Рабочая программа элективного курса Золотые правила этикета

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Золотые правила этикета»

9 класс

(в рамках предпрофильной подготовки)




Учитель: Ерлина И.Н.




















с. Тюгурюк 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Золотые правила этикета» составлена на основании следующих нормативно- правовых документов

1. Учебного плана МБОУ «Тюгурюкская ООШ» на 2014 - 2015 учебный год, приказ № 76 от 02.08.14 г.

2. Программа «Технология» (трудовое обучение).5-11кл. Под редакцией Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д.

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Золотые правила этикета» адресована для учащихся 9-х класса, тех, кто считает, что их жизненный успех зависит в решающей степени от них самих, кто чувствует собственную ответственность за происходящие с ними события, за то, как складывается их жизнь.

Программа знакомит с основными принципами современного делового этикета и правилами поведения в различных ситуациях. В частности, учащиеся узнают, как вести деловые переговоры, как одеться на работу и успешно пройти собеседование при приёме на работу - словом, обо всём, что помогает произвести благоприятное впечатление в обществе.

Если молодой человек или девушка выбрали путь делового человека - бизнесмена, предпринимателя, менеджера, они должны знать, что впереди большой и трудный путь самореализации. Ещё совсем недавно предпринимательская карьера представительниц прекрасного пола в нашей стране была невозможна, даже невероятна. Сегодня женщины становятся всё более заметными фигурами в экономике, политике и общественной жизни. По мнению социологов, в недалёком будущем число женщин в сфере экономики составит 63% всего занятого населения.

Немаловажное значение имеет технология имиджирования - своеобразный «кодекс поведения» делового человека (знание делового этикета, приличные манеры, умение вести себя в обществе). За рубежом не существует даже каких-либо сомнений в обязательности поддержки имиджа фирмы и её сотрудников. Модели поведения на работе и в повседневной жизни вмонтированы в менталитет служащих, независимо от занимаемого ими общественного положения. И всё-таки привлекаемый имидж и соблюдение правил этикета - это не догма для делового человека, хотя имеют глубокий практический смысл. Тот, кто нравится людям, несомненно вызывает симпатии, расположение, а это значит, что впереди успешные контакты и контракты.

Цели курса

• ознакомить учащихся со сводом правил поведения, регулирующих проявление человеческих отношений, создать свой имидж;

• воспитать уважение к ряду моральных требований, обращённых непосредственно к культуре взаимоотношений: вежливости, тактичности, скромности и точности;

• через интеграцию культурологических знаний, умений, навыков облегчить стремление учащихся сбалансировать деловые и личные интересы и, соотнося их, определять цели жизни.

Задачи курса

Курс «Золотые парвила этикета»:

• помогает развить уверенность в себе, развить чувство собственного достоинства, удачно найденный стиль поведения и одежды;

• развивает умение убедительно и грамотно представлять себя и свои идеи;

• развивает у учащихся чувство уважения к народным обычаям и традициям;

• учит детей умению реализовывать свои идеи и исправлять допущенные ошибки;

• формирует умение управлять своим временем, правильно его организовывать и устанавливать приоритеты;

• вызывает интерес к изучению определённых норм и правил, регулирующих допустимые (приличные) и недопустимые (неприличные) формы поведения людей в обществе; профессионально ориентирует детей на то, чтобы не терять, а умножать этноэтикет, совокупность разных рациональных правил, выработанных народами в течение многих веков, ставших частью общечеловеческой культуры, регламентирующих и оформляющих отношения людей вполне конкретного общества, нации, страны.

Так же к задачам курса можно отнести задачи, направленные на развитие поведенческой культуры, элементарной вежливости, доброжелательности.

Актуальность программы

• программа рассчитана на то, чтобы помочь учащимся среднего и старшего школьного возраста правильно выбрать род занятий и в дальнейшем добиться успеха в поисках соответствующей работы;

• особое внимание в учебном курсе по программе «Золотые правила этикета» уделяется развитию у учащихся навыков эффективного общения и подготовке к самостоятельной профессиональной деятельности;

• учебный процесс построен на основе обзорных и установочных лекциях, а так же предусматривает выполнение творческих зачётных работ;

• занятия можно проводить в обычном классе, максимально привлекая ресурсы школьной библиотеки.

Примерные требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения программы учащиеся должны:

• иметь первоначальное представление о значении понятий «этикет», «имидж», «этика»;

• иметь первоначальные сведения о современном этикете и нюансах этикетной субординации;

• знать особенности делового общения и служебно-делового этикета.

Учащиеся должны уметь:

• характеризовать основные атрибуты деловой привлекательности;

• находить выход из повседневных ситуаций, не нарушая этикета делового человека;

• составлять «свой портрет» при помощи написания резюме;

• анализировать любую проблему с точки зрения другого человека;

• работать со справочной литературой.

Методы и формы обучения

Кроме традиционных методов обучения на занятиях по курсу должны широко использоваться информационно-развивающие методы обучения.

К информационно-развивающим методам относятся такие методы, с помощью которых получают учебную информацию в готовом виде - в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа).

Лекция - метод обучения, представляющий собой монологическое изложение преподавателем учебной информации. Преимущество лекции в том, что она имеет чёткую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за сравнительно короткое время может быть дан большой по объёму материал, а благодаря системности его подачи у учащихся можно создать целостное представление об изучаемом явлении или объекте.

