КТП, литература, 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

Календарные сроки

№ урока

Тема урока

Виды деятельности учащихся.

Элементы содержания уроков.

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы контроля

1 четверть


1

О литературе, писателе и читателе

Познакомить со структурой и содержанием учебника-хрестоматии

Иметь представление о специфике художественной литературы как искусства слова

Взаимопроверка


2

«Пять веков»

Формировать представление о мировосприятии Гесиода

Уметь составлять тезисный план; формировать нравственно-эстетическое представление в ходе выявления художественной идеи мифа

Взаимопроверка


3

«Прометей»

Выявить символическое значение похищения огня Прометеем как обретение человечеством привилегии богов; значение образа Прометея в мировой культуре

Уметь составлять цитатный план произведения, работать с иллюстрациями

Взаимопроверка


4

«Яблоки Гесперид»

Выявить значение образа Геракла для мировой культуры, осмысление значений имен героев, упомянутых в мифе

Уметь составлять цитатный план произведения, развивать устную речь; иметь представление о греческой мифологии

Самопроверка


5

«Солдат и смерть»

Выявить главное свойство жанра легенды; определить художественную идею легенды «Солдат и смерть»

Знать свойства легенды, заключающиеся в утверждении этических норм христианства; уметь работать с иллюстрациями, выделять главное в прослушанном тексте

Самостоятельная работа


6

«Как Бадыноко победил одноглазого великана»

Выявить жанровые особенности преданий; сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее

Знать жанровые особенности преданий, художественную идею предания о Бадыноко

Самостоятельная работа


7

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Выявит жанровые особенности волшебной сказки, значение образа Бабы-Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре

Знать композиционные и языковые особенности «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»

Исследовательская работа


8

«Сказание о белгородских колодцах»

Формировать представление о «Сказании…» как части «Повести временных лет», выявить художественную идею сказания

Уметь представление о «Повести временных лет» и ее частях, знать и уметь выделять художественную идею сказания

Взаимопроверка


9

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Выявить художественную идею произведения

Уметь составлять художественный пересказ текста, выделять идею произведения

Самопроверка


10

«Поучение…» Владимира Мономаха

Выявить художественную идею «Поучения…», заключающейся в призыве к милосердию и состраданию

Уметь выделять художественные особенности произведения, выявлять идею произведения

Взаимопроверка


11

М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин

Формировать представление о личности М.В. Ломоносова, системе взглядов; об основных жанрах поэтического творчества

Иметь представление о М.В. Ломоносове как личности; знать основные жанры поэтического творчества М.В. Ломоносова

Взаимопроверка


12

«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»

Выявить значение подвижнической деятельности Ломоносова для российской науки

Знать ключевую идею «Стихов, сочиненных по дороге в Петергоф…», проявляющейся в стремлении лирического героя к обретению внутренней свободы

Самопроверка


13

В.А.Жуковский. краткие сведения о писателе. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин

Познакомить с основными фактами биографии поэта, выявить наиболее яркие качества его личности, проявившиеся во взаимоотношениях с А.С. Пушкиным

Иметь представление о личности В. А. Жуковского и о его взаимоотношениях с А. С. Пушкиным

Взаимопроверка


14

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского «Светлана». Творческая история баллады

Выявить признаки баллады как жанра, особенности замысла баллады

Знать признаки баллады как жанра, особенности замысла, связанные с личностью поэта, жизненными судьбами Саши и Маши Протасовых

Взаимопроверка


15

Анализ баллады «Светлана»

Выявить лейтмотив баллады и особенности оптимистического мировосприятия героини

Уметь в ходе исследования выявлять лейтмотив баллады и особенности мировосприятия героини

Исследовательская работа


16

Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина

Выявить факторы, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта

Иметь представление о жизни и становлении поэта в лицейские годы

Самопроверка



2 четверть


17

18

Стихотворение А.С. Пушкина «Деревня», «Зимнее утро»

Выявить гражданскую позицию автора; контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы в стихотворении

Уметь анализировать лирическое произведение

Самостоятельная работа


19

А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе

Познакомить с исторической эпохой, нашедшей отражение в романе

Иметь представление о творческой истории произведения и прототипах героев романа

Взаимопроверка


20

Причины ссоры Дубровского и Троекурова

Выявить первоначальное впечатление о романе. Определить причину ссоры Дубровского и Троекурова

Уметь сравнивать характеры героев романа, определять мотивы их поведения

Самостоятельная работа


21

Отец и сын в романе «Дубровский»

