Когда отряд подходил к реке появился пароход.

6. Кончился дождь и высохли капли воды на листьях.

Подведение итогов.








Игра «Звёздный час»

Игра рассчитана на первое полугодие 7 класс.

1 тур «Теория литературы» (жанр).

1. Повесть.

2. Былина.

3. Рассказ.

4. Поэма.

5. Драма.

Вопросы:

Жанр:

1. «Тарас Бульба» (1);

2. «Борис Годунов» (5);

3. «Медный всадник» (4);

4. «Бирюк» (3).

2 тур «Теория литературы» (роды литературы).

1. Эпос.

2. Лирика.

3. Драма.

Вопросы: К какому роду относится:

1. Сказка (1);

2. Комедия (3);

3. Романс (2);

4. Басня (1);

5. Стихотворение (2).

3 тур «Теория литературы» (термины).

1 .Цитата.

2. Хорей.

3. Сюжет.

4. Псевдоним.

5. Олицетворение.

6. Дактиль.

Вопросы:

1. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления (5).

2. Ряд событий, описываемых в художественном произведении (3).

3. Трёхсложный размер стихотворения с ударением на первом слоге (6).

4. Дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-либо слова (1).

5. Подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя (4).

4 тур «Писатель 19 века).

1. А.С.Пушкин.

2. М.Ю.Лермонтов.

3. Н.В.Гоголь.

4. И.С.Тургенев.

5. У. н.. т.

6. А.П.Чехов.

Вопросы: Кому принадлежит произведение:

1. «Тарас Бульба» (3);

2. «Когда волнуется желтеющая нива.. .»(2);

3. «Борис Годунов» (1);

4. «Медный всадник» (1);

5. «Песнь о вещем Олеге» (1);

6. «Вольга и Микула Селянинович» (5).

5 тур «Писатель 20 века».

1. М.М.Пришвин.

2. М.М.Зощенко.

3. В.П.Астафьев.

4. Ф. Искандер.

5. В.Г.Распутин.

Вопросы: Кому принадлежит произведение:

1. «Галоша» (2);

2. «Конь с розовой гривой»(3);

3. «Уроки французского» (5);

4. «Встреча»(2);

5. «Тринадцатый подвиг Геракла»(4);

6 тур «Зарубежные писатели».

1. М.Твен.

2. Джек Лондон.

3. Астрид Линдгрен.

4. Рэй Брэдбери.

5. Эрнест Сетон-Томпсон.

Вопросы: Кому принадлежит произведение

1. «Снап»(5);

2. «Зелёное утро» (4);

3. «Любовь к жизни»(2);

4. «Человек в чёрном плаще» (3);

5. «Каникулы»(4);

6. «Расмус-бродяга».

7 тур «Литературные места».

1. Болдино;

2. Казанская губерния;

3. д. Денисовка;

4. Большие Сорочинцы;

5. Тарханы;

6. Царское Село.

Вопросы: С чьим именем связаны эти места:

1. М.Ю.Лермонтов (5);

2. А.С.Пушкин (1);

3. Г.Р.Державин (2);

4. Н.В.Гоголь (4);

5. М.В.Ломоносов (З).


Игра «Звёздный час».

(игра рассчитана на 4 класс)

Автор

1. А.Н.Плещеев

2. Е.А.Баратынский

3. К.Ф.Рылеев

4. И.И.Козлов

5. Ф.И.Тютчев

6. А.А.Фет

Вопросы.

Кто написал произведение:

1. «Ещё земли печален вид»? (5)

2. «Вечерний звон»? (4)

3. «Бабочка»?(6)

4. «Иван Сусанин»? (3)

5. «Где сладкий шёпот»? (2)

Герой

1. Олег.

2. Илья Муромец

3. Садко.

4. Сергий Радонежский.

5. Елисей.

Вопросы.

1. Чей щит на вратах Цареграда? (1)

2. Кто совершил «3 поездочки»? (2)

3. Кто прекрасно играл на гуслях? (3)

4. Кто основал Троице-Сергиеву лавру? (4)

5. Кто жених «спящей царевны»? (5)

6. Кто умер от укуса змеи? (1)

7. Кто противник хана Батыя? (2)

8. Кого народ прозвал Вещим? (1)

9. Кого в детстве звали Варфоломеем? (4)

10. Кто обращался за помощью к ветру, к солнцу, к месяцу? (5)

Жанр

1. Сказка.