Лекционный метод обеспечивает активность слушателей, поддерживает интерес к содержанию, вызывает эмоциональную ответную реакцию, способствует формированию убеждений.

Материал лекции излагается таким образом, чтобы его легко было записать. На доске лектор даёт краткие записи структуры учебного материала, которые могут служить для учащихся « опорным сигналом» (опорными конспектами).

Рассказ как метод обучения представляет собой монологическое сообщение преподавателя о каких-то событиях, фактах, явлениях и используется для конкретизации, и создания интереса к изучаемому материалу.

Объяснение - преподаватель сообщает основные сведения, подтверждает их записями на доске, обращается к учащимся с вопросами для подтверждения того или иного положения, для активизации познавательной деятельности, организует учащихся на оформление записей в тетрадях.

При изучении материала занятия носят комплексный, комбинированный характер.

Формы и методы контроля

Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами его проведения. Наиболее эффективным показателем усвоения новой информации является прогресс учащихся за курс обучения при выполнении творческой работы и качественно выполняемой зачётной работы.

Значительная часть времени отводится на проведение практических занятий: деловых игр, тестирования, выполнение практических и творческих заданий.

Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку старшеклассников к эффективному, бесконфликтному, грамотному деловому общению в микро- и макросреде организации, усвоению правил современного этикета, особенностей делового общения и служебно-делового общения.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (1 ч)

Цели, задачи курса. Что такое этикет? Какую роль в достижении успеха играют чуткость, внимательность, вежливость, корректность, деликатность и т. д.

2. Современный этикет: игра по правилам (1 ч)

Несколько основных принципов современного этикета. Свод правил поведения, регулирующих проявление человеческих взаимоотношений, гигиена, поведение на работе, в общественных местах.

3. Деловое общение (1 ч)

Советы делового общения. Как необходимо здороваться?

Имидж делового человека. Особенности взаимоотношений сотрудника и руководителя. Ведение деловых бесед и деловой переписки. Этикет телефонных разговоров. Деловая культура. Умение наладить контакты, чётко сформулировать проблемы, умение их обсуждать. Визитные карточки как элементы деловых отношений. Темы для беседы за столом на деловых переговорах.

Как сделать комплимент, чтобы не обидеть человека. Формулы извинений. Подарки и сувениры - один из элементов гостеприимства: что и как можно или нужно дарить. В каких случаях можно отказаться от подарка. Что подарить мужчине, мужчине-руководителю?

4. Атрибуты деловой привлекательности (2 ч)

Внешний вид делового человека. Простота, вкус, опрятность - залог успеха. Портрет элегантного делового человека. Культура внешности человека - необходимая составляющая этикетных ситуаций общения. Ряд довольно устойчивых (этикетных, эстетических и др.) требований к одежде. Наиболее подходящие цвета и ткани для делового костюма. Советы, которые помогают скрыть недостатки фигуры с помощью одежды. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? Можно ли женщине идти на какое-либо торжественное или деловое мероприятие без чулок? Какую обувь лучше покупать? Этикетные нормы и традиции при выборе вечернего костюма. Как правильно выбрать украшения и духи? Межпредметныесвязи: применение полученных теоретических знаний на уроке технологии.

Тестирование

Тест «Насколько вы уверены в себе?»

Тест «Владеете ли вы этикетом общения?»

5. Деловая практика (1 ч)

Как не попасть в ловушку обстоятельств: повседневные ситуации в городском транспорте, на улице.

Ситуация устройства на работу: умение представить своё резюме; как следует вести себя при собеседовании; внешний вид при устройстве на работу; умение задавать вопросы и отвечать на них.

Тестирование

Тест «Твой шанс. Визит к работодателю».

6.Мобильный этикет (1 ч) Этикет телефонных разговоров

7. Итоговое занятие (1 ч)Подведение итогов: защита рефератов;

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся


Кол-во

часов

дата

План

Факт

1.

Вводное занятие


1 ч



2.

Современный этикет: игра по правилам

Знать: принципы современного этикета, нюансы этикетной субординации

1 ч



3.

Деловое общение

Знать правила приветствия, служебно-деловой правила общения во время деловых встреч, визитные карточки.

Уметь: делать комплименты; приносить извинения;

1 ч



4-5.

Атрибуты деловой привлекательности

Деловая элегантность

Одежда, способствующая успеху

Требования к повседневной одежде

Вечерний костюм

Осанка, позы, походка

Украшения, аксессуары

2 ч



6.

Деловая практика

Повседневные ситуации

Этикетные правила при устройстве на работу

1 ч



7.

Мобильный этикет

Знать правила использования телефонов, планшетов в общественных местах

1 ч.



8.

Итоговое занятие

Зачётная работа (реферат)


1 ч




Итого:

8 ч






Ученик получает зачёт при условии

  • обязательное посещение всех лекций;

  • выполнение всех тестовых заданий;

  • выполнение зачётной работ.

Литература

1. Программа «Технология» (трудовое обучение).5-11кл. Под редакцией Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д.

2. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд «Правая культура», 1994.

3. Дунцова К.Г., Станкович Г.П. Этикет за столом. - М.: Экономика, 1990.

4. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. - М.: Народное образование, 2003.

5. Кузнецов И.Н. Технология делового общения. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д:

Издательский центр «МарТ», 2004.

6. Марченко А.В., Сасова Н.А., Гуревич М.И. Сборник нормативно методических материалов по технологии. - М.: Вентана-Графф, 2002.



© 2010-2022