Выявить центральную проблему романа, проявляющуюся в столкновении личности с произволом

Уметь анализировать прочитанный текст и определять центральную тему романа

Взаимопроверка


22

В. Дубровский - доблестный офицер и благородный разбойник

Выявить центральную проблему романа, проявляющуюся в столкновении личности с произволом

Уметь анализировать прочитанный текст и определять центральную тему романа

Самопроверка


23

Дубровский и Маша Троекурова

Формировать навык сравнительного анализа героев и пересказа с изменением лица

Уметь сравнивать образы главных героев произведения и пересказывать с изменением лица

Самостоятельная работа


24

Мастерская творческого письма. Продолжение романа «Дубровский»

Выявить факторы, оказавшие влияние на становление характеров героев в процессе духовной эволюции

Уметь работать со справочной литературой, составлять план

Взаимопроверка


25

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове

Выявить этапы становления личности поэта, сущности сложных отношений с властью и обществом

Иметь представление о вольнолюбивых мотивах в лирике Лермонтова

Взаимопроверка


26

27

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Парус»

Выявить значение мотивов странничества и изгнания в творчестве писателя

Уметь анализировать стихотворения

Самостоятельная работа


28

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести

Выявить мотивы, побудившие Гоголя к созданию повести

Иметь представление об исторической основе произведения

Взаимопроверка


29

Степь как образ Родины в повести Гоголя

Выявить качества характера героев и обстоятельства, оказавшие влияние на их становление

Уметь анализировать эпическое произведение

Самопроверка


30

Андрий и Остап в повести

Выявить характерные особенности эпического мира могучего, свободного, прекрасного человека

Иметь представление о сложности и многогранности характеров героев

Самостоятельная работа


31

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя

Выявить значение образов казаков и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения

Иметь представление об авторской позиции; уметь анализировать образы персонажей, отдельных эпизодов

Исследовательская работа


32

И.С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и композиция

Познакомить с произведением «Записки охотника» Тургенева, выявить единство цикла рассказов и самостоятельности каждого рассказа

Уметь составлять художественный пересказ произведения

Взаимопроверка



3 четверть


33

«Бирюк»

Выявить особенности характера героев, способности сохранять человеческое достоинство

Иметь представление о причинах трагического одиночества героя

Самопроверка


34

Стихотворение И.С. Тургенева «В дороге»

Познакомить с особенностями миросозерцания писателя; совершенствовать навык многоуровневого анализа лирического текста

Иметь представление о миросозерцании писателя, проявляющееся в стремлении включать частные жизненные события в широкую историческую перспективу

Практическая работа


35

Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство…»

Выявить художественную идею стихотворения

Иметь представление о гражданской позиции Н.А. Некрасова

Взаимопроверка


36

Л.Н. Толстой в 30-50гг 19 века

Познакомить с ключевыми событиями периода 30-50-х гг

Иметь представление о событиях, оказавших влияние на становление характера Л.Н. Толстого


37

Анализ глав повести «Детство»

Проанализировать 1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика;

показать душевную красоту русской женщины, её нелёгкую судьбу;

понять место матери в жизни каждого человека

Уметь самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному тексту

Сочинение - зарисовка (проверить умение создавать письменное высказывание, подбирать аргументы, выражать свое отношение)


38

Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди»

В.Г. Короленко

Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: пробле­мы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, ми­лосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов.

Повесть, художественная деталь, порт­рет и характер.

Знать о В.Г.Короленко; попытаться осмыслить своеобразие его произведений

Уметь выделять смысловые части текста, сопоставлять эпизоды сравнивать героев, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение, выявлять авторскую позицию

Взаимопроверка


39

40

Краткие сведения о В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» . Дружба Васи, Валека и Маруси

В.Г. Короленко

Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: пробле­мы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, ми­лосердия.

Знать о В.Г.Короленко; попытаться осмыслить своеобразие его произведений

Уметь выделять смысловые части текста, сопоставлять эпизоды сравнивать героев, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение, выявлять авторскую позицию

Самопроверка


41


Дети и взрослые в повести «В дурном обществе»

Дети и взрослые в повести. Система образов.

Уметь выделять смысловые части текста, сопоставлять эпизоды сравнивать героев, самостоятельно делать выводы

Самопроверка


42

43

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова «Налим» ,«Шуточка» и «Толстый и тонкий»

А.П.Чехов

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Шуточка». «Налим».

«Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочита­ние, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров пер­сонажей. Отношение автора к героям.