2. Былина.

3. Стихотворение.

4. Летопись.

5. Повесть.

6. Дума.

Вопросы.

К какому жанру относятся следующие произведения:

1. «Садко»? (2)

2. «И вспомнил Олег коня своего»? (4)

3. «... о Петре и Февронии»? (5)

4. «Конёк-горбунок»? (1)

5. «Птичка» А.С.Пушкина? (3)

6. «Ашик-кериб»? (1)

7. «Иван Сусанин»? (6)

Сноска

1. Росстань.

2. Гусли.

3. Бортник.

4. Сочельник.

5. Буерак.

6. Седмица.

Вопросы.

1. Вечер накануне Рождества (4).

2. Неделя (6).

3. Перекрёсток двух или нескольких дорог (1).

4. Овраг (5).

5. Человек, собиравший в лесу мёд (3).

6. Старинный музыкальный инструмент (2).

Термин

1. Строфа.

2. Эпитет.

3. Рифма.

4. Зачин.

Вопросы.

1. Созвучие окончаний стихотворных строк (3).

2. «В некотором царстве, в некотором государстве». Что это? (4)

3. Стихотворные отрывки с одинаковым количеством строк, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью (1).

4. Яркое, образное определение (2).




Конкурс «Любимое стихотворение»

(Участники конкурса знали заранее, что будут писать сочинение, но тема была закрытой).

Мне очень нравится стихотворение Э.Асадова «Ночь под Ивана Купалу». Когда читаешь это стихотворение, то живо представляешь себе эту поразительную ночь, этот праздник. В ночь под Ивана Купалу все мечты чудесно исполняются. Автор описывает старинные забавы: люди прыгают через костёр, гадают, водят хороводы. Это стихотворение похоже на ожившую сказку. Вдали свистит соловей, хохочет в чаще, подвывая, леший, русалки прыгают с ветвей. Мне нравится, что каждая строчка стихотворения пропитана таинственностью. В эту чудесную ночь расцветает папоротник, а кто найдёт его цветок, отыщет клад и будет счастлив. Но ещё никто не находил волшебный цветок. Автор не знает, как его найти, но в то же время он не теряет надежды и в каждую минуту согласен собраться и пойти искать чудесный цветок. В эту ночь каждый может пофантазировать.

(Жукова Ксения. 7 класс)

Мне нравится стихотворение В.Брюсова «Первый снег». Оно мне нравится потому, что я восхищаюсь лесом ранней зимой. Когда я читаю это стихотворение, я вспоминаю ветки берёз, «опушённые» первым снегом. Мне нравится, что автор называет лес «серебряным». Этот эпитет очень хорошо отражает красоту, необычность зимнего леса. Когда идёшь по такому лесу, чувствуешь, что ты попал в волшебную сказку. Переплетаясь, ветки складываются в причудливые узоры. Кажется, эти узоры выложены из жемчуга. Всматриваясь в ветви, ты видишь всю жизнь, весь мир. Автор всё это называет «воплощением мечтаний», «игрой всемогущего». Этот мир, который состоит из тоненьких веточек, из стройных стволов молодых берёзок, сделанных из серебра поражает воображение и остаётся в памяти навечно.

(Рогожкина Юля. 7 класс)

Моё любимое стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу», которое С.А.Есенин написал в 1921 году. Оно о том, что не надо ни о чём жалеть, не надо никого звать на помощь, не надо плакать тогда, когда тебе плохо: «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым». Это стихотворение повествует о том, что человек, написавший его, не жалеет своей ушедшей молодости. Поэт разговаривает со своим сердцем, «тронутым холодком». Бродяжнический дух поэта уже поугас: он не манит поэта больше в далёкий путь. Есенин пишет, что он утратил свою «свежесть»; «буйство глаз и половодье чувств» его иссякли. Желания поэта с годами стали скупее. Он спрашивает: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» Этими строками он говорит, что его жизнь была бурной, быстротечной: «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Есенин сравнивает свою жизнь с быстрым бегом коня. Поэт заканчивает стихотворение словами:

