Предложения по изучению творчества С. Есенина в школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Есенинский компонент на уроках русского языка.

При составлении технологии внедрения регионального компонента на уроках русского языка я старалась равномерно распределять темы, ведь насыщение материалом может дать обратный результат.Цель моей работы : заинтересовать ребят, показать им многогранный мир поэзии С.Есенина и постараться сделать так, чтобы у ребят возникла необходимость в общении с творчеством поэта и после окончания школы. И главное - приучить школьников к творчеству, научить их говорить красиво, мыслить креативно.

5 класс. При изучении темы «Алфавит» предлагаю детям составить есенинскую азбуку. Работа творческая, интересная: подобрать стихи, выписать, правильно и красиво оформить, подобрать иллюстрации. С этими заданиями детям справиться трудно. На помощь приходят родители, которые тоже еще раз окунутся из серых будней в тайну есенинских стихов.

При закреплении темы «Безударные личные окончания глаголов» и «Обращение» использую раздаточный материал с примерами из лирики поэта. В ходе наблюдений делаем вывод о цели использования глаголов в стихах.

6 класс. В программе 6 класса есть благодатная тема для использования лирики Есенина - тема «Лексика». В качестве домашнего задания предлагаю выписать диалекты из произведений поэта, объяснить их значение по словарю и определить роль в тексте. Здесь же интересна тема авторских неологизмов, определяем способ их образования, стилистическую окраску. При изучении темы «Имя прилагательное» применяю раздаточный материал, составленный из строчек есенинских стихов. Находим эпитеты, заменяем синонимами, убеждаемся, что каждое слово стоит на своем месте, играет свою роль.

Для учеников 7 класса подобран дидактический материал на следующие темы: «Причастие», «Деепричастие», «Междометие». Применяю его на стадии закрепления, проверяю и орфографические навыки, и умение определять синтаксическую роль данных частей речи.

Школьники 8 класса работают со стихами Есенина при закреплении тем «Однородные члены предложения» и «Сравнительный оборот». Здесь мы работаем и на литературоведческие темы, например, находим примеры градации, определяем цель ее использования в тексте; учимся отличать сравнительный оборот от развернутой метафоры. Интересен материал и на тему «Односоставное предложение».

Уроки русского языка в 9 классе мы посвящаем сложному предложению и синтаксическому параллелизму. Школьники сами подбирают дидактический материал, опираясь на тексты стихов и прозы С.А Есенина.

На уроках в 10-11 классах и на факультативах готовимся к ЕГЭ. Выполняем художественный анализ стихотворений, отвечаем на проблемные вопросы, закрепляем практическую грамотность по орфографии и пунктуации.

Во время работы с раздаточным материалом по орфографии и пунктуации мы отрабатываем и навыки литературоведческого анализа. С.А.Есенин-художник слова, и в его стихах дети находят яркие примеры применения различных средств художественной выразительности.

2. Есенинский компонент на уроках литературы

Есенинский компонент на уроках литературы вводится мною вариативно: в классах повышенного уровня отвожу на определенную тему отдельный урок (может быть уроком внеклассного чтения); в общеобразовательных классах иногда останавливаюсь на отдельных элементах сравнительного характера.

В своей работе я опираюсь на программу литературного образования под редакцией В.Я.Коровиной. Есенинский компонент распределен мною так, чтобы произведения С.Есенина перекликались по тематике с произведениями, рекомендованными автором программы.

При изучении в 5классе темы «Сказки» вводится понятие сказка русская народная и авторская. И для ребят бывает открытием, что сказочных героев мы находим и в стихах С.Есенина.Знакомство с его творчеством начинается у ребят в начальной школе со стихотворения «Береза».Здесь они видят еще одну грань творчества поэта.

В 6 классе мы расширяем мир поэзии С.Есенина. Изучая обрядовую поэзию, я предлагаю школьникам познакомиться с народными праздниками, которые порождают и обрядовые песни. Дети готовят сообщения. А затем мы анализируем стихи С.Есенина и находим в них упоминание об известных народных праздниках. Знакомясь с «Повестью о разорении Рязани ханом Батыем», сравниваем образ Евпатия Коловрата в описании летописца и образ рязанского богатыря в есенинском восприятии, говорим о песне как о жанре.

В 7 классе меня заинтересовали произведения авторов 20века: рассказ Л.Андреева «Кусака» и рассказ А Платонова «Юшка». На примере первого произведения мы рассматриваем проблему ответственности человека за тех, кого приручили, говорим о доброте и преданности животных. Анализируя стихи С.Есенина, мы говорим о том, что животные и птицы наделены такими же чувствами, как и человек. Говоря о проблеме милосердия в рассказе «Юшка», убеждаемся в том ,что о дефиците этого качества писал в своих стихах и С.Есенин.

8 класс. К теме «История России на страницах С.Есенина» мы возвращаемся во время изучения романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Сравниваем взгляд на личность Емельяна Пугачева историков и С.Есенина в его исторической поэме «Пугачев».

В программе 9 класса меня заинтересовала «Тема поэта и поэзии». Традиционно мы рассматриваем эту тему на примере творчества А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Я предложила ребятам проанализировать стихи С.Есенина и определить его взгляд на эту тему.

10 класс. На уроках литературы в 10 классе я решила попробовать найти общее или радикально противоположное в творчестве ничем не связанных, на первый взгляд, между собой классиков - И.С.Тургенева и С.А.Есенина. Может, первый опыт и не совсем показателен, но тем не менее, мы с ребятами нашли схожие темы: тема родительского дома (в романе - на примере семьи Кирсановых и Базаровых) и пейзаж как способ выражения внутреннего состояния героя.

При изучении лирики А. Фета учащиеся видят стихотворения, которые похожи на стихи С.Есенина: «Береза», «Чудная равнина…». И в детях всегда возникает непонимание такой ситуации. Здесь очень важен сопоставительный анализ стихотворений, чтобы школьники убедились, что стихи С.Есенина не слепок, а новое мироощущение нового поэта.

В качестве дополнительного материала при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» я предлагаю школьникам проанализировать роль цвета в романе и в лирике С.Есенина. Интересен для ребят опыт исследовательской работы: определяем значение цвета в иконописи и сравниваем с ролью цвета в стихах С.Есенина. Ребятам очень нравится эта тема, так мы познаем и азы иконописи, и открываем для себя сложный внутренний мир поэта.

В 11 классе на примере прозы В.Распутина и стихов С.Есенина мы анализируем влияние города на жизнь людей. Тему «Образ Иисуса Христа в литературе 19-20 века» будем рассматривать на произведениях И.Тургенева, А.Блока и С.Есенина. Группа учеников работает над материалом для следующей темы занятий: « Исповедальная лирика С.А.Есенина», стихи подбирают из разных периодов творчества поэта.


© 2010-2022