Знать о жизни и этапах творчества Чехова.

Попытаться осмыслить своеобразие его произведений

Уметь выделять смысловые части текста, сопоставлять эпизоды сравнивать героев, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение, выявлять авторскую позицию

Творческая работа


44

45

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина

И.А.Бунин

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Стили речи и их роль в создании худо­жественного образа.

Знать основные периоды жизни и творчества И.А.Бунина.

Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием.

Уметь выявить особенность героев рассказа

Письменный отзыв об эпизоде.


46

47

Краткие сведения об А.И. Куприне. Рассказ «Белый пудель»

А.И. Куприн

Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характе­ристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Знать этапы жизни и творчества А.И.Куприна;

Уметь выявить особенности сюжета рассказов «Тапёр», «Белый пудель»

Уметь выделять смысловые части текста, сопоставлять эпизоды сравнивать героев, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение, выявлять авторскую позицию

Оперировать понятиями: ИВС

Уметь подбирать ключевые слова.

Взаимопроверка


48

Рассказ А.И. Куприна «Тапер»

Цитатный план


49


Краткие сведения о С.А. Есенине. «Песнь о собаке»

Составление рассказа о поэте с использованием дополнительных материалов.

Исследовательская деятельность

Анализ стихотворения


50

Стихотворение С.А. Есенина «Разбуди меня завтра рано…»

Создание эйдос-конспекта



4 четверть


51

52

Краткие сведения о М.М. Пришвине Сказка-быль «Кладовая солнца». Особенности жанра

М.М. Пришвин

Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зор­кости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Знать:

автора и содержание произведения;

основные теоретические понятия, связанные с сюжетом

Использовать сведения по теории литературы;

воспроизводить сюжет;

принимать участие в обсуждении прочитанного;

видеть связь с другими видами искусств

Взаимопроверка


53

Настя и Митраша В сказке «Кладовая солнца»

М.М. Пришвин

Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зор­кости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Использовать сведения по теории литературы;

воспроизводить сюжет;

принимать участие в обсуждении прочитанного;

видеть связь с другими видами искусств

Составление опорного конспекта


54

Смысл названия сказки-были

Письменный ответ на вопрос


55

56

Стихотворение Н.М. Рубцова «Звезда полей» и «Тихая моя Родина»

Н.М.Рубцов

Краткие сведения о поэте. «Звезда полей », «Тихая моя ро­дина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.


Знать все определения по теме, содержание изученных произведений, биографических данных писателей и поэтов.

Уметь выполнять литературоведческий анализ художественного и поэтического текстов

Самопроверка

Творческое задание


57


Литературно-музыкальная композиция «Сороковые роковые…»

Изображение войны; проблема жестокости, справедливо­сти, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к ро­дине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В.

Знать стихотворения о

ВО В.

Уметь анализировать, выразительно читать наизусть

Чтение наизусть


58

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон»

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Проблематика рассказа. Детские образы. Стиль писателя





Знать: основные этапы жизни и творчества В.Астафьева,

содержание произведения «Конь с розовой гривой»,

основные теоретические понятия, связанные с сюжетом

Взаимопроверка


59

60

Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Самостоятельная работа


61

«Сказка о Синбаде Мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика

О книге Арабских сказок «Тысяча и одна ночь»

Знать:

О книге Арабских сказок «Тысяча и одна ночь», содержание сказки о Синдбаде - мореходе.

Практическая работа


62


Братья Гримм. Сходства и различия народных и литературных сказок. Сказка «Снегурочка»

Жизнь и творчество Братьев Гримм.

Сказка «Снегурочка

Знать: о Братьях Гримм, содержание произведения;

основные теоретические понятия, связанные с сюжетом

Взаимопроверка


63

О. Генри. Рассказ «Вождь краснокожих»

О.Генри

Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о дет­стве - с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе

Знать:

Краткие сведения о жизни О.Генри,содержание произведения;

Уметь:

воспроизводить сюжет;

принимать участие в обсуждении прочитанного.

Самопроверка


64

Краткие сведения о Дж. Лондоне «Северные рассказы»

Дж. Лондон

Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизне­утверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Знать:

Жизненный и творческий путь Джека Лондона, содержание произведения;

Уметь:

воспроизводить сюжет; анализировать поступки героев, давать характеристику герою,

принимать участие в обсуждении прочитанного.

Взаимопроверка


65

Рекомендации для летнего чтения

Литературные герои, их нравственные качества


66

67

68

Резервные уроки



© 2010-2022