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льётся с клёнов листьев медь... Есенин уверен, что все, кто пришёл в этот мир, пришли, чтобы умереть. Только каждый проживает жизнь по-своему. Жизнь одних - это «бродяжничество», «буйство глаз», «половодье чувств», а жизнь других - это тихое капанье меди с клёнов. Есенин хочет благословить каждый миг, в который ему пришлось «процвесть и умереть». Мне это стихотворение понравилось тем, что в нём выражаются чувства ушедших лет без жалости, без плача. Прочитав это стихотворение впервые, я решила, что строка: «Не жалею, не зову, не плачу» будет моим девизом, жизненным принципом. Я очень ценю творчество С.А.Есенина. Он умеет чувствовать душу людей и не боится показать это в своих стихах.

(Витюк Е. 10 класс).

Это прекрасное, необычайное стихотворение написал мой любимый автор А.Блок. Все его стихи мне интересны, но особенно мне запало в душу стихотворение «Русь». Оно было написано в 24 сентября 1906 года.

Этим стихотворением автор признаётся в любви к родине, отчизне, к дому и особенно к природе. Оно начинается прекрасными строками:

Ты и во сне необычайна,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю - и за дремотой тайна,

И в тайне - ты почиешь, Русь.

Блок описывает Родину во всех красках. Он очень любит природу. Я с ним совершенно согласна: каждый человек должен любить свою Родину: это его дом. Если ты куда-нибудь уедешь, ты в первую очередь будешь скучать по дому, по своим друзьям, родным.

Автор хотел сказать этим стихотворением, что каждый должен ценить и уважать место, где он родился. Русь для Блока необычайна даже в его снах. Для Блока Русь - это тайна, которую ещё долго нужно разгадывать. Когда я прочитала это стихотворение, каждая его строчка залегла в моей душе настолько глубоко, что словами это выразить просто нельзя. После таких стихов начинаешь больше ценить родину, природу, людей. Я хочу, чтобы вы прочитали это стихотворение. Тогда вы поймёте меня лучше.

(Дзямко В. 8 класс).
















Игра «Слабое звено»

(для учащихся 10-11 классов)

Правила игры:

Игра рассчитана на 9 человек.

Игрокам задаётся одинаковое количество вопросов.

После каждого тура выбывает один человек, тот, кто наберёт меньшее количество баллов.

Если таких игроков несколько, то этот вопрос решает команда.

На обдумывание ответа даётся 10 секунд.

В последнем туре выигрывает тот, кто ответит на большее количество вопросов.

Автор.

1. «Конёк-горбунок» - (Ершов).

2. «Парус» - (М. Ю. Лермонтов).

3. «Узник» - (А.С.Пушкин).

4. «Царевна-лягушка» - (у. н. т.)

5. «Герой нашего времени» -(М.Ю.Лермонтов)

6. «Евгений Онегин» - (А.С.Пушкин).

7. «Мёртвые души» - (Н.В.Гоголь).

8. «Кладовая солнца» - (М.М.Пришвин).

9. «Василий Тёркин» - (А.Т.Твардовский).

10. «Маскарад» - (М.Ю.Лермонтов).

11. «Муму» - (И.С.Тургенев).

12. «Обломов» - (А.И.Гончаров).

13. «Гроза» - (А.Н. Островский).

14. «Отцы и дети» - (И.С.Тургенев).

15. «Маленькие трагедии» - (А.С.Пушкин).

16. «Записки охотника» - (И.С.Тургенев).

17. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - (М.Е.Салтыков-Щедрин).

18. «Хамелеон» - (А.П.Чехов).

19. «Бедная Лиза» - (Н.Н. Карамзин).

20. «Горе от ума» - (А.С.Грибоедов).

21. «Злоумышленник» - (А.П.Чехов).

22. «Русские женщины» - (Н.А.Некрасов).

23. «Война и мир» - (Л.Н.Толстой).

24. «Квартет» - (И.А.Крылов).

25. «Путешествие из Петербурга в Москву» - (А.Н.Радищев).

26. «Слово о полку Игореве» - (-----).

27. «Недоросль» - (Д.И.Фонвизин).

28. «Бирюк» - (И.С.Тургенев).

29. «После бала» - (Л.Н.Толстой).

30. «Руслан и Людмила» - (А.С.Пушкин).

Русский язык.

1 .Главная часть слова. (Корень).

2.Член предложения, отвечающий на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? (Определение)

3. По количеству грамматических основ предложения делятся на ...(Простые и сложные).

4. Часть речи, отвечающая на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (Глагол).

5. Член предложения, отвечающий на вопросы ЧТО ТАКОЕПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ ПРЕДМЕТ?

6. Способ связи слов в словосочетании: ПИСАТЬ КРАСИВО (Примыкание).

7. Изменение глагола по лицам и числам (Спряжение).

8. Что такое обособление? (Выделение запятыми).

9. Закончить: повествовательное, вопросительное,., (побудительное).

10.Суффикс, не входящий в основу (Л).

11. Первый звук в слове ЯМА. [й,].

12. Часть речи, обозначающая добавочное действие (Деепричастие).

13. Последний звук в слове САПОГ [к].

14. Часть речи, отвечающая на вопросы ГДЕ? КУДА?КАК?.. (Наречие).

16. Что такое грамматическая основа? (Подлежащее, сказуемое).

17. Изменение существительного по падежам. (Склонение).

18. Предложение без второстепенных ч. п. (Нераспространённое).

19. Падежи, отвечающие на вопрос ЧТО? (И.В.).

20. Последняя буква алфавита.(Я).

21. Окончание в слове ПАЛЬТО.(-).

22. Прямой падеж. (И.).

23. Ч.Р., обозначающая признак по действию. (Причастие).

24. Изменяемая часть слова. (Окончание).

25. КОМУ? ЧЕМУ? Падеж? (Д.).

26. Ч.П., отвечающий на вопросы косвенных падежей. (Дополнение).

27. Предложения по интонации (Восклицательные и невосклицательные).

Произведение.

1. «Слон и ...» (Моська).

2. «Руслан и ...» (Людмила).

3. «Толстый и ...» (тонкий).

4. «Малыш и ...» (Карлсон).

5. «Война и ...» (мир).

6. «Мастер и ...» (Маргарита).

7. «Зеркало и ...» (Обезьяна).

8. «Волк и ...» (Ягнёнок).

9. «Маша и ...» (медведь).

10. «Лиса и .. .» (журавль).

11. «Принц и .. .» (нищий).

12. «Илья Муромец и .. .» (Соловей-разбойник).

13. «12 ...» (месяцев).

14. «З...» (мушкетёра).

15. «Тысяча и одна.. .» (ночь).

16. «Горе от .. .» (ума).

17. «Мёртвые... » (души).

18. «Курочка.. .» (Ряба).

19. «Ромео и ... » (Джульетта).

20. «Преступление и ...» (наказание).

21. «Отцы и ... » (дети).

Лексика.

1. раздел науки о языке, изучающий слово (лексикология).

2. Близкие по смыслу слова (синонимы).

3. Одинаковое звучание и написание, но разное значение (омонимы).

4. Слова с противоположным значением (антонимы).

5. Слова, вышедшие из повседневного употребления (устаревшие).

6. Слова, пришедшие из других языков (заимствованные).

7. Слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы).

8. Слова, употребляемые представителями той или иной профессии (профессионализмы).

9. Новые слова (неологизмы).

10. То, что обозначает слово (лексическое значение).

11. Слово, у которого несколько лексических значений (многозначное).

12. Словарный запас человека (лексикон).

13. Изобразительно-выразительные средства, основанные на переносном значении (тропы).

14. Подобрать антоним «сломя голову» (медленно).

15. Заменить заимствованное слово «инъекция» русским (укол).

16. Заменить устаревшим словом «правая рука» (десница).

17. Подобрать антоним к слову «здравствуй» (до свидания).

18. Устаревшее слово «выя», современное- «шея».

19. Пейзаж, портрет, натюрморт.. .профессия ? (художник).

20. Переведите на современный русский язык слово «чё» (что).

21. Как избежать речевой ошибки, основанной на повторе слова? (подобрать синоним).

22. Подобрать синоним к слову «спасибо» (благодарю).

23. Подобрать синоним к фразеологизму «обвести вокруг пальца» (обмануть).

24. Слова, пришедшие из других языков (заимствованные).

Жанр.

1. «Полтава». (Поэма).

2. «Слово о полку Игореве». (Слово, воинская повесть…).

3. «Квартет». (Басня).

4. «Война и мир». (Роман).

5. «Василий Тёркин». (Поэма).

6. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Путешествие).

7. «Мартышка и очки». (Басня).

8. «Евгений Онегин». (Роман в стихах).

9. «Медный всадник». (Поэма).

10. «Ода на день восшествия на престол...». (Ода).

11.«Слон и Моська». (Басня).

12. «Русские женщины». (Поэма).

13. «Ревизор». (Комедия).

14. «Обломов». (Роман).

15. «Волк и Ягнёнок». (Басня).

16. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». (Повесть).

17. «Цыганы». (Поэма).

18. «Зимнее утро». (Стихотворение).

19. «Колобок». (Сказка).

20. «Хамелеон». (Рассказ).

Цифры в русском языке.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33).

2. ----- гласных букв? (10).

3. ----- согласных букв? (21).

4. ------ гласных звуков? (6).

5. ------ согласных м. н..? (3).

6. ----- падежей? (6).

7. ------ склонений? (3).

8. ____________- чисел? (2).

9. _____________ - времён? (3).

10.------ видов глагола? (2).

11.------ согласных т.н.? (3).

12.------ спряжений? (3).

13.------ разносклоняемых существительных? (11).

14.____________ родов? (3).

15.------ второстепенных членов предложения? (3).

16.------ видов придаточных? (3).

Герой

Фамилия.

Онегин.

Ларина.

Печорин.

Тёркин.

Обломов.

Бульба.

Кабанова.

Ленский.

Гринёв.

Миронова.

Каренина.

Хлестаков.

Имя.

1. Евгений

2. Татьяна

3. Григорий

4. Василий

5. Илья

6. Тарас

7. Катерина (Марфа, Варвара)

8. Владимир

9. Пётр

10. Маша

11. Анна

12. Иван Александрович

Тема

1. «К А. П. Керн»

2. «Прощай, немытая Россия»

3. «Я памятник себе воздвиг...»

4. «Зимнее утро»

5. «Парус»

6. «Ася»

7. «Василий Тёркин»

8. «Пророк»

Т. любви.

Т. родины.

Т. поэт и поэзия.

Т. природы.

Т. одиночества.

Т. любви.

Т. войны.

Т. поэт и поэзия.






























Игра «К вершинам мастерства»

(участвуют три команды: две - ученики, одна - учителя.

После каждого задания команда поднимается на одну ступень: 1 задание - находчивость, 2 задание - юмор, 3 задание - наблюдательность, 4 задание - вдохновение, 5 задание - артистизм, 6 задание - остроумие, 7 задание - любовь к слову, цель достигнута - мастерство! На демонстрационной доске слова располагаются в форме лестницы)

1. Представление команд.

а. Название.

б. Эпиграф к игре.

в. Капитан.

2. Юмористическая разминка.

1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок).

2. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка).

3. Кто из сказочных героев может с уверенностью утверждать: «Одна голова хорошо, а две лучше»?

(Змей Горыныч).

4. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?

5. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом: чистила печки, убиралась в доме? (Золушка).

6. Какой герой французской сказки очень любил обувь, и как его за это прозвали? (Кот в сапогах).

7. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить? (Волк. Ловись, рыбка, большая и маленькая.).

8. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино).

9. Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе?

(Нечистая сила).

10. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для

хозяев изделия из драгоценных металлов? (Курочка Ряба).

11. Назовите героиню французской сказки, которая получила своё прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка).

12. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму.

(Поп в сказке А. С. Пушкина).

3.Деталь и её роль в художественном произведении.

Заставка.

К каждой команде выходит ученик в необычном костюме. Необходимо определить, что и какому герою принадлежит (названия предметов написаны на бумаге)

а. Пропеллер (Карлсон).

б. Сапог (Кот в сапогах).

в. Платок, завязанный определённым образом. (Солоха).

г. Зеркальце (царица).

д. Пилочка для ногтей (Е. Онегин).

е. Шарик (Винни Пух).

ж. Оселедок (Тарас Бульба).

з. Жук в коробке (Том Сойер).

4. Творческое задание «Акростих».

Заставка.

Довольно именем известна я своим,

Равно клянётся плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями - не быть я создана.

О чём это стихотворение? (о дружбе).

Это акростих: в нём читаются первые буквы. Если слово складывалось из последних букв строки - это называется «телестих», если из средних букв в строке - «мезостих». Это была любимая игра в России 19 века.

Задание: сочинить акростих « Зима».

5. Творческое задание: «Сказка А. С. Пушкина».

Танец Василисы Прекрасной.

Задание: инсценировать отрывок из сказки А. С. Пушкина. Первая команда:

1 команда:

Царь Салтан дивится чуду;

Молвит он: «Коль жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу».

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят его пустить

Чудный остров навестить.

«Уж диковинка, ну право, -

Подмигнув другим лукаво,

Повариха говорит, -

Город у моря стоит!

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут».

А комар-то злится, злится -

И впился комар как раз

Тётке прямо в глаз.

Повариха побледнела,

Обмерла и окривела.

Слуги, сватья и сестра

С криком ловят комара.

«Распроклятая ты мошка!

Мы тебя!..» А он в окошко

Да спокойно в свой удел

Через море полетел.



Вторая команда:

Царь Салтан дивится чуду.

«Если только жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу».

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят его пустить

Чудный остров навестить.

Усмехнувшись исподтиха,

Говорит царю ткачиха:

«Что тут дивного? Ну вот!

Белка камушки грызёт,

Мечет золото и в груды

Загребает изумруды;

Этим нас не удивишь,

Правду ль, нет ли говоришь.

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Это диво, так уж диво,

Можно молвить справедливо!»

Гости умные молчат,

Спорить с нею не хотят.

Диву царь Салтан дивится,

А Гвидон-то злится, злится...

Зажужжал он и как раз

Тётке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» - и тут же окривела;

Все кричат: «Лови, лови,

Да дави её дави...

Вот ужо! Постой немножко,

Погоди...» А князь в окошко,

Да спокойно в свой удел

Через море полетел.

Третья команда:

Царь Салтан дивится чуду.

«Коли жив я только буду,

удный остров навещу

у князя погощу».

Повариха и ткачиха

Ни гу-гу - но Бабариха,

Усмехнувшись, говорит:

«Кто нас этим удивит?

Люди из моря выходят

И себе дозором бродят!

Правду ль бают, или лгут,

Дива я не вижу тут.

В свете есть такие ль дива?

Вот идёт молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо,

Это диво, так уж диво».

Гости умные молчат:

С бабой спорить не хотят.

Чуду царь Салтан дивится -

А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей:

Он над ней жужжит, кружится -

Прямо на нос к ней садится,

Нос ужалил богатырь:

На носу вскочил волдырь.

И опять пошла тревога;

« Помогите, ради Бога!

Караул! Лови, лови,

Да дави его дави...

Вот ужо! пожди немножко,

Погоди!..» А шмель в окошко,

Да спокойно в свой удел

Через море полетел.

6.Что ответил великий?

Заставка.

Однажды сидели за столом Маяковский, Хлебников и Ю.В.Саблин, военачальник, герой гражданской войны. Саблин сказал, что награждён боевым орденом, на котором пятый номер. И шутливо добавил:

- Таких, как я, во всей стране только пять. Маяковский возразил:

- А таких, как я, только один. Хлебников:

- А таких, как я, - и вовсе нет.

Однажды мальчишки спросили А.П. Гайдара:

- А.П., почему вы такой знаменитый, а чемодан у вас так себе?

Гайдар, улыбаясь, ответил:

- Это не беда. Было бы хуже, если бы чемодан у меня знаменитый, а сам я - так себе. Задание: закончить разговор.

1. Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма.

2. Однажды С. Есенин сказал Маяковскому:

- Ваши стихи как будто из чугуна - ну что можно из чугуна сделать?

- Из чугуна сделают нам памятники, - ответил Маяковский.

3. Древнегреческий драматург Софокл сказал однажды, что три стиха стоили ему трёх дней труда.

- Трёх дней! - воскликнул посредственный поэт, услыхавший эти слова. - Да я в это время написал бы сто.

- Да, - ответил Софокл, - но они существовали бы только три дня.

7. Творческое задание «Поэтическая лаборатория».

Заставка.

Метафора - переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём может использоваться и сходство, и контраст. Олицетворение - один из видов метафоры. Уподобление неживого предмета живому существу. Сравнение - определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим. Эпитет - слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества и признаки. Задание: вслед за поэтом сочинить стихотворение.

(каждой команде выдан листок со стихотворением в таком виде:

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.

Из хижин ранний дым разносится клубами

В (эпитет) зареве (эпитет) небес.

В (метафора) глядит на обнажённый лес,

На домы, крытые ковром (эпитет) снега,

На зеркало реки, застынувшей у брега,

Светила дневного (эпитет) ядро.

Отливом (эпитет) блестит снегов (метафора);

(эпитет) инеем, как будто (сравнение),

Унизана кора по ветвям (эпитет).

Люблю я сквозь стекла (эпитет) узор

Картиной новою увеселять свой взор;

Люблю в тиши смотреть, как раннею порою

Деревня весело (олицетворение) с зимою...

задача: вставить то изобразительное средство, которое указано в скобках, затем чтение вариантов стихотворения, сравнение с авторским вариантом)

1. янтарном;

2. пылающих;

3. в раздумии;

4. младого;

5. кровавое;

6. пурпурным;

7. серебро;

8. иглистым;

9. пухом;

10. помертвелым;

11. блистательный;

12. встречается.

Подведение итогов игры: Итак, из чего состоит мастерство и что у нас есть?

1 задание - находчивость, 2 задание - юмор, 3 задание - наблюдательность, 4 задание - вдохновение, 5 задание - артистизм, 6 задание - остроумие, 7 задание - любовь к слову, цель достигнута - мастерство!







Литературно-географический вечер

Страница 1.

«Родина моя» (по лирике С.А.Есенина)

Страница 2

«По странам и территориям. Африка»

(по творчеству Н.С.Гумилёва)

Страница 3

«Танцы народов мира».

Страница 4

«Подведение итогов недели литературы».






Первая страница. «Родина моя».

1. Чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная».

2. 2005 год - год 110-ой годовщины со дня рождения С.А.Есенина. Вся его лирика - это лирика посвящённая родине, России. России деревенской, России деревянной, России лесов и полей. «Алый цвет зари», «в мягкой зелени поля», «золотая роща», «несказанное, синее, нежное» ласкает наш взгляд. Аромат яблок, хлеба, молока, свежего сена окутывает нас, когда мы читаем стихи Есенина о России.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

3. Чтение стихов учителями:

«Сыплет черёмуха снегом»,

«Ночь»,

«Весенний вечер»,

«С добрым утром»,

«Я пастух...»,

«Спит ковыль».

4. До последних дней жизни именно «деревенская» Россия оставалась в сердце поэта, и он верил в то, что такие же чувства испытывает каждый.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти берёзке каждой

Ножку рад поцеловать.


Вторая страница. «Африка».

1 .Викторина.

- Какой географический объект африканские туземцы назвали Мози Оа Тузи, что в переводе означает «Гремящая борода»? (водопад Виктория).

- Каким образом голландцы-переселенцы увековечили в Африке имя своего национального героя Вильгельма Оранского? (река Оранжевая).

- Каким цветом африканцы изображают всё то, что связано с адом? (белым).

- Ораторы одного африканского племени произносят свои речи, стоя на одной ноге. Почему? (Пока стоишь - говори).

- Всего за XVIII век их было вывезено свыше 7 млн. О чём идёт речь? (рабы).

- Что явилось результатом слияния Танганьики и Занзибара? (Танзания).

Африка стала одной из тем творчества русского поэта конца XIX - начала XX века Н.С.Гумилёва. Николая Гумилёва всегда тянуло в заморские страны, ему хотелось увидеть всё, испытать новые чувства, а затем оформить свои впечатления в стихи. Впечатления от Африки затмили даже образ Парижа. Африка, всегда далёкая, всю жизнь притягивала поэта. Две поездки, совершённые Гумилёвым в эту страну, подарили ему вдохновение, которое вылилось в стихи. Поэт ненавязчиво знакомит читателя с африканской природой: озеро Чад, Сахара,

Замбези, Нигер, Мадагаскар.. .Его стихи живы и ярки, страны, словно встают перед глазами.


Загадка.

Травоядный, но свирепый,

Не уступит никому

Он дорогу к водопою:

Ни жирафу, ни слону.

Носорог.

Видишь, мчатся обезьяны

С диким криком на лианы,

Что свисают низко-низко,

Слышишь шорох многих ног?

Это значит близко-близко

От твоей лесной поляны

Разъярённый носорог.

Загадка.

Он виден издалёка,

Как на стройке кран.

Пёстры оба бока,

Он король саванн.

Жираф.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только Луна,

Дробясь и качаясь во влаге широких озёр.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт.

Я знаю, что много чудесного видит Земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Загадка.

Хищница страшная,

Очень опасная

В саваннах и пустынях.

Кровь в жилах стынет.

Гиена.

Ночная мгла несёт свои обманы,

Встаёт Луна, как грешная сирена,

Бегут белесоватые туманы,

И из пещеры крадётся гиена.

Её стенанья яростны и грубы,

Её глаза зловещи и унылы,

И страшны угрожающие зубы

На розоватом мраморе могилы.



Страны и территории.

1.Египет.

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы,

Что несутся вдоль глиняных стен,

Орошая Дамьетские скалы

Розоватыми брызгами пен.

И такие смешные верблюды,

С телом рыб и с головками змей,

Как огромное древнее чудо

Из глубин пышноцветных морей.

2. Абиссиния.

Между берегом буйного Красного моря

И суданским таинственным лесом видна,

Разметавшись среди четырёх плоскогорий,

С отдыхающей львицею схожа, страна.

Север - это болота без дна и без края,

Змеи чёрные подступы к ним стерегут,

Их сестёр-лихорадок зловещая стая,

Желтолицая, здесь обрела свой приют.

А над ними насупились мрачные горы,

Вековая обитель разбоя, Тигрэ,

Где оскалены бездны, взъерошены боры

И вершины стоят в снеговом серебре.

3. Сахара.

Все пустыни друг другу от века родны,

Но Аравия, Сирия, Гоби -

Это лишь затиханье сахарской волны,

В сатанинской воспрянувшей злобе.

Солнце клонит лицо с голубой вышины,

И лицо это девственно юно,

И, как струи пролитого солнца, ровны

Золотые песчаные дюны.

Блещут скалы, темнеют под ними внизу

Древних рек каменистые ложа,

На покрытое волнами море в грозу,

Ты промолвишь, Сахара похожа.

Потому что пустынные ветры горды

И не знают преград своеволью,

Рушат стены, сады засыпают, пруды

Отравляют белеющей солью.


4. Замбези.

Точно медь в самородном железе,

Иглы пламени врезаны в ночь,

Напухают валы на Замбези

И уносятся с гиканьем прочь.

Сквозь неистовство молнии белой

Что-то видно над влажной скалой,

Там могучее чёрное тело

Налегло на топор боевой.

Раздаётся гортанное пенье.

Шар земной облетающих муз

Непреложны повсюду веленья!..

Он поёт, этот воин-зулус...


Третья страница.

Викторина.

1. Какой танец придумали потомки от
смешанных браков негров с индейцами?

(самба).

2. В какой стране родился танец падеспань?

(Испания).


3. Бостон, Краков, Гавана, Таранто... Какой
танец подарили миру эти города?

(одноименные танцы).


4. Танго - из Аргентины, румба - с Кубы,
ламбада - из Бразилии, а откуда самба?

(Бразилия).


5. Этот танец родился в Чехии, и его название

означает «половина»

(полька).


Танцевальный конкурс.

1. Индийский танец.

2. «Макарена».

3. «Цыганочка».

31


© 2010